Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Февраля 2013 в 15:26, курс лекций
Работа содержит лекции по "инновациям"
Наноэнергетика разрабатывает новые типы двигателей, топливные элементы, транспортные средства, новые литиево-ионные аккумуляторы( заряжающиеся в течение 2-3 минут). Созданы нанотрубки в 60 раз прочнее стали.
Мы на пороге больших открытий лазера в медицине (лазерный скальпель), химической промышленности (мягкий каучук и его применение) и т.д.
Госпрограммы развития нанотехнологий реализуют более 50 стран. Япония подобному проекту придала высший государственный приоритет. В США при президенте создан специальный комитет по изучению проблем в данной отрасли (затраты ежегодно удваиваются). ЕС только в 2003-2006 гг. ассигновала 1,3 млрд. ЕUR. Ожидается, что к 2012 году мировой рынок наноматериалов превысит 1 трлн. ЕUR.
Справочно. В Республике Беларусь, выделяется около 2,3 млрд. Br.
3. Сущность стратегии инновационной деятельности в условиях перехода к рыночной экономике
Наступивший период постиндустриального развития общества наглядно показал, насколько сложной задачей в глобальной конкуренции для большинства современных организаций является эффективный способ их функционирования. Если в 1980-х гг. критериями оценки деятельности руководителей выступали их навыки и умения в проведении реструктуризации, наведении порядка, то в 1990-х гг. им на смену пришли способности высшего менеджмента в разработке и реализации инновационных стратеги, которые и определяют возможности их эффективного развития. Наступивший период глобализации экономики требует и адекватных методов поведения на рынке.
Методы управления компаниями времен Генри Форда, опирающиеся на контрольные функции, где «наверху думают, а внизу выполняют», ушли в прошлое. В динамично развивающийся, непредсказуемый век, на смену последним пришли модели интегративного мышления и действия на всех уровнях управления производством.
Наглядным примером тому является опыт компаний GTE и NЕС. В начале 1980-х гг. GTE позиционировала себя как основной игрок на поле информационных технологий и активно действовала на рынке телекоммуникаций. В целом можно сказать, что ее деловая активность охватывала достаточно широкий спектр бизнеса...
В 1980 г. объем
продаж GTE со ставил $9,98 млрд, а чистые
денежные потоки- $1,73 млрд. Напротив,
NEC занимала гораздо более скромное место
с объемом продаж в $3,8 млрд; она обладала
сопоставимой с GTE технологической базой,
однако не имела достаточного опыта в
области телекоммуникаций. А каких показателей
добились компании в 1988 г.? Объем продаж
GTE составил $16,46 млрд., а у NЕС- $ 21,89 млрд.
Годовой оборот GTE вне США в процентном
выражении за 1980-1988 гг. сократился с 20%
до 15%.
За рассматриваемый
период NЕС заявила о себе как о мировом
лидере в области полупроводников и как
о ведущем игроке на рынке телекоммуникационных
продустов и компьютеров, укрепила рыночные
позиции в области "мэйнфрейм" компьютеров. NЕС не только вышла на передовые
позиции в телекоммуникациях, но и освоила
рынок таких характеризующих стиль жизни
продуктов, как мобильные телефоны, телефаксы
и портативные компьютеры (сфера пограничная
между коммуникациями и офисным оборудованием).
NЕС-единственная из пяти крупнейших по
объему годового оборота компаний мира,
которая занимается телекоммуникациями,
полупроводниковыми приборами и компьютерами
"мэйнфрейм".
Следствием успеха компании является то, что руководство NЕС ориентировалось на стратегию инновационной деятельности, а менеджмент GTE-нет.
Практика показывает, что только те организации которые исходят из накопленного опыта и знаний постоянно совершенствуются адекватно быстроменяющемуся миру, сохраняют свои конкурентные преимущества на рынке.
Методологически последние представлены гаммой множества приемов высокого уровня профессионализма и постоянного обучения, основные из которых представлены ниже.
Диверсификация производства. Жизненный цикл любой организации, и особенно в быстроменяющемся мире, не возможен без освоения производство продукта, который займет место на одном из направлений товарной линии, что позволит вывести его на передовые позиции. Однако границы рынка изменяются достаточно быстро и попытка удержать организацию, за счет производства данного продукта, приведет лишь к временным успехам.
Руководство NЕС приняло решение, что деятельность компании будет выстраиваться вокруг производства полупроводниковых приборов. Компания, начиная с 1987 г. заключила более ста стратегических альянсов, направленных на развитие данной стержневой компетенции как можно более быстрыми темпами и при минимальных затратах. В области компьютерных разработок и производства "мэйнфреймов" заслуживают упоминания ее взаимоотношения с компаниями Honeywell и Bull. Практически все соглашения о сотрудничестве в сфере полупроводниковых компонентов были ориентированы на получение доступа к новым технологиям...
Стратегия инновационной деятельности, результат коллективного опыта организации в целом, особенно если дело касается координации действий по производству широкой номенклатуры продукции и интеграции разнообразных технологических направлений. Если професионализм организации состоят в гармонизации различных технологических направлений, то, безусловно, они имеют также отношение и к организации предоставления ценностей. Так, идеология Sony, например, состоит в способностях к миниатюризации товаров. Для того чтобы достичь своей цели, компания должна быть уверена, что все ее технологи, инженеры и маркетологи имеют общее понимание потребностей рынка и покупателей, а также собственных технологических возможностей...
