Курс лекций по "инновациям"

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Февраля 2013 в 15:26, курс лекций

Описание работы

Работа содержит лекции по "инновациям"

Работа содержит 1 файл

Лекция Инноватика (Заочная).doc

— 297.00 Кб (Скачать)
5. Организационно-экономические подходы к построению механизма стратегии инновационной организации

 

Каждая  инновационная стратегия сопряжена с определенным риском.  На практике – это лишь возможность определить в ней степень достоинства и недостатки научно разработанного проекта. В тоже время накопленным опытом установлено, что большинство стратегий должны удовлетворять следующим критериям:

• Последовательность. Инновационная стратегия не должна содержать в себе взаимно несовместимых целей и политических приемов.

• Гармоничность. Инновационная стратегия призвана обеспечивать адаптивную реакцию на внешнюю среду и происходящие в ней изменения.

• Преимущества. Инновационная стратегия предоставляет возможность приобретения и/или поддержания конкурентных преимуществ в избранной сфере деятельности.

• Осуществимость. Инновационная стратегия не должна предъявлять чрезмерные требования к ресурсам или же порождать неразрешимые проблемы.

Теория пошаговых  действий

 Базовой функцией построения инновационной стратегии является поддержание согласованности в организационных действиях. Четкая и логично сформулированная инновационная стратегия обеспечивает эффективное стимулирование инновационной  деятельности по реализации стратегии по сравнению с административным механизмом. Ясная и последовательная стратегия позволяет специалисту консалтинговой службы вести переговоры при минимуме необходимых согласований.

 

Существенным  фактором риска реализации инновационного  проекта является проблема формирования эффективной команды топ-менеджеров.

Согласованность действий

Формирование  инновационной стратегии организации  предполагает учета соотношения  бизнеса с внешней средой. При  этом, во-первых, бизнес должен одновременно соответствовать и приспосабливаться к окружающей среде, а во-вторых, организации приходится одновременно конкурировать с другими компаниями, которые также стремятся адаптироваться к среде. Отмеченный характер взаимоотношений организации со средой имеет, в свою очередь, двойственный характер стратегического выбора, или двух методов оценки стратегий.

Первая  задача характеризуется  масштабом  бизнеса, а вторя с его конкурентной позицией. Анализ первого аспекта  состоит в характере экономических и социальных условий в прошлом периоде и долгосрочной перспективе. Анализ второго аспекта концентрируется на выявлении различий между фирмами в данное время. Учитывая базисную сущность стратегии, функции первой характеристики представляются как  генерическими, а второй - конкурентными. Генерические стратегии имеют дело с созданием социально значимой ценности. Они определяют, в какой мере создаваемые продукты или услуги оправдывают затраченные на них ресурсы. Конкурентные же стратегии  определяют часть общественного богатства (ценностей) в качестве собственной прибыли. В табл. 1 приводятся различия между двумя этими понятиями.

Определение приоритетов

Эффективный механизм инновационной  деятельности является инструментом конкурентной стратегии.  Конкурентная стратегии - это прежде всего искусство создания и использования таких преимуществ, которые обладают наибольшим преимуществом и  наибольшим постоянством. При этом данные инновационные преимущества являются «ноу-хау» данной организации  и составляют определенные трудности для воспроизводства в рамках функционирования других конкурентов.

В отличие от генерических конкурентные стратегии  концентрируют внимание в большей  степени не на сходных моментах в  деятельности фирм, а на различиях  между ними. При этом проблема акцентируется на конкурентоспособности исходя из признака совершенствования качественных параметров продукции.

Вопрос, который ставится в этом случае (конкурентные преимущества), - не "каким образом может быть осуществлена данная функция?", а в большей степени-"как это можно сделать лучше, или хотя бы иначе, чем это делают конкуренты?".

 

Конкурентные преимущества характеризуются одним из трех базовых преимуществ:

• преимущество в опыте и знаниях;

• преимущество в ресурсах;

• позиционное преимущество.

На практике важно определить, какое из вышеназванных конкурентных преимуществ является устойчивым фактором её эффективного развития.

Опыт  и знания организации могут быть источником ее преимуществ, если они происходят  из собственного практического опыта и учитывают согласованное поведение большинства сотрудников.

 

Позиционные преимущества достигаются удачным  предвидением, превосходными навыками и/или ресурсами или же просто представляют собой результат удачного стечения обстоятельств. Однажды овладев ими, компания получает возможность защищать завоеванные позиции. Такое положение компании на рынке получать достаточную прибыль для того, чтобы гарантировать устойчивое положение, а также быть конкурентной по отношению к другим организациям. При изменении внешней среды нарастает противостояние со стороны инноваторских организаций.

 

Преимущества  на рынке связаны и с такими факторами как:

владение  источниками сырья или преимущество долгосрочных контрактов на поставку материалов;

благоприятное географическое расположение вблизи основных потребителей (в бизнесе, требующем значительных капитальных затрат и высоких транспортных расходов);

лидерство в области сервиса, что позволяет использовать в процессе обслуживания клиентов современную базу;

владение  полной линией товаров на рынке с привлечение покупателей с более высокими доходами;

владение  устойчивой репутацией надежного и  заслуживающего доверия производителя необходимых потребителям товаров и услуг.

