Инновационная политика предприятия

Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Октября 2011 в 08:57, реферат

Описание работы

В современном мире инновационная составляющая развития предприятий является основным источником роста. Мировая практика показывает, что устойчивое развитие производства и поддержание его конкурентоспособности в долгосрочной перспективе зависит от инноваций. П. Друкер утверждает, что «единственная вещь, имеющая значение - это инновации». Инновационность становится неотъемлемой чертой современного предприятия.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………2
1. ПЛАНИРОВАНИЕ ИННОВАЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ……………………3
2. ТЕХНОЛОГИЯ УПРАВЛЕНИЯ ИННОВАЦИОННЫМ ПРОЦЕССОМ…..7
3. СОДЕРЖАНИЕ ДОКУМЕНТА «ИННОВАЦИОНАЯ ПОЛИТИКИ ПРЕДПРИЯТИЯ »………………………………………………………….……11
4. ПРИМЕРЫ ИННОВАЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ НА ПРОМЫШЛЕННЫХ ПРЕДПРИЯТИЯХ…………………………………………………….…………13
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….16
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………………17

Работа содержит 1 файл

Гаршина реферат.docx

— 45.57 Кб (Скачать)

    - интеграция всех стадий инновационного проекта в единый непрерывный процесс, изменение структуры всех уровней управления и координация связей между ними по вертикали и горизонтали. Такие центростремительные тенденции возникают при необходимости консолидации ресурсов предприятия для выполнения конкретной крупномасштабной задачи;

     - выделение управления инновационными процессами в самостоятельный объект управления, т.е. обособление инновационных структур от подразделений, выполняющих традиционные функции.

    На  практике используются оба подхода  с преобладанием одного из них.

    Характерной тенденцией развития инновационной  деятельности является поиск предприятиями  интеграционных связей друг с другом. Это обусловлено дефицитом финансовых средств, дороговизной кредитов, усложнением  и удорожанием научно-исследовательских  работ, снижением продолжительности  жизненного цикла продукта, необходимостью комплексного использования различных  технологий. Поэтому кооперация между  предприятиями для осуществления  инновационной деятельности часто  оказывается более эффективной, чем её внутрифирменная организация. Такая кооперация возможна в рамках:

    - отраслевых институтов, создаваемых компаниями на паевых началах;

    - инновационных центров, возникающих на базе объединения университетов и компаний, а в качестве головной организации, как правило, выступает небольшая специализированная фирма;

    - финансово-промышленных групп (ФПГ), холдингов и других крупных объединений.

    В современных условиях успешному  научно-техническому развитию способствует интеграция предприятий в ФПГ, холдинговые  структуры и т.п., где связи  строятся по горизонтальному (отраслевому), вертикальному (межотраслевому), смешанному (горизонтальному плюс вертикальному) и диверсификационному (на основе слияния-поглощения) типам. Как правило, динамично развивающиеся ФПГ включают специализированные инновационные структуры, такие как научно-исследовательские технологические центры, лаборатории и т.д. ФПГ, осуществляющие лидирующую стратегию, имеют в своем составе венчурные структуры. Благодаря этим структурам обеспечивают динамичное развитие всей ФПГ при стабильном функционировании предприятий-участников, занимающихся традиционной деятельностью.

    Хозяйственная практика показывает, что размер предприятия  в целом не влияет на эффективность  инновационного процесса. Как крупные, так и мелкие предприятия обладают специфическими преимуществами, которые  проявляются в конкретной ситуации. Преимущества крупных предприятий:

    - наличие больших материальных, финансовых и интеллектуальных ресурсов для осуществления дорогостоящих нововведений;

    - возможность проведения многоцелевых исследований, при которых объединяются усилия специалистов в различных областях знаний;

    - возможность параллельной разработки нескольких нововведений и выбора оптимального варианта из нескольких разрабатываемых;

    - меньшая вероятность банкротств в случае неудачи некоторых инноваций.

    Роль  мелких предприятий в разработке инноваций также велика, когда  нововведения не требуют значительных ресурсов. Преимущества мелких предприятий:

    - возможность быстрого переключения на оригинальные работы, мобильность и нетрадиционные подходы;

    - возможность деятельности в тех областях, где крупным предприятиям результаты представляются неперспективными, ограниченными или слишком рискованными при незначительных масштабах прибыли в случае успеха;

    - фактическое отсутствие бюрократического руководства.

