Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Февраля 2012 в 18:57, курсовая работа
Уникальность инноваций существенно ограничивает возможность их эффективной разработки на основе постоянно действующих организационных структурных подразделений. По своему существу инновация в отличие от прочих бизнес-процессов имеет не воспроизводимый, а разовый характер. В этом смысле инновационный процесс не конвейерная лента, а поток высокоиндивидуализированных событий, постоянство и направленность которого определяется в первую очередь организационными и личностными составляющими инновационных ресурсов.
Введение…………………………………………………………………………..3
1 Инновационный проект………………………………………………………..5
1.1 Общая характеристика и классификация проектов………………………...5
1.2 Инновационная деятельность в туризме…………………………………....7
2 Планирование инновационного проекта……………………………………..12
2.1 Этапы создания инновационного проекта…………………………………12
2.2 Обновление региональных традиций и разработка инновационных проектов в туризме. ……………………………………………………………………21
Заключение………………………………………………………………………24
Список используемой литературы…………………………………………….26
2 Этапы планирования инновационного проекта
2.1 Этапы создания инновационного проекта
Планирование инновационного проекта состоит из трех этапов: подготовка инновационного проекта, составление бизнес – плана проекта и учитывание рисков, а так же их особенностей.
Подготовка инновационного проекта включает: определение проблемы и цели инновационного проекта; создание рабочей группы; осмысление проекта, разработку плана и этапов реализации проекта, а так же их сроков; определение ожидаемых результатов; составление календарного плана выполнения работ по проекту.
Составление бизнес – плана инновационного проекта включает: определение требований к бизнес-плану инновационного проекта; составление содержания бизнес-плана и оценку эффективности инвестиций в инновационном проекте.
Этап учитывания рисков инновационных проектов состоит из определения классификации инновационных рисков и создания основных приемов управления рисками инновационных проектов.
Рассмотрим первый этап создания проекта - подготовка инновационного проекта. Общим для всех проектов является выявление проблемы и постановки цели.
Разработка исследовательского проекта состоит из следующих этапов: анализ степени разработанности проблемы и сбор материала для ее решения; обработка полученных материалов; оформление результатов исследования.
Подготовка и реализация венчурного проекта включает следующие этапы: прединвестиционный; инвестиционный; эксплуатационный; реализацию инновационной продукции.
Для разработки и реализации инновационного проекта создается рабочая группа.
Подготовительная стадия проекта имеет важное значение для всех участников, особенно для инвестора или заказчика, принимающих решение о целесообразности выполнения проекта и перспективности его реализации. Для исследователя она начинается с выявления проблемы и инициации идей. Под проблемой понимается либо любое существенное отклонение от установленных норм, требований и стандартов, либо наиболее важная задача, не имеющая однозначного решения. Проблемы решаются путем подготовки и реализации инновационных проектов.
Одно из важнейших условий успешности проекта – наличие четко определенных реально достижимых, перспективных и текущих целей, которые непосредственно порождаются проблемами. Описание целей проекта определяет его сущность. Цели структурируются по своей значимости и все нижестоящие по отношению к главной выступают как задачи, которые необходимо выполнить в установленный срок в ходе подготовки, осуществления и внедрения проекта.
Заказчиками проекта могут быть любые юридические и физические лица, государственные учреждения, внебюджетные и благотворительные фонды и иностранные инвесторы и фонды.
Процедуры оформления заявочных материалов на выполнение проектов НИР и ОКР строго регламентированы, особенно если финансирование проекта осуществляется за счет государственных бюджетных средств. Для выполнения и осуществления создается команда, состоящая из руководителей и специалистов-исполнителей. Состав и структура команды зависят от значимости и требований проекта. Команду формирует руководитель или менеджер проекта. При подборе команды наряду с профессиональными, учитываются факторы совместимости и личностные качества.
Одновременно с подготовкой документов на выполнение НИР и ОКР - заявок, договоров на создание научно-технической продукции, согласования цены на нее, осуществляется осмысление проекта, как системы взаимоувязанных, взаимообусловленных элементов, находящихся в единстве и выполняющих различные (конкретные) функции в отличие от проекта в целом. Системное представление обладает рядом достоинств и позволяет получить синергетический эффект в результате совместной деятельности участников.
Материальным воплощением полного осмысления проекта служит разработка методики и технико-экономического обоснования НИР и ОКР. Важнейшими элементами ТЗ являются: цель работы, область применения результатов, содержание работы, программа ее выполнения, технико-экономические и другие показатели, требования к работе уровню и способом ее выполнения, результаты работы, научная, научно-техническая и практическая ценность ожидаемых результатов; предполагаемое использование результатов и вид, форма представления отчетных материалов.
Когда приняты и утверждены стартовые материалы и документы, подготовлены организаторские условия выполнения проекта осуществляется планирование выполнения работ – такая стадия подготовительного процесса, которая предусматривает учетное определение предметной области прикладного исследования или ОКР, сроки выполнения проекта и его отдельных этапов, стоимости работы и этапов, конечного и промежуточного результатов, порядок приемки и источники финансирования работы. Наряду с разработкой календарного плана на выполнение НИР, ОКР, технологических работ и оказания научно-технических услуг в обязательном порядке рассчитывается смета затрат, в которой обосновываются необходимость расходов на приобретение оборудования и материалов, оплату труда исполнителей и соисполнителей, календарных планов.
После определения стоимости проекта осуществляется разработка бюджета, представляющая собой распределение затрат в соответствии с этапами и сроками работ.
Конечные показатели, полученные в результате выполнения проекта, могут выступать в вещественной (материалы, процесс, технология), организационной (норма, стандарт), научно-технической (конструкторская документация, научно-исследовательский, научно-технический отчет, программа), нематериальной (патенты, монографии, статьи) и других формах.
Экономический смысл ожидаемых результатов проекта заключается в превышении доходов организации от реализации проекта над затратами на выполнение и осуществление.
Второй этап заключается в написании бизнес-плана инновационного проекта. Выбор стратегии является одной из основных частей стратегического управления инновационным проектом. В то же время – это необходимое условие и основа для разработки плана любого инновационного проекта. Наличие методологической базы законченных исследований и инструментария позволяют выбрать наиболее адекватную стратегию поведения в зависимости от рыночных, технологических и ресурсных позиций проекта, состояния внешней конкурентной среды и кадровых возможностей.
Бизнес-план – это комплексный, стратегический, итоговый документ, в котором обосновывается и оценивается инновационный проект в различных аспектах и содержатся данные всех направлений его анализа. В нем раскрываются сильные и слабые стороны проекта, возможности получения ожидаемых доходов и жизнеобеспечения в условиях рыночной конкурентной среды, что является основой для получения финансовой поддержки и средств привлечения капитала для его осуществления.
Основными причинами разработки бизнес – плана являются:
– возможность обнаружить проблемы в результате исследования до того, как они возникли;
– необходимость привлечения инвестиций;
В настоящее время бизнес-план – это стандартный документ ознакомления с проектом и обязательное требование со стороны цивилизованного рынка. Состав документа, его структура и степень детализации зависят от целевой направленности, масштабов и стоимости проекта, т. е. – чем более значим проект, тем более подробным и исчерпывающим должен быть бизнес-план.
Наиболее распространенной формой его в настоящее время является документ, в котором отражены сведения о предприятии, которое будет реализовывать инновационный проект; продукции (товары, услуги, работы); рынках сбыта продукции; конкурентах; стратегии маркетинга и финансовой стратегии; рисках и их компенсации; производственном, организационном и финансовом (иногда юридическом) планах.
Большинство инновационных бизнес–планов принадлежат к группе инвестиционных проектов, имеющих существенные отличия от типовых как по содержанию, так и по методам и приемам оценки эффективности их применения. Инвестиционные проекты предполагают использование заемных средств и поэтому определение коммерческой, финансовой и экономической эффективности является абсолютно необходимым как обоснование гарантий возврата финансовых средств в установленный срок.
