Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Марта 2011 в 18:20, реферат
Инновационное развитие это модель экономического роста, которая основана на систематическом внедрении современных достижений научной и научно-технической деятельности и использовании передовых организационно-производственных управленческих систем для создания и реализации на мировых и национальных рынках наукоемких инноваций в соответствующих условиях конкурентной среды.
Введение 2
1 Инновации, их экономическая сущность и значение 2
2 Классификация инноваций 2
3 Роль инноваций в развитии предприятия 2
4 Формы коммерциализации инноваций и роль посредников 2
5 Проблемы коммерциализации научных исследований и направления их решения 2
Заключение 2
Список литературы 2
Конкурентоспособность - это характеристика товара (услуги), отражающая его отличие от товара-конкурента как по степени соответствия конкретной потребности, так и по затратам на ее удовлетворение. Два элемента - потребительские свойства и цена - являются главными составляющими конкурентоспособности товара (услуги). Однако рыночные перспективы товаров связаны не только с качеством и издержками производства. Причиной успеха или неудачи товара могут быть и другие (нетоварные) факторы, такие, как рекламная деятельность, престиж фирмы, предлагаемый уровень обслуживания.
Управлять
Как показывает опыт, небольшие фирмы особенно активно действуют в производстве товаров, проходящих стадии формирования рынка и ухода с него. Дело в том, что крупная фирма обычно неохотно идет первой на производство принципиально новой продукции. Последствия возможной неудачи для нее намного тяжелее, чем для небольшой вновь образовавшейся фирмы.
Обеспечение
Непрерывное внедрение инновации - единственный способ обеспечения долгосрочной конкурентоспособности. Инновации дают возможность компаниям получить большую норму прибыли, в течение ограниченного промежутка времени инновационно активным компаниям удается поддерживать монопольные цены, а следовательно — и высокую рентабельность бизнеса. Компании, не ведущие активной инновационной деятельности в условиях обостряющейся конкуренции, вынуждены снижать цены и из-за высоких затрат вынуждены покидать рынок. Сегодня около 40% крупных мировых корпораций полностью оказались вытесненными с рынка из-за активности новых инновационных предприятий.
Таким образом, лидерство в настоящее время обеспечивают те, кто контролирует наиболее важный и дефицитный фактор производства — знания и обладает возможностью вовлекать в свой бизнес их носителей. Как показывает анализ практики, независимо от отрасли успех компании в рыночных условиях во многом определяется интеллектуальным капиталом, который остается дефицитным ресурсом [4].
Для извлечения или дохода от научно-технической деятельности (разработки инноваций) необходима коммерциализация результатов этих разработок. Под коммерциализацией понимается процесс выделения средств на инновации и поэтапного контроля за их расходованием, включая оценку и передачу завершенных и освоенных в промышленных условиях результатов инновационной деятельности [13,14].
Учитывая, что
инновации уникальная и поэтому
индивидуальна, формы ее коммерциализации
могут быть весьма разнообразны. С
позиций инноватора, при всем многообразии
форм, их можно свести к двум типам,
предусматривающим:
1. Передачу прав на пользование интеллектуальной
собственностью на основе определенных
договорных отношений (лицензионных и
безлицензионных).
2. Организацию производства продукции
и/или оказание услуг, в том числе с образованием
нового юридического лица или без него.
Естественно возможны самые разнообразные
сочетания. Но в общем виде все сводится
к тому, что продается только интеллектуальный
продукт, требующий материализации в дальнейшем,
или же инновация, уже реализованная в
каком-то продукте (товаре, услуге).
Если инноватор имеет возможность материализовать
инновацию в товарах и услугах, что бывает
далеко не всегда, то этим необходимо воспользоваться.
Организация производства продукции и/или
оказания услуг является наиболее полной
формой реализации потенциала, заложенного
в инновации непосредственно с участием
самого инноватора.
Этот процесс сродни процессу глубокой
переработки природных ископаемых. То
есть, можно добывать, допустим, нефть
и продавать ее потребителям для дальнейшей
переработке, а можно эту нефть перерабатывать
в бензин, мазут и другие продукты и поставлять
уже продукты переработки. Более того,
можно открыть заправочные станции и заливать
бензин и дизтопливо в баки автомобилей
конечного пользователя.
