Целью государственной политики в области
развития науки и технологий является
переход к инновационному пути развития
экономики, постепенное повышение конкурентоспособности
результатов отечественных научных исследований
и разработок, ускорение их использования
в интересах человека, экономики и окружающей
среды.
Для
достижения этой цели необходимо:
- создание
организационных и экономических механизмов
для опережающего развития приоритетных
фундаментальных исследований, важнейших
прикладных научно-исследовательских
работ и разработок и повышения востребованности
производством отечественных и зарубежных
инноваций;
- постоянное
повышение научно-технического уровня
и новизны научных исследований и разработок
в соответствии с потребностями реального
сектора экономики и социальной сферы,
дальнейшее совершенствование нормативно-правовой
базы, связанной с вовлечением объектов
интеллектуальной собственности в хозяйственный
оборот;
- адаптация
научно-технического комплекса к условиям
рыночной экономики, привлечение внебюджетных
источников, собственных средств научных
организаций, банковских кредитов и других
источников финансирования, направленных
на развитие науки и технологий;
- рациональное
сочетание государственного регулирования
и рыночных механизмов, мер прямого и косвенного
стимулирования научной, научно-технической
и инновационной деятельности при реализации
приоритетных направлений развития науки
и технологий;
- совершенствование
нормативно-правовой базы научной, научно-технической
и инновационной деятельности;
- поддержка
научных исследований, разработок в приоритетных
направлениях развития науки и технологий
с учетом мировых тенденций в этой сфере;
- укрепление
научно-исследовательского сектора высшей
школы;
- совершенствование
системы подготовки научных и инженерных
кадров высшей квалификации в области
науки и технологий.
Концепцией
национальной инновационной системы (НИС)
определено, что научно-техническая и
инновационная политика Беларуси должна
обеспечить оптимальные условия для интеграции
науки, производства и образования в интересах
развития инноваций, опираясь на национальные
особенности и традиции. Основные стратегические
задачи государственной политики, обеспечивающие
устойчивое развитие экономики за счет
использования новых знаний, состоят в
следующем:
1.
Трансформация, наращивание и
укрепление научно-технического
потенциала, развитие приоритетных направлений
фундаментальных и прикладных исследований
и разработок. Определяющими здесь являются
показатели затрат на ИР и кадровый потенциал
науки. Отношение затрат на ИР к ВВП как
показатель возможностей государства
инвестировать в производство и использование
знаний в ближайшие годы необходимо довести
до 3%.
Основным
инвестором ИР в Беларуси за все
годы трансформационного периода оставалось
государство. Государственное участие
в науке и в дальнейшем сохранит свою значимость,
при этом должна существенно возрасти
роль внебюджетных источников финансирования,
и прежде всего средств предпринимательского
сектора.
Важной
проблемой является повышение эффективности
кадровой составляющей научно-технического
потенциала. Для ее решения необходимо:
- создание
условий для работы в науке путем оснащения
ее современными средствами труда – приборами,
оборудованием, материалами, информационно-коммуникационными
технологиями (износ активной части основных
производственных фондов в науке и научном
обслуживании достиг 83%), а также существенное
повышение уровня оплаты труда исследователей
и разработчиков по отношению к другим
категориям специалистов;
- совершенствование
вузовской подготовки в направлении повышения
инновационной составляющей образовательного
процесса и формирования у будущих специалистов
инновационного мышления и навыков, ориентированных
на успех в конкуренции. Актуальными остаются
проблемы более тесной интеграции образования
и фундаментальной науки, развитие непрерывного
и дистанционного образования, присоединение
белорусской системы образования к соглашениям
ВТО с перспективой формирования реально
открытого рынка образовательных услуг.
Продвижение
в решении этих проблем обеспечит
привлечение в науку молодых специалистов
(в настоящее время в стране 36% исследователей
старше 50 лет, 52,8% докторов наук старше
60 лет), а также ротацию кадров между наукой,
производством, образованием как способ
трансфера знаний, умений, навыков.
2.
