Инновационный потенциал

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Апреля 2013 в 16:04, курсовая работа

Описание работы

Ориентация на инновационный путь развития, провозглашенная Концепцией экономической стабилизации и роста, например в Украине, Законом Украины "Об инновационной деятельности", проектом Концепции инновационного развития, требует от отечественных субъектов хозяйственной деятельности коренной перестройки всей системы управления, создания на основах современных концепций менеджмента системы оперативного поиска новых сфер и способов формирования и реализации собственного инновационного потенциала.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………..3
Понятие и содержание инновационного менеджмента……………….5
Принципы в реализации инновационного потенциала менеджмента..17
Управление организационными изменениями……………………19
Инновационный потенциал предприятия: как его реализовать?……32
Заключение………………………………………………………………………..36
Список использованной литературы…………………………………………38

Работа содержит 1 файл

Инновационный потенциал.doc

— 176.50 Кб (Скачать)

Содержание

Введение…………………………………………………………………………..3

  1. Понятие и содержание инновационного менеджмента……………….5
  2. Принципы в реализации инновационного потенциала менеджмента..17
    1. Управление организационными изменениями……………………19
  3. Инновационный потенциал предприятия: как его реализовать?……32

Заключение………………………………………………………………………..36

Список использованной литературы…………………………………………38

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Ориентация  на инновационный путь развития, провозглашенная  Концепцией экономической стабилизации и роста, например в Украине, Законом Украины "Об инновационной деятельности", проектом Концепции инновационного развития, требует от отечественных субъектов хозяйственной деятельности коренной перестройки всей системы управления, создания на основах современных концепций менеджмента системы оперативного поиска новых сфер и способов формирования и реализации собственного инновационного потенциала.

Рост роли отдельных  субъектов хозяйственной деятельности (в первую очередь предприятий  высокотехнологических отраслей), необходимость их целенаправленного взаимодействия один с одним и внешней средой в границах, предусмотренных механизмами рыночной и административной регуляции, ставит проблему формирования и использования их инновационного потенциала. Эффективное решение этой проблемы предусматривает выявление и использование существующих и перспективных рыночных возможностей, поддерживая определенный баланс внешних и внутренних возможностей, с целью достижения успеха у конкуренции, максимизации показателей прибыльности, достижения высокой благосклонности потребителей на рынке и тому подобное. Решение этой проблемы создает возможности трансформации стихийного, неуправляемого рыночными регуляторами или административно интуитивного поиска путей формирования инновационного потенциала промышленных предприятий в научно обоснованнный, обеспечив переход на концепцию инновационного развития. Вышеприведенное обусловливает целесообразность разработки тематики исследования и оценки уровня инновационного потенциала промышленного предприятия. Целью данного реферата является рассмотрение процессов исследования и оценки инновационного потенциала предприятия. Основными задачами при этом будут: определение понятия инновационного потенциала, разработка подходов к оценке уровня инновационного потенциала и рассмотрение проблемы на примере предприятия.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Понятие и содержание инновационного потенциала.

Инновация — это изменения, повышающие эффективность управления и определяющие развитие фирмы, укрепляющие позиции фирмы. Инновации - это не стихийно возникающие изменения, а запланированные и разработанные, реализуемые и реализованные. Инновации - это нововведения, улучшающие деятельность и ее результаты.

Современный менеджмент должен быть менеджментом инновационного типа, т. е. обладать определенным инновационным потенциалом. Инновационный потенциал менеджмента — это способность и возможность видеть необходимость нововведений и изменений инновационного типа, проектировать нововведения и успешно реализовывать их в практике управления.

Разные фирмы обладают различным инновационным потенциалом. Он может быть высоким или низким. Низкий инновационный потенциал характеризует консерватизм управления, боязнь изменений, реформ, модернизации.

При высоком  инновационном потенциале менеджмента  в процессах управления поощряется инициатива организационных преобразований, ведется регулярная оценка эффективности управления, или мониторинг качества управления, функции исследования отдается явный приоритет, в коллективе царит атмосфера творчества, поиска, развития.

