Истина и ее критерии. Знание и вера

Автор: Вадим Рогулев, 10 Июня 2010 в 16:35, реферат

Описание работы

Проблема истины является ведущей в философии познания. Все проблемы теории познания, изучение которой мы начали на прошлой лекции касаются либо средств и путей достижения истины (чувственных и рациональных, дискурсивных и интуитивных), либо форм существования истины (понятие факта, гипотезы, теории), либо методов её познания, форм ее реализации.

Работа содержит 1 файл

Лекция№10.doc

— 73.00 Кб (Скачать)
 
 
 

      «Утверждаю»

      начальник кафедры №4

      подполковник          В. Грабарь.

      «__» ________ 1999г. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Лекция  №10.

Истина  и ее критерии. Знание и вера.

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                Лекция  обсуждена и одобрена на заседании  ПМК «Философия».

                Протокол  №        от

                «__» ________ 1999г. 
                 
                 
                 
                 
                 

Пермь 1999г. 

Тема: "Истина и её критерии. Знание и вера."

  Проблема  истины является ведущей в философии  познания. Все проблемы теории познания, изучение которой мы начали на прошлой  лекции касаются либо средств и путей  достижения истины (чувственных и рациональных, дискурсивных и интуитивных), либо форм существования истины (понятие факта, гипотезы, теории), либо методов её познания, форм ее реализации.

  Проблемы  истины, её понимание, аспекты, формы, критерии мы рассмотрим в лекции:

Истина  и её критерии. Знание и вера. Основные вопросы которой:

1. Проблема истины и её место в гносеологии.

2. Проблема критерия истины.

3. Проблема соотношения знания и веры.

  В ходе рассмотрения первого вопроса  мы изучим разные походы к определению  истины,  рассмотрим  понятие объективности, конкретности, абсолютности и относительности истины. Особенности познания истины в военном деле.

  Во - втором увидим многообразие подходов к критерию истины, рассмотрим критерий практики, её структуру, социальные формы, формы военной практики.

  В третьем вопросе определим границы  научного познания, рассмотрим диалектику веры и знания.

  Понятие истины относится к важнейшим  в общей системе мировоззренческих  проблем. Оно находится в одном  ряду с такими понятиями, как "справедливость", "добро", "смысл жизни", а также позволяет оптимистически смотреть на возможность познания мира, общества, военного дела, человека и его мышления. В этом актуальность сегодняшней темы лекции, и её значимость для формирования инженерного мышления, мировоззрения офицера РВСН. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1 вопрос.

  Можно сказать, что вопрос, что такое  истина относится к одному из вечных вопросов гносеологии. Имеются разные понимания истины "Истина - есть соответствие знания действительности", "Истина - это опытная подтверждаемость", "Истина - это свойство самоорганизованности знаний", "Истина - это соглашение", "Истина - это полезность знания, его эффективность".

  Первое  положение, согласно которому Истина - есть знание, соответствующее своему предмету,

совпадающее с ним, - есть соответствие знания действительности.

  Шляется главным в классической концепции истины. Такое её понимание разделяли Платон и Аристотель, ФомаАквинский и Г.В. Гегель, Л. Фейербах и Маркс, мноте философы XX Века.

  Ей  придерживаются и материалисты, и  идеалисты, метафизики и диалектики и даже агностики. Различия внутри её проходят по вопросу отражаемой действительности и по вопросу о механизме соответствия.

  Современная трактовка истины включает в себя следующие моменты характеристики:

  1) Объективность, она - в обусловленности реальной действительности в которую входит -объективная  реальность,  субъективная реальность она - в связи с предметно^чувственной деятельностью человека, с практикой

она - в независимости содержания истины от отдельных людей

  2) Субъективность, поскольку истину познают люди она субъективна   по   своим   внутренним идеальным   содержанию   и   форме (например,     всемирное     тяготение изначально присуще миру, но истиной стала благодаря Ньютону)

  3) Истина есть процесс, она не постигается сразу, целиком в полном объёме, а постепенно углубляется и вместе с тем всегда неполна и неточна.

  Для характеристики объективной истины как процесса применяются   категории   абсолютного   (выражающего устойчивое, неизменное в явлениях) и относительного (отражающей изменчивое, преходящее).

  Абсолютная  истина (абсолютное в объективной истине) -это полное, исчерпывающее знание о действительности, которое в границах конкретного этапа развития науки не уточняется и не дополняется, это идеал, который не может быть достигнут, хотя познание и приближается к нему, это элемент знаний, который не может быть опровергнут в будущем: "люди смертны" и т.д. - это вечные истины.

  Движение  к абсолютной истине идёт через нахождение множества относительных истин.

  Относительная истина (относительное в объективной истине) - это неполное, приблизительное, незавершённое знание о действительности, которое углубляется и уточняется по мере развития практики и познания.

  При этом старые истины либо заменяются новыми (как классическая механика квантовой), либо опровергаются и становятся заблуждением (как истины о флогистоне, теплороде, эфире, вечном двигателе).

  В любой абсолютной истине мы находим  элементы относительности, а в относительной  черты абсолютности. Признание только относительного в объективной истине грозит релятивизмом, преувеличение устойчивого момента - есть догматизм.

  Диалектика  абсолютной и относительной истин  ставит вопрос о конкретности истины. Это означает, что любое истинное знание определяется

  1) характером объекта к которому относится,

  2) условиями места, времени;

  3) ситуации, историческими рамками. Распространение истинного знания за пределами его действительной применимости превращает его в заблуждение. Даже 2+2=4 является истиной только в десятичной системе исчисления.

