Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2011 в 19:39, курсовая работа
Цель исследования состоит в выявлении содержания инновационного потенциала национальной экономики и оценке его формирования и использования.
Поставленная цель определила задачи исследования:
1. Изучить содержание понятия «инновация», исследовать и дополнить существующие критерии классификации инноваций.
2. Дать оценку инновационного потенциала национальной экономики.
3. Изучить направления повышения уровня инновационности национальной экономики Беларуси.
Как показывает практика, наиболее интенсивная инновационная деятельность наблюдается в высокотехнологичных отраслях (программное обеспечение, микроэлектроника, фармацевтика, телекоммуникации). При этом особенностями данной деятельности в отмеченных отраслях являются чрезвычайно высокие темпы продуктовых инноваций и определяющая роль научных достижений в рамках реализации прогрессивных нововведений.
Инновационная политика представляет собой широкую совокупность мероприятий органов государственной власти, направленных на обеспечение стимулирующего воздействия на субъектов экономики с целью выпуска ими новых конкурентоспособных видов продукции, разработки и внедрения новых прогрессивных технологий, новшеств организационного, экономического, социального и иного характера. Она проводится государством с целью стимулирования на его территории высоких объемов новаторской активности и ориентирована на реализацию потенциала инноваций как источников прогрессивного развития. [3 с. 68]
Инновационный потенциал (государства, региона, отрасли, организации) может быть определен как совокупность различных видов ресурсов (материальных, финансовых, интеллектуальных, научно-технических и иных), необходимых для осуществления инновационной деятельности. Указанный потенциал характеризует возможности достижения того или иного уровня новаторской активности.
Инновационная сфера - это область деятельности, охватывающая собой создание и распространение инноваций. Учитывая многообразие содержания инновации, отсутствие каких-либо серьезных ограничений для осуществления новаторской деятельности в какой бы то ни было из отраслей народного хозяйства, можно заключить, что потенциально в роли инновационной сферы способна выступать практически любая область хозяйственной деятельности.
Инновационный процесс представляет собой комплекс действий, необходимых для подготовки и практического использования новых технических, организационных, экономических, социальных и иных решений. Речь в данном случае идет о процессе последовательного превращения идеи в инновацию.
Наиболее известным подходом, используемым в экономической литературе для анализа инновационного процесса, является линейная модель, которая исходит из того, что идея от момента своего зарождения до момента ее практического применения в народном хозяйстве проходит ряд последовательных стадий. В обобщенном виде указанная модель инновационного процесса может быть представлена следующей формулой:
ФИ – ПИ – ