Автор: m*********@bk.ru, 28 Ноября 2011 в 00:06, курс лекций
Инновация – конечный результат инновационной деятельности в виде нового или усовершенствованного продукта, реализуемого на рынке. (или технологического процесса).
Цель НИОКР: создание новых товаров, услуг, которые впоследствии будут базой производительной деятельности инновационного предприятия в перспективе.
1.Понятие и виды инноваций.
2.Жизненный цикл инноваций.
3.Предмет дисциплины и её роль в подготовке менеджера.
1.Цель, задачи и этапы НИОКР.
2.Содержание и виды НИР (научно-исследовательских работ).
3.Прогнозирование обеспечения инноваций.
4.Методы экспертных оценок в организации НИОКР.
5.Государственное регулирование и финансирование ИП.
2.
I. Исследовательская фаза (пункты 1-4): формируя концепцию продукта производится комплексный анализ экономической и научно-технической информации о возможном спросе на новую продукцию, ситуации на рынках, конкурентных позициях других производителей, научных и технических возможностях и ограничениях в развитии продукта, экономическом и научно-техническом потенциале предприятия.
Основной инструмент при этом – инструменты и методы инновационного маркетинга в сочетании с методами научно-технического прогнозирования.
Результатом I-ой фазы должен быть вывод об экономической целесообразности, технической возможности и основных параметрах нового продукта. Совокупность этих выводов называется концепцией продукта.
II. Проектирование нового продукта (пункты 5-8).
Основная
задача фазы: детальная инженерная
проработка нового изделия. Включает проведение
необходимых исследований, выполнение
опытно-конструкторских
III. Фаза освоения и продвижения нового продукта на рынок (9-11).
- Проведение
комплекса работ по
- Наращивание производства;
- Достижение проектной мощности и заданной себестоимости.
ИП завершают работу по продвижению нового продукта на рынках и дистрибьюторскую деятельность.
Для предприятия важно максимально возможное сокращение деятельности ИП.
Для
обеспечения эффективности ИП необходимо:
В отличии
от НТП, ИП не заканчивается внедрением.
Этот процесс не прерывается и
после внедрения, т. к. по мере диффузии
новшества оно
3. Специфика ИП:
В общем
виде ИП состоит в получении и
коммерциализации нововведений, решений
производственного, финансового, административного
или иного характера и других
результатов инновационной
4. Роль Роевелл – автор статьи изменения характера ИП. Он выделяет несколько поколений моделей ИП:
1-ое 1950-60 г.
Фундаментальные исследования
Прикладные исследования
Опытный образец
Маркетинг
Промышленный образец
Производство
Сбыт
Промышленный образец. Модель характеризуется линейным подходом к определению ИП, который подталкивается технологиями. Это процесс с упором на НИОКР. Отношения к рынку лишь как к потребителю.
2-ое конец 1960- начало 1970 г.
-||- (модель первого поколения)
Но упор на важность рынка, на потребности которого реагируют НИОКР.
3-е начало 1970 – середина 1980 г.
Сопряжённая модель – комбинация моделей 1-го и 2-го поколений с акцентом на связи технологических способностей и возможностей с потребностями рынка.
4-е середина 1980 – настоящее время.
Японская модель передового опыта: акцент внимания на производственную деятельность интегрированных групп и на внешние горизонтальные и вертикальные связи.
!!! Одновременная работа над идеей нескольких групп специалистов, действующих в нескольких направлениях.
5-е настоящее время – будущее.
Модель стратегических сетей – интеграции и установления связей.
Ко 2 процессу добавляются новые функции. Это процесс видения НИОКР с использованием вычислительной техники и информатики, с помощью которых устанавливаются стратегические связи.
5.
Характер ИП цикличен и закономерен.
Экономическое и технологическое воздействие ИП лишь частично воплощается в новых продуктах или технологиях. Больше оно проявляется в увеличении экономического и научно-технического потенциала как предпосылки возникновения новой техники, т. е. повышается технологический уровень инновационной системы предприятия и её элементов, тем самым увеличивается восприимчивость к инновациям.
В работе Кондратьева «Большие циклы конъюнктуры» (1925) циклы деятельности делятся на:
- короткие (3-3,5 г);
- средние, или торгово-промышленные (7-11 лет);
- большие (48-55 лет).
Австралийский экономист Шумпетер (родоначальник инноваций) «Экономические циклы» (1936) подчеркнул роль предпринимателя в ИП.
В условиях
экономической жизни общества происходят
координальные изменения и
Главная
роль в цикличности и закономерности
ИП принадлежит научно-
Инновации переводят хозяйственную конъюнктуру с понижающей на повышающую тенденцию.
Инновации распространяются по отрезкам времени неравномерно, возникая группами (кластерами).
Часто объяснение экономических колебаний сводят к техническим новшествам, внедрению в эксплуатацию новых ресурсов.
Периоды
повышенной экономической активности
является отрезками времени, в течении
которых развитие техники и открытие
новых ресурсов даёт возможность
для роста инноваций и
В периоды экспансии вводится в действие новая техника, создающая основу для увеличения капитала и роста инвестиций.
Когда
новый процесс успешно
Период депрессии определяется как период времени, на протяжении которого заканчивается приспособление и адаптация к новой промышленной обстановке, которая была создана в предыдущий период внедрения инноваций.
Тема 3. Основы НИОКР.
Задачи НИОКР:
- получение
новых знаний в области
- теоретическая и экспериментальная проверка возможности материализации в сфере производства разработанных на стадии стратегического маркетинга нормативов конкурентоспособности товаров;
- реализация
на практике портфеля
Принцип НИОКР: направленность инновационной деятельности на увеличение человеческого капитала.
Этапы НИОКР:
При выполнении НИОКР надо учитывать:
- инфраструктуру;
- технический уровень предприятия;
- традиции организации;
- производственную культуру;
- кадровый потенциал.
НИОКР связаны со стратегическим планированием.
В зависимости от целей, содержания, характера результатов различают следующие НИР:
- фундаментальные исследования (ФИ);
- поисковые;
- прикладные (ПИ).
Прикладные исследования имеют общий и абстрактный характер. Они направлены на расширение знание и понимание общих закономерностей без проникновения в области конкретного применения. На основе результатов ФИ определяются научно-технические проблемы поискового и прикладного характера. ФИ имеют ярко выраженный индивидуальный характер и отличаются наибольшей неопределенностью содержания и структуры ИП.
ФИ практически
не поддаются управленческому
ФИ способны обеспечить результаты, имеющие огромное общенаучное и государственное значение.
ФИ выполняется
в государственном секторе
Информация о работе Инновационные процессы на предприятии. Основы НИОКР