Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Декабря 2011 в 16:18, доклад
Инновационный процесс охватывает многих участников и многие заинтересованные
организации. Он может осуществляться на государственном (федеральном) и
межгосударственном уровнях, в региональных и отраслевых сферах, местных
(муниципальных) формированиях. Все участники имеют свои цели и учреждают
свои оргструктуры для их достижения.
Инновационный процесс охватывает многих участников и многие заинтересованные
организации. Он может осуществляться на государственном (федеральном) и
межгосударственном уровнях, в региональных и отраслевых сферах, местных
(муниципальных) формированиях. Все участники имеют свои цели и учреждают
свои оргструктуры для их достижения.
Прежде всего следует рассмотреть многообразие внутрифирменных
организационных форм - от выделения участников инновационной деятельности
внутри фирмы до создания специальных инновационных подразделений (слайд 5.1).
Далее рассматривается фирменный и межфирменный, рыночный и отраслевой
уровни, на которых
возникают различные
У крупных и мелких организаций разная инновационная активность, что
соответствует их миссиям, целям и стратегиям. Поэтому корпорации создают
вокруг себя сеть малых инновационных фирм, готовя их руководителей с помощью
специальных «инкубаторных программ». Такие организации имеют форму «фирм-
инкубаторов».
Распространение новых сложных промышленных продуктов и технологий иногда
происходит в организационной форме «франчайзинга» или «лизинга».
Реализация региональных
научно-технических и
организацией соответствующих объединений научных (университетских),
промышленных и финансовых организаций: различного рода научно-промышленных
центров.
В силу рискованности инновационных проектов возникают адекватные
организационные формы инвесторов в виде «венчурных фондов» и инновационные
формы создателей новаций - рисковые инновационные фирмы.
Федеральные программы особой важности, привлекающие большие ресурсы и
рассчитанные на длительный срок, влекут за собой создание научных и
технологических парков, технополисов.
Развитие международных научно-технических и торговых отношений связано с
глобализацией рынка многих продуктов, интернациональным разделением труда и
созданием различных альянсов и совместных предприятий.
Руководители компаний исходят из того, что для достижения коммерческого
успеха необходима достаточно высокая «плотность» потока новаторских идей —
изобретений, предложений по улучшению качества, дизайна, снижению
себестоимости и др.Повышение роли таких параметров конкуренции, как новизна,
цена, качество, надежность, индивидуализация товара, ставит перед
большинством сотрудников, а, в конечном счете, перед всем персоналом фирмы
задачу постоянного и всеобщего «мозгового штурма».
Замыкающим звеном в проведении инновационной политики, управления
«человеческими ресурсами» выступает интеграция усилий персонала в корпорации
вовлечение широкого круга работников в решение вопросов повышения
эффективности и качества работы. Формируется инновационная организационная
культура, которая служит своего рода «зонтиком» перестройки традиционного
управления.
Уже первый взгляд на механизм управления «человеческими ресурсами», например, в
компании ЗМ подтверждает его инновационную специфику этого механизма. В
компании разработаны принципы выявления факторов как блокирующих нововведения,
так и поддерживающих и усиливающих новаторскую деятельность.
Блокирующие факторы
• недоверие менеджеров к выдвигаемым снизу новым идеям;
•
необходимость множества
• вмешательство других отделов в оценку новаторских предложений;
• незамедлительная критика и угрозы увольнения в связи с допущением
ошибок;
• контроль за каждым шагом новатора;
• кулуарное принятие решений по новаторскому предложению;
• передача нижестоящим руководителям указаний, сопровождаемых угрозами;
•
возникновение у вышестоящих
руководителей «синдрома
экспертов».
