Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Марта 2013 в 20:33, курсовая работа
Цель исследования: изучить инновационную сферу и ее элементы. Задачи исследования. Для реализации цели исследования были поставлены следующие задачи:
изучить сущность и основные элементы инновационной сферы
изучить рынок новаций (новшеств) и его основные элементы
изучить рынок инноваций (нововведений) и его основные элементы
изучить рынок инвестиций и его основные элементы
разработать технико-экономическое обоснование инновационного проекта на практике
Введение
1. Теоретическая часть
1.1 Инновационная сфера: ее сущность и основные элементы
1.2 Рынок новаций (новшеств): интеллектуальный продукт и его виды: организации участвующие в его создании (научные, научно-исследовательские)
1.3 Рынок инноваций (нововведений): качественные характеристики инновации; субъекты рынка и формы их участия.
1.4 Рынок инвестиций: экономическая и финансовая сущность инвестиций; участники рынка
2. Практическая часть.
2.1 Характеристика организационно-хозяйственной деятельности объекта исследования
2.2 ТЭО инновационного проекта по внедрению нового программного средства
Российский Государственный
Инновационная сфера и её элементы
Курсовая работа
Москва, 2009г
Содержание
Актуальность. На современном этапе отрицательной чертой российской экономики является ее слабая диверсификация, проявляющаяся в высокой зависимости от мировой конъюнктуры цен на топливно-сырьевые ресурсы1. Такая ситуация обусловлена, прежде всего, отсутствием эффективных связей между наукой и производством, в связи с чем использование научных достижений в производстве невелико. Это приводит в свою очередь к тому, что российская экономика не может эффективно конкурировать в высокотехнологичных отраслях, характеризующихся наиболее высоким уровнем добавленной стоимости. Для изменения сложившейся ситуации в сторону повышения конкурентно способности российской экономики необходимо обеспечить инновационную направленность ее развития. Необходимо отметить, что данную задачу можно решить только посредством совместных усилий всех участников инновационной сферы деятельности.
Цель исследования: изучить инновационную сферу и ее элементы.
Объект исследования: инновационная сфера.
Предмет исследования: инновационный менеджмент.
Задачи исследования. Для реализации цели исследования были поставлены следующие задачи:
Методы исследования. В данной работе в теоретической части был использован метод теоретического анализа подходов и обобщения результатов, полученных другими авторами по проблеме исследования.
В первой главе изложены материалы, касающиеся инновационной сферы и ее основных элементов. Во второй главе приведен пример технико-экономического обоснования инновационного проекта.
В концепции инновационной
Существуют и другие определения понятия «инновационная сфера», например, «…представляет собой область взаимодействия инноваторов, инвесторов, товаропроизводителей конкурентоспособной продукции (услуг) и развитой инфраструктуры»3. Данное определение с точки зрения системного подхода к изучению понятия «инновационная сфера» является более полным.
Во-первых, по сравнению с предыдущим
определением в понятие «инновационная
сфера» добавлен еще один участник
взаимодействия – «инвесторы». Общеизвестно,
что инновационный процесс
Во-вторых, в понятие «инновационная сфера» включена инфраструктура, под которой понимается «…совокупность систем, необходимых для осуществления инновационной деятельности4». В широком смысле слова инновационная инфраструктура включает все элементы «производственного» процесса в научной и технологической деятельности, а также организационную, управляющую и информационную подсистемы.
Основными элементами инфраструктуры являются следующие системы:
Говоря об инновационной инфраструктуре,
необходимо отметить особую роль государства
в развитии инновационной сферы.
В условиях переходных экономик государство
обязано создавать «благоприятн
Методы воздействия
Административные методы осуществления инновационной политики в условиях рыночных отношений базируются на законодательной основе посредством правового нормирования патентной политики и политики стандартизации.
Экономические методы инновационного регулирования основаны на учете мотивационных факторов товарного производства и отличаются от административных недирективным характером и использованием экономических рычагов и регуляторов.
К прямым методам экономического воздействия относятся инвестирование в виде финансирования (целевого, предметно-ориентированного, проблемно-направленного), кредитования, лизинга, фондовых операций, планирование и программирование, а также государственное предпринимательство и государственные заказы.
Задачей косвенных экономических методов является формирование общественных, а не индивидуальных условий инновационной деятельности. Среди них традиционно используются:
Наиболее значительными
Налоговой политикой могут быть
предусмотрены налоговые
Вывод. Основными элементами инновационной сферы с позиции «экономического пространства» являются рынок новаций (новшеств), рынок инноваций (нововведений), рынок инвестиций и инновационная инфраструктура.