Повышение эффективности использования
научно-технического потенциала. Для
этого необходимо:
- организационное
сближение всех стадий инновационного
процесса от ИР до выхода продукции на
рынок. Основной механизм реализации этого
направления – государственные программы
технологического развития отраслей экономики
и интеграционные инновационные проекты,
которые должны включать как технологические
решения, так и подготовку специалистов,
защиту интеллектуальной собственности,
распространение полученных знаний (публикации,
лицензии, патенты). Условие эффективности
этих механизмов – их соответствие инновационной
стратегии государства и производственной
сферы, основанной на результатах научно-технологического
прогнозирования и изучения мирового
рынка технологий. Фундаментальная наука
призвана выполнять цементирующую роль
в НИС за счет расширения комплексных,
междисциплинарных исследований, например,
в области активно развивающихся в мире
наук о жизни, нанотехнологий. Создание
своеобразного инновационного пояса вокруг
фундаментальной науки позволяет наладить
системные взаимодействия в области трансформации
научных идей в передовые технологии и
в аспекте воспроизводства ресурсной
базы – кадровой, финансовой, материально-технической;
- укрепление
научно-технического потенциала предпринимательского
сектора экономики и рыночных отношений
в научно-инновационной сфере путем развития
корпоративного сектора экономики, сетевых
взаимодействий и эффективных институциональных
форм, интегрирующих интересы науки, производства
и образования;
- экономическое
стимулирование увеличения финансовых
ресурсов предпринимательского сектора
экономики для ИР и инноваций – снижение
налоговой нагрузки на инновационно активные
предприятия; исключение налогообложения
внебюджетных источников финансирования
ИР; максимальное снижение таможенных
платежей и пошлин на оборудование, приборы,
материалы для научных целей и инноваций;
- усиление
контроля за эффективностью использования
бюджетных ассигнований, что предполагает
усиление инновационной составляющей
ИР, в том числе и фундаментальных. В условиях
ограниченности бюджета необходима инвентаризация
и отбор имеющихся научных заделов с позиций
перспектив их коммерциализации и концентрация
бюджетных средств на приоритетных направлениях;
- повышение
роли интеллектуальной собственности
как стимула для исследователей и как
временной монополии производителей на
использование нового знания, обеспечивающей
успех в конкуренции. Здесь важно не только
совершенствование национального законодательства,
но главным образом развитие зарубежного
патентования отечественных изобретений
как условия развития экспорта технологий
и привлечения иностранных инвестиций;
- развитие
международного научно-технического сотрудничества
в направлении продвижения отечественных
достижений на внешний рынок и главное
– участия в совместных исследовательских
и инновационных проектах. Наиболее эффективным
механизмом здесь является дальнейшее
формирование единого научно-технологического
пространства Беларуси и России и вхождение
в Единое европейское исследовательское
пространство, перспективы которого открываются
перед Беларусью через достаточно развитое
в настоящее время участие в программах
и проектах международных организаций;
- участие государства
в создании и развитии объектов инновационной
инфраструктуры (инновационные центры,
технологические парки, центры трансфера
технологий и т.п.), содействие развитию
малых форм инновационного предпринимательства;
- развитие
инновационной активности населения –
воспитание ноосферного мышления, интереса,
предпринимательских способностей и готовности
к инновационным действиям всего общества.
Этот комплекс качеств характеризует
человеческий капитал и объединяется
понятием «ноосферная культура».
Еще одним из направлений для повышения
уровня инновационности национальной
экономики можно считать государственно-частное
партнерство (ГЧП) под которым следует
понимать сотрудничество государственного
и частного секторов с целью реализации
проектов в области инфраструктуры, внедрения
инноваций и оказания общественных услуг.
Во всем мире инструмент ГЧП используется
достаточно давно. Так, в первые годы советской
власти многие месторождения отдавались
иностранным инвесторам на основе концессионных
соглашений. Концессия – это первая форма,
в которой государство и бизнес выступают
партнерами.
Сегодня
вопросы участия частного бизнеса
в финансировании науки и производства
становится все актуальным и для Беларуси.
Вместе с тем реализация механизма ГЧП
требует наличия новых факторов:
- закона о
государственно-частном партнерстве;
- государственной
программы инновационного развития промышленности;
- высокотехнологичных,
инновационно активных предприятий;
- привлекательного
для бизнеса законодательства в различных
сферах (налоги, интеллектуальная собственность
и др.)
Для
того чтобы этот механизм действовал
в первую очередь следует организовать
подготовку специалистов – как чиновников,
руководителей предприятий, так и менеджеров
компаний. В вузах, желательно на последних
курсах обучения, ввести соответствующий
курс лекций с приглашением ведущих профильных
специалистов. Организовать цикл зарубежных
стажировок в странах, имеющих опыт реализации
ГЧП.
Второе
условие – создание с учетом зарубежного
опыта необходимой нормативно-правовой
базы для реализации ГЧП, которая
бы включала весь инновационный цикл –
от проведения исследований до производства
наукоемкой высокотехнологичной продукции.
Особое внимание должно быть уделено правам
на интеллектуальную собственность.
Необходимо
также принять госпрограмму развития
передовых технологий на основе использования
государственно-частного партнерства.
А также свести к минимуму административные
процедуры при различного рода проверках,
которые вызывают настороженность у организаций
негосударственной формы собственности.
В
этом контексте наиболее важная составляющая
– принятие закона о государственно-частном
партнерстве, включая инновационную
сферу.
