Инновационная инфраструктура

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2010 в 19:26, реферат

Описание работы

теоретическое обоснование формирования и функционирования инновационной инфраструктуры

Содержание

Введение 3
1. Российская национальная инновационная система 6
1.1. Понятие и классификация инновационной инфраструктуры 7
2. Инновационная инфраструктура Российской Федерации 13
2.1. Государственные финансовые организации, финансирующие инновационную деятельность 13
2.2. Формирование производственно-технологической инфраструктуры инновационной деятельности 27
Заключение 37
Список литературы 40

Работа содержит 1 файл

инновационная инфраструктура (переделка).doc

— 240.00 Кб (Скачать)

     - в процессе реализации инвестиционной политики созданных фондов ОАО «РВК» не обладает правом голоса по принимаемым инвестиционным решениям.

     Правилами доверительного управления фондов, сформированных по результатам второго конкурсного отбора, предусмотрена частичная оплата паев при формировании (система «коммитментов»).

     По  состоянию на 1 июня 2009 г., два фонда (ЗПИФ «ВТБ-Фонд венчурный», ЗПИФ «Биопроцесс Кэпитал Венчурс») профинансировали 14 инновационных компаний на общую сумму 1,738 млрд. рублей. При этом общее количество проанализированных всеми фондами проектов составляет более 1500.

     К основным направлениям инвестирования венчурных фондов относятся биомедицинские технологии, энергетика и энергосбережение, информационно- телекоммуникационные системы, технологии производства программного обеспечения.

     В настоящее время ОАО «РВК»  осуществляет работу по уточнению основных принципов взаимодействия со сформированными венчурными фондами в части повышения требований к раскрытию информации об их деятельности, формализации механизма отбора и финансирования проектов сформированными венчурными фондами, повышения степени участия ОАО «РВК» в выработке и реализации инвестиционной политики фондов.

     На  заседании совета директоров ОАО «РВК», состоявшемся 6 июня 2009 г., утверждены основные положения стратегии компании, которые основаны на Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации до 2020 года.

     В соответствии с утвержденными основными положениями стратегии ОАО «РВК» миссия компании заключается в следующем:

     «Обеспечить ускоренное формирование эффективной и  конкурентоспособной в глобальном масштабе национальной инновационной системы путем создания саморазвивающейся венчурной отрасли во взаимодействии с другими институтами развития, с помощью вовлечения частного венчурного капитала, развития инновационного предпринимательства и технологической бизнес-экспертизы, мобилизуя человеческий потенциал России».

     Региональные  венчурные фонды.

     В целях поддержки малого бизнеса  в научно-технической сфере, а  также реализации механизма частно-государственного партнерства путем привлечения частных инвестиций в высокотехнологичные предприятия на сегодняшний день реализуется мероприятие «Создание и развитие инфраструктуры поддержки малых предприятий в научно-технической сфере», в рамках которого в регионах Российской Федерации создаются региональные венчурные фонды.

     Целью деятельности создаваемых в рамках указанной программы частно-государственных венчурных фондов является развитие на территории региона инфраструктуры венчурного (рискового) финансирования субъектов малого предпринимательства в научно-технической сфере. Для достижения поставленной цели фонды используют имущество только для приобретения инвестиционных паев закрытых паевых инвестиционных фондов.

     В состав попечительских советов фондов входят по три представителя от региона и Минэкономразвития России. В компетенцию попечительских советов входит утверждение порядка конкурсного отбора управляющей компании, принятие решений о выборе управляющей компании, размещении временно свободных денежных средств фонда и т.д.

     Фонды имеют право передавать имущество  в доверительное управление отобранной на конкурсе управляющей компании. После регистрации правил доверительного управления в ФСФР России управляющая компания приступает к формированию закрытого паевого инвестиционного фонда, имущество которого на 50% должно состоять из имущественного взноса Фонда и 50% - за счет имущества иных (внебюджетных) учредителей доверительного управления.

     За  период с 2005 по 2008 год в ходе реализации мероприятия в 21 регионе создано 23 региональных венчурных фонда. Практически  все фонды ведут активную работу по отбору инвестиционных проектов и финансированию выбранных проектов. Только в 3-х фондах (Новосибирская область, Челябинская область и Республика Башкортостан) ведётся работа с управляющими компаниями по разработке Правил доверительного управления фондами.