В литературе по инновационному менеджменту встречаются различные названия рынка новаций (новшеств): рынок интеллектуального продукта или рынок инновационных замыслов (инвенций) и инновационных проектов (новаций). Под «новшеством» будем понимать «…оформленный результат фундаментальных, прикладных исследований, разработок или экспериментальных работ в какой-либо сфере деятельности по повышению ее эффективности5».
Основным товаром данного рынка является научный и научно-технический результат деятельности фирм и отдельных физических лиц, которых относят к категории новаторов. Произведенный ими интеллектуальный продукт является их собственностью.
Следует отметить, что интеллектуальная собственность делится на два вида6:
К последнему виду интеллектуальной
собственности относятся –
К промышленной собственности относятся такие виды интеллектуального продукта, как: открытие, изобретение, полезная модель, промышленный образец, «ноу – хау», товарный знак и знак обслуживания.
Открытие – установление не известных ранее объективно существующих закономерностей, свойств и явлений материального мира, вносящих коренные изменения в уровень познаний.
Открытие обычно является результатом глубоких научно-исследовательских работ по решению какой-либо научной проблемы и означает нахождение чего-либо объективно существующего в природе, например, математической зависимости, физического закона, новой ядерной частицы. Открытием является только сам предмет открытия, а способ его использования может явиться изобретением. Открытием не считается гипотеза.
Изобретение – новое
и обладающее существенными отличиями
«техническое» решение
Изобретение-пионер – выдающееся изобретение, которому не предшествовали в мировой практике прототипы (аналоги), в их основе лежат открытия. Такие изобретения лежат в основе радикальных инноваций, обычно открывающих новую прикладную научно-производственную область, например, биотехнологии, судостроение на воздушной подушке, на подводных крыльях, лазерная техника.
Необходимо отметить, что не могут считаться изобретениями методы и системы организации и управления хозяйством, правила поведения, проекты сооружений, методы обучения и другие предложения нетехнического характера.
Наряду с открытиями и изобретениями существует еще один вид интеллектуального продукта, носящий название «полезная модель». Полезная модель характеризуется Патентным законом РФ как «конструктивное выполнение средств производства и предметов потребления, а также их частей». Основные отличия полезной модели от изобретения заключаются в том, что, во-первых, технологические процессы производства и вещества не признаются полезной моделью, во-вторых, новизна, заявленная в полезной модели, может быть не столь существенной, как этого требуют изобретения. Исходя из этого, полезные модели нередко называют «маленькими изобретениями».
Оригинальное внешнее
оформление товара, новое художественно-
Интеллектуальный продукт может представлять собой «ноу-хау» («знаю, как») – полностью и частично конфиденциальные знания, опыт и навыки, включающие информацию технического, экономического, административного характера.
Товарный знак – зарегистрированное
в установленном порядке
Рынок новшеств формируют научные организации, вузы, временные научные коллективы, объединения научных работников, научно-исследовательские подразделения коммерческих организаций, самостоятельные лаборатории и отделы, отечественные и зарубежные новаторы. Приведем статистические данные9, характеризующие рынок новаций в динамике (см. табл. 1.2.1 и табл. 1.2.2).
Табл. 1.2.1 Число организаций, выполнявших исследования и разработки
1992 |
1995 |
2000 |
2002 |
2003 |
2004 |
2005 |
2006 | |
Число организаций - всего |
4555 |
4059 |
4099 |
3906 |
3797 |
3656 |
3566 |
3622 |
в том числе: |
||||||||
научно-исследователь-ские организации |
2077 |
2284 |
2686 |
2630 |
2564 |
2464 |
2115 |
2049 |
конструкторские |
865 |
548 |
318 |
257 |
228 |
194 |
489 |
482 |
проектные и проектно-изыскательские организации |
495 |
207 |
85 |
76 |
68 |
63 |
61 |
58 |
опытные |
29 |
23 |
33 |
34 |
28 |
31 |
30 |
49 |
высшие учебные заведения |
446 |
395 |
390 |
390 |
393 |
402 |
406 |
417 |
научно-исследо-вательские, проектно-конструкторские подразделения в организациях |
340 |
325 |
284 |
255 |
248 |
244 |
231 |
255 |
прочие |
303 |
277 |
303 |
264 |
268 |
258 |
234 |
312 |