Вопрос о том, до какого этапа решается
дойти инноватор определяется в каждом
отдельном случае. Чтобы привлечь внимание
к своей инновации и найти потенциального
партнера инноваторы пренебрегают ко
всем возможностям (публикации, и участие
в выставках, и представление в Интернете,
и использование «школьных товарищей»,
и так далее).
В большинстве случаев потенциальные
партнеры, которым инноваторы представляют
свой проект, и которые должны принимать
решение о своем участии в проекте, не
располагают необходимыми знаниями. Зачастую
их не интересует существо инновации.
Их интересует возможный объем рынка,
предлагаемой инновации, доход или прибыль
от её коммерциализации [3]. Поэтому необходимо
уметь объяснить достоинства инновации
в сравнении с уже существующими на рынке
товарами или теми, которые могут появиться
в ближайшее время. При рассмотрении инновации
сравниваются параметры количественные,
что довольно наглядно, или качественные.
Качественные параметры часто имеют описательный
вид, они, как правило, менее убедительны
для потенциального партнера, но к ним
приходится прибегать.
Участниками процесса коммерциализации
инноваций, имеющие необходимые финансовые
ресурсы, обычно выступают:
1. Крупные компании, в том числе транснациональные
(ТНК), заинтересованные в инновациях для
совершенствования своей деятельности
или выхода на рынок с новым товаром. Они
отдают предпочтение перспективно наиболее
значимым инновациям, прежде всего из
сферы «новой экономики».
2. Крупные и средние компании, ориентирующиеся
на работу на рынке своей страны. Их, прежде
всего, интересуют инновации, доведенные
до опытного или серийного производства,
которым практически на 100% гарантирован
спрос. Для этих компаний большим плюсом
является возможность импортозамещения
иностранной продукции.
3. Венчурные компании и фонды. Их особенно
интересуют революционные инновации,
особенно в сфере «новой экономики». Их
основное требование: рынок инновации
должен быть динамично развивающимся,
с перспективами выхода на объемы продаж,
измеряемые сотнями миллионов долларов.
4. Частные инвесторы, которого интересует,
прежде всего, окупаемость вложений в
достаточно короткие сроки на достаточно
устойчивом рынке. Некоторые внедряются
в венчурные инновационные проекты на
ранних этапах разработки, когда до получения
результата еще предстоит пройти долгий
путь.
5. В некоторых странах активно участвуют
в инновационной деятельности специальные
банки. В России также имеются банки, но
реально они инновациями не занимаются.
Значит, подавляющему большинству инноваторов
вход закрыт изначально.
Как и в любой сфере рыночных отношений,
важную роль в коммерциализации инноваций
играют посредники. В области инноваций
в роли посредников могут выступать специализированные
агентства, средства массовой информации
(включая электронные). Особенно бурно
развивается в последнее время посредническая
деятельность через Интернет [16].
Необходимость перехода к инновационной экономике, реализованного в широких масштабах развитыми странами, постепенно признается и в России как на государственном уровне, так и бизнесом [2,15]. Однако темпы перехода крайне медленны [17,18]. Опыт сторон, стартовавших в коммерциализации инновационных проектов, показывает, что на этом пути имеется множество препятствий. К глобальным барьерам можно отнести длительный период вывода продукта на рынок, значительные технологические риски при неясных выгодах на старте работ, высокую себестоимость разработок и внедрения инноваций, сложность масштабирования лабораторных результатов, сложность правовой охраны и защиты интеллектуальной собственности. Наряду с глобальными барьерами имеется и ряд специфических черт для России. Это невозможность для малых и средних компаний получить кредит из-за их низкой залоговой стоимости по оценкам банков, высокой стоимости кредитов, отсутствии институтов и инструментов финансирования сложных наукоемких проектов, прежде всего государственно-частного партнерства. Часто для авторов разработок неприемлемы прямые инвестиции со стороны крупных компании, поскольку эти инвестиции обусловливаются передачей инвестору прав на разработку.
Главными проблемами также являются:
В основном естественные монополии, сформировавшиеся на базе отраслей (газовой, электроэнергетики и железнодорожного транспорта) своевременно осознали ведущую роль науки в условиях рыночной экономики и они не только сохранили доставшийся в наследство научно-технический потенциал, но и продолжили его наращивание в перспективных направлениях [15]. Несмотря на то, что государство в некоторой степени финансирует различные научные разработки - этого недостаточно.
