Методы поиска идеи инновации

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Ноября 2011 в 09:34, реферат

Описание работы

Сегодня в условиях второго этапа НТР решающее значение в обеспечении конкурентоспособности фирмы играют инновации. В термин «инновация» вкладывается два понятия. Инновация – это, во-первых, новшество, т.е. новый или усовершенствованный продукт, услуга, технология, внедренные на рынке, в производственно-хозяйственной деятельности, потреблении, общественной жизни; во-вторых, это процесс осуществления изменений, внедрения новшеств.

Содержание

Введение
Источники инноваций
Методы поиска идеи
Формы организации возникновения инновационных идей
Оценка инновационного потенциала проекта
Заключение
Список использованной литературы

Работа содержит 1 файл

готовая инновация.docx

— 42.26 Кб (Скачать)
 
 
 

     Контрольная работа 

     По  дисциплине: «Инновационный менеджмент»

     По  теме: «Методы поиска идеи инновации» 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Выполнила студентка заочного отделения 5 курса  Елисеева О.М.

     Проверил  преподаватель Морозова О.В. 
 
 
 
 
 
 
 
 

     2011 г. 

                                                        Содержание : 

Введение

  1. Источники инноваций
  2. Методы поиска идеи
  3. Формы организации возникновения инновационных идей
  4. Оценка инновационного потенциала проекта

Заключение

Список использованной литературы 

 

Введение 

     Сегодня в условиях второго этапа НТР  решающее значение в обеспечении  конкурентоспособности фирмы играют инновации. В термин «инновация»  вкладывается два понятия. Инновация – это, во-первых, новшество, т.е. новый или усовершенствованный продукт, услуга, технология, внедренные на рынке, в производственно-хозяйственной деятельности, потреблении, общественной жизни; во-вторых, это процесс осуществления изменений, внедрения новшеств.

     Инновация создается в результате исследований и открытий, материализует научные  и практические решения. Ее основное свойство – новизна, которая оценивается  как по техническим параметрам, применимости, так и с рыночных позиций по коммерческой результативности.

     Инновационная деятельность в России пока не получила того теоретического и практического  развития, которое способствовало бы преодолению затяжного экономического кризиса, изменению характера, объемов  и уровня производства во всех сферах народного хозяйства.

     Анализ  различных точек зрения на товарность результатов научных исследований, изобретений и других инноваций, их потребительную стоимость позволяет  сделать вывод, что научный продукт  или изобретение лишь при определенных условиях становится полноценным товаром.

     Данная  контрольная работа раскрывает вопросы, связанные с возникновением самой  идеи инновации, творческим процессом  и процессами управления инновационным  потенциалом. 

 

  1. Источники инноваций
 

     Сегодня все большее число компаний –  как правило, крупные и средние  фирмы наукоемкого профиля –  обращают внимание на НИОКР, в то же время используя наработки академических, вузовских и отраслевых научно-исследовательских организаций.

     Инновационная идея нередко рождается на этапе  фундаментальных исследований, где  она соответствующим образом  доводится и уже потом реализуется, проходя по цепочке через прикладные исследования, разработки, производство.

     В то же время идея с одинаковой вероятностью может возникнуть на любом этапе  цепочки – при эксплуатации, сбыте, в производстве или в сфере  разработок. И тогда уже по каналам  обратной связи идет заказ в сферу  фундаментальных исследований: доработать идею, обеспечить то или иное теоретическое  исследование по данной проблематике, подготовить эффективное внедрение  новшества на практике. Такая переброска идей происходит очень часто и  носит название «принцип регби».

     Ориентация  всех этапов исследований на конкретный конечный результат и адекватные организационные формы, обеспечивающие эффективную стыковку разных звеньев  научно-производственного цикла, - основной фактор конкурентоспособности. Устойчивость этой пропорции свидетельствует, очевидно, о ее зрелости, соответствии потребностям экономики в восприятии имеющихся  научно-исследовательских заделов. Резкое повышение или снижение доли какой-либо стадии цикла приводит к  негативному результату, поскольку  вся система уже не справляется  с создаваемыми заделами либо последние  становятся дефицитом.

     К инновациям могут относиться новшества, возникающие на стадиях фундаментальных (поисковых НИР) и прикладных исследований (изобретения, разработки), коммерческой стадии.

     Например, в одном из институтов авиакосмического профиля научные исследования имеют следующие направления:

  1. фундаментальные НИР, направленные на создание принципов, подходов, общих методик, глобальных моделей, проведение фундаментально-тематических исследований. Обычно эти работы не заказываются, так как их потребность не осознается;
  2. прикладные НИР, в рамках которых интерпретируются результаты фундаментальных исследований, решаются конкретные практические проблемы и проводятся комплексные маркетинговые исследования будущей продукции и рынка;
  3. работы, проводимые в интересах конкретного исполнителя, отдела, института: создание банка нормативных документов, справочных реестров, систем переводов и редактирования;
  4. работы «свободного поиска» по прямым договорам с предприятиями, заинтересованными в том, чтобы их продукция была одобрена головным институтом отрасли. Результаты этих исследований представляются на вторичном рынке для ориентации и маркетингового анализа фирм-разработчиков;
  5. НИР, связанные с необходимостью определения путей развития, планирования, модернизации в целях формирования знания о прошлом, мировом уровне, прогнозов будущего, определения разрыва между тем, «как есть», и тем, «как должно быть».

     Если  первое направление относится сугубо к фундаментальной, то последующие  четыре – к прикладной науке.

     При анализе условий и критериев  выбора новых НИР принимаются во внимание:

  • Надежда на успех;
  • Время завершения разработки;
  • Стоимость выполнения проекта;
  • Необходимость для организации;
  • Экономический выигрыш.

     За  внешней простотой, однако, скрываются реальные сложности оценки и выбора новых научно-технических идей, поскольку  отмеченные критерии имеют тенденцию  к детализации и усложнению.

     На  практике следует учитывать:

  1. научные условия: взаимосвязь с другими программами (взаимное дополнение или конкурентные отношения); вероятность успешного выполнения задач проекта; время, необходимое для выполнения задач проекта; использование имеющихся исследовательских ресурсов, в первую очередь специалистов; ценность проекта с точки зрения накопленного опыта, получение технических знаний в исследуемой области, создания основы для будущих НИР; эластичность соотношения затрат и результатов (зависимость результатов от изменений затрат); патентоспособность или исключительность ожидаемых результатов проекта; наличие конкурентных работ в данной области;
  2. условия реализуемости: предполагаемый объем реализации и прибыли в результате выполнения проекта; календарный график выполнения проекта в соотношении со сроками выполнения других задач в области подготовки производства и сбыта нового изделия; наличие необходимых производственных мощностей и ресурсов для производства нового изделия; ценность нового продукта с точки зрения престижности предприятия; возможное влияние на психологический климат в организации; отношение к новому изделию клиентов, конкурентов, партнеров; альтернативное использование научного персонала, задействованного в выполнении проекта в случае его прекращения; стимулы к производству и реализации нового продукта.

     Следует отметить, что в отличие традиционной западной модели, в соответствии с  которой ⅔ инноваций появляются благодаря спросу на рынке и лишь ⅓ - благодаря развитию научно-исследовательской  деятельности, в России традиционно  доминировали инновации как результат  научно-исследовательской деятельности, поскольку высокие затраты на фундаментальные и прикладные НИР создавали существенные научно-технические заделы законченных НИОКР. Однако с переходом к рыночным условиям ситуация изменилась коренным образом. Отсутствие бюджетного финансирования, с одной стороны, и нарастающие потребности в наращивании конкурентоспособности компаний за счет инноваций, с другой, обусловили изменение пропорций инноваций в сторону западной модели. Одновременно наметился процесс сближения фундаментальных и поисковых НИР с другими стадиями НИОКР, включая эффективное использование на практике «отходов» (сопутствующих результатов) фундаментальных исследований. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

2 Методы поиска  идеи 

     Идеи (применительно к компании) –  это любые новации, направленные на повышение эффективности ее деятельности и достижение стратегических целей:

    • оптимизация бизнес-процесса;
    • автоматизация процессов деятельности;
    • улучшение программного обеспечения;
    • расширение спектра услуг;
    • улучшение характеристик услуг, уже оказываемых клиентам;
    • улучшение организации работы;
    • разработка и реализация проектов, направленных на повышение конкурентоспособности компании, и др.

     Поскольку спектр возможных идей очень велик, необходимо разделить их на однородные группы в зависимости от содержания, степени новизны, затрагиваемых процессов деятельности компании, специфики реализации (табл.1).

     Классификация по типам процессов производится автором идеи при подготовке «Краткой формулировки идеи» .Цель данной классификации – упрощение сортировки идей при их рассмотрении.

     Классификация по специфике реализации производится координационным советом при  рассмотрении идеи, который анализирует  также вопросы мотивации автора.

     Процесс прохождения идеи в компании –  от возникновения до реализации –  состоит из нескольких этапов.

     Сначала автор кратко формулирует идею, используя  шаблон, и передает ее на согласование. Координационный совет рассматривает  концепцию идеи и сопоставляет ее с материалами, имеющимися в архиве (на данном этапе идея может быть дополнена наработками). Далее принимается  решение о возможности реализации идеи, в результате чего либо начинается процесс реализации, либо идея помещается в архив. Как уже было сказано, идеи классифицируются по специфике реализации, и если реализация идеи требует участия большого количества трудовых ресурсов и больших затрат финансов и времени (проектная идея), принимается решение о начале процесса подготовки и реализации проекта; если же требуемые затраты ресурсов невелики (беспроектная идея) – сразу начинается упрощенный процесс реализации проекта. 

     Таблица 1

Классификация идей в компании

  № п/п Базовые признаки идей Группирование по установленным признакам
1 Внутренняя  классификация процессов
  1. агентская деятельность
  2. операторская деятельность
  3. маркетинг
  4. управление финансами
  5. управление персоналом
  6. информационные технологии
  7. другое
2 Содержание  идей
  1. технические
  2. технологические
  3. экономические
  4. управленческие
  5. организационные
3 Степень новизны  идеи
  1. Абсолютная (абсолютно новая идея, которая не применялась ранее нигде; при рассмотрении таких идей будут проводиться: анализ их патентной чистоты для уверенности в том, что данная идея не была ранее запатентована; выбор способа защиты идеи как интеллектуальной собственности компании)
  2. Относительная (ранее не применялась в компании)
  3. частная (уже используется в компании, но обладает частной новизной для данного контекста – процесса, объекта, субъекта, подразделения, должности)
4 Внутренняя  специфика реализации
  1. проектные
  2. беспроектные
 
 

     Краткая формулировка идеи (шаблон)

     Автор: ____________________________

     Дата: ____________________________

     Категория Агентская Операторская Маркетинг

     идеи  деятельность деятельность

     Управление  Управление Информационные

     финансами персоналом технологии

     Другое 

Информация о работе Методы поиска идеи инновации