Стратегическая инновационная деятельность - это коммуникации, увлеченность и преданность делу, которые не признают организационных границ. Они предполагают участие в решении общих задач большого числа людей и функциональных уровней. В лабораториях корпорации могут вестись научные и конструкторские исследования мирового класса (например, в области лазеров или керамики), но их результаты далеко не всегда оказывают существенное воздействие на коммерческие подразделения. Навыки и умения, совместно образующие профессионализм, должны концентрироваться вокруг индивидов, обладающих в достаточной мере широким кругом интересов, чтобы заметить возможности, открывающиеся из сочетания их функциональных навыков с опытом других людей, создавая при этом новые и интересные варианты.
Профессионализм (в отличие от материальных активов, которые со временем изнашиваются) по мере его применения лишь развивается и совершенствуется.(Ген. директор ОАО «АвтоВАЗ» считает «…., что качество продукции в значительной степени предопределяется не только инвестициями (на модернизацию направляется более 4,2 млрд. долл. США), а в большей степени изменением мышления рабочих и специалистов концерна. Но он нуждаются в постоянном обучении и защите. При этом имеющиеся знания необходимо постоянно использовать. Компетентность специалистов – Является как бы клеющим веществом, который скрепляет все компоненты бизнеса, и одновременно-движущая сила развития новых направлений бизнеса. Именно он, а не привлекательность рынков сама по себе, должны рассматриваться в качестве основы планов диверсификации организации и проникновения на новые рынки.
В мировой практике стратегические компетенции организаций практически не воспроизводимы ее конкурентами, поскольку они представляют собой сложное взаимодействие отдельных индивидуальных технологий и навыков. Конкуренты могут приобрести некие технологии, входящие в состав стержневых компетенции, но доступ к схемам взаимодействий и внутренней координации, а также опыту компании им недоступен.
Очень немногим организациям удается приобрести мировое лидерство более чем в пяти-шести фундаментальных компетенциях. Организация, которая в списке собственных возможностей указывает 20-30 позиций, скорее всего, имеет в виду не стержневые компетенции, а что-то другое.
Многие организации ориентируясь на мнимые ценности закрыли себе путь к развитию стержневых компетенции, когда сократили внутренние инвестиции в перспективные сферы.. Так, компания Chrysler в отличие от Honda рассматривала двигатели и системы трансмиссии всего лишь как компоненты автомобиля.
Honda смогла
сконцентрировать ресурсы на
технологиях высокоэффективных
Для того чтобы достичь и удержать мировое лидерство в течение длительного времени как в производстве стратегических компетенций, так и конечных товаров рынка, организация стремится сохранить лидерство в производстве на всех уровнях. На уровне стратегических компетенции цель состоит в том, чтобы достичь лидерских позиций в области конструирования и развития функциональности товаров определенного класса.
Одной из основных характеристик стратегического мышления в быстроменяющемся мире является модель организационной структуры с интегрированным мышлением.
Двадцать лет назад для управления производством использовался контроль над материально-техническими ресурсами.
Мировая глобализация внесла значительные коррективы в организационную архитектуру производства товаров. В настоящее время в новом теоретическом инструментарии проявляется при планировании стратегических бизнес-единиц (форсайт-планирование) (СБЕ). При этом диверсифицированные организации должны фокусировать внимание на концентрации ресурсов по созданию, стратегических компетенций что позволяет, опередить конкурентов в организации нового производства.
Финансово-экономический кризис 2008-2010 годов продемонстрировал на примере эффективно функционирующей китайской экономики, что даже и в таких условиях возможности инновационной стратегической архитектуры организации безграничны. Экономика Китая демонстрирует более чем 8-10% роста валового внутреннего продукта, при минимальных его показателях в экономиках стран ЕС и США. Стратегическая инновационная архитектура – это путеводитель, совпадающий с формированием инновационной стратегии организации. Такая экономическая политика обеспечила в феврале 2010 года выход её экономике на второе место в мире после США.
Стратегическая архитектура организации делает приоритеты распределения ресурсов прозрачными для всех подразделений организации. Она создает систему для принятия решений о распределении ресурсов со стороны руководства, что помогает менеджерам нижнего звена осознать логику распределения приоритетов и дисциплинирует старших менеджеров, требуя от них последовательности в действиях.
Последовательность
в распределении ресурсов и развитии
соответствующей административн
Важным при формировании базиса инновационной структуры является требование к ведущим специалистам, определяющим его служебное положение в организации. В начале карьеры при помощи тщательно спланированной ротации кадров целесообразно сотрудникам дать возможность ознакомится с деятельностью целого ряда подразделений. Так, в компании Canon, ключевые работники постоянно передвигаются между подразделениями, занимающимися производством видеоаппаратуры и выпускающими копировальную аппаратуру, а также подразделениями, производящими профессиональные оптические приборы. В середине карьеры для таких работников весьма полезно участие в командах, которые организационно не принадлежат ни к одному из подразделений и занимаются формированием портфеля перспективных проектов
Стратегией инновационной деятельности предусматривается необходимость время от времени собирать менеджеров вместе для обмена опытом и идеями. Все эти действия направлены на то, чтобы воспитать у работников чувство общности и солидарности в рамках компании. И прежде всего их прфессиональная деятельность должна основываться не на принадлежности к определенной сфере или подразделению, а на причастности к идеологии организации. Так, Генеральный директор компании Cartier А.Перрон отмечал: «Я могу умереть завтра утром…Но мои сотрудники готовы продолжить дело. Руководящая группа создается вокруг Cartier, а не вокруг меня….Её формирование заняло двадцать лет, но другого способа нет….Необходимо подобрать подходящих людей… Именно качество сотрудников гарантирует наш рост» «С.551.Минцберг». Регулярные учебные семинары, общение с клиентами и сослуживцами из других сфер способствуют повышению профессионального уровня и росту возможностей по освоению новых рынков.
Таким образом,
базис формируемой