Инновационная сфера и её элементы

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Марта 2013 в 20:33, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования: изучить инновационную сферу и ее элементы. Задачи исследования. Для реализации цели исследования были поставлены следующие задачи:
изучить сущность и основные элементы инновационной сферы
изучить рынок новаций (новшеств) и его основные элементы
изучить рынок инноваций (нововведений) и его основные элементы
изучить рынок инвестиций и его основные элементы
разработать технико-экономическое обоснование инновационного проекта на практике

Содержание

Введение
1. Теоретическая часть
1.1 Инновационная сфера: ее сущность и основные элементы
1.2 Рынок новаций (новшеств): интеллектуальный продукт и его виды: организации участвующие в его создании (научные, научно-исследовательские)
1.3 Рынок инноваций (нововведений): качественные характеристики инновации; субъекты рынка и формы их участия.
1.4 Рынок инвестиций: экономическая и финансовая сущность инвестиций; участники рынка
2. Практическая часть.
2.1 Характеристика организационно-хозяйственной деятельности объекта исследования
2.2 ТЭО инновационного проекта по внедрению нового программного средства

Работа содержит 1 файл

innovac_menedg.doc

— 231.00 Кб (Скачать)

 

Табл. 1.2.2 Численность персонала, занятого исследованиями и разработками (на конец года; тыс. человек)

 

1992

1995

2000

2002

2003

2004

2005

2006

Численность  
персонала -  
всего

1532,6

1061,0

887,7

870,9

858,5

839,3

813,2

807,1

в том  числе:

               

исследователи

804,0

518,7

425,9

414,7

409,8

401,4

391,1

388,9

техники

180,7

101,4

75,2

74,6

71,7

70,0

66,0

66,0

вспомогательный персонал

382,2

274,9

240,5

232,6

229,2

223,4

215,6

213,6

прочий  
персонал

165,7

166,1

146,1

149,0

147,8

144,5

140,5

138,5


 

1.3  Рынок инноваций (нововведений): качественные характеристики инновации;  субъекты рынка и формы их  участия.

Рынок инноваций или рынок конкуренции – это собственно рынок товаров и услуг. Здесь и далее он рассматривается как рынок монополистической конкуренции, то есть рынок с большим числом продавцов, предлагающих схожие, но не идентичные товары10. Такой рынок является стимулом для совершенствования и развития фирмы на основе инноваций.

Под инновацией (нововведением) будем  понимать «…конечный результат творческой деятельности, получивший воплощение в виде новой или усовершенствованной  продукции, реализуемой на рынке, либо нового или усовершенствованного технологического процесса, используемого в практической деятельности11».

Другими словами, инновация – это  результат реализации новых идей и знаний с целью их практического  использования для удовлетворения определенных запросов потребителей.

Основными свойствами (критериями) инновации являются:

  • научно-техническая новизна
  • практическая воплощенность (промышленная применимость), т.е. использование, например, в промышленности, сельском хозяйстве, здравоохранении, образовании или других областях деятельности;
  • коммерческая реализуемость, которая означает, что новшество «воспринято» рынком, т.е. реализуемо на рынке; что, в свою очередь, означает способность удовлетворить определенные запросы потребителей.

 

В связи с комплексным характером инноваций, их многосторонности и разнообразия областей и способов использования существует множество различных классификаций инноваций. Например, по областям применения и этапам научно-технического прогресса различают следующие виды инноваций12:

  • технические появляются обычно в производстве продуктов с новыми или улучшенными свойствами
  • технологические возникают при применении улучшенных, более совершенных способов изготовления продукции
  • организационно-управленческие связаны, прежде всего, с процессами оптимальной организации производства, транспорта, сбыта и снабжения
  • информационные решают задачи организации рациональных информационных потоков в сфере научно-технической и инновационной деятельности, повышения достоверности и оперативности получения информации;
  • социальные направлены на улучшение условий труда, решение проблем здравоохранения, образования, культуры.