Наращивание инновационного потенциала является одной из важнейших  тенденций развития современного менеджмента. Рост этого потенциала отражает реальные и объективные потребности современного управления.

Но почему так  важен инновационный потенциал  в современном менеджменте? В научно-технической и социально-экономической сферах наблюдаются тенденции ускорения развития, уплотнения времени, увеличения количества и разнообразия изменений, характеризующих условия функционирования фирмы. Управление должно поспевать за изменениями, реально происходящими в действительности. И фактором такого соответствия управления тем изменениям, которые происходят в экономической жизни, социальной обстановке, науке и технике, является инновационный потенциал управления. Он формируется в работе с персоналом, подготовке менеджеров, организации управления, ориентированной на динамику, приоритете функции исследования и стратегического планирования, в методологии, стиле управления, мотивации инновационного поведения, структурировании ресурсов управления, накоплении человеческого капитала, в том его понимании, которое дано в теме «Человеческий капитал управления».

Но инновационный  потенциал — это возможность  и способность к изменениям, которые  еще надо реализовать. Инновационный  потенциал может быть высоким в силу различных обстоятельств, иногда и стихийно действующих факторов, но реализация инновационного потенциала может быть различной. Существуют процессы реализации инновационного потенциала менеджмента.

  1. Осознание потребности и оценка возможностей инноваций, готовность к инновациям, показатели тенденций развития - затраты, производительность, текучесть персонала, конфликтная ситуация, конкуренция, социально-экономическая обстановка, эффективность управления, - все это факторы, показывающие необходимость инноваций.
  2. Исследование тенденций развития и возможностей тех или иных инноваций, т. е. возможность привлечения специальных экспертов или консультантов, создания исследовательских групп, проведения социологических исследований для оценки остроты потребности в инновациях.
  3. Разработка проекта инноваций, его обсуждение, расчеты ресурсов, выбор вариантов, оценка вероятных последствий.
  4. Определение этапов проведения организационных изменений, этапов реализации инновационного проекта.
  5. Подготовка к реализации инновационных проектов, разъяснение целей и условий инноваций.

Для успешной реализации инновационных проектов предприятию  необходимо иметь совокупность различных  ресурсов, которые составляют его  инновационный потенциал:

1) интеллектуальные (технологическая документация, патенты, лицензии, бизнес-планы по освоению новшеств, инновационная программа предприятия);

2) материальные (опытно-приборная база, технологическое оборудование, ресурс площадей);

3) финансовые (собственные, заемные, инвестиционные, федеральные, грантовые);

4) кадровые (лидер-новатор, персонал, заинтересованный в инновациях, партнерские и личные связи сотрудников с НИИ и вузами, опыт проведения НИР и ОКР, опыт управления проектами);

5) инфраструктурные    (собственные    подразделения    НИОКР,    отдел    главного технолога, отдел маркетинга новой продукции, патентно - правовой отдел, информационный отдел, отдел конкурентной разведки);

6) иные ресурсы, необходимые для осуществления инновационной деятельности.

Выбор той или  иной инновационной стратегии зависит от состояния инновационного потенциала, который  в  данном  случае  можно  определить  как  «меру готовности» выполнить поставленные задачи в области инновационного развития предприятия1.

В процессах  инновационных преобразований возможно сопротивление персонала, которое часто объясняется сложившимися привычками деятельности, опасениями относительно новых условий работы, неопределенностью, неуверенностью в пользе и необходимости инноваций. Существуют следующие способы преодоления сопротивления инновациям:

  1. обстоятельное информирование персонала о необходимости инноваций, убеждение в потребностях перемен, в обновлении условий деятельности, в повышении производительности и эффективности; при необходимости проведение образовательных семинаров, курсов специальной подготовки для освоения персоналом новых условий работы (при замене техники, оборудования, изменении технологии и пр.);
  2. привлечение работников к обсуждению проектов, анализу и выбору вариантов проекта, к разработке управленческих решений;
  3. облегчение процессов вхождения в новые условия работы, поддержка инициативы освоения новшеств, дифференцированный подход к персоналу в переходный период;
  4. делегирование полномочий на введение инноваций лицам, не верящим в их эффективность;
  5. мотивирование и стимулирование инноваций, без которых они вряд ли станут реальностью;
  6. поэтапность инновационных преобразований, дающая возможность постепенного привыкания к новым условиям работы, адаптации, разработка гибких инновационных планов;
  7. организационная требовательность и контроль, без которых, вероятно, невозможно обойтись при любых инновационных мероприятиях. Вопрос заключается лишь в мере принуждения и сочетании его с мерами мотивации и учета реальных условий инновационных преобразований.

