Меры государственного воздействия на МИД

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2012 в 22:52, реферат

Описание работы

Цель: Целью курсовой работы является определение основных направлений государственной инновационной политики в России и в развитых странах Запада и их международное сотрудничество.
Для достижения этой цели выдвинуты следующие задачи.
1.Охарактеризовать сущность инновационной политики.
2.Выявить особенности инновационной политики в Российской Федерации.
3.Раскрыть основные направления инновационной политики в США и в странах-членах ЕС.

Содержание

1)Введение
2)Государственно инновационная политика
3)Государственное воздействие в России на инновационную деятельность
4)Государственное воздействие в других странах
5)МеждВведение

Работа содержит 1 файл

мид.doc

— 114.50 Кб (Скачать)

Создание  консорциумов, инженерных центров, научных  и технологических парков и других перспективных формирований, успешно  реализующих сложные инновационные  идеи, - наглядный пример эффективности государственной кооперации. 

Создания  организационных формирований инновационной  направленности осуществляется в развитых промышленных странах преимущественно  в виде специальных программ различных  правительственных ведомств (в США это в основном Министерство энергетики и Национальный Научный Фонд - ННФ). Так, в настоящее время ННФ осуществляет четыре программы по организации сотрудничества научно-исследовательских учреждений и промышленных фирм США. 

В мировой  практике различные инновационные структуры (такие как технологические инкубаторы, технопарки, информационные сети, экспертные и консультационные бюро, патентные службы, институты финансовой поддержки) объединяются в национальные и международные инновационные сети, например, "Европейская сеть деловых инновационных центров" [11] осуществляет поддержку и развитие инновационной деятельности в странах Европейского Союза. Как некоммерческая организация, EBN была основана в 1984 г. по инициативе Европейской Комиссии и ныне объединяет 160 "Деловых инновационных центров" (Business & Innovation Centers - B.I.C.s.) и 70 ассоциированных членов. В рамках EBN активно взаимодействуют инкубаторы, технопарки, инновационные и технологические центры, исследовательские институты, информационные системы [9], центры трансферта технологий [10] и др. организации. 

Во второй половине 90-х гг. правительства практически  всех западноевропейских стран приняли  программы стимулирования инновационной  деятельности, направленные, прежде всего  на распространение инноваций. Во всех странах Западной Европы были предприняты усилия по формированию структурных элементов и механизмов осуществления инновационной политики. По оценке Европейской Комиссии, наиболее благоприятный климат для развития инновационного предпринимательства создан в странах Северной Европы, что позволило им стать лидерами в инновационном развитии в западноевропейском регионе. Страны Северной Европы, а также Великобритания, Германия, Франция являются самыми активными участниками инновационного сотрудничества по линии ЕС. Именно в ЕС накоплен наиболее обширный опыт развития инновационного сотрудничества. 

В настоящее  время ЕС переходит к новой  стратегии стимулирования инноваций, предусматривающей рост расходов на НИОКР, создание единого научного и инновационного общеевропейского пространства, расширение горизонтальной и вертикальной координации инновационной политики, усиление регионального уровня инновационной политики. Европейский опыт по стимулированию интеграционных процессов в научно-технической деятельности, нацеленный на усиление конкурентных позиций на мировых рынках современной технологии, может быть полезен при конструировании моделей инновационного сотрудничества государств - участников СНГ. 

В 2000 году Европейский Союз взял курс на создание к 2010 году конкурентоспособной, динамичной экономики, основанной на знаниях. Новая стратегия долгосрочного развития была принята на саммите ЕС, состоявшемся в марте 2000 году в Лиссабоне. В частности, к уже существующей пятилетней Рамочной программе НИОКР планируется добавить новую программу по конкурентоспособности и инновациям (2007 – 2013 годы). В развитие этой стратегии предусмотрено дальнейшее углубление кооперации, создание единого Европейского исследовательского и инновационного пространства с учетом реалий расширения ЕС, а также - повышение эффективности государственной инновационной политики [2]. 

