Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2012 в 22:52, реферат
Цель: Целью курсовой работы является определение основных направлений государственной инновационной политики в России и в развитых странах Запада и их международное сотрудничество.
Для достижения этой цели выдвинуты следующие задачи.
1.Охарактеризовать сущность инновационной политики.
2.Выявить особенности инновационной политики в Российской Федерации.
3.Раскрыть основные направления инновационной политики в США и в странах-членах ЕС.
1)Введение
2)Государственно инновационная политика
3)Государственное воздействие в России на инновационную деятельность
4)Государственное воздействие в других странах
5)МеждВведение
Создание
консорциумов, инженерных центров, научных
и технологических парков и других
перспективных формирований, успешно
реализующих сложные
Создания
организационных формирований инновационной
направленности осуществляется в развитых
промышленных странах преимущественно
в виде специальных программ различных
правительственных ведомств (в США
это в основном Министерство энергетики
и Национальный Научный Фонд - ННФ). Так,
в настоящее время ННФ осуществляет четыре
программы по организации сотрудничества
научно-исследовательских учреждений
и промышленных фирм США.
В мировой
практике различные инновационные структуры
(такие как технологические инкубаторы,
технопарки, информационные сети, экспертные
и консультационные бюро, патентные службы,
институты финансовой поддержки) объединяются
в национальные и международные инновационные
сети, например, "Европейская сеть деловых
инновационных центров" [11] осуществляет
поддержку и развитие инновационной деятельности
в странах Европейского Союза. Как некоммерческая
организация, EBN была основана в 1984 г. по
инициативе Европейской Комиссии и ныне
объединяет 160 "Деловых инновационных
центров" (Business & Innovation Centers - B.I.C.s.)
и 70 ассоциированных членов. В рамках EBN
активно взаимодействуют инкубаторы,
технопарки, инновационные и технологические
центры, исследовательские институты,
информационные системы [9], центры трансферта
технологий [10] и др. организации.
Во второй
половине 90-х гг. правительства практически
всех западноевропейских стран приняли
программы стимулирования инновационной
деятельности, направленные, прежде всего
на распространение инноваций. Во всех
странах Западной Европы были предприняты
усилия по формированию структурных элементов
и механизмов осуществления инновационной
политики. По оценке Европейской Комиссии,
наиболее благоприятный климат для развития
инновационного предпринимательства
создан в странах Северной Европы, что
позволило им стать лидерами в инновационном
развитии в западноевропейском регионе.
Страны Северной Европы, а также Великобритания,
Германия, Франция являются самыми активными
участниками инновационного сотрудничества
по линии ЕС. Именно в ЕС накоплен наиболее
обширный опыт развития инновационного
сотрудничества.
В настоящее
время ЕС переходит к новой
стратегии стимулирования инноваций,
предусматривающей рост расходов на
НИОКР, создание единого научного и
инновационного общеевропейского пространства,
расширение горизонтальной и вертикальной
координации инновационной политики,
усиление регионального уровня инновационной
политики. Европейский опыт по стимулированию
интеграционных процессов в научно-технической
деятельности, нацеленный на усиление
конкурентных позиций на мировых рынках
современной технологии, может быть полезен
при конструировании моделей инновационного
сотрудничества государств - участников
СНГ.
В 2000 году
Европейский Союз взял курс на создание
к 2010 году конкурентоспособной, динамичной
экономики, основанной на знаниях. Новая
стратегия долгосрочного развития была
принята на саммите ЕС, состоявшемся в
марте 2000 году в Лиссабоне. В частности,
к уже существующей пятилетней Рамочной
программе НИОКР планируется добавить
новую программу по конкурентоспособности
и инновациям (2007 – 2013 годы). В развитие
этой стратегии предусмотрено дальнейшее
углубление кооперации, создание единого
Европейского исследовательского и инновационного
пространства с учетом реалий расширения
ЕС, а также - повышение эффективности
государственной инновационной политики
[2].
Европейские
программы, Рамочная программа НИОКР
ЕС и программа «Эврика» вносят наибольший
вклад в развитие сотрудничества
между различными субъектами инновационной
деятельности. Совместные проекты осуществляются
также в рамках программы КОСТ (Сотрудничество
в области научных и технических исследований),
созданной в 1970 году, и представляющей,
в настоящее время сетевую организацию.
Механизм кооперации в рамках КОСТ основан
на принципе согласованных действий [8].
Это означает, что участники совместно
разрабатывают проект, который затем осуществляется
в национальных центрах за счет собственных
источников финансирования. На заключительной
стадии результаты исследований объединяются
и обобщаются.
Принятие
плана "развития международной инфраструктуры
нововведений и передачи технологии",
действующего с конца 1985 г. - другой
пример координации в сфере
С 1988 г.
действует программа "Вэлью", ориентированная
на распространение и использование в
ЕС результатов НИОКР.
Осознание
в Сообществе важности координационных
мероприятий в инновационной
сфере во многом обусловлено открывающимися
в связи с созданием в 1995 г.
единого внутреннего рынка ЕС
новыми возможностями. Это обостряет конкуренцию,
упрощает доступ к национальным рынкам
и кооперацию фирм в научно-технической
области.
Основное
значение инновационных программ ЕС
состоит не столько в финансировании
проектов, сколько в стимулировании
европейской кооперации между различными
субъектами НИОКР (научно-исследовательскими
центрами, университетами, частными компаниями),
координации инновационных политик стран-членов
ЕС, выработке общей стратегии, а также
в распространении наилучшего национального
опыта создания инноваций.
За последние
10 лет в странах ЕС значительно
возросло значение регионального инновационного
сотрудничества.
Международная
инновационная деятельность развитых
стран мира
В настоящее
время в развитых странах Запада
на долю новых или усовершенствованных
технологий, оборудования и других продуктов,
содержащих новые знания или решения,
приходится от 70 до 85% прироста валового
внутреннего продукта. Они концентрируют
у себя более 90% мирового научного потенциала
и контролируют 80% глобального рынка высоких
технологий, объем которого сегодня оценивается
в 2,5 - 3 трлн. долл., что превосходит рынок
сырьевых и энергетических ресурсов. Предполагается,
что через 15 лет он достигнет 4 трлн. долл.
Прибыль,
получаемая от реализации наукоемкой
продукции, огромна. Ежегодно объемы экспорта
наукоемкой продукции приносят США –
около 700 млрд. долл., Германии – 530 млрд.
долл., Японии – 400 млрд. долл.
Наиболее
динамично развивается обмен
технологиями и услугами. Если в
начале 90-х годов годовой объем
мировой торговли патентами, лицензиями,
ноу-хау и промышленными образцами оценивался
в диапазоне 20-50 млрд. долл., то к настоящему
времени он достиг примерно 500 млрд. долл.,
а экспорт услуг удвоился в значительной
мере за счет услуг интеллектуального
содержания [3].
Развитые
страны по существу уже "оккупировали"
быстрорастущий и наиболее перспективный
(с точки зрения экспортных доходов)
инновационно-технологический
По размаху
научных и технологических
· информационные
и телекоммуникационные технологии,
· медицина
и здравоохранение,
· защита
окружающей среды.
Именно
эти направления разработки и
реализации новейших технологий имеют
самые высокие рейтинги в оценках
мультипликативного эффекта и глубины
воздействия на все сферы человеческой
деятельности, именно они опираются на
высокий уровень потребительского спроса
и государственной поддержки, а также
обеспечены в настоящее время прикладными
и фундаментальными исследованиями.
Особое
внимание остается за информатикой как
технологией, действительно сформировавшей
глобальный инновационный сектор и
отличающаяся наивысшим мультипликативным
эффектом. Именно эта сфера в 90-е
годы стала областью драматических
изменений, оказывающей воздействие
не только на экономику, но и на образ жизни,
общественное сознание, культуру. Роль
"мировой паутины", Интернета, сравнивают
по своему значению в истории человечества
с появлением книгопечатания.
Формирование
здравоохранения как одного из наиболее
перспективных инновационных контуров
обеспечивается долгосрочным действием
целого ряда факторов: демографических,
экономических, политических.
Здравоохранение
- это высоконаукоемкий сегмент современной
экономики, опирающийся на ряд специализированных
отраслей материального производства,
научную и образовательную инфраструктуру,
финансово поддерживаемый государством,
частным сектором и населением. В США исследования
в области здравоохранения, не относившиеся
к приоритетам государственной научной
политики 30 лет назад, в настоящее время
опередили по размерам общего научного
бюджета космос, а по фундаментальным
исследованиям - и космос и оборону. Тенденции
быстрого роста фундаментальных и прикладных
научных исследований, разработок, ориентированных
на решение самых разнообразных проблем
охраны здоровья, в прогнозном периоде
усилятся во всех развитых странах.
Повышение
требований к защите окружающей среды
привело к формированию целого ряда
научных направлений в
Наибольшим
научно-техническим и
Из 50 самых
передовых технологий, обеспечивающих
производство наукоемкой продукции
в области аэрокосмической
Рис. 1.
Доля развитых стран в контроле над
передовыми технологиями
Бесспорным
лидером мирового инновационного процесса
являются сегодня США. В 2003 г. на долю
США приходилось более 50% крупных
нововведений, генерируемых в развитых
странах. Страны Западной Европы и Япония,
обладая высокой технологической культурой,
тем не менее, пока уступают американцам,
практически монополизировавшим основные
инновационные технологии последних десятилетий.
Трудность
задачи исследования данного вопроса
заключается в отсутствие открытых данных
относительно конкретных видов технологических
инноваций в мировом пространстве. Однако
можно охарактеризовать специализацию
деятельности государства с учетом внутренних
потребностей и уровня развития.
Особенности научно-технической политики
Государство
осуществляет все виды регулирования
инновационной деятельности - организационное,
экономическое, финансовое, нормативно-правовое.
Информация о работе Меры государственного воздействия на МИД