Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Октября 2011 в 08:57, реферат
В современном мире инновационная составляющая развития предприятий является основным источником роста. Мировая практика показывает, что устойчивое развитие производства и поддержание его конкурентоспособности в долгосрочной перспективе зависит от инноваций. П. Друкер утверждает, что «единственная вещь, имеющая значение - это инновации». Инновационность становится неотъемлемой чертой современного предприятия.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………2
1. ПЛАНИРОВАНИЕ ИННОВАЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ……………………3
2. ТЕХНОЛОГИЯ УПРАВЛЕНИЯ ИННОВАЦИОННЫМ ПРОЦЕССОМ…..7
3. СОДЕРЖАНИЕ ДОКУМЕНТА «ИННОВАЦИОНАЯ ПОЛИТИКИ ПРЕДПРИЯТИЯ »………………………………………………………….……11
4. ПРИМЕРЫ ИННОВАЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ НА ПРОМЫШЛЕННЫХ ПРЕДПРИЯТИЯХ…………………………………………………….…………13
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….16
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………………17
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………
3. СОДЕРЖАНИЕ
ДОКУМЕНТА «ИННОВАЦИОНАЯ
4. ПРИМЕРЫ ИННОВАЦИОННОЙ
ПОЛИТИКИ НА ПРОМЫШЛЕННЫХ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ
ЛИТЕРАТУРЫ………………………………17
ВВЕДЕНИЕ
В современном мире инновационная составляющая развития предприятий является основным источником роста. Мировая практика показывает, что устойчивое развитие производства и поддержание его конкурентоспособности в долгосрочной перспективе зависит от инноваций. П. Друкер утверждает, что «единственная вещь, имеющая значение - это инновации». Инновационность становится неотъемлемой чертой современного предприятия. В связи с этим возрастает важность и роль управления инновационной деятельностью, инновационным развитием российских предприятий.
Определение
стратегии развития предприятия
и текущее управление инновационной
деятельностью тесно связаны
с величиной и структурой инновационного
потенциала предприятия, который является
необходимым условием осуществления
инноваций. Для адекватной оценки текущей
ситуации и выбора перспективных
направлений инновационного развития
на предприятии необходимо проведение
систематической оценки имеющегося
инновационного потенциала. Это будет
способствовать выявлению резервов
повышения эффективности его
использования, что, в свою очередь,
даст возможность корректировать направления
инновационного развития и прогнозировать
вероятность и характер результатов
инновационной деятельности. Немаловажным
моментом является и тот факт, что
в условиях сокращения бюджетного финансирования
сферы науки и технологий государственная
поддержка направлена, прежде всего,
на предприятия с высокими инновационными
возможностями. При этом возникает
проблема отсутствия общепринятой методики
оценки таких возможностей, свободной
от субъективных суждений.
Инновационная
политика - это своеобразная программа,
устанавливающая очередность
- создание благоприятной обстановки, стимулирующей поиск и освоение новшеств, которые рассматривают как необходимый процесс. Стимулирование сотрудников инновационных подразделений должно учитывать экономические особенности инновационного процесса (большой риск, длительный период запаздывания результата по отношению к затратам, крупное вознаграждение в случае успеха). Стимулирование может включать в себя долю в будущих прибылях, руководство соответствующим новым подразделением, возникшим в результате успешной инновации. Неудачная инновация не влечет за собой санкций по отношению к сотрудникам;
- определение приоритетных направлений инновационной деятельности в соответствии с установками стратегического плана, причем ведущая роль в организации инновации принадлежит высшему руководству;
- нацеливание всей инновационной деятельности на нужды рынка;
- реорганизация системы управления предприятием с учетом развития инновационных структур. При всем положительном значении диверсификации предприятию нецелесообразно слишком далеко выходить за рамки своей сферы деятельности, ограничиваясь той областью, в которой оно имеет экспертные знания. Если инновации слишком отличны от сферы деятельности предприятия, то следует создавать дочерние инновационные структуры;
- увеличение скорости реакции предприятия на требования рынка.
На
рис.1 представлена схема разработки инновационной
политики на предприятии.
Рис.1
Схема разработки инновационной политики
на предприятии.
