Оценка инновационной инфраструктуры Республики Беларусь

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Февраля 2012 в 22:41, курсовая работа

Описание работы

Актуальность выбранной темы очевидна. Республика Беларусь, на территории которой еще в начале 20 века не было университетов и научно-исследовательских институтов, сегодня располагает значительным интеллектуальным и научно-техническим потенциалом, способным на высоком уровне решать научные проблемы в интересах народного хозяйства и социальной сферы, дальнейшего развития образования и культуры.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. НАУЧНЫЕ ПОДХОДЫ К ИЗУЧЕНИЮ ИННОВАЦИОННОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ РЕГИОНОВ.
1.1 ОБЗОР НАУЧНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ПО ПРОБЛЕМЕ ИННОВАЦИОННОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ.
1.2МЕТОДЫ ОЦЕНКИ ИННОВАЦИОННОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ.
ГЛАВА 2. ЭКОНОМИКО-ГЕОГРАФИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА ИННОВАЦИОННОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ РЕГИОНОВ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ.
ГЛАВА 3. СТРАТИГИЧЕСКИЕ НАПРАВЛЕНИЯ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ ИННОВАЦИОННОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ РЕГИОНОВ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ.

Работа содержит 1 файл

Курсовая 2.docx

— 54.31 Кб (Скачать)

 В условиях трансформационного  общества инновационная инфраструктура  должна способствовать вхождению  науки в рыночную среду, развитию  предпринимательства в научно-технической  сфере, поэтому ее формирование  во многом определяется состоянием  рыночной инфраструктуры. В целом  инновационная инфраструктура представляет  собой организационную, материальную, финансово-кредитную, информационную  базу для создания условий,  способствующих эффективной аккумуляции  и распределению средств и  оказанию услуг для развития  инновационной деятельности технологического  трансфера, коммерциализации научно-технической продукции в условиях повышенного риска.

 В задачи инновационной  инфраструктуры входят:

- отбор проектов на  основе системы объективной экспертизы;

- создание благоприятных  стартовых условий для развития  малых инновационных технологически  ориентированных фирм;

 поддержка венчурных  проектов;

- система участия в  разработке перспективных научно-технических  направлений; 

- поддержка механизмов  взаимодействия с крупными центрами (в том числе типа франчайзной системы); .

- формирование материально-технической  базы для создания и развития  малых инновационных фирм, включая  лизинг высокотехнологичного оборудования;

- аккумуляция финансовых  ресурсов, создание инновационных,  инвестиционных, венчурных фондов, инновационных банков и др.;

- создание информационных  сетей, обеспечивающих развитие  малых фирм, возможность их подключения  к международным сетям; 

- получение высококвалифицированного  консалтинга, инжиниринга, аудита, рекламы, экспертных услуг с  целью создания конкурентоспособной  наукоемкой продукции, высоких  технологий и продвижения их  на рынок, в том числе мировой; 

- развитие страхования  инновационных проектов, государственное  страхование иностранных инвестиций, вкладываемых в развитие инновационной  деятельности;

- помощь в получении  информации об иностранных партнерах,  заключении контрактов, в том  числе международных, подаче заявок  в международные фонды и организации,  участие в международных программах;

- помощь в проведении  конверсии; 

- обучение предпринимательству  в научно-технической сфере. 

 Базируясь на данных  положениях, формируется инновационная  инфраструктура, состоящая из следующих  взаимоувязанных элементов: 

1.      Организационные  структуры (администрация малого  инновационного бизнеса или комитет  по науке и технологии, союзы  и ассоциации предпринимателей  и т. д.), обеспечивающие поддержку  малых научных и инновационных  фирм. Основные их функции заключаются  в разработке и реализации  программ поддержки и развития  инновационной деятельности, соответствующих  законодательных актов, определении  ее места в общей стратегии  развития; обосновании потребности  в материальных и финансовых  ресурсах, государственных средствах,  необходимых для реализации поставленных  задач; создании механизма взаимодействия малых инновационных фирм с крупными организациями, участии в республиканских программах, косвенном воздействии на инновационные процессы (льготное налогообложение, финансирование, кредитование, создание специальных фондов и т. д.).

2. Финансово-кредитные институты,  обеспечивающие аккумуляцию ресурсов  и их распределение по субъектам  инновационной деятельности, а также  финансовую поддержку перспективных  проектов (создание инновационных,  инвестиционных, венчурных фондов, банков и др.).