Сегодня спрос на инновации сокращается. Все меньше промышленных предприятий внедряют инновации:
2000 г. – 10,6% (данные ВШЭ);
2007г. – 9,4% (данные ВШЭ);
2008г. - 9,3% (данные НАИРИТ на октябрь 2008 г.).
Если сравнить с другими странами то, в Греции этот показатель составляет 23%, в Португалии – 39%.
Предприятия реальной экономики (и в этом ряду не только средние российские предприятия, но и такие «монстры», как РЖД, «Газпром», «Лукойл») не включают инновационные продукты в свои бюджеты потому, что у них нет денег на перевооружение: в цехах подчас стоит оборудование не только 50– и 60-х годов прошлого века, но и 30-х. А из малых российских предприятий всего 4% внедряют инновации и только 0,5% организаций, внедряют принципиально новые продукты (в ведущих зарубежных странах этот показатель больше на порядок – примерно 5%). Отсюда упущенная выгода от инновационного отставания – $1214 млрд в год.
Но тем не менее спрос на российские инновации в мире не ослабевает: крупнейшие корпорации активно создают в России свои исследовательские подразделения отсюда - утечка мозгов [19].
Проблемы активизации процесса коммерциализации технологий в России состоят в логике согласования решений в экономической, юридической и организационной сферах. Также следует активизировать инновационную деятельность.
Необходимо ускорить разработку и принятие Федерального закона «Об инновационной системе Российской Федерации». В проекте закона важно предусмотреть участие Российской академии наук в развитии инновационной системы, поскольку РАН исторически является системообразующим элементом российского сектора исследований и разработок.
Наряду
с этим необходимо разработать и
принять федеральный закон
Параллельно
с законодательным
Среди них — субсидирование процентных ставок на приобретение новых технологий, патентов, лицензий и современного оборудования. Особый упор следует сделать на поощрение приобретения предприятиями новых технологий. 70% предприятий почти всех отраслей предпочитают прочим видам инноваций лить закупку машин и оборудования. Разумеется, господдержка должна предусматривать и налоговые льготы. Одним из наиболее эффективных механизмов стимулирования инновационных предприятий, особенно малых, является снижение налогов, предоставление налоговых каникул, инвестиционного налогового кредита. Необходимо также освободить вновь создаваемые малые инновационные предприятия в первые два года деятельности от уплаты налога на прибыль.
Неумение превращать интеллектуальный потенциал в активы (лицензии, права интеллектуальной собственности и бренды) приобрело характер одной из основных проблем инновационной сферы России. Подталкивает к тому, чтобы активно заняться этими вопросами, и принятый закон, разрешающий вузам создавать коммерческие структуры. Этот закон может стать серьезным импульсом развития венчурного предпринимательства в России.
Новые,
нетрадиционные идеи нужны и для
кадрового обеспечения
Имеет
смысл подумать над тем, чтобы в каждом
федеральном округе было создано не менее
трех-пяти образовательных кластеров,
основу которых составят высшие учебные
заведения, получившие статус национальных
исследовательских университетов. В состав
предполагаемых кластеров должны войти
также отраслевые вузы, средние специальные,
профессионально-технические и наиболее
успешные общеобразовательные учебные
заведения. Это позволит повысить качество
подготовки всех категорий специалистов,
устранит диспропорцию между реальными
потребностями региональных рынков труда
и сложившейся структурой выпуска специалистов
[2].
Инновационная деятельность очень важна на предприятии, так как в современных условиях успешная деятельность предприятий невозможна без инноваций.
Инновация означает изменения в экономике, промышленности, обществе, в поведении покупателей, производителей, работников. Поэтому она всегда должна ориентироваться на рынок, руководствоваться его потребностями.
Инновационная деятельность
Необходимо
решить проблемы, связанные с коммерциализацией
инноваций предприятиями, эффективного
взаимодействия науки и предпринимательства,
барьерами введения новшеств.
Несмотря на то, что все говорят о переходе
на путь инновационной экономики, темпы
перехода очень низкие, чему способствует
ряд проблем.