Европейские программы, Рамочная программа НИОКР  ЕС и программа «Эврика» вносят наибольший вклад в развитие сотрудничества между различными субъектами инновационной деятельности. Совместные проекты осуществляются также в рамках программы КОСТ (Сотрудничество в области научных и технических исследований), созданной в 1970 году, и представляющей, в настоящее время сетевую организацию. Механизм кооперации в рамках КОСТ основан на принципе согласованных действий [8]. Это означает, что участники совместно разрабатывают проект, который затем осуществляется в национальных центрах за счет собственных источников финансирования. На заключительной стадии результаты исследований объединяются и обобщаются. 

Принятие  плана "развития международной инфраструктуры нововведений и передачи технологии", действующего с конца 1985 г. - другой пример координации в сфере инновационной  политики стран ЕС. Основной целью  этого документа является ускорение и упрощение процессов воплощения результатов научных исследований в готовых продуктах на национальном и наднациональном уровне, а также содействие распространению инноваций в сообществе. Один из разделов плана - кооперация между странами в области инноваций - предусматривает создание "консультационных служб по передаче технологии и управлению инновациями" [2] - специфической инфраструктуры по внедрению новшеств на региональном уровне. Второй раздел документа посвящен координации национальных инновационных усилий с целью повышения их эффективности и исключения дублирования работ в масштабах ЕС. Вопросы создания в ЕС системы передачи информации по нововведениям и технологии разработаны в третьем разделе плана, предусматривающем совершенствование патентной системы, унификацию технических стандартов. Четвертый раздел охватывает мероприятия по повышению инновационного потенциала менее развитых стран сообщества (Ирландия, Греция). 

С 1988 г. действует программа "Вэлью", ориентированная на распространение и использование в ЕС результатов НИОКР. 

Осознание в Сообществе важности координационных  мероприятий в инновационной  сфере во многом обусловлено открывающимися в связи с созданием в 1995 г. единого внутреннего рынка ЕС новыми возможностями. Это обостряет конкуренцию, упрощает доступ к национальным рынкам и кооперацию фирм в научно-технической области. 

Основное  значение инновационных программ ЕС состоит не столько в финансировании проектов, сколько в стимулировании европейской кооперации между различными субъектами НИОКР (научно-исследовательскими центрами, университетами, частными компаниями), координации инновационных политик стран-членов ЕС, выработке общей стратегии, а также в распространении наилучшего национального опыта создания инноваций. 

За последние 10 лет в странах ЕС значительно  возросло значение регионального инновационного сотрудничества. 
 
 

Международная инновационная деятельность развитых стран мира 

В настоящее  время в развитых странах Запада на долю новых или усовершенствованных технологий, оборудования и других продуктов, содержащих новые знания или решения, приходится от 70 до 85% прироста валового внутреннего продукта. Они концентрируют у себя более 90% мирового научного потенциала и контролируют 80% глобального рынка высоких технологий, объем которого сегодня оценивается в 2,5 - 3 трлн. долл., что превосходит рынок сырьевых и энергетических ресурсов. Предполагается, что через 15 лет он достигнет 4 трлн. долл. 

Прибыль, получаемая от реализации наукоемкой продукции, огромна. Ежегодно объемы экспорта наукоемкой продукции приносят США – около 700 млрд. долл., Германии – 530 млрд. долл., Японии – 400 млрд. долл. 

Наиболее  динамично развивается обмен  технологиями и услугами. Если в  начале 90-х годов годовой объем  мировой торговли патентами, лицензиями, ноу-хау и промышленными образцами оценивался в диапазоне 20-50 млрд. долл., то к настоящему времени он достиг примерно 500 млрд. долл., а экспорт услуг удвоился в значительной мере за счет услуг интеллектуального содержания [3]. 

Развитые  страны по существу уже "оккупировали" быстрорастущий и наиболее перспективный (с точки зрения экспортных доходов) инновационно-технологический сегмент  мирового рынка, где главными игроками являются транснациональные корпорации ведущих индустриальных стран. 

По размаху  научных и технологических достижений, а также по их социально-экономическому потенциалу можно выделить следующие  главные инновационные технологические  направления начала XXI-го века: 

·  информационные и телекоммуникационные технологии, 

·  медицина и здравоохранение, 

·  защита окружающей среды. 