Инновации могут быть организационного, социального, экономического характера, могут быть в области технического оснащения деятельности и в области как технологии производственной, так и информационных технологий.

Инновационный потенциал менеджмента - это не только склонность персонала и менеджера к инновациям, дух поиска и творчества, это и наличие необходимых для проведения инноваций ресурсов - инновационный фонд, который может быть предназначен для оплаты консультационных и экспертных услуг, закупки необходимого оборудования, разработки инновационных проектов, стимулирования персонала в процессах инновационных преобразований.

Необходимо, чтобы  духовный потенциал общества органически  включался в его материальное развитие путем вовлечения людей  в процесс создания нового образа жизни, новых потребностей с учетом в первую очередь новаторства во всех сферах. Это и предполагает формирование инновационного потенциала общества. Данное понятие обобщает, синтезирует известные понятия, характеризующие основные концепции общественного развития.

Иногда понятие  инноваций связывают исключительно  с научно-техническим прогрессом или усовершенствованием технологии. Но инновации отражают скорее экономические  и социальные процессы, нежели научно-технические. Инновации - это изменения, происходящие в экономической и социальной среде, изменения, происходящие в поведении людей как производителей и потребителей. Инновации - это создание нового потенциала действий, а не новых знаний или продукта.

Способность фирмы  к инновациям зависит от менеджмента. Инновационная фирма — это фирма, которая организована так, что изменения в ней становятся нормой.

Общими характеристиками для инновационной фирмы являются следующие:

  1. убеждение в рациональности инноваций и понимание того, что это такое;
  2. инновационное поведение не эпизодического характера, а в виде динамики непрерывности;
  3. разработка инновационной стратегии и ее осуществление;
  4. наличие механизмов инновационного менеджмента — показатели, критерии оценок, мотивирование творчества;
  5. методология и организация менеджмента отличаются от традиционных.

Инновация —  это не технология, это новая ценность. В этом особенность инновационного менеджмента, что он ориентирован на создание новой ценности, на динамику развития. Можно в управлении следовать принципу «Больше и лучше». Это хороший принцип управления и хорошая стратегия. Она не исключает внимания к качеству, она предполагает изучение рынка, требует совершенствования продукта.

Но стратегическим дивизом и принципом управления может быть другой - «Новое и иное». Это принцип инновационного менеджмента, это принцип систематической ликвидации старого, принцип переключения ресурсов на решение новых задач. Если я хочу получить новое и иное, я должен систематически ликвидировать старое.

При этом может  показаться, что инновационный менеджмент - это экстремистское управление, управление, построенное на ликвидации. Конечно, это не так. Инновации — это не абсолютное отрицание и уничтожение, это построение принципиально нового, там где это возможно, а новое, если вы его сумеете построить, само ликвидирует старое. Инновации — это не разрушение, это поведение, ориентированное на поиск нового, реализацию пусть даже малых возможностей его достижения. Инновационный менеджмент — это философия современного управления.

Инновационный потенциал менеджмента характеризует способность и стремление к достижению нового, настойчивость и силу в поиске новых решений, готовность к риску и тщательный расчет вариантов.

Инновация —  нелинейный процесс. Она не проявляется  в последовательном движении от одного успеха к другому. Она предполагает длительные этапы поиска и созревания идей.

На всемирном  экономическом форуме в Давосе группа американских ученых, в том числе  работающих в Гарвардской школе  бизнеса, огласила список стран, с наиболее высоким инновационным потенциалом, отражающим их способность к инновационной деятельности.

Информация о работе Инновационный потенциал