Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2011 в 18:22, реферат
К числу наиболее важных объективных мировых тенденций начала XXI в. в структурной макроэкономической динамике национальной экономики относятся резкое возрастание значимости в социально-политическом и экономическом развитии общества наукоемких производств в связи в переходом национальных экономик на инновационный тип развития. Это сильно повышает роль пред производственной стадии общественного воспроизводства и соответственно интеллектуальной, инженерной, инвестиционной, предпринимательской, кадровой и структурной подготовки производства.
Инновационный потенциал Самарской области и г.о. Тольятти
1
Введение
К числу
наиболее важных объективных мировых
тенденций начала XXI в. в структурной
макроэкономической динамике национальной
экономики относятся резкое возрастание
значимости в социально-политическом
и экономическом развитии общества наукоемких
производств в связи в переходом национальных
экономик на инновационный тип развития.
Это сильно повышает роль пред производственной
стадии общественного воспроизводства
и соответственно интеллектуальной, инженерной,
инвестиционной, предпринимательской,
кадровой и структурной подготовки производства.
Инновации – это новшества, доведённые до стадии коммерческого использования и предложения на рынке в виде нового продукта. Подлинная новизна продукта всегда связана с ростом экономического эффекта от его использования.
Новизна может быть "относительной", "абсолютной" и "частной".
Абсолютная новизна
характеризуется отсутствием
Экономическое достоинство нововведения состоит в том, что выгода от внедрения превышает издержки на его создание. С момента принятия к распространению новшество приобретает новое качество, – становится "инновацией". Только тогда различные идеи, изобретения, новые виды услуг, продукции получают признание потребителя и уже в новом качестве они становятся инновациями.
Понятие "инновации" применяется ко всем новшествам, как в производственной, так и в организационной, научно-исследовательской, учебной и управленческой сферах, ко всем усовершенствованиям, обеспечивающим экономию затрат. Следовательно, инновации ориентированы на рынок и потребителя.
Период времени
от зарождения идеи до практического
создания и внедрения новшества,
его использования принято
Для предприятия инновации могут выступить как:
А) продуктивные – производство нового изделия, продукции и услуги, что связано с созданием новых видов производства; созданный новый продукт может привести к уменьшению спроса на прежний, что повлечёт за собой ликвидацию старых видов производства. Следовательно, кумулятивное влияние инновации продукта состоит преимущественно в перераспределении рабочих мест;
Б) рыночные – открывающиеся новые сферы внедрения продукции и тем расширяющие пространства рынка;
В) процессорные – применение новых технологии, структур управления и организация ресурсосберегающего метода производства, продукта или услуги;
Г) потребительские – направленные на удовлетворение текущих запросов потребителя и формирование новых в перспективе.
1 Инновационная политика Государства
Предприниматель воспринимает рынок как среду, охваченную постоянным движением. Высокая сложность и динамичность окружающего мира вызывают у того, кто занимается нововведениями, острое чувство неуверенности в завтрашнем дне. Именно она обуславливает необходимость новой инновационной политики государства и предприятий.
Первая
причина этой неуверенности состоит
в нарастающей
Второй причиной является процесс насыщения новыми технологиями, который также требует новой инновационной политики предприятия и области. Предприниматель оказался вовлеченным в новую для него технологическую конкуренцию. Для удержания своих позиций на рынке он обязан поспевать за быстрой заменой старой техники на новую, и замена эта все ускоряется. Воздействие новшеств ощущает и государство, ответственное за образование и фундаментальные исследования. Оно должно каким-то образом на них реагировать.
Третья причина заключается в смене ценностей, сказавшейся, прежде всего на поведении потребителей. Спрос переориентируется на новые товары — безопасные для окружающей среды и здоровья, удовлетворяющие индивидуальные потребности. Предприятия пытаются опередить конкурентов, быстро меняя предложение, — жизненный цикл продукции сокращается. Государство как защитник благосостояния и безопасности граждан и здесь не может оставаться стороне, оно должно действовать, создавая для развития этого процесса соответствующие условия.
Важной политической задачей государства является поддержание экономического роста. Государство обязано создавать благоприятные условия для такого роста, чтобы инвестиции частных предприятий нашли приложение именно в нашей стране, а не где-то за ее пределами.
Поддержка
экономического роста должна ориентироваться
по инновационному процессу, играющему
центральную роль в его объяснении.
Структурные изменения как
Центральной фигурой в этой системе является инноватор, но для ее нормального функционирования требуется и обратная связь между элементами. Так, например, элемент “окружающая среда” постоянно воздействует на “организацию”, и изменения в окружающей среде вызывают изменения в организации.
Действенная политика роста имеет три опоры.
Политика стабилизации ожиданий. Чтобы обеспечить минимальное искажение указывающих на будущее сигналов рынка и поддержать планы и действия субъектов хозяйствования, политика роста должна стабилизовать развитие экономики, то есть достичь состояния высокой занятости, относительной стабильности денег, низкого финансового дефицита государства и положительного торгового баланса с учетом невидимых статей. Такая политика преследует общеэкономические цели, предписываемые экономическим строем социального рыночного хозяйства.