     По  состоянию на 30 мая 2009 г., общая капитализация  региональных венчурных фондов составляет 8,650 млрд. рублей, из которых средства федерального бюджета – 2,1 млрд. рублей, общее количество компаний, получивших инвестиции – 29, а суммарный объём инвестиций – 1,4 млрд. рублей.

     При этом половина инвестиций фондов осуществлены в информационно-телекоммуникационные малые компании, пятая часть – в биологические и медицинские технологии и оборудование, каждый десятый проект – из индустрии наносистем и нанотехнологий.

     Около 45% проинвестированных проектов находится на стадии разработки продукта, каждый пятый проект – это компании, осуществляющие тестовые поставки продукта.

     В 2008 году Минэкономразвития России начало работу по формированию на принципах  частно-государственного партнерства  фондов смешанных инвестиций и фондов акций в малые производственные компании. Средства федеральной субсидии в размере 100 млн. рублей предоставлены Оренбургской, Челябинской областям и Ханты-Мансийскому автономного округу. Три фонда, созданные с участием перечисленных субъектов федерации, с учетом средств регионального бюджета и средств внебюджетных инвесторов, обеспечат инвестиции в объёме 1,2 млрд. рублей в проекты малых компаний размером 30 млн. рублей – 50 млн. рублей.

      Фонд  содействия развитию малых форм предприятий

      в научно-технической сфере

      Фонд  содействия развитию малых форм предприятий  в научно-технической сфере был образован постановлением Правительства Российской Федерации от 3 февраля 1994 г. № 65 в форме государственной некоммерческой организации. Этим постановлением определялось, что в Фонд ежегодно направляется 0,5% средств федерального бюджета на гражданскую науку. В настоящее время бюджет Фонда составляет 1,5% расходной части бюджета на гражданскую науку и возможно его увеличение до 2%.

      Модель  Фонда основывается на использовании двух механизмов -американской Программы SBIR (инновационные исследования малого бизнеса) и французского агентства ANVAR (государственное агентство по развитию малых и средних инновационных предприятий). У SBIR была позаимствована идея фиксированных государственных отчислений на поддержку малого инновационного бизнеса, а у ANVAR - организация сети региональных представительств. При этом обе системы функционируют на основе таких базовых подходов, как поддержка на основе открытого конкурса, по результатам рассмотрения, принятие решений о финансировании проектов независимым жюри (ученым советом). Они же легли в основу работы как Фонда содействия, так и РФТР.

      Деятельность  Фонда содействия базируется на следующих  принципах:

    • Фонд осуществляет поддержку, на основе открытого конкурса, только юридических лиц в форме малых инновационных компаний, которые обладают правами на интеллектуальную собственность, содержащуюся в предлагаемом проекте;
    • экспертиза заявок осуществляется бесплатно внешними экспертами;
    • доля средств фонда в заявляемом проекте НИОКР не должна превышать 50%.

      К настоящему времени в 25 регионах России созданы представительства Фонда  содействия, которые информируют  общественность о деятельности фонда, оказывают содействие малым предприятиям в подготовке заявок, осуществляют контроль за ходом реализации проектов.

      Основные  средства Фонда направлены на проекты  НИОКР (см. табл. 1).

      Таблица 1

Усредненное распределение проектов по тематическим направлениям. 

Медицина  и фармакология 15%
Машиностроение  и металлообработка 9,90%
Пищевая и легкая промышленность 8,90%
Приборостроение 7,90%
Электротехника  и энергетика 6,90%
Автомобилестроение 5%
Сельское  хозяйство 4,90%
Электроника, информатика и вычислительная техника 4,60%
Прочее 20,10%
 

      В последние два-три года Фонд содействия начал переход к более «активной» политике, через наращивание поддержки начинающих компаний и, следовательно, более рисковых проектов. Помимо стабилизации ситуации в инновационной сфере этому способствовало то, что финансовые ресурсы Фонда возросли: во-первых, государственные отчисления в Фонд увеличились с 0,5% до 1,5% от расходов на гражданскую науку Государственного бюджета и, во-вторых, сам бюджет науки вырос в абсолютном исчислении.