В настоящее время разработку бизнес – планов любых видов инновационных проектов можно осуществить с применением компьютерных имитационных программ.
Завершающим этапом в создании инновационного проекта является учитывание рисков и их особенностей.
Риски инновационных проектов рассмотрим с двух позиций: по классификационным признакам; и по основным приёмам управления рисками инновационных проектов.
Инновационные проекты относятся к категории наиболее высокого риска для инвестиций. Поэтому при поиске инвестиций из коммерческих источников инициатору инновационного проекта нужно реально оценить свои шансы.
Риск инновационных проектов учитывает вероятностный характер ожидаемого результата в условиях неопределенности. Иными словами, риск инновационных проектов – неопределенность, связанная с принятием решений, реализация которых происходит только с течением времени.
Оценка риска является частью любых предпринимательских решений, в том числе и связанных с инновационными проектами. Инновационные проекты связаны с капиталовложениями в отдельные отрасли, предприятия, производства.
При построении классификации рисков инновационных проектов целесообразно использовать блочный принцип. Блочный принцип классификации рисков инновационных проектов предполагает распределение риска по категориям, подвидам, группам и подгруппам и другим уровням. Именно из-за многообразия рисков инновационных проектов классификация рисков проводится не по сквозному, а по блочному принципу.
Риски могут быть внешние, внутренние и смешанные.
К внешним рискам можно отнести общеэкономический, рыночный, социально-демографический, природно-климатический, информационный, научно-технический и нормативно-правовой виды риска. При этом причины, обусловливающие внешнеэкономический, рыночный, природно-климатический, информационный, научно-технический и нормативно-правовые виды риска, могут заключаться в действиях субъектов внешней среды, а также внутренней, поэтому они относятся к категории смешанных.
Смешанные риски связаны с деятельностью разработчиков инновационных проектов.
Для управления инновационными рисками целесообразно их систематизировать.
В инновационных проектах важно учитывать риск невостребованности новой продукции, нового проектного решения и др.
Для избежания последствий невостребованности продукции предприятие-производитель должно проанализировать причины этого. Поэтому необходима классификация факторов риска невостребованности продукции..
Риск невостребованности продукции – это вероятность потерь для предприятия изготовителя вследствие возможного отказа потребителя от его продукции. Он характеризуется величиной возможного экономического и морального ущерба, понесенного фирмой по данной причине вследствие падения спроса на ее продукцию.
Риск невостребованности продукции относится к категории смешанного и связан, как с неопределенностью внешней обстановки, так и с деятельностью самого предприятия, производящего и (или) реализующего продукцию.
Возникновение риска невостребованности инновационной продукции обусловлено внутренними и внешними причинами.
Внутренние причины зависят от деятельности организаций. К ним относятся:
– недостаточная квалификация персонала;
– неправильная организация производственного процесса;
– неправильная организация снабжения предприятия материальными ресурсами;
– неправильная организация сбыта готовой продукции;
– нечеткое управление предприятием.
Внешние причины, как правило, прямо не зависят от деятельности разработчиков инновационных проектов.
Основными внешними причинами, вызывающими риск невостребованности являются:
– инженерно-конструкторские;
– платежеспособность потребителя;
– транспортные;
– организация работы и состояние финансовой системы;
– повышение процентных ставок по вкладам;
– социально-экономические;
– демографические;
– географические;
– нормативно-правовые.
Управление рисками инновационных проектов предполагает решение следующих задач: обнаружение рисков; оценка; воздействие на потенциальные риски; контроль рисков (сбор и анализ информации о возникающих в процессе реализации проекта рисках, действия, направленные на ликвидацию рисков и др.).
Классические модели теории принятия решения предусматривают следующие ситуации:
– игровая ситуация: состояние окружающего мира определяется возможными действиями рационального противника/конкурента;