 

Другим примером классификации  инноваций, претендующей на полноту  охвата, может быть следующая классификация13:

  • уровень новизны инновации
    • радикальные (внедрение открытий, изобретений, патентов)
    • ординарные (ноу-хау, рационализаторские предложения и т. д.)
  • стадия жизненного цикла товара (ЖЦТ), на которой внедряется инновация или разрабатывается новшество
    • инновации, внедряемые на стадии стратегического маркетинга
    • тоже НИОКР
    • организационно-технологическая подготовка производства
    • производство (включая тактический маркетинг)
    • сервис, осуществляемый изготовителем или специализированной организацией
  • масштаб новизны инновации (новшества)
    • инновации (новшества), новые в мировом масштабе (открытия, изобретения, патенты)
    • новые в стране
    • новые в отрасли
    • новые для фирмы
  • отрасль народного хозяйства, где внедряется инновация
    • новшества и инновации, созданные (внедренные) в сфере науки
    • то же в сфере образования
    • в социальной сфере (культура, искусство, здравоохранение и т. д.)
    • в материальном производстве (промышленность, строительство, сельское хозяйство и т. д.)
  • сфера применения инновации (новшества)
    • инновации для внутреннего (внутри фирмы) применения
    • новшества для накопления на фирме
    • новшества, в основном для продажи
  • частота применения инновации
    • разовые
    • повторяющиеся (диффузия)
  • форма новшества – основы инновации
    • открытия, изобретения, патенты
    • рационализаторские предложения
    • ноу-хау
    • товарные знаки, торговые марки, эмблемы
    • новые документы, описывающие технологические, производственные, управленческие процессы, конструкции, структуры, методы и т. п.
  • вид эффекта, полученного в результате внедрения инновации
    • научно-технический
    • социальный
    • экологический
    • экономический (коммерческий)
    • интегральный
  • подсистема системы инновационного менеджмента, в которой внедряется инновация
    • подсистема научного сопровождения
    • целевая подсистема
    • обеспечивающая подсистема
    • управляемая подсистема
    • управляющая подсистема.

 

Субъектами рынка инноваций  являются производители нового товара и соответственно ее потребители. В соответствии с типом стратегии различают четыре вида компаний-производителей:

  • виоленты, действуют в сфере крупного, стандартного производства, фундаментальный источник сил – массовое производство продукции хорошего (среднего) качества по низким ценам. За счет этого фирма обеспечивает большой запас конкурентоспособности
  • патиенты, работают в узкой специализации для ограниченного круга потребителей, свои дорогие и высококачественные товары они адресуют тем, кого не устраивает обычная продукция
  • коммутанты, действуют на локальных рынках, главное преимущество – лучшая приспособленность к удовлетворению небольших по объему (а нередко и кратковременных) нужд конкретного клиента
  • эксплеренты, создают новые или радикально преобразуют старые сегменты рынка, сила эксплерентов обусловлена внедрением принципиальных нововведений, они извлекают выгоду из первоначального присутствия на рынке.

 

В качестве товара на рынке инноваций  выступает «инновация», при этом она может иметь вид патентов, производственного опыта, опытных или промышленных образцов оборудования, аппаратуры, другой техники, а также новых технологических процессов14.

Необходимо отметить, что в практике инновационного обмена почти невозможно выделить объект в чистом виде. Так, при поставке какого-либо оборудования всегда сопутствует передача пакетов сопроводительной документации, лицензий. Кроме того, организация-поставщик производит установку, наладку, пуск оборудования, обучение персонала, передавая свое ноу-хау. Таким образом, передача инновации имеет место тогда, когда приобретающая сторона рассматривает продукт как новый, позволяющий улучшить свою конкурентоспособность и увеличить в перспективе прибыль.

Можно выделить три этапа в продаже  инноваций:

  • на первом этапе «жизненного цикла» предпочтение отдается продаже инновации в материализованном виде, когда наглядно видно, как реализованы новые идеи, принципы, процессы
  • на втором этапе инновационный обмен сопровождается прямыми инвестициями, что открывает для продавца новые рынки, дает экономию оплаты труда, транспортных издержек и т.д., а также позволяет увеличить прибыль
  • на третьем этапе предпочтение отдается продаже лицензий, т.е. уступке прав собственности на запатентованную и незапатентованную инновацию, ее использование.

1.4  Рынок инвестиций: экономическая и финансовая сущность инвестиций; участники рынка

В настоящее время  в качестве основных источников средств, используемых для финансирования инновационной  деятельности, выступают15:

  • бюджетные ассигнования, выделяемые на федеральном и региональном уровнях
  • средства специальных внебюджетных фондов финансирования НИОКР, которые образуются министерствами, федеральными и региональными органами управления
  • собственные средства предприятий (промышленные инвестиции из прибыли и в составе издержек производства)
  • денежные средства различных типов коммерческих финансовых структур (инвестиционных компаний, коммерческих банков, страховых обществ, ФПГ и т.п.)
  • кредитные ресурсы специально уполномоченных правительством инвестиционных банков
  • конверсионные кредиты для инновационных программ оборонного комплекса
  • иностранные инвестиции промышленных и коммерческих фирм и компаний
  • средства национальных и зарубежных научных фондов
  • частные накопления физических лиц.