      Фонд  Содействия за 10 лет своего существования  профинансировал более 2000 малых  предприятий, причем около половины из них стали стабильно развивающимися компаниями. Сегодня такие предприятия обеспечивают 5-20% от общего производства своих видов продукции на внутреннем рынке страны. А данные о финансово-экономической деятельности поддержанных малых фирм показывают, что отчисления государству в виде налогов превысили в 2,4 раза сумму полученных ими бюджетных средств1. Выработка на таких малых фирмах составляет 0,5-1,5 млн. руб. на человека в год, что ощутимо выше, чем в среднем по промышленности (где этот показатель равен 0,3 млн. руб. на человека в год).

      Опыт  развитых стран мира свидетельствует о том, что главными принципами стимулирования интереса частного сектора к процессу внедрения в производство изобретений являются ясность (прозрачность) прав собственности на инновации, созданных за счет федеральных средств, а также перенос распоряжения ими с государственного на локальный (институциональный) уровень управления. К сожалению, в настоящее время в России не действуют оба фактора.

      Российский  фонд технологического развития

      Российский  фонд технологического развития был создан взамен прекратившего в 1991 г. свое существование Единого фонда развития науки и техники (ЕФРНТ). В ЕФРНТ в обязательном порядке направлялось 3% от себестоимости продукции всех предприятий народного хозяйства, и таким образом финансировались межотраслевые НИОКР. РФТР в определенной мере наследует функции ЕФРНТ.

      Новая система финансирования отраслевой науки выстраивалась в России по принципу трехуровневого режима поддержки прикладных исследований: на первом уровне предприятия финансируют за счет собственных средств относительно недорогие разработки; на следующем уровне ресурсы предприятий объединяются в отраслевые и межотраслевые внебюджетные фонды для разработки отраслевых продуктов и технологий. Внебюджетные отраслевые фонды формировались министерствами, ведомствами, концернами, корпорациями и ассоциациями за счет отчислений предприятиями средств в размере 1,5% себестоимости их товарной продукции (работ, услуг). На третьем уровне за счет отчислений 25% средств из внебюджетных фондов был создан специализированный фонд Миннауки России (впоследствии Минпромнауки) - Российский фонд технологического развития. После принятия нового Налогового кодекса бюджеты отраслевых фондов НИОКР стали формироваться за счет отчислений 0,5% валовой прибыли, что фактически означало уменьшение размеров выплат в РФТР почти в два раза (по отраслям, с которых собираются средства).

      Основными задачами РФТР являются:

    • содействие развитию прикладных НИОКР, соответствующих приоритетным направлениям развития науки техники и перечню критических технологий федерального уровня;
    • поддержка НИОКР, направленных на решение проблем отраслевого и межотраслевого значения, важнейших социальных задач страны;
    • поддержка инновационных проектов, развитие инфраструктуры научно-технической и инновационной деятельности.

      РФТР  финансирует НИОКР в форме  беспроцентного целевого займа на срок, необходимый для выполнения работ  межотраслевого, общесистемного характера (как правило, не более 3 лет). Конечным результатом проекта, при его успешном завершении, должен стать выпуск опытной партии продукции.

      На  тематическую направленность проектов в определенной степени влияет отраслевое происхождение средств, поступающих в РФТР (см. табл. 2, 3).  

      Таблица 2:

      Распределение внебюджетных фондов по отраслям промышленности 

Транспорт и связь 22%
Добыча  энергоносителей 15%
АПК 11%
Химия 10%
Приборо- и машиностроение 9%
Энергетика  и электротехника 6%
Прочие 27%
 

      Таблица 3:

      Структура финансирования проектов из средств РФТР в  разрезе отраслей.

Химия и новые материалы 33%
Машиностроение, приборостроение 19%
Информатика, коммуникации, электроника 18%
Медицина  и медоборудование 8%
Энергетика  и электротехника 6%
Экология, природопользование, переработка отходов 5%
Авиация и космонавтика 2%
Биология  и биотехнологии 2%
Металлургия и металлообработка 2%
Технологии  АПК 1%
Прочие 4%

Информация о работе Инновационная инфраструктура