    3. СОДЕРЖАНИЕ ДОКУМЕНТА «ИННОВАЦИОНАЯ ПОЛИТИКИ ПРЕДПРИЯТИЯ » 

    Разрабатывают инновационную политику временные  рабочие (проектные) группы завода (иногда это поручают отделу стратегического  развития предприятия, комиссии при  правлении или совете директоров компании или сторонним консультантам). Конечным продуктом такой разработки является текстовой документ «Инновационная политика предприятия» (табл. 1).

    Таблица 1 Инновационная политика предприятия 

Раздел  документа Содержания  разделов
  1. Общие положения
Основания для  разработки документов

Источники информации

Назначения  и порядок работы с документом

Расшифровка терминов и понятий

Разработки  документов

Другие  сведения

  1. Цель, философия и миссии предприятия
Цель деятельности предприятия

Философия предприятия

Миссия  и лозунг предприятия

  1. Результаты SWOT-анализа деятельности предприятия
Конкурентные  преимущества

Недостатки

Благоприятные возможности внешней среды

Угрозы  внешней среды

  1. Стратегические задачи предприятия
Перечень задач

Описание  задач:

Задача-1

  1. Принципы разработки и внедрения управленческих нововведений
Организационные принципы

Принципы  разработки нововведений

Правила внедрения нововведений

  1. Организационно- методические основы разработки и внедрения управленческих нововведений
Организационный проект: термины и понятия

Этапы выполнения организационного проекта

Порядок создания, регламент работы и полномочия временных рабочих (проектных) групп (ВРГ)

Управление  проектами

  1. Приложения
 
 

    Первый  раздел документа «Общие положения» содержит общие сведения, которые принято излагать в текстовых документах в соответствии с ГОСТами и другими нормативными материалами.

    «Цель, философия и миссия предприятия» - это второй раздел документа, он составляется по результатам творческой работы аналитиков, экспертов и менеджеров предприятия.

    Третий  раздел «Результаты SWOT- анализа деятельности предприятия» является основополагающим с точки зрения выбора стратегических задач.

    Четвёртый раздел документа «Инновационная политика предприятия» (см. табл. 1), кроме списка стратегических задач, содержит также описание каждой задачи. Лучше, чтобы описание каждой задачи производилось по определённому шаблону и имело следующие разделы:

    1)цель  решения задачи;

    2)ожидаемый  конечный результат;

    3)сроки  выполнения задачи;

    4)исполнитель  (должностное лицо, ответственное  за выполнение задачи);

    5)плановые  задания по снижению расходов  и увеличению доходов;

    6)состав  мероприятий, выполнение которых  позволяет решить задачу.

    Желательно, чтобы описание стратегической задачи соответствовало принятым на предприятии  правилам и стандартам.

    Принципы  разработки и внедрения управленческих нововведений

    Описанию  этих принципов посвящён пятый раздел документа, позволяющий повысить результативность инновационных работ на предприятии.

    Важным  является шестой раздел рассматриваемого документа — «Организационно-методические основы разработки и внедрения управленческих нововведений». Из множества методов разработки управленческих нововведений (организационное проектирование, бенчмаркинг, реинжиниринг бизнес-процессов, методы компьютерного инжиниринга и др. 
 

    4. ПРИМЕРЫ  ИННОВАЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ НА ПРОМЫШЛЕННЫХ  ПРЕДПРИЯТИЯХ 
     

    Инновационная политика предприятия, помимо того, что  она направлена на выбор из множества  идей, технологий и научных достижений наиболее приоритетных для их коммерциализации (техперевооружение и диверсификация производства, четкая направленность на создание уникальных, исключительных по своим качественным характеристикам техники и оборудования, внедрение «ноу-хау» в их потребительские параметры и технологию производства, что способствует расширению традиционных и освоению новых рынков индустриальной техники), должна быть ориентирована на развитие научно-технического комплекса как уникальной динамичной системы, обладающей ярко выраженными особенностями, а также направлена на хозяйственное использование научно-технического задела, на укрепление внутренних связей в научно-техническом комплексе, создание благоприятных условий для инновационного климата, стимулирование привлечения средств предприятий (корпораций) для реализации нововведений. В структуре предприятия непременно участвуют следующие основные компоненты: наука, производство, финансы и сфера управления.

    Одним из интереснейших управленческих феноменов  нового столетия становится особая форма  научно-технического сотрудничества крупных  промышленных предприятий (корпораций), научных и учебных учреждений, мелких инновационных фирм, обслуживающих  сферу НИОКР организаций -- научно-промышленные конгломераты, то есть технопарки.

    Такие организационные объединения устойчивы  к внешним воздействиям, притягивают  все новое и могут развиваться  достаточно автономно по своим собственным  законам.

    Возможности централизованного, административного  регулирования этих самоорганизующихся сообществ практически отсутствуют. По крайней мере, они ограничены необходимостью сохранения экономической  самостоятельности входящих в эти  сообщества организаций, а также  возможностями прогнозирования  их развития.

    Как показывает зарубежный опыт, единственно  возможным направлением внешнего воздействия  на них является формирование материально-технической  инфраструктур создание благоприятного экономического климата.

    Ярким примером такой формы научно-производственного  сотрудничества является успешно функционирующий  международный консорциум.

    Создание  этого консорциума было вызвано  необходимостью резкого (в 3-4 раза) улучшения  качественных показателей стали, позволяющих  освоить ряд новых видов продукции, пользующихся спросом на внутреннем и внешнем рынках. В результате создания консорциума стало возможным  проектирование, изготовление и апробирование  новой наукоемкой продукции -- дуговых  сталеплавильных печей, установки  внепечной обработки стали «печь-ковш», машин непрерывного литья заготовок  различных типов, освоение технологии плавки в установке «печь-ковш»  и технологии разливки для сортовой машины непрерывного литья заготовок.

    Такое объединение машиностроителей, металлургов  и инженеров-проектировщиков позволяет  предлагать потенциальным заказчикам не только технологическое оборудование, но и весь объект в целом «под ключ».

    Также на промышленных предприятиях активно  используются комплексные формы  сотрудничества с иностранными партнерами. Это в первую очередь развитие непосредственной научно-производственной кооперации между отечественными предприятиями, а также с иностранными фирмами на договорной основе без объединения собственности, в т.ч. в форме консорциума.

    Такое сотрудничество обеспечивает субъектам  прибыль, повышает эффективность их деятельности и конкурентоспособность  производимой продукции. В научно-производственной кооперации соединяются и материализуются  передовые идеи, достижения в областях фундаментальной науки, НИОКР, производственных, управленческих и информационных технологий.

    Еще одной формой научно-производственной кооперации в рамках технопарка в  зарубежной практике широко практикуется создание вузовско-промышленных инновационных  Центров, формируемых преимущественно  на базе совместных договоров с ВУЗами и промышленными корпорациями. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    ЗАКЛЮЧЕНИЕ 

    На  основании вышеизложенной информации можно сделать следующие выводы:

    1. Инновационную политику государства  следует определить как совокупность мероприятий органов государственной власти, направленных на обеспечение стимулирующего воздействия на субъектов экономики с целью выпуска ими новых конкурентоспособных видов продукции, разработки и внедрения новых прогрессивных технологий, новшеств организационного, экономического, социального и иного характера, а также на создание условий для прогрессивного технологического развития народного хозяйства страны.

    2. Выбор стратегии является залогом  успеха инновационной деятельности. Фирма может оказаться в кризисе,  если не сумеет предвидеть  изменяющиеся обстоятельства и  отреагировать на них вовремя. 

    3. Для того, чтобы предотвратить  негативные тенденции в инновационной  деятельности, необходима выработка  инновационной стратегии.  Стратегия  должна  базироваться   на  долгосрочных  прогнозах,  позволяющих выявить перспективные рыночные ниши и оценить интеллектуальные и  производственные  ресурсы  для  их заполнения.

    4. Риск в инновационном предпринимательстве можно определить как вероятность потерь, возникающих при вложении фирмой средств в производство новых товаров и услуг, в разработку новой техники и технологий, которые, возможно, не найдут ожидаемого спроса на рынке, а также при вложении средств в разработку управленческих инноваций, которые не принесут ожидаемого эффекта.

     5. Инновации играют исключительно  важную роль в обеспечении  экономического развития государства. В настоящее время именно они определяют уровень конкурентоспособности национальных товаров и всей экономики страны в целом в глобализирующейся мировой системе.

Информация о работе Инновационная политика предприятия