Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Октября 2011 в 19:56, лекция
Научно-технический прогресс, признанный во всем мире в качестве важнейшего фактора экономического развития, все чаще и в западной, и в отечественной литературе связывается с понятием инновационного процесса. Это, как справедливо отметил американский экономист Джеймс Брайт, единственный в своем роде процесс, объединяющий науку, технику, экономику, предпринимательство и управление. Он состоит в получении новшества и простирается от зарождения идеи до ее коммерческой реализации, охватывая таким образом весь комплекс отношений: производства, обмена, потребления.
Инновационная политика
Научно-технический прогресс, признанный во всем мире в качестве важнейшего фактора экономического развития, все чаще и в западной, и в отечественной литературе связывается с понятием инновационного процесса. Это, как справедливо отметил американский экономист Джеймс Брайт, единственный в своем роде процесс, объединяющий науку, технику, экономику, предпринимательство и управление. Он состоит в получении новшества и простирается от зарождения идеи до ее коммерческой реализации, охватывая таким образом весь комплекс отношений: производства, обмена, потребления.
Существует
множество форм управления инновациями
на самых разных уровнях: от подразделений
корпораций до государства, в целом
призванного в современных
Место и роль инновационной политики в структуре государственного регулирования экономики определяются особенностями инновационного процесса как объекта управления. Он в большей степени, чем другие элементы НТП, связан с товарно-денежными отношениями, опосредующими все стадии его реализации. Это обстоятельство вполне убедительно проявляется в условиях регулируемой рыночной экономики капиталистических стран. Основная масса инновационных процессов реализуется здесь частными компаниями разного уровня и масштаба, и такие процессы выступают, понятно, не как самостоятельная цель, а как средство лучшего решения производственных и коммерческих задач компании, добивающейся высокой прибыльности.
В
этих обстоятельствах инновация
изначально нацелена на практический
коммерческий результат. Сама идея, дающая
ей толчок, имеет меркантильное
Приступая к разработке и осуществлению этой идеи, компании, разумеется, должны начать с авансирования денежного капитала. Существеннейшая специфика такого рода вложений состоит в том, что она связана с резко повышенной угрозой их потери: инновации носят рисковый характер. Вероятность успеха воплощения новой идеи в новом продукте достигает только 8,7%; из каждых 12 оригинальных идей только одна доходит до последней стадии массового производства и массовых продаж. Американский специалист в области инноваций Твисс отмечает, что коммерческий успех достигается лишь в 10% начатых проектов, следовательно, уровень неудачи можно оценить в 90%. Иными словами, отдача от вложения капитала в инновационный процесс имеет крайне мало общего с гарантированными выплатами ссудного процента на капитал в банке или дивиденда на акции. И потому, что такая отдача может при удачной реализации инновационного процесса оказаться сказочно большой, и потому, что может при неудаче отсутствовать вовсе, более того, погибнет и вложенный капитал.
Какие
же побудительные силы заставляют предпринимателей
идти на столь значительный риск? Силы
эти для любой экономической
системы (малая инновационная фирма;
крупная корпорация; группа промышленных
компаний; "объединения" промышленных
фирм, университетов, правительственных
лабораторий в разных комбинациях
и т.д.) могут быть подразделены на
внутренние и внешние либо на имеющие
объективную и субъективную природу.
Так, к числу внутренних побудительных
мотивов инновационной
Государственная
инновационная политика в промышленно
развитых странах направлена на создание
благоприятного экономического климата
для осуществления
Меры
воздействия государства в
В
настоящее время экономисты по степени
активности вмешательства государства
в экономику выделяют три группы
стран: в первой возобладала концепция
необходимости активного
Прямые
методы государственного регулирования
инновационных процессов
Административно-
Программно-целевая
форма государственного регулирования
инноваций предполагает конкретное
финансирование последних посредством
государственных целевых
Особое
место в системе "прямых" мер
воздействия государства на инновационный
бизнес занимают мероприятия, стимулирующие
кооперацию промышленных корпораций в
области НИОКР и кооперацию университетов
с промышленностью. Вторая из этих форм
кооперации вызвана осознанием объективной
необходимости, с одной стороны,
доведения передовых научных
идей до стадии их коммерческой реализации,
с другой, - создания условий для
заинтересованности промышленности в
финансировании академических исследований.
В этом направлении государственной
инновационной политики отчетливо
проявляется ее перспективная направленность,
заинтересованность в научной новизне
промышленных инноваций, что нередко
является вторичным при реализации
интересов у промышленных компаний,
решающих в первую очередь производственные
и коммерческие задачи. Вообще, по справедливому
замечанию А. Я. Лившица, "рынок
не дает эффекта в ситуациях, когда
есть нужда в осуществлении крупных
инвестиционных проектов, с длительными
сроками окупаемости, высокой степенью
прибыли и неопределенности в
отношении будущей нормы
Государственная поддержка создания таких организационных формирований осуществляется в развитых промышленных странах преимущественно в виде специальных программ различных правительственных ведомств (в США это в основном Министерство энергетики и Национальный Научный Фонд - ННФ) . Так, в настоящее время ННФ осуществляет четыре программы по организации сотрудничества научно-исследовательских учреждений и промышленных фирм США.
Первая
из них "Промышленно-университетские
кооперативные
Вторая программа начата в 1978 г. и направлена на организацию кооперации промышленности с университетами в выполнении исследовательских проектов, финансируемых ННФ в интересующих правительство областях. Партнерам по совместной исследовательской работе ННФ предоставляет субсидии.
Третья программа ставит своей задачей предоставление финансовой помощи отдельным лицам или фирмам в сфере мелкого бизнеса, обязующимся в течение полугода провести исследования какой-либо научной идеи.
Наконец,
цель четвертой программы состоит
в развитии фундаментальных знаний
о процессе технологических нововведений
и оценке механизма поддержки
совместно ведущихся
Косвенные
методы, используемые в государственной
инновационной политике, нацелены,
с одной стороны, на стимулирование
самих инновационных процессов,
а с другой на создание благоприятного
общехозяйственного и социально-политического
климата для новаторской