Практическая  сущность в реализации стратегии  инновационных проектов

 При анализе возможностей  организации внедрить заданную  стратегию необходимо исходить из следующего:

владеет ли данная организация способностями  в решении проблем для осуществления  данной стратегии?

 

учет  фактора готовности организации  в целом интегрировать собственные  усилия для выполнения стратегии(т.е. умение вписываться в глобальную экономическую систему)  . 

 

восприимчивость коллектива к риску принятия инноваций и их соответствующего стимулирования

                                               

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВОПРОСЫ

к экзамену по предмету «Инноватика»

  1. Сущность и содержание понятий «инновации», «инновационный процесс», «инновационная   деятельность».
  2. Виды инновационной деятельности.
  3. Технологический уклад – важнейшая характеристика экономического и научно-технологического развития общества.
  4. Факторы обеспечивающие формирование инновационной экономики.
  5. Сущность определения «инноватика».
  6. Сущность внешних и внутренних факторов в формировании инновационной экономики.
  7. Роль менеджмента в формировании инноватики.
  8. Роль интеллектуального труда в формировании инновационной экономики.
  9. Роль знаний в формировании инновационной экономики.
  10. Сущность инновационной стратегии в развитии предприятия.
  11. Теоретические и практические подходы к формированию стратегии инновационной деятельности.
  12. Сущность роста конкурентоспособности в постиндустриальном обществе.
  13. Факторы предопределяющие выход компании на новый рынок.
  14. Сущность принципа «постоянного совершенствования» компании на рынке.
  15. Роль лидера в формировании конкурентных преимуществ компании на рынке.
  16. Критерии определяющие позицирование компании на рынке.
  17. Сущность методологии построения стратегии инновационной деятельности компании.
  18. Критерии оценки стратегии инновационной деятельности.
  19. Сущность глобальных конкурентных преимуществ компании.
  20. Факторы обеспечивающие лидерство компании на рынке.
  21. Сущность перехода от «противостояния» к «сотрулничеству» в конкурентной борьбе.
  22. Факторы обеспечивающие успешное функционирование компании на рынке.
  23. Сущность механизма формирования глобальных корпораций.
  24. Роль инвестиций в инновационной деятельности.
  25. Социальная и экологическая эффективность инноваций.
  26. Инновационная стратегия венчурного предприятия: цель, содержание и принципы.
  27. Сущность и роль государства в формировании инновационной экономики
  28. .Законодательная и нормативная база Республики Беларусь в области инновационной деятельности.
  29. Результаты реализации Государственной программы инновационного развития Республики Беларусь за 2007-2010 годы.
  30. Сущность и задачи Государственной программы инновационного развития Республики Беларусь на 2011-2015 годы.
  31. Инновационная политика Республики Беларусь.
  32. Основные источники финансирования инновационной деятельности.
  33. Сущность инновационного процесса в организации.
  34. Основные типы инновационных организационных структур. Факторы предопределяющие параметры инновационных организационных структур.
  35. Роль администрации в инновационной компании.
  36. Условия предопределяющие эффективное функционирование инновационной компании.
  37. Факторы восприимчивости организационных структур к инновациям.
  38. Инновационная инфраструктура экономики Республики Беларусь: определения, состав, цели.
  39. Государственные органы, регулирующие инновационную деятельность .
  40. Особенности инновационной деятельности.
  41. Региональная инновационная политика.
  42. Зарубежный опыт поддержки  инновационной деятельности.
  43. Роль мотиваций в инновационной деятельности.
  44. Риски в инновационной деятельности.
  45. Управление инновационными процессами на стадии жизненного цикла инновационного проекта.
  46. Белорусский инновационный фонд: особенности функционирования.
  47. Инновационные фонды как источники финансирования инвестиционной деятельности.
  48. Научно-технические парки: принципы создания, направление деятельности.
  49. Информационное обеспечение инновационной деятельности.
  50. Сущность венчурного предпринимательства.
  51. Сущность и роль базовых элементов в развитии инновационной стратегии предприятия.

52.   Факторы предопределяют  устойчивое позицирование компании на рынке.

53. Роль лидера в формировании  конкурентных преимуществ компании  на рынке.

54. Роль менеджмента в формировании  конкурентных преимуществ компании  на рынке.

55. Сущность пошаговых действий  в инновационной деятельности.

56. Сущность механизма формирования глобальных корпораций.

 

57. Роль менеджмента  среднего звена в формировании  механизма инновационной стратегии  предприятия на рынке.

  1. Роль «обратной» связи на формирование устойчивого позицирования компании на рынке.
  2. Сущность волнообразного (цикличного) развития экономики.

60.  Риски в инновационной  деятельности.

  1. Сущность жизненного цикла инновационной компании.
  2. Факторы предопределяющие идеологию компании.
  3. Роль политики в развитии компании.

64.  Сущность инновационного  процесса в организационных структурах.

65.Инновационная инфраструктура  и её роль в инновационной  экономике

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Информация о работе Курс лекций по "инновациям"