Экономика знаний

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Октября 2011 в 14:16, реферат

Описание работы

Экономика знаний - высший этап развития постиндустриальной экономики и инновационной экономики. Часто термин экономика знаний используют как синоним инновационной экономики. Однако экономика знаний - высший этап развития инновационной экономики. И является базой, фундаментом общества знаний или информационного общества.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………....3
1. ЭКОНОМИКА ЗНАНИЙ………………………………………………..…4
1.1.История экономики знаний…………………………………………….....4
1.2.Сущность и базовые принципы экономики знаний………………..........7
1.3. Особенность развития экономики знаний в России и за рубежом.......11
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………..16
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………………………….17

Работа содержит 1 файл

экономика знаний.doc

— 93.00 Кб (Скачать)

Министерство  образования и науки РФ

Филиал  государственного образовательного учреждения

высшего профессионального образования

«САМАРСКИЙ  ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

                                                    в г. Сызрани

 
 
 

                                                                               Кафедра экономики 
 

Реферат: «Экономика знаний» 
 
 

                                                                Выполнила: студентка гр. Ф-523

                                                                                      Кузьмич А.В.

                                                                Проверила:  ст. преподаватель 

Гаршина О.П. 
 
 
 
 
 
 

                                                         2011г

СОДЕРЖАНИЕ 

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………....3

1. ЭКОНОМИКА ЗНАНИЙ………………………………………………..…4

1.1.История  экономики знаний…………………………………………….....4

1.2.Сущность  и базовые принципы экономики  знаний………………..........7

1.3. Особенность  развития экономики знаний в  России и за рубежом.......11

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………..16

СПИСОК  ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………………………….17 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ВВЕДЕНИЕ 

        Экономика знаний - высший этап развития постиндустриальной экономики и инновационной экономики. Часто термин экономика знаний используют как синоним инновационной экономики. Однако экономика знаний - высший этап развития инновационной экономики. И является базой, фундаментом общества знаний или информационного общества.

       Спрос и только спрос определяет, жить или не жить знанию дальше. Как это, быть может, ни печально, нет ни малейших сомнений в том, что огромное число идей, открытий, изобретений и других произведенных людьми знаний исчезло, по-настоящему не родившись. То же самое можно сказать и о потенциальных гениях человечества.

       Эксперименты, проведенные на компьютерной модели, которая имитирует действия участников экономики знаний, показывают, что ее эффективность предполагает соблюдение некоторого оптимального соотношения между всеми категориями действующих лиц. Количество знаний принимается равным числу людей, суммарно потребивших все виды знаний. Таким образом, экономика знаний дает тем больший объем продукции, чем, с одной стороны, больше знаний создано учеными, и, с другой стороны, чем больше людей потребили эти знания. То есть важна и работа ученых, и работа людей, которые доводят знания до конечного потребителя. Каково оптимальное соотношение между ними, может быть установлено экспериментально.

          
 
 
 
 
 

  1. ЭКОНОМИКА ЗНАНИЙ
    1. История экономики знаний

        Исторически сначала возникла экономика, основанная на физическом труде и сельском хозяйстве. Ее сменила индустриальная экономика, базирующаяся на использовании природных ресурсов. На смену последней постепенно приходит экономика, базирующаяся на знаниях. Существуют различные точки зрения относительно роли и места экономики знаний в современном мире. Дебатируется вопрос, является ли экономика знаний переходом от аграрного, а затем индустриального общества к новой эре общественного развития, либо это всего лишь следующий этап развития индустриального общества. Ряд экспертов полагает, что экономика знаний существенно отличается от экономики индустриального общества, когда накопление богатства было связано с материальными активами. По их мнению, благосостояние зависит от нематериальных активов - опыта, ноу-хау знаний. По мнению других, считающих, что это всего лишь следующая фаза эпохи индустриального развития, благосостояние зависит от производственных процессов, а нематериальные активы повышают конкурентоспособность. [5]

        В настоящее время многими международными организациями признается, что знания необходимы не только для развитых, но и для развивающихся стран, причем для последних будет особенно важен доступ к электронным банкам знаний, облегчающим доступ и овладение новыми научно-техническими достижениями.

        В свете этого особое внимание начинает уделяться человеческому капиталу, созданию такой развитой инфраструктуры, которая позволила бы использовать и способствовать еще более оптимальному применению накопленного опыта и знаний в целях производства и потребления.

        Основы экономики знаний заложили три выпускника Венского университета, которые, впрочем, в дальнейшем жили и работали в США - Йозеф Шумпетер, Фридрих Хайек и Фриц Махлуп. Основателем экономики знаний как дисциплины считается Махлуп, автор книги "Производство и распространение знаний в США", написанной в 1962 г. и переведенной на русский язык в 1966 г. Тогда экономика знания понималась просто как один из секторов экономики. По мере увеличения социальной роли науки под экономикой, базирующейся на знаниях, стали все чаще понимать определенный тип экономики, где сектор знаний играет решающую роль, а производство знаний становится источником роста экономики. Близкими понятиями являются инновационная экономика, общество знаний (knowledge society), информационное общество, высокотехнологическая цивилизация.

          По типу экономик и уровню развития различают страны:

  1. с доиндустриальной экономикой (как правило, страны с сырьевой экономикой или ее основной долей);
  2. с индустриальной экономикой;
  3. с постиндустриальной экономикой;
  4. страны со смешанными укладами экономик;
  5. страны с инновационной экономикой или экономикой знаний (используются также термины: интеллектуальная экономика, новая экономика, информационная экономика, инновационно-информационная экономика и др.).