Представляется,
что такой подход к созданию механизма
государственно-частного партнерства
позволит переломить негативную тенденцию
в области инновационного развития и даст
возможность Беларуси в ближайшие 5-10 лет
занять достойное место в клубе развитых
стран мира. [10 с. 68 - 72]
Переход
к постиндустриальному обществу
предполагает превращение научно-технической
политики из комплекса мер по управлению
наукой и технологиями как отдельно взятым
объектом в один из стержневых элементов
всей системы государственного регулирования.
По мере интенсификации инновационных
процессов будет возрастать влияние выбранных
ориентиров в научно-технической сфере
на траекторию социально-экономического
развития в целом. В связи с этим необходима
взаимосвязь научно-технической стратегии
с другими составляющими государственного
регулирования – промышленной, социальной,
информационной и экологической политикой.
Заключение
Таким образом инновацией следует понимать
использование результата научной деятельности
(новшества), способствующее повышению
эффективности в области техники, технологии
и управления.
Под
классификацией инноваций следует
понимать их распределение на отдельные
группы по определенным признакам для
определения места каждой инновации
в их обшей системе.
Целью
государственной политики в области
развития науки и технологий является
переход к инновационному пути развития
экономики, постепенное повышение конкурентоспособности
результатов отечественных научных исследований
и разработок, ускорение их использования
в интересах человека, экономики и окружающей
среды.
Для
достижения этой цели необходимо:
- создание
организационных и экономических механизмов
для опережающего развития приоритетных
фундаментальных исследований, важнейших
прикладных научно-исследовательских
работ и разработок и повышения востребованности
производством отечественных и зарубежных
инноваций;
- постоянное
повышение научно-технического уровня
и новизны научных исследований и разработок
в соответствии с потребностями реального
сектора экономики и социальной сферы,
дальнейшее совершенствование нормативно-правовой
базы, связанной с вовлечением объектов
интеллектуальной собственности в хозяйственный
оборот;
- адаптация
научно-технического комплекса к условиям
рыночной экономики, привлечение внебюджетных
источников, собственных средств научных
организаций, банковских кредитов и других
источников финансирования, направленных
на развитие науки и технологий;
- рациональное
сочетание государственного регулирования
и рыночных механизмов, мер прямого и косвенного
стимулирования научной, научно-технической
и инновационной деятельности при реализации
приоритетных направлений развития науки
и технологий;
- совершенствование
нормативно-правовой базы научной, научно-технической
и инновационной деятельности;
- поддержка
научных исследований, разработок в приоритетных
направлениях развития науки и технологий
с учетом мировых тенденций в этой сфере;
- укрепление
научно-исследовательского сектора высшей
школы;
- совершенствование
системы подготовки научных и инженерных
кадров высшей квалификации в области
науки и технологий;
- развития
государственно-частного партнерства.
Переход
к постиндустриальному обществу
предполагает превращение научно-технической
политики из комплекса мер по управлению
наукой и технологиями как отдельно взятым
объектом в один из стержневых элементов
всей системы государственного регулирования.
По мере интенсификации инновационных
процессов будет возрастать влияние выбранных
ориентиров в научно-технической сфере
на траекторию социально-экономического
развития в целом. В связи с этим необходима
взаимосвязь научно-технической стратегии
с другими составляющими государственного
регулирования – промышленной, социальной,
информационной и экологической политикой.
список
использованных источников
- Столяров
И.И. Государственное регулирование рыночной
экономики / И.И. Столярова. – М.: Дело,
2002. – 280 с.
- Кокурин Д.
И. Инновационная деятельность - М.: Экзамен,
2001. - 119 с.
- Богдан Н.
И. Региональная инновационная политика
- Новополоцк: Полоцкий государственный
университет, 2000. - 358 с.
- Балабанов
И.Т. Инновационный менеджмент. - СПб.: Питер,
2001. - 304 с.
- Большой экономический
словарь / Под редакцией А.Н. Азрилияна.-
6-е изд. доп. И переработ. - М: Институт Новой
Экономики, 2002. - 540 с.
- Райзберг
Б.А., Лозовский Л.Ш., Стародубцева Е.Б. Современный
экономический словарь - М.:ИНФРА-М. 1997.
- 496 с.
- Антонова
Н.Б. Государственное регулирование экономики:
Учебник. Мн.: Академия управления при
Президенте Республики Беларусь, 2002. -
775 с.
- Макроэкономика:
Учеб. Пособие/ Н.И. Базылева, С.П. Гурко
[и др.].– Мн.: БГЭУ, 2003. – 214 с.
- Макроэкономика:
Учеб. Пособие/ Т.С. Алексеенко, Н.Ю. Дмитриева,
Л.П. Зенькова [и др.]. – Мн.: Новое знание,
2004. – 244с.
- Механизм
инновационного развития / И. Войтов //
Экономика Беларуси. – 2010. - № 3. – С. 68-72
- Опираясь
на инновации / А. Тур // Экономика Беларуси.
– 2010. - № 3. – С. 54-59