Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Февраля 2012 в 22:41, курсовая работа
Актуальность выбранной темы очевидна. Республика Беларусь, на территории которой еще в начале 20 века не было университетов и научно-исследовательских институтов, сегодня располагает значительным интеллектуальным и научно-техническим потенциалом, способным на высоком уровне решать научные проблемы в интересах народного хозяйства и социальной сферы, дальнейшего развития образования и культуры.
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. НАУЧНЫЕ ПОДХОДЫ К ИЗУЧЕНИЮ ИННОВАЦИОННОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ РЕГИОНОВ.
1.1 ОБЗОР НАУЧНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ПО ПРОБЛЕМЕ ИННОВАЦИОННОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ.
1.2МЕТОДЫ ОЦЕНКИ ИННОВАЦИОННОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ.
ГЛАВА 2. ЭКОНОМИКО-ГЕОГРАФИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА ИННОВАЦИОННОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ РЕГИОНОВ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ.
ГЛАВА 3. СТРАТИГИЧЕСКИЕ НАПРАВЛЕНИЯ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ ИННОВАЦИОННОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ РЕГИОНОВ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ.
В условиях
В задачи инновационной инфраструктуры входят:
- отбор проектов на
основе системы объективной
- создание благоприятных
стартовых условий для
поддержка венчурных проектов;
- система участия в
разработке перспективных
- поддержка механизмов
взаимодействия с крупными
- формирование материально-
- аккумуляция финансовых ресурсов, создание инновационных, инвестиционных, венчурных фондов, инновационных банков и др.;
- создание информационных
сетей, обеспечивающих
- получение
- развитие страхования
инновационных проектов, государственное
страхование иностранных
- помощь в получении
информации об иностранных
- помощь в проведении конверсии;
- обучение предпринимательству в научно-технической сфере.
Базируясь на данных положениях, формируется инновационная инфраструктура, состоящая из следующих взаимоувязанных элементов:
1. Организационные
структуры (администрация
2. Финансово-кредитные институты,
3. Страховые компании, фирмы,
обеспечивающие снижение
4. Информационные сети, позволяющие
определить перспективные
5. Система сервисного
обслуживания инновационных
6. Различные формы
обучения предпринимательству
Уровень развития инновационной инфраструктуры страны является одним из главных индикаторов иновационности ее экономики. В настоящее время инновационная политика в развитых странах является составной частью государственной социально-экономической политики. Она позволяет решать задачи перестройки экономики, непрерывного обновления технической базы производства, выпуска конкурентоспособной продукции, другими словами направлена на создание благоприятного экономического климата для осуществления инновационных процессов и является связующим звеном между сферой «чистой» науки и задачами производства.
Определение
инновационной инфраструктуры в
Законе Республики Беларусь “Об основах
государственной научно-
1. Закон
Республики Беларусь «О
2. Постановление
Совета Министров Республики
Беларусь от 31 июля 1997 г. № 998 «Об
утверждении положения о
3. Постановление
Совета Министров Республики
Беларусь от 5 июня 1998 г. № 892 "Об
утверждении Положения о
4. Указ
Президента Республики
5. Постановление
Совета Министров Республики
Беларусь от 12 ноября 1998 г. № 1739
«О создании Белорусского
6. Указ
Президента Республики
7. Указ
Президента Республики
8. Декрет
Президента Республики
Имеется ряд других нормативных документов более низкого уровня их принятия, регулирующих вопросы деятельности инновационной инфраструктуры.
Проведенный анализ действующей в Республике Беларусь базы законодательства, регулирующей деятельность субъектов инновационной инфраструктуры, свидетельствует, о ее несовершенстве, фрагментарности и несформированности эффективной правовой системы, стимулирующей успешное становление и развитие инновационной инфраструктуры Республики Беларусь.