         Экономика знаний – высший тип развития экономики, для которой характерны информационное общество или общество знаний. Пока экономику знаний создали США и частично ЕС.

         Экономика знаний - высший этап развития инновационной экономики и следующий этап развития экономики и общества передовых стран мира.

         Существуют в литературе и другие определения развитых и будущих обществ и экономик.

         Основным фактором смены типов экономик и обществ был и остается человеческий капитал (накопленные знания, интеллект, инновации, профессионалы).

          Развитые страны мира обладают основной долей мирового человеческого капитала. Причем большую часть инвестиций развитые страны осуществляют именно в человеческий капитал. Это дает им решающее преимущество в технологическом и интеллектуальном развитии, а также опережающем росте качества жизни населения.

        Человеческий капитал в развитых странах стал главным производительным фактором в создании новейших технологий, развитии производств, повышении их эффективности, опережающем развитии науки, культуры, здравоохранения, безопасности, социальной сферы. Из Докладов ООН о развитии человека следует, что удельный вес человеческого капитала в таких высоко развитых странах, как США, Финляндия, Германия, Япония, Швейцария и др., составляют до 80% их национального богатства.

        Ведущие страны мира создали близкие к оптимальным условия для быстрого и эффективного воплощения идей ученых в конкретные товары и продукты. Именно фундаментальные исследования, повышенные инвестиции в человеческий капитал и порождаемые ими новые прорывные технологии обеспечивают ведущим странам мира их лидерство. [2]

       СССР к середине 80-х годов XX века исчерпал возможности собственно индустриального развития в рамках командно-административной системы. Однако эффективную индустриальную экономику создать так и не удалось. Производительность труда в СССР была в несколько раз ниже, чем в развитых странах. Не выросла она и в России к настоящему времени. Вызовы постиндустриализма оказались для неповоротливой социалистической экономики не по плечу. Частично с этим был связан системный кризис советского общества, спровоцировавший распад социалистической системы и СССР.

      В настоящее время эффективность производств и экономики России осталась на уровне СССР. Недостаточно качественным является и российский человеческий капитал. 

    1. Сущность  и базовые принципы экономики  знаний
 

          Экономика знаний имеет три принципиальные особенности. Первая - дискретность знания как продукта. Конкретное знание либо создано, либо нет. Не может быть знания наполовину или на одну треть. Вторая особенность состоит в том, что знания, подобно другим общественным (публичным) благам, будучи созданными, доступны всем без исключения. И, наконец, третья особенность знания: по своей природе это информационный продукт, а информация после того, как ее потребили, не исчезает, как обычный материальный продукт.

         Свойство дискретности знания вызывало сомнения, что в применении к нему рыночный механизм может быть столь же эффективным, как в случае с традиционными продуктами. Недавние работы показывают, что основные результаты, полученные для делимых продуктов, при достаточно общих и реалистичных условиях оказываются верными также и для дискретных продуктов типа знаний или крупных инвестиционных проектов. [7]

         Вторая и третья особенности имеют своим следствием то, что в рыночной экономике распространители знаний оказываются в своеобразном, в некотором смысле монопольном, положении. Какую бы цену они ни назначили на свой продукт, невозможно продать максимальное количество "копий знания". Стремление же продать побольше вполне естественно, тем более что копия практически ничего не стоит (затраты на копирование чрезвычайно малы). Если назначить высокую цену, покупателей будет мало. При низкой цене покупателей будет много, но выручка может оказаться меньше, чем при высокой цене. В ряде работ показано, что в экономике знаний традиционный рыночный механизм не приводит к эффективным состояниям. Эффективность достигается тогда, когда используются так называемые дискриминационные цены, то есть цены, рассчитанные на конкретного потребителя (категорию потребителей).

        Инновационная экономика характеризуется следующими базовыми принципами, признаками и индикаторами:

    1. Высокий индекс экономической свободы
    2. Высокий уровень развития образования и науки
    3. Высокое и конкурентоспособное качество жизни
    4. Высокое качество человеческого капитала в его широком определении
    5. Высокая доля инновационных предприятий (свыше 60-80%) и инновационной продукции
    6. Замещение капиталов
    7. Конкуренция и высокий спрос на инновации
    8. Избыточность инноваций и, как следствие, обеспечение эффективности части из них за счет конкуренции
    9. Инициация новых рынков
    10. Принцип разнообразия рынков

         Рассмотрим несколько принципов более подробно:

         Во-первых, замещение капиталов происходит на каждом этапе инновационного процесса. Государство финансирует фундаментальную науку через научные гранты, вложения в инновационную инфраструктуру.               Это привлекает разного рода научные коллективы, которые конкурируют между собой за получение финансирования всевозможных исследований и разработок. Задача этого этапа — получить избыток инновационных идей, понимая, что большинство из них не увенчаются успехом, но это позволяет создать условия для замещения капитала. Патенты и изобретения приобретаются частными фирмами, чьи акции покупают инвесторы в надежде на получение сверхприбыли. Таким образом инновационная экономика получает следующий приток финансирования уже не за счёт государства, а за счёт частных инвесторов. [3]

Информация о работе Экономика знаний