 

Организационные формы  участников финансирования инновационных программ представлены в виде следующей классификации16 в таблице 1.4.1.

 

Таблица 1.4.1 Классификация организационных  форм участников финансирования инновационных  программ

Группа

Подгруппа

Организационная форма  участника инновационной деятельности

Бюджет и внебюджетные фонды

Федеральный бюджет

Правительство РФ

Министерство экономики  РФ

Министерство финансов РФ

Бюджеты субъектов Федерации

Распорядительные органы субъектов Федерации

Внебюджетные фонды

Пенсионный фонд РФ (только инвестиции в ценные бумаги)

Государственный фонд занятости  населения РФ (только инвестиции в  государственные ценные бумаги)

Федеральный центр инноваций

Государственная кредитная  система

Банки

Кредитные учреждения

Центральный банк РФ

Федеральное казначейство

Государственная

система

страхования

Фонды и организации

страхования

Росгосстрах РФ

Коллективные

формы финансирования

Инвестиционные

организации

Инвестиционные

банки

Страховые организации

Инновационные компании и фонды

Негосударственные пенсионные

фонды

Страховые компании

Паевые инновационные  фонды

Иностранные

инвесторы

Правительства

иностранных государств

Международные

финансовые институты

Коммерческие

банки

Институциональные

инвесторы

Инвестиционные

банки

Международный банк реконструкции

и развития (МБРР)

Европейский банк реконструкции

и развития (ЕБРР)

Международный финансовый комитет

Эксимбанк США

Прочие

Организации

 

Любые


 

Таким образом, товаром  на рынке инвестиций является капитал (инвестиции), а участниками данного  рынка являются:

  • инвесторы (см. табл. 1.4.1)
  • участники рынка новшеств: научные организации, вузы, временные научные коллективы, объединения научных работников, научно-исследовательские подразделения коммерческих организаций, самостоятельные лаборатории и отделы, отечественные и зарубежные новаторы (см. п. 1.2)
  • и участники рынка инноваций: производители нового товара (см. п. 1.3).

 

 

 

Современные инновации  для мороженого

Будучи лидером рынка мороженого, мы проводим постоянные инвестиции в  исследования и разработки, направленные на дальнейшее совершенствование производимых нами марок мороженого – в соответствии с миссией Unilever Vitality (Энергия жизни), мы уделяем первоочередное внимание тому, чтобы сделать нашу продукцию более полезной.

Белок, структурирующий лед

В течение последних десяти лет, специалисты, работающие в рамках исследовательской программы Unilever в области мороженого, изучали новые функциональные ингредиенты, способные контролировать формирование льда и его структуру. Это исследование позволило выработать абсолютно новую технологию – ISP (Ice structuring protein), т.е. белок, структурирующий лед.

Решение, подсказанное природой

Белки, структурирующие лед, очень  распространены в природе. Они присутствуют во многих, адаптировавшихся к холоду организмах, таких как морковь, рыба и трава. Ученые обнаружили, что причиной того, что определенные породы рыб могут выжить в ледяной воде, или того, что некоторые виды растений проявляют прекрасную морозостойкость, является присутствие в них особых белков, которые влияют на формирование кристаллов льда.

Ученые Unilever рассмотрели естественный механизм противостояния холоду и использовали его при работе с нашими марками  мороженого. Таким образом они  обнаружили, что технология ISP потенциально может позволить обеспечить получение  революционных инноваций в области мороженого, которые, в свою очередь, могут обеспечить потребителей нашей продукции целым рядом новых преимуществ.

 

Технология ISP позволяет Unilever производить мороженое, характеризующееся  высоким уровнем инноваций, прекрасным вкусом, соответствующее требованиям к здоровому питанию. Например, мы сможем значительно снизить калорийность, содержание жира и сахара, повысить содержание фруктов в нашей продукции до такого уровня, который раньше не был возможен по технологическим причинам. Данная технология также позволяет придать продукции более интенсивный аромат, использовать более разнообразные текстуры и новые привлекательные формы продукции. И, благодаря тому, что технология ISP позволяет повысить твердость и стабильность продукции, она также позволяет обеспечить должное качество продукции в торговых точках жарких стран, где сложно всегда обеспечить оптимальные условия хранения мороженого.

Информация о работе Инновационная сфера и её элементы