3. Страховые компании, фирмы,  обеспечивающие снижение потерь  от рисковых операций, а также  привлечение инвестиций в научно-техническую  сферу. 

4. Информационные сети, позволяющие  определить перспективные направления  развития инновационной деятельности, технологический трансфер, коммерциализацию результатов научно-технических разработок.

5.   Система сервисного  обслуживания инновационных фирм, осуществляющих экспертизу проектов, консалтинг, инжиниринг, аудит, контроллинг, рекламу и другие услуги.

6.   Различные формы  обучения предпринимательству в  научно-технической сфере (учебные  заведения, специальные курсы  обучения, факультеты, семинары, симпозиумы  и т. д.).

Уровень развития инновационной инфраструктуры страны является одним из главных  индикаторов иновационности ее экономики. В настоящее время инновационная политика в развитых странах является составной частью государственной социально-экономической политики. Она позволяет решать задачи перестройки экономики, непрерывного обновления технической базы производства, выпуска конкурентоспособной продукции, другими словами направлена на создание благоприятного экономического климата для осуществления инновационных процессов и является связующим звеном между сферой «чистой» науки и задачами производства.

Определение инновационной инфраструктуры в  Законе Республики Беларусь “Об основах  государственной научно-технической  политики” от 19 января 1993 г., как  и в других актах законодательства, отсутствует. К актам законодательства, регулирующим порядок создания и условия функционирования субъектов инновационной инфраструктуры относятся:

1. Закон  Республики Беларусь «О государственной  поддержке малого предпринимательства  в Республике Беларусь» от 16 октября  1996 г. № 685-XIII.

2. Постановление  Совета Министров Республики  Беларусь от 31 июля 1997 г. № 998 «Об  утверждении положения о научно-технологическом  парке».

3. Постановление  Совета Министров Республики  Беларусь от 5 июня 1998 г. № 892 "Об  утверждении Положения о порядке  формирования и использования  фондов специального назначения  для финансирования научной, научно-технической  и инновационной деятельности".

4. Указ  Президента Республики Беларусь  «О Белорусском фонде финансовой  поддержки предпринимательства»  от 18 марта 1998 г. № 136.

5. Постановление  Совета Министров Республики  Беларусь от 12 ноября 1998 г. № 1739 «О создании Белорусского инновационного  фонда».

6. Указ  Президента Республики Беларусь  «О государственной поддержке  разработки и экспорта информационных  технологий» от 3 мая 2001 г. №  234.

7. Указ  Президента Республики Беларусь  от 30 сентября 2002 г. № 495 «О совершенствовании  порядка определения размеров  арендной платы и передачи  в безвозмездное пользование  общественных, административных и  переоборудованных производственных  зданий, сооружений и помещений,  находящихся в государственной  собственности».

8. Декрет  Президента Республики Беларусь  от 22 сентября 2005 г. № 12 «О Парке  высоких технологий». 

         Имеется ряд других нормативных документов более низкого уровня их принятия, регулирующих вопросы деятельности инновационной инфраструктуры.

Проведенный анализ действующей в Республике Беларусь базы законодательства, регулирующей деятельность субъектов инновационной  инфраструктуры, свидетельствует, о  ее несовершенстве, фрагментарности  и несформированности эффективной правовой системы, стимулирующей успешное становление и развитие инновационной инфраструктуры Республики Беларусь.

В частности, в базе законодательства отсутствует  определение центра трансфера технологий, призванного играть важнейшую роль в реализации результатов научно-технической деятельности в экономике страны. Не созданы правовые условия для появления и функционирования венчурных организаций, реализующих финансовое обеспечение наиболее рисковых инновационных проектов без предоставления залога. Кроме того, не сформирован юридически закрепленный механизм стимулирования субъектов инновационной инфраструктуры.

В целях  развития инновационной деятельности в Республике Беларусь, посредством  создания благоприятных условий  для появления и функционирования субъектов инновационной инфраструктуры Государственным комитетом по науке и технологиям Республики Беларусь разработан и внесен на рассмотрение проект Указа Президента Республики Беларусь «О порядке создания субъектов инновационной инфраструктуры и условиях их функционирования и внесении изменений и дополнений в Указ Президента Республики Беларусь от 30 сентября 2002 г. № 495». В проекте Указа предусмотрены следующие меры стимулирующего характера:

а) установление для субъектов инновационной  инфраструктуры и их резидентов (кроме  венчурных организаций) понижающего  коэффициента 0,5 к базовым ставкам  арендной платы в первые два года со дня заключения договора аренды общественных, административных и переоборудованных  производственных зданий, сооружений и помещений, находящихся в государственной  собственности;

б) областным  и Минскому городскому Советам депутатов, Советам депутатов базового территориального уровня рекомендовано в установленном  порядке рассмотреть вопрос об освобождении юридических лиц, являющихся субъектами инновационной инфраструктуры, от уплаты местных налогов и сборов.