В частности, в базе законодательства отсутствует определение центра трансфера технологий, призванного играть важнейшую роль в реализации результатов научно-технической деятельности в экономике страны. Не созданы правовые условия для появления и функционирования венчурных организаций, реализующих финансовое обеспечение наиболее рисковых инновационных проектов без предоставления залога. Кроме того, не сформирован юридически закрепленный механизм стимулирования субъектов инновационной инфраструктуры.
В целях
развития инновационной деятельности
в Республике Беларусь, посредством
создания благоприятных условий
для появления и
а) установление для субъектов инновационной инфраструктуры и их резидентов (кроме венчурных организаций) понижающего коэффициента 0,5 к базовым ставкам арендной платы в первые два года со дня заключения договора аренды общественных, административных и переоборудованных производственных зданий, сооружений и помещений, находящихся в государственной собственности;
б) областным и Минскому городскому Советам депутатов, Советам депутатов базового территориального уровня рекомендовано в установленном порядке рассмотреть вопрос об освобождении юридических лиц, являющихся субъектами инновационной инфраструктуры, от уплаты местных налогов и сборов.
В заключение
необходимо отметить, что качественное
законодательство об инновационной
деятельности, эффективное государственное
регулирование инновационной
1.2МЕТОДЫ ОЦЕНКИ ИННОВАЦИОННОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ.
Мировые специалисты предлагают
для оценки инновационной активности
целый ряд индикаторов, которые
характеризуют эффективность
Рассмотрим важнейшие индикаторы:
1.Наукоемкость ВВП. Пороговое значение этого индикатора составляет не менее 2 %. В Республике Беларусь в настоящее время наукоемксть ВВП составляет менее 1 %;
2.Доля инновационно-активных предприятий — 14 %. Пороговое значение составляет 20 %;
3.Доля высокотехнологичного экспорта в общем экспорте промышленности;
4.Развитие инновационного предпринимательства. В Беларуси менее 1 %.
Основные показатели инновационного развития Республики Беларусь:
Примечание.
Новая продукция – это продукция, изготовленная впервые в организации или отличающаяся от выпускаемой улучшенными свойствами или характеристиками и получающая новое обозначение.
Если при изготовлении продукции применяется взаимозаменяемое сырье, комплектующие изделия, материалы, возможность применения которых предусмотрена нормативными документами на поставку или технологическими документами (рецептурой, технологической инструкцией, технологическим регламентом), происходит изменение модельного ряда выпускаемой продукции, то такая продукция не может быть отнесена к категории «новой».
Модифицированные изделия также не относятся к категории «новых», так как в этом случае на основе базового изделия создается разновидность изделия с целью расширения или специализации сферы его использования. При этом в обозначение модифицированного изделия входит обозначение базового изделия.
При формировании показателя «новая продукция» также следует руководствоваться отраслевыми методическими рекомендациями по отнесению продукции к новой, разработанными и утвержденными органами государственного управления и иными государственными организациями, подчиненными Правительству Республики Беларусь по согласованию с Министерством экономики и Государственным комитетом по стандартизации Республики Беларусь.
По показателю «новая продукция» отражается изготовленная только в отчетном периоде продукция производственно-технического назначения, выпускаемая в течение трех лет с начала ее серийного производства или единичного изготовления, и произведенные в отчетном периоде потребительские товары, выпускаемые в течение двух лет с начала освоения, если иное не предусмотрено отраслевыми методическими рекомендациями по отнесению продукции к новой, разработанными и утвержденными органами государственного управления и иными государственными организациями, подчиненными Правительству Республики Беларусь по согласованию с Министерством экономики и Государственным комитетом по стандартизации Республики Беларусь.
Инновационно-активные предприятия — предприятия, осуществляющие разработку и/или внедрение новых или усовершенствованных продуктов, технологических процессов и иные виды инновационной деятельности; осуществляющие затраты на технологические инновации.
Инновационная
активность организации оценивается
тремя основными
Информация о работе Оценка инновационной инфраструктуры Республики Беларусь