  Таким образом, объективная, абсолютная, относительная  и конкретная истина - это не разные "сорта" истин, а одно и тоже истинное знание с этими свойствами.

  Кроме названных выделяются и другие свойства истины: непротиворечивость (с точки  зрения формальной логики), когерентность (согласованность знания с фундаментальными идеями), простота, красота, эвристичность, плюрализм, антиконьюктурность, способность к самокритичной рефлексии (В.И.Ленин).

  Существуют  и разные формы истины: экзистенциальная (понимание  духовного  мира),  предметная  (знание  о материальных системах), концептуальная, а также истины обусловленные видами познавательной деятельности: научная, обыденная, нравственная.

         При этом постоянный спутник истины в любой её форме -заблуждение. И истина и заблуждение - две противоположные, но неразрывные стороны единого процесса познания.

   Заблуждение - знание, не соответствующее своему предмету, несовпадающее с ним. Это неадекватная форма знания, возникает непреднамеренно из-за ограниченности, неразвитости или ущербности практики и самого познания. Заблуждения неизбежны, но они необходимый предмет познания истины. Заблуждения многообразны по своим формам: научные и ненаучные, религиозные и философские, эмпирические и теоретические.

  Заблуждение следует отличать от лжи - преднамеренного искажения истины в корыстных целях и дезинформации -передачи ложного знания (как истинного) или истинного знания как ложного.

  Все эти явления имеют место в  научном знании, но встречается и  мошенничество, и подлог. Чаще встречаются ошибки - как результат неправильных действий в вычислениях, в политике, в жизни. Они бывают логическими и фактическими.

  Заблуждения рано или поздно преодолеваются: либо сходят со сцены (учение о "вечном двигателе"), либо становятся истиной (превращение алхимии в химию, астрологии в астрономию),

  Познание  истины в военном деле имеет свои особенности связанные с многоплановостью, динамичностью объектов исследования. Это - и технические, и организационные, и учебно-воспитательные системы, виды деятельностей разного характера.

  Объекты познания сложны сами по себе, и усложняются  ещё более условиями противоборства.

  Обстановка  опасности снижает возможность  правильного познания, ещё более осложняется познание с применением маскировки, дезинформации, то что называется - военной хитростью.

  Военное познание отражает действительность и  в чувственных и в логических формах, но значительное место отводится  -  интуиции.  Развитая  интуиция  отличала выдающихся полководцев прошлого и настоящего века.

  Вопрос  о том, можно ли ограничить истину от заблуждения, и каким образом, есть вопрос о критерии истины.

 

  

2 вопрос.

  В истории науки и философии высказывались разные точки зрения на критерий истины (критерий - это средство проверки достоверности знания). Так, Декарт критерием истинных знаний считал их ясность самоочевидность. Фейербах такой критерий искал в чувственных данных. Но оказалось - никаких самоочевидных положений нет, ясность мышления - вопрос крайне субъективный, а чувства - зачастую нас обманывают (ложка в стакане воды изломана...).

  Коренным  пророком этих критериев то, что они находятся в самом знании, в его особых привилегированных частях. Необходим критерий, который был бы и теоретическим (для отражения объекта) и внетеоретическим (для проверки знаний), отличался бы от субъективных процессов познания и от объективных естественных процессов.

   Такими  свойствами обладает практика, но во всём её объёме и   историческом развитии. При этом практику, дополняют и другие критерии - общезначимость (то, что признаётся многими людьми), - прагматизм (то, что признают полезным, что приводит к успеху); - когерентность (взаимосоответствие суждений); - конвенционализм (то, что соответствует соглашению).

  Так, математики склоняются когерентной  концепции истины, гуманитарии к  общезначимости и конвенционализму, инженеры, научные работники, к практицизму и практике.

  Понятие "практика" раскрывалась через  широкий спектр терминов "действие", "деятельность", "деятельная жизнь", "опыт", "опыт в целом", "труд". Практика считалась важным условием процесса познания, высказывалась идея о единстве теории и практики (Гегель, Чернышевский, Соловьев, Поппер). Мы определим практику через понятие "деятельность".

  Практика ' активная, целенаправленная чувственно-предметная деятельность людей, направленная на изменение реальной действительности.

  С введением практики в теорию познания было установлено, что человек активно, через предметы, целенаправленно, воздействует на действительность и в ходе её изменения познаёт её.

  В процессе практики человек создаёт "вторую природу", культуру. Практика и познание - две стороны единого процесса, вместе они целостная система человеческой деятельности. Но, практика играет решающую роль, ибо её законы - это законы реального мира, который преобразуется в этом процессе. Назовем важнейшие формы практики: Это - материальное производство (труд),

      - социальная деятельность,

      - научный эксперимент;

      - техническая деятельность;

      - военно-политическая деятельность. Практика   и познание тесно связаны, практика имеет познавательную сторону, а познание - практическую. Практика является источником информации для познания, в том числе и военного. Формы военной практики:

Своеобразие практики выражается в её функциях в процессе познания:

  1. практика является источником познания, ибо все значения вызваны к жизни потребностями практики.

- креатиеная функция

  2. практика выступает как основа познания, его движущая сила. Она пронизывает все его стороны, ставит проблемы, обнаруживает новые свойства и стороны мира, обеспечивает познание техническими средствами. - детерминирующая функция

Информация о работе Истина и ее критерии. Знание и вера