В заключение необходимо отметить, что качественное законодательство об инновационной  деятельности, эффективное государственное  регулирование инновационной сферы  являются необходимыми условиями для  реализации государственной инновационной  политики.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.2МЕТОДЫ ОЦЕНКИ ИННОВАЦИОННОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ.

Мировые специалисты предлагают для оценки инновационной активности целый ряд индикаторов, которые  характеризуют эффективность инновационного развития.

 

Рассмотрим важнейшие  индикаторы:

          1.Наукоемкость ВВП. Пороговое значение этого индикатора составляет не менее 2 %. В Республике Беларусь в настоящее время наукоемксть ВВП составляет менее 1 %;

          2.Доля инновационно-активных предприятий — 14 %. Пороговое значение составляет 20 %;

          3.Доля высокотехнологичного экспорта в общем экспорте промышленности;

          4.Развитие инновационного предпринимательства. В Беларуси менее 1 %.

         

         Основные показатели инновационного развития Республики Беларусь:

  1. Доля новой продукции в общем объеме продукции промышленности;
  2. Доля инновационно-активных важнейших предприятий в общем количестве предприятий промышленности;
  3. Доля сертифицированной продукции в общем объеме промышленного производства;
  4. Степень износа активной части основных средств основного вида деятельности промышленной организации на конец года;
  5. Доля инновационной продукции в общем объеме отгруженной продукции промышленности;
  6. Создание и сертификация систем менеджмента качества по ИСО 9001 (с нарастающим итогом);
  7. Доля затрат на оборудование, инструмент и инвентарь в инвестициях в основной капитал;
  8. Численность работников, выполняющих научные исследования и разработки;
  9. Увеличение финансовых затрат на исследования и разработки за счет средств республиканского бюджета;
  10. Индексы внутренних затрат на исследования и разработки;
  11. Внутренние затраты на исследования и разработки;

   Примечание.       

 Новая продукция – это продукция, изготовленная впервые в организации или отличающаяся от выпускаемой улучшенными свойствами или характеристиками и получающая новое обозначение.

    Если при изготовлении продукции применяется взаимозаменяемое сырье, комплектующие изделия, материалы, возможность применения которых предусмотрена нормативными документами на поставку или технологическими документами (рецептурой, технологической инструкцией, технологическим регламентом), происходит изменение модельного ряда выпускаемой продукции, то такая продукция не может быть отнесена к категории «новой».

    Модифицированные изделия также не относятся к категории «новых», так как в этом случае на основе базового изделия создается разновидность изделия с целью расширения или специализации сферы его использования. При этом в обозначение модифицированного изделия входит обозначение базового изделия.

    При формировании показателя «новая продукция» также следует руководствоваться отраслевыми методическими рекомендациями по отнесению продукции к новой, разработанными и утвержденными органами государственного управления и иными государственными организациями, подчиненными Правительству Республики Беларусь по согласованию с Министерством экономики и Государственным комитетом по стандартизации Республики Беларусь.

    По показателю «новая продукция» отражается изготовленная только в отчетном периоде продукция производственно-технического назначения, выпускаемая в течение трех лет с начала ее серийного производства или единичного изготовления, и произведенные в отчетном периоде потребительские товары, выпускаемые в течение двух лет с начала освоения, если иное не предусмотрено отраслевыми методическими рекомендациями по отнесению продукции к новой, разработанными и утвержденными органами государственного управления и иными государственными организациями, подчиненными Правительству Республики Беларусь по согласованию с Министерством экономики и Государственным комитетом по стандартизации Республики Беларусь.

Инновационно-активные предприятия — предприятия, осуществляющие разработку и/или внедрение новых или усовершенствованных продуктов, технологических процессов и иные виды инновационной деятельности; осуществляющие затраты на технологические инновации.

Инновационная активность организации оценивается  тремя основными характеристиками: наличием завершенных инноваций; степенью участия организации в разработке данных инноваций и оценкой основных причин, по которым инновационная деятельность не осуществлялась.

Информация о работе Оценка инновационной инфраструктуры Республики Беларусь