Факторы, поддерживающие новаторство
• предоставление необходимой свободы при разработке новшества,
обеспечение новаторов необходимыми ресурсами и оборудованием, поддержка со
стороны высшего руководства;
• ведение дискуссий и обмен идеями «без злобы и страха»;
• поддержание эффективных связей с коллегами, другими подразделениями,
вузами и внешними научными организациями;
•
•углубление взаимопонимания
Факторы, усиливающие новаторство
• поддержка стремления работников постоянно учиться и повышать
квалификацию:
•
сочетание в системе
многодисциплинарной подготовки;
•
возможность высказывать
• поощрение совмещения профессий;
• преодоление барьеров и размывание границ между разными видами работ
и функциональными обязанностями;
• предоставление содержательной деловой информации, даже если она
негативная;
• проведение регулярных совещаний рабочих групп;
• логичная аргументация необходимости изменений и реорганизаций,
постоянная поддержка
атмосферы доверия и
Корпоративное руководство
признает необходимость диф
к новаторам. Теоретически в основу такого подхода положена типизация ролевых
функций участников инновационного процесса. В результате выделяются типы
работников (или определяется потребность в них), которые:
• инициируют новые идеи как на стадии НИОКР, так и при создании и
реализации новшеств;
• обеспечивают постоянные коммуникации, аккумулируют различные виды
научно-технической и рыночной информации и распространяют ее в организации;
•
формируют условия для
создания новшеств на конечный результат, выступают лидерами нововведений и
обновления организации.
В инновационной деятельности задействованы предприниматели и руководители,
специалисты разных отраслей знаний, исполнители разных функций. Специфическая
практика выработала ряд столь же специфических типов и ролей новаторов,
руководителей и исполнителей.
Выделяются такие типичные носители ролевых функций в процессе нововведений
как «антрепренеры» и «интрапренеры», «генераторы идей», «информационные
привратники» и др. (слайд 5.2).
«Антрепренер»
- - ключевая фигура
правило, энергичный руководитель, который поддерживает и продвигает новые идеи,
возможно, что и свои собственные, не боится повышенного риска и
неопределенности, способен к активному поиску нестандартных решений и
преодолению трудностей. Для антрепренера характерны и специфические личностные
черты: интуиция, преданность идее, инициативность, способность идти на риск и
преодолевать бюрократические преграды. Антрепренер ориентирован на решение
задач внешнего порядка: создание организации, действующей во внешней среде;
координация служб фирмы во внешней деятельности; взаимодействие с субъектами
внешней инновационной среды: рыночное продвижение нового продукта; поиск и
формулирование потребности в новых разработках и новой продукции. И потому
антрепренер занимает такие посты, как руководитель подразделения новой
продукции, управляющий проектом. Антрепренеров в организации немного.
«Интрапренер» - - не менее важная фигура в инновационном управлении.
Интрапренсров в организации должно быть существенно больше. Это специалист и
руководитель, ориентированный на внутренние инновационные проблемы, на
внутреннее инновационное предпринимательство. В его задачи входит организация
многочисленных «мозговых штурмов», первичного поиска новых идей, создание
атмосферы вовлеченности сотрудников в инновационный процесс и обеспечение
«критической массы» новаторов, чтобы компания могла считаться в целом
новаторской. Как правило, это руководитель группы, отличающейся повышенной
творческой активностью.
«Генератор идей* -- это другой тип новаторского персонала. К его
характерным чертам
относятся способность
число оригинальных предложений, изменять область деятельности и предмет
исследования, стремление к решению сложных проблем, независимость в суждениях.
«Генераторами идей» могут быть не только ведущие ученые и специалисты,
выдвигающие новые предложения, но и инженеры, квалифицированные рабочие,
специалисты функциональных служб, выступающие с так называемыми «вторичными»
инновациями. Традиционная практика неформального выделения «генераторов идей»
может подкрепляться организационными решениями: выдающимся новаторам
присваиваются титулы «генераторов идей» с соответствующими стимулами и
льготами, их активность влияет на карьерное продвижение.
«Информационные
привратники» находятся в
сетей, аккумулируют и переносят специализированную информацию, контролируют
потоки научно-технических, коммерческих и других сообщений. Они накапливают и
распространяют новейшие знания и передовой опыт, «подпитывают» информацией
творческий поиск на разных этапах создания новой продукции или проведения
организационно-экономических изменений в фирме.
«Деловые ангелы» - лица, выступающие в качестве инвесторов рисковых
проектов. Как правило, это пенсионеры или старшие служащие компаний.
Использование их в качестве источника финансирования имеет ряд преимуществ. Их
кредит значительно дешевле, так как они в отличие от рисковых фондов не имеют
накладных расходов.
Практическая деятельность
руководителей формирует в ос
архетипа: «лидер», «администратор», «плановик», «предприниматель». Все они
необходимы для успешной инновационной деятельности фирмы.
«Лидер»
играет свою специфическую
реализации проектных инновационных решений. Здесь особенно ценятся стремление