Отставание
инвестиционных процессов от
потребностей отрасли эксперты
отмечают как одну из главных
проблем нефтедобывающей промышленности.
К этому добавляется отсутствие
четко сформулированных государством
ориентиров развития отрасли.
Компаниям необходимо понимать,
на что направлять усилия:
• на
рост объемных показателей или
на достижение эффективности;
• на
развитие переработки или на
увеличение экспорта сырой нефти;
• на
ввод новых месторождений или
на более тщательную работу
со старыми месторождениями.
Обвал мировых цен на нефть
выявил несовершенство государственной
налоговой политики в отношении
нефтяных компаний. Пополняя казну
страны в основном за счет
отсечения сверхприбыли нефтяных
компаний, налоговая система не
создавала экономических стимулов
для развития отрасли. Прибыль
компаний не зависела от мировых
цен на нефть. Они могли зарабатывать
на динамике цен: чем стремительнее
росли цены, тем больше была
прибыль, так как ставка экспортной
пошлины менялась раз в два
месяца в соответствии со средними
ценами за предыдущий период.
При этом на обвальном падении
цен ниже зафиксированной ставки
пошлины компании могут потерять
огромные суммы, что и произошло
в конце 2008 г.
Правительство
отреагировало на ситуацию, приняв
поправки к закону о таможенном
тарифе. Согласно новому алгоритму
расчета ставки экспортных пошлин
корректируются ежемесячно на
основе цен за 30-дневный период,
завершающийся в середине месяца,
предшествующего введению новых
пошлин. Важно, что удвоение скорости
корректировки ставки ослабляет
эффект «ножниц Кудрина» при
падении цен. Согласно оценкам
экспертов в прошлом году в
результате роста цен на нефть
компании получали дополнительно
4,6 долл. на каждый проданный за
рубеж баррель нефти. В долгосрочной
перспективе, если цены станут
расти, при новых правилах взимания
пошлины выигрыш компаний будет
существенно ниже.
Падение
цен на нефть на фоне поступательного
снижения темпов роста российской
добычи дало нефтяникам надежду,
что правительство выступит в
роли союзника и предпримет
необходимые шаги, чтобы смягчить
ситуацию. Инвестиционная непривлекательность
налоговой системы официально
была признана. Кроме изменения
алгоритма взимания экспортных
пошлин правительство расширило
перечень льгот по налогу на
добычу полезных ископаемых. Схематично
это отражено на рис. 6.
Действия
Правительства РФ
Подводя итоги,
скажем. Предпринятые меры по
регулированию в нефтяной сфере
все же больше являются реакцией
на сложившуюся конъюнктуру, т.к.
не носят системного характера.
Если в отношении новых месторождений
и будут разработаны альтернативные
налоговые правила, то условия
разработки старых месторождений
если и изменятся, то вряд
ли существенно. Системные решения
по оздоровлению ситуации в
отрасли пока не приняты [5].
При
совершенствовании налогового механизма
следует учитывать низкую чувствительность
предприятий к незначительным
налоговым льготам (например, снижение
на 10 – 15 %). Потому очевидно: нужны
сильнодействующие экономические
стимулы.