Политика структурной динамики. Политика роста должна поддерживать склонность частного хозяйства к инвестированию. Это означает, что возможности предпринимательской деятельности должны быть сохранены либо даже расширены. Сокращение инновационных прав недопустимо. Как однажды заметил Шумпетер, новшества вызывают творческое разрушение. С одной стороны, новшества - причина развития, то есть они носят творческий характер, но с другой - они же устраняют старые, традиционные структуры, то есть инициируют разрушение. Последнее, конечно происходит в том случае, когда в процессе структурных изменений технический прогресс срабатывает на замещение, а не на дополнение уже действующих структур. Свобода инноваций имеет тем самым двойственный характер.
Политика
потенциальной динамики. Если описанная
выше политика стабилизации ожиданий
и политика структурной динамики задают
в основном общие условия частного хозяйствования
и инновационной деятельности, то политику
потенциальной динамики можно определить
как “создание инфраструктуры, необходимой
для поддержания экономического потенциала”.
Термин “инфраструктура”, не имеющий
единого общепризнанного определения,
трактуется здесь в широком смысле. С одной
стороны, государство предоставляет средства
производства, служащие фундаментом хозяйственной
деятельности, с другой - создает систему
социального обеспечения и предотвращения
социального ущерба, обеспечивая тем самым
“функционирование” общества, то есть
безопасность и удовлетворение основных
человеческих потребностей. Что означает
отсутствие удовлетворительной хозяйственной
и социальной инфраструктуры, мы видим
на примере новых федеральных земель.
Эффективное хозяйствование возможно
только при их наличии.
2 Инновационная деятельность Самарской области
Самарская область является одним из лидеров Приволжского федерального округа и Российской Федерации по развитию инновационной деятельности. По комплексной оценке рейтингового агентства «Эксперт РА», по уровню инновационного потенциала регион занимает 6-ое место среди всех субъектов РФ, по выпуску инновационной продукции – первое место в Приволжском федеральном округе. В области создаётся каждая шестая новая производственная технология (более 16%) Приволжского федерального округа, разрабатывается около 4% всех российских передовых технологий.
Самарская область является регионом, привлекательным для инвестиций в инновационно-внедренческий сектор. В компаниях, составляющих основу данного сектора, сосредоточены наиболее квалифицированные трудовые ресурсы региона. Для развития этого направления в области предполагается создание двух технопарков: в Самаре и Тольятти.
Самара и Тольятти как территория с высокой концентрацией научного, образовательного и производственно-технического потенциала располагает благоприятными условиями для развития инновационного бизнеса, превращения инновационной деятельности в основной долгосрочный источник повышения конкурентоспособности промышленности и сферы услуг.
Инновационная
система Самарской области
Основой научно-инновационного потенциала Самарской области является вузовская, академическая наука, а также научные подразделения промышленных организаций. В регионе действует более 50 организаций, выполняющих исследования и разработки.
Исследования в области фундаментальных наук координирует Самарский научный центр Российской академии наук (далее - СНЦ РАН), объединяющий 7 научно-исследовательских учреждений РАН: Самарский филиал Физического института имени П.Н.Лебедева РАН, Институт проблем управления сложными системами РАН и Институт систем обработки изображений, а также Институт экологии Волжского бассейна РАН.
В Самарской области работают отделения ряда отраслевых академий – Поволжское отделение Российской инженерной академии, Поволжское отделение Академии технологических наук, Поволжское отделение Академии космонавтики, Поволжское отделение Академии проблем качества, Поволжское отделение Академии социологических наук и другие.
Самарская область является крупнейшим образовательным центром Поволжья, на ее территории работает 16 государственных высших профессиональных учебных заведений, 14 негосударственных. Кроме того, по состоянию на 2010 г. в промышленных организациях области функционировало 128 подразделений НИОКР.
Также наблюдается расширение масштабов подготовки научных кадров, что при повышении эффективности работы аспирантур и докторантур способствует улучшению кадрового научного потенциала области.
Показатель
интенсивности НИОКР по области, определяющийся
численностью персонала, занятого исследованиями
и разработками на 10 тыс. человек населения,
стабильно превышает общероссийский показатель
Численность персонала, занятого исследованиями и разработками на 10000 человек населения (человек)
2006 | 2007 | 2008 | 2009 | 2010 | |
Российская Федерация | 61 | 61 | 60 | 59 | 58 |
Самарская область | 78 | 78 | 77 | 72 | 75 |
Наблюдаются позитивные изменения в технологической структуре инновационного потенциала.
В составе затрат
на технологические инновации
Рис. 1. Структура затрат на технологические инновации в 2006 - 2010 гг.
(% от
общего объёма затрат на
Доля внутренних затрат на научные исследования и разработки в ВРП составила в 2010 году 3% и стабильно превышает общероссийский показатель (1,3%) на протяжении ряда лет. Удельный вес затрат на инновации в общем объеме выпускаемой продукции составляет 2,8%, что выше критического значения для национальной безопасности, экспертно установленного на уровне 2,5%.
Информация о работе Инновационный потенциал Самарской области и г.о. Тольятти