Именно  эти направления разработки и  реализации новейших технологий имеют  самые высокие рейтинги в оценках  мультипликативного эффекта и глубины  воздействия на все сферы человеческой деятельности, именно они опираются на высокий уровень потребительского спроса и государственной поддержки, а также обеспечены в настоящее время прикладными и фундаментальными исследованиями. 

Особое  внимание остается за информатикой как  технологией, действительно сформировавшей глобальный инновационный сектор и  отличающаяся наивысшим мультипликативным  эффектом. Именно эта сфера в 90-е  годы стала областью драматических  изменений, оказывающей воздействие не только на экономику, но и на образ жизни, общественное сознание, культуру. Роль "мировой паутины", Интернета, сравнивают по своему значению в истории человечества с появлением книгопечатания. 

Формирование  здравоохранения как одного из наиболее перспективных инновационных контуров обеспечивается долгосрочным действием целого ряда факторов: демографических, экономических, политических. 

Здравоохранение - это высоконаукоемкий сегмент современной  экономики, опирающийся на ряд специализированных отраслей материального производства, научную и образовательную инфраструктуру, финансово поддерживаемый государством, частным сектором и населением. В США исследования в области здравоохранения, не относившиеся к приоритетам государственной научной политики 30 лет назад, в настоящее время опередили по размерам общего научного бюджета космос, а по фундаментальным исследованиям - и космос и оборону. Тенденции быстрого роста фундаментальных и прикладных научных исследований, разработок, ориентированных на решение самых разнообразных проблем охраны здоровья, в прогнозном периоде усилятся во всех развитых странах. 

Повышение требований к защите окружающей среды  привело к формированию целого ряда научных направлений в энергетике, биотехнологиях, химии, материаловедении. В рамках этих направлений, ставших во многих случаях приоритетными, решаются не только задачи модернизации существующих технологических процессов в соответствии с экологическими требованиями, но и создаются основы принципиально новых технических решений, экономическая целесообразность которых ранее подвергалась сомнению. 

Наибольшим  научно-техническим и технологическим  потенциалом в мире в настоящее  время располагают три центра - США, Япония и Европейский союз. Анализируя долю стран на мировом  рынке высокотехнологичных товаров в динамике, необходимо отметить, что на протяжении более, чем 25 лет (с 1980 по 2005 год), лидером в рассматриваемой области остаются США. По данным на начало 2000 г., США представляли 32,6% всего мирового производства высокотехнологичных товаров, но к 2005г., уже 27,3% [6]. 

Из 50 самых  передовых технологий, обеспечивающих производство наукоемкой продукции  в области аэрокосмической техники, автоматизированного оборудования и информационной техники, электроники, фармацевтики, точных и измерительных приборов, электрооборудования и т.д. сорока шестью технологиями обладают сегодня развитые страны, контролирующие 4/5 мирового производства науко- и техноемких изделий. Из этих технологий 22 контролируются США, 8-10 – Германией, 6-8 - Японией, по 3-5 Великобританией и Францией, по одной приходится на Швецию, Норвегию, Италию и Швейцарию. Другие страны контролируют лишь 3–4 такие технологии. По 1–2 критических технологий из ведущих индустриальных государств имплантировано в Сингапур, Тайвань и Китай (Рис. 1).

 

Рис. 1. Доля развитых стран в контроле над  передовыми технологиями 

Бесспорным  лидером мирового инновационного процесса являются сегодня США. В 2003 г. на долю США приходилось более 50% крупных  нововведений, генерируемых в развитых странах. Страны Западной Европы и Япония, обладая высокой технологической культурой, тем не менее, пока уступают американцам, практически монополизировавшим основные инновационные технологии последних десятилетий. 

Трудность задачи исследования данного вопроса заключается в отсутствие открытых данных относительно конкретных видов технологических инноваций в мировом пространстве. Однако можно охарактеризовать специализацию деятельности государства с учетом внутренних потребностей и уровня развития. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

 

Особенности научно-технической политики

  

Государство осуществляет все виды регулирования  инновационной деятельности - организационное, экономическое, финансовое, нормативно-правовое. 
 
 

Информация о работе Меры государственного воздействия на МИД