При планировании инновационной политики следует учитывать следующие факторы:
- сложность нового продукта, обусловленную технологией, которая значительно влияет на технико-экономические показатели производства;
- необходимость учета финансовых потерь (прибыли и т.п.) в переходный производственный период и проведение поиска дополнительных источников финансирования;
- умение определять ожидаемые количественные потери при организации производства нового изделия в связи с недогрузкой производственных мощностей при отработке технологических процессов и неполного использования оборудования из-за недостаточной его надежности и т.д. с целью принятия мер для более эффективного их использования;
- изменение конструкторско-технологической документации в процессе перехода на производство нового ассортимента продукции, что в определенной степени влияет на сроки и затраты подготовки производства;
- динамичное изменение удельного потребления материальных и трудовых ресурсов и, как следствие, себестоимости в период развертывания выпуска новых видов продукции по мере освоения технологии, что значительно осложняет планирование производства;
- необходимость учета в период обновления времени адаптации производства к новым технологическим процессам и скорости приобретения работниками предприятия навыков работы при выполнении операций.
Основная цель планирования инновационной политики - объединение всех участников проекта на выполнение комплекса работ для достижения конечного результата. Поскольку инновационная деятельность значительно отличается от серийного производства, традиционные приемы планирования не могут обеспечить корректных показателей за плановый и фактический периоды. Поэтому при планировании инновационной политики используют как общие подходы к планированию, так и специфичные для инновационной деятельности принципы:
В процессе планирования и организации инновационной деятельности проводят оценку жизнеспособности проекта, которая включает следующие виды анализа: технический, коммерческий, финансовый, экологический, организационный, социальный, экономический. Для каждого вида анализа разрабатывают отдельную методику и определяют объем необходимой информации.
Политику развития промышленного предприятия можно разделить на инновационную и неинновационную. По характеру развития инновационную политику делят на: политику НИОКР и политику внедрения и адаптации нововведений. Политика НИОКР связана с проведением предприятием исследований и разработок (лицензионная, политика параллельной разработки, исследовательского лидерства, опережающей наукоёмкости, следования жизненному циклу). Политика адаптации нововведений относится к системе обновления производства и вывода продуктов на рынки (политика поддержки продуктового ряда, ретро нововведений, продуктовой имитации, технологического трансферта, вертикального заимствования, стадийного преодоления, процессной имитации, следования за рынком, технологической связанности, радикального опережения, выжидания лидера, сохранения технологических позиций).
Инновационный проект - как частный случай широко распространенного на практике инвестиционного проекта представляет собой комплекс мероприятий, направленных на реализацию инновации.
Первым этапом создания инновационного проекта являются научно-исследовательские работы (НИР). Предпосылкой эффективности НИР служат правильно выбранные направления научных исследований, соответствие этих направлений специализации научных подразделений, занимающихся такими исследованиями. Содержание НИР и стадии их проведения целиком зависят от особенностей решаемой задачи. Но в любом случае НИР включает как фундаментальные, так и прикладные исследования. Фундаментальные исследования финансирует, в основном, государство, а прикладные разработки - частные фирмы.
Вторым этапом разработки инновационного проекта является проведение опытно- конструкторских работ, основные стадии которых следующие:
- разработка конструкторской документации;
- проектирование и создание опытной установки, производство опытной партии продукции;
- разработка технологического регламента и определение технико-экономических показателей разрабатываемой технологии.
ОКР - наиболее капиталоемкие разработки, финансирование которых примерно на 95 % осуществляется частными компаниями.
НИОКР
являются центральными звеном инновационного
процесса. От того, насколько успешно
научно-технические
Третий этап разработки инновационного проекта - подготовка производства и выход на мощность, т.е. постановка продукции на производство, что включает мероприятия по организации выпуска нового изделия или освоенного другими предприятиями.
Подготовка
производства включает в себя пуск
и проверку технологического оборудования,
запуск в производство установочной
серии, проведение квалификационных испытаний
изделий установочной серии, доработка
и корректировка
Все
вышеназванные этапы
Четвертый этап инновационного проекта - производство созданной продукции в соответствии с портфелем заказов.
Пятый этап - эксплуатация (для изделий длительного пользования) или потребление (для сырья, топлива и т.п.) заказчиком.
Взаимоотношения между производителем и потребителем определяет договор на поставку.
Существуют два направления организации эффективного управления инновационным процессом: