Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Октября 2011 в 21:30, лекция
Применительно к информационным инновациям целесообразно рассматривать инновацию не как результат в виде нового продукта, а как новую операцию, процедуру, новую функцию в организации. С точки зрения информационных инноваций организация будет находиться на шестой фазе жизненного цикла – использование инноваций.
Применительно к информационным инновациям целесообразно рассматривать инновацию не как результат в виде нового продукта, а как новую операцию, процедуру, новую функцию в организации. С точки зрения информационных инноваций организация будет находиться на шестой фазе жизненного цикла – использование инноваций.
Появление спектра взаимообусловленных, взаимодополняемых, разноотраслевых инноваций. Если в XIX в. И первой половине ХХ в. Не возникало сомнений, что технологические инновации, существующие за пределами какой-либо отрасли промышленности, не имеют на нее никакого влияния, то в настоящее время приходится исходить из представления о том, что основное влияние на организацию и всю отрасль оказывают как раз те технологии, которые находятся за ее пределами, а также технологические новинки из других отраслей. Сплошь и рядом эти «чужие» технологии заставляют специалистов изучать, применять и изменять не только теоретические знания, но и само отношение, общий подход к своей деятельности.
Информационные инновации ускоряют инновационный процесс технологических новшеств. Например, модель «Боинг 777» на пути к серийному производству миновала стадии опытных образцов, которые были обязательными для моделей 757 и 767. это было обеспечено за счет обмена информацией в режиме реального времени. Информационные инновации позволяют проще и дешевле обрабатывать огромные количества информации и сокращают время, необходимое для разработки новой продукции. Полевые исследования маркетинга заменяются кабинетными исследованиями с помощью телекоммуникационных сетей. В современных условиях как технические, так и информационные инновации требуют нового оборудования и использования новой технологии, иначе применение новых добавок не будет иметь никакого смысла.
Возникновение особого вида инноваций на основе знаний. Инновация всегда определялась как идея, доведенная до практического применения. Данный термин часто применяют по отношению к изобретениям, иногда им обозначают новые способы и методы работы, изменение распределения ресурсов в организации. Общепринятая точка зрения рассматривает инновации как процесс внедрения новых продуктов, услуг и производственных процессов. Тем не менее, новые реалии таковы, что знания, идеи работников умственного труда являются средствами производства, которые хранятся у них в голове, являются абсолютно «портативным» и чрезвычайно емким видом основного капитала, являющегося источником инноваций и фактором повышения конкурентоспособности компании.
Циклический процесс формирования инновации на основе знаний можно построить по аналогии с процессом формирования научной теории (рис.5).
Многие
авторы считают, что когда знание
вовлекается в процесс
Из этого следует, что информация и знание приходят на смену труду и капиталу в качестве факторов развития и функционирования общества, а инновации на основе знаний становятся лимитирующим фактором конкурентоспособности в условиях современной экономики.
Дополнение
технических и
информационных инноваций
социальными, организационно-
Социальные
и организационно-
Интеллектуальная, творческая деятельность становится в конце ХХ в. наиболее значительным фактором экономического развития. Во всех развитых странах существенно выросла доля лиц, занятых преимущественно умственным трудом. Например, в США она увеличилась за 1950-1990 гг. с 36 до 60%. Увеличение объема продукции при снижении затрат рабочего времени и интенсивности труда становится возможным вследствие использования особого вида природных ресурсов – творческих способностей человека, которые в отличие от других ресурсов не могут быть исчерпаны. Они приобретают характер социальных и организационно-управленческих инноваций.
Инновационный
процесс не всегда единый поток, взаимосвязанный,
взаимообусловленный с
Новые реалии внешней среды предполагают рассматривать инновационную восприимчивость организации как объект управления и требуют пересмотра концепции управления организацией, как того требует объективная реальность.
К середине 1950-х годов ориентация только на внутренние факторы производства уже не обеспечивает в должной мере требуемого роста производительности труда и повышения уровня конкурентоспособности компании. Развитие производительных сил, усиление концентрации производства приводят к необходимости расширить список факторов, обеспечивающих успех фирмы. Макро- и микрофакторы изменения внешней среды, рассмотренные в предыдущей лекции, дополняют внутренние факторы производства внешними.
Формирование новой совокупности внешних и внутренних факторов успеха фирмы является основой создания новой концепции управления. Суть этой концепции сводится к следующему: не только рост производительности труда, рациональная организация производства, снижение издержек производства определяют успех фирмы и ее конкурентоспособность. В условиях агрессивной и изменяющейся внешней среды на первый план выходит требование адаптивности, восприимчивости к внешней среде, учет внешних факторов.
Новая концепция управления может иметь разные названия, в зависимости от того, какие внешние факторы более значимы для интересов организации. Например, «информационная», если придается значимость имеющимся средствам коммуникаций и информационным процессам в системе управления. Если же организация является конкурентоспособной в результате наличия творческого потенциала трудовых ресурсов, то концепцию управления можно назвать индивидуалистической, т.е. во главе организации стоят интересы личности, а основой внешний фактор воздействия – конкуренция. Маркетинговой концепцией управления можно назвать концепцию организации, в которой внешние связи с покупателями по сбыту товара считаются наиважнейшими. Вместе с тем, наличие новых реалий свидетельствует, что начало нового века знаменуется усилением влияния фактора конкурентоспособности «инновация», что позволяет дополнить внутренние факторы конкурентоспособности организации. Следовательно, современную концепцию управления в инновационной сфере более правильно назвать инновационной (рис.6).
В рамках инновационной концепции управления возникает термин «инновационная организация». В табл. 1 указано содержание объекта управления и определение инновационной организации, принятое различными авторами.
Таблица 1. Традиционное толкование инновационной организации
Авторы, источник информации | Содержание объекта управления (ОУ) | Определение инновационной организации (ИО) |
Менеджмент
организации: учебное пособие / З.П.
Румянцева – М.: ИНФРА-М., 1995.
|
Инновационные процессы | Научно-технические организации, выполняющие прикладные НИР и ОКР |
Инновационный менеджмент: справочное пособие / под ред. П.Н. Завлина, А.К. Казанцева, Л.Э. Миндели – М.: ЦИСН, 1998. | Инновационные процессы во всем их разнообразии, осуществляемые во всех сферах народного хозяйства | ИО- это разновидность организаций, достигающих целей своего функционирования посредством инноваций, но по характеру деятельности – выполняющие НИОКР или функции обслуживания науки, охватывающие стадии цикла исследование – освоение |
Ковалев Г.Д. Основы инновационного менеджмента: учебник / под. ред. В.А. Швандара – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 1999. | Инновационный
процесс. Инновационный менеджер призван
управлять инновационным |
Основной конечный продукт ИО – новшества. ИО выполняют НИОКР по созданию новшеств и их демонстраций потенциальным потребителям, участникам рынка новшеств. |
Морозов Ю.П. Инновационный менеджмент: учебное пособие – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2000. | Инновационная
деятельность. Определение основных
направлений научно- |
ИО представляет собой достаточно сложную технико-экономическую и социальную систему, отражающую ее индивидуальность и специфику |
Балабанов И.Т. Инновационный менеджмент: учебное пособие. – СПб.: Издательство «Питер», 2000. | Инновации (новые продукты и операции), инновационный процесс и экономические отношения между участниками рынка инноваций (продавцов, покупателей) | Нет определения |
Инновационной организацией чаще всего называют организацию, осуществляющую деятельность на одной или нескольких стадиях инновационного процесса, например, занимающуюся фундаментальными исследованиями, научно-исследовательскими или опытно-конструкторскими разработками (Ю.П. Морозов, Л.А. Оголева, Н.Ю. Круглова, А.К. Казанцев, Р.А. Фатхутдинов и др.), а объектом управления принято считать инновационный процесс. Такой взгляд правомерен, так как, несомненно, инновационной деятельностью следует управлять, но инновационный процесс, как было отмечено ранее, содержит несколько стадий, прерывающихся во времени.
Инновационная организация. Инновационная организация – это организация, которая имеет следующие особенности:
Для уточнения объекта управления и определения понятия инновационной организации следует рассмотреть стадии цикла инновационной деятельности и выделить объект управления на каждой стадии (фазе). На рис. 7 указаны фазы цикла инновационной деятельности и соответствующие им объекты управления.
В соответствие с выделенными фазами и с существующей специализацией управление в инновационной сфере должно включать управление наукой (фаза 1), управление НИОКР (фаза 2,3), управление инновациями (фаза 4,5), управление инновационной восприимчивостью организаций (фаза 6), управление модификацией, совершенствованием инноваций или их плановой ликвидацией (фаза 7).
Причем указанные фазы могут быть в рамках одной организации, но чаще всего организация имеет лишь некоторые фазы инновационной деятельности.
Объектом управления на первой фазе будет процесс теоретических разработок, результатом – инновационная идея. Объектом управления второй фазы является процесс управления НИОКР, результатом – новшество. На третьей фазе объект управления – процесс разработки технического проекта, результат – опытный образец новшества. На четвертой и пятой фазах объектом управления является процесс внедрения новшества, коммерциализация инновации, результат – повышение конкурентоспособности организации. На шестой фазе объектом управления является процесс инновационной восприимчивости, результат аналогичен четвертой и пятой фазам. На седьмой фазе объект управления – процесс плановой ликвидации устаревшего нововведения, результат – сохранение конкурентоспособности организации. Вместе с тем использование инноваций (фаза 6) является непременным условием усиления конкурентоспособности организации.
Информация о работе Концепции управления инновационной деятельностью