Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2012 в 22:52, реферат
Цель: Целью курсовой работы является определение основных направлений государственной инновационной политики в России и в развитых странах Запада и их международное сотрудничество.
Для достижения этой цели выдвинуты следующие задачи.
1.Охарактеризовать сущность инновационной политики.
2.Выявить особенности инновационной политики в Российской Федерации.
3.Раскрыть основные направления инновационной политики в США и в странах-членах ЕС.
1)Введение
2)Государственно инновационная политика
3)Государственное воздействие в России на инновационную деятельность
4)Государственное воздействие в других странах
5)МеждВведение
Меры
воздействия государства в
В настоящее
время экономисты по степени активности
вмешательства государства в
экономику выделяют три группы стран:
· в
первой возобладала концепция необходимости
активного вмешательства государства
в управление экономикой (Япония и Франция);
· вторая
характеризуется преобладающим
упором на рыночные отношения (США, Великобритания);
· третья
придерживается "промежуточного"
варианта в экономической, в том числе
и инновационной, политике. Государственное
регулирование сочетается с низкой степенью
централизации государственного аппарата,
используются косвенные методы воздействия
при развитой системе согласования интересов
правительства и бизнеса.
Прямые
методы государственного регулирования
инновационных процессов
Административно-ведомственная
форма проявляется в виде прямого
дотационного финансирования, осуществляемого
в соответствии со специальными законами,
принимаемыми с целью непосредственного
содействия инновациям. Так, в США в 1980
г. был принят закон Стивенсона-Вайдлера
"О технологических нововведениях",
предусматривающий ряд мер стимулирования
промышленных инноваций:
· создания
для их изучения и стимулирования
специальных организаций в
· оказание
содействия в обмене научным и
техническим персоналом между университетами,
промышленностью и федеральными лабораториями;
· поощрение
частных лиц и корпораций, вносящих
большой вклад в развитие науки
и техники.
Ярким
примером дотационного государственного
финансирования может служить открытие
в США в 1985 г. института промышленной
технологии при Мичиганском университете.
На организацию этого института местными
и федеральными властями было выделено
17 млн. долл. Основная его задача - разработка
и опытная эксплуатация гибких интегрированных
производственных систем и других средств
автоматизации производства. Всего из
133 млрд. долл., расходуемых в США на НИОКР
в 1988 г. на долю федерального правительства
приходилась почти половина - 49,3% [1] .
Программно-целевая форма государственного регулирования инноваций предполагает конкретное финансирование последних посредством государственных целевых программ поддержки нововведений, в том числе и в малых наукоемких фирмах; создается система государственных контрактов на приобретение тех или иных товаров и услуг, фирмам предоставляются кредитные льготы для осуществления нововведений и т.д. Контрактное финансирование представляет собой один из элементов распространенной в настоящее время системы контрактных отношений – договоров между заказчиками и подрядчиками (в данном случае государство выступает в роли заказчика-потребителя НИОКР - например, в аэрокосмической области, - а фирма-исполнитель НИОКР является подрядчиком). В договоре четко предусматриваются сроки завершения работ, конкретное разделение труда между исполнителями, характер материального вознаграждения. Строго оговариваются взаимные обязательства и экономические санкции. В США таким образом финансируются 77% федеральных затрат на НИОКР.
Особое
место в системе "прямых" мер
воздействия государства на инновационный
бизнес занимают мероприятия, стимулирующие
кооперацию промышленных корпораций в
области НИОКР и кооперацию университетов
с промышленностью. В этом направлении
государственной инновационной политики
отчетливо проявляется ее перспективная
направленность, заинтересованность в
научной новизне промышленных инноваций,
что нередко является вторичным при реализации
интересов у промышленных компаний, решающих
в первую очередь производственные и коммерческие
задачи. Создание консорциумов, инженерных
центров, научных и технологических парков
и других перспективных формирований,
успешно реализующих сложные инновационные
идеи, - наглядный пример эффективности
государственной поддержки таких идей.
Косвенные
методы, используемые в государственной
инновационной политике, нацелены,
с одной стороны, на стимулирование
самих инновационных процессов, а с другой
- на создание благоприятного общехозяйственного
и социально-политического климата для
новаторской деятельности. Ниже попытаемся
кратко охарактеризовать основные методы,
относящиеся к косвенным.
Либерализация
налогового и амортизационного законодательства.
Предприниматели реализуют инновационные
процессы с целью получения большей прибыли.
Склонность к предпринимательству вообще,
инновационному в частности, регулируется
уровнем налогообложения прибыли. Иллюстрируя
эту мысль, венгерский экономист Б.Санто
приводит следующую зависимость, учитываемую
Министерством промышленности Швеции:
"если размер налога на прибыль варьирует
между 0 и 25%, то склонность к предпринимательству
быстро уменьшается, если же налог достигает
50% от прибыли, то склонность к инновациям
и связанным с ними капвложениями практически
исчезает". Важность этого инструмента
государственного регулирования осознается
практически во всех промышленно развитых
странах, и каждая из них стремится найти
свою оптимальную модель налогообложения
прибыли. В США система налоговых льгот
на НИОКР существует с 1981 г. Налоговая
скидка предполагает возможность вычета
затрат на НИОКР, связанных с основной
производственной и торговой деятельностью
налогоплательщика, из суммы облагаемого
налогом дохода. До 1985 г. она составляла
25%, в настоящее время - 20%.
Подсчитано,
что в целом амортизационные
и налоговые льготы покрывают
в среднем в США от 10 до 20% общей
суммы затрат на НИОКР.
Законодательные
нормы весьма разнообразны и касаются
многих областей влияния на инновационную
политику. Например, в развитых странах
патентное право законодательно закрепляет
права изобретателей на их открытия - интеллектуальную
собственность, которая предполагает
монополию автора на научно-техническое
решение.
Создание
социальной инфраструктуры, включающее
формирование единой информационной системы
внутри страны. Это тем более важно,
если учитывать ключевую, связующую
роль информации в процессе реализации
инновационного цикла, состоящего из отдельно
обособившихся этапов: исследования, разработки,
подготовка к производству, производство,
сбыт.
При всем
многообразии форм и приемов стимулирования
инновационной деятельности со стороны
государственных органов во всех
промышленно развитых странах прослеживается,
однако, нечто общее, позволяющее выделить
инновационную политику в качестве специфического
элемента системы государственного регулирования.
Характерным свойством инновационной
политики является широта воздействия,
которое нацеливается на предложение
инновационных идей, инициирует начальный
спрос, способствует привлечению в инновационный
бизнес финансово-кредитных средств и
информационных ресурсов, создает благоприятный
для инноваций экономический и политический
климат.
Национальные
ориентиры инновационной
Американская
модель отличается наиболее полной автономией
предпринимательства. Ориентировка экономического
развития осуществляется путем выделения
особой области, в последнее время это
военная технология, куда государство
вкладывает средства и тем самым обеспечивает
ее технологический приоритет. Так, в 1981-85
гг. в США планировалось выделение 1500 млрд.
долл. на развитие военно-промышленного
комплекса. Результаты и побочные продукты
военных инноваций становятся важным
источником инноваций гражданских. Схожую
модель использует и Англия. За последние
5-7 лет доля расходов на военные исследования
в общих затратах на НИОКР возросла здесь
с 20-25 до 50% [5].
Японская
модель также предполагает создание
технологического приоритета, но при
этом упор делается на конкретные технологии.
За последние 10 лет технология строительства
больших танкеров была заменена в роли
ведущей технологий изготовления роботов.
Иными словами, на государственном уровне
определяются технологические преимущества,
которые должны быть достигнуты, и стимулируется
их развитие с тем, чтобы затем переводить
на новые технологии все народное хозяйство.
С усилением
международных интеграционных процессов
и выработкой согласованной экономической
политики, свойственной общему экономическому
пространству стран, в частности
членов ЕС, появляется новая возможность:
разработка единой инновационной политики
на уровне государств-членов сообщества.
Выработка единого антимонопольного законодательства;
использование системы ускоренных амортизационных
отчислений, которые по существу являются
беспроцентными займами на приобретение
новейшей техники; льготное налогообложение
расходов на НИОКР; поощрение мелкого
наукоемкого бизнеса; прямое финансирование
предприятий для поощрения нововведений
в областях новейших технологий; стимулирование
сотрудничества университетской науки
и компаний, производящих наукоемкую продукцию,
- вот далеко не полный перечень атрибутов
инновационной политики, проводимой в
странах европейского сообщества, и открывающих
по существу равные возможности для национальных
предприятий стран-членов ЕС в сфере инновационного
бизнеса.
В большинстве
развитых стран регулирование и
стимулирование инновационной деятельности
происходит в основном через национальные
исследовательские программы и
различные уровни государственного
участия. Основополагающим критерием
разработки программ является добровольное
участие государства, корпораций и фирм,
при этом каждый участник руководствуется
собственными интересами. Эффективность
использования этих программ для концентрации
национальных ресурсов на ключевых направлениях
научно-технического прогресса особенно
показательна на опыте экономики Японии.
Поскольку Япония располагает минимумом
собственных природных ресурсов, правительство
страны рассматривает научно-инновационную
политику в качестве важнейшего средства
стимуляции общего роста экономики и повышения
международной конкурентоспособности
страны. Политика Японии концентрируется
на экспорте продукции с целью завоевания
торгового лидерства в спектре наукоемкой
продукции, позволяющей иметь большую
долю добавочной стоимости. Следует отметить,
что японское правительство не управляет
промышленными разработками в директивном
порядке, здесь скорее существует взаимное
партнерство между звеньями государственного
аппарата и секторами промышленности,
основанное на прагматических решениях,
взаимном уважении, согласованной деятельности,
направленной на достижение общих целей.
Во Франции
наиболее высокий уровень
Ключевую
роль в определении стратегии
развития промышленности Японии, разработке
промышленных НИОКР и их внедрении играет
Министерство внешней торговли и промышленности
(МВТП). Контроль за выполнением конкретных
направлений НТП осуществляет Управление
по науке и технике. Под эгидой МВТП находится
и Японская ассоциация промышленных технологий,
которая занимается экспортом и импортом
лицензий. Имеется долговременная программа
научно-технического развития страны,
осуществляется стимулирование прикладных
исследований и закупок лицензий за рубежом.
В реализации НТП опора делается на крупные
корпорации.
На сегодняшний
день в Японии, государственные расходы
на НИОКР увеличились до 3,5 % ВВП,
в основном на фундаментальные исследования
и генерирование принципиально
новых идей. Государственная политика
Японии направлена на превращение страны
из импортера лицензий в их экспортера.
МВТП
Японии не только определяет стратегию
общего и отраслевого развития промышленности
и внешней торговли, но и имеет
в своем распоряжении достаточно
большой арсенал средств и
методов, позволяющих конкретизировать
эту стратегию. Помимо традиционных экономических
и административных способов воздействия
на развитие инновационной деятельности,
таких как льготное кредитование и страхование,
частичное освобождение от уплаты налогов,
прямое субсидирование, государственная
комплексная помощь, содействие их сбытовой
деятельности и т.п., японские государственные
органы широко используют и косвенные
методы: целевое распределение финансовых
ресурсов, предоставляемых частными банками,
и сосредоточение их в приоритетных отраслях
содействие организациям в приобретении
передовой иностранной технологии контроль
за научно-техническим обменом с зарубежными
странами.
Японская
модель интеграции науки и производства,
научно-технического прогресса предполагает
строительство совершенно новых городов-технополисов,
сосредотачивающих НИОКР и наукоемкое
промышленное производство.
Стратегия
технополисов - это стратегия прорыва
в новые сферы деятельности на
основе развития сети региональных центров
высшего технологического уровня, а
тем самым - это стратегия интеллектуализации
всего японского хозяйства.
Государственное
регулирование инновационными процессами
в Японии также характеризуется
индикативным планированием НИОКР,
высокими импортными таможенными тарифами,
предоставлением налоговых и кредитных
льгот в финансировании НИОКР, протекционистской
политикой в продвижении новой наукоемкой
продукции.
Информация о работе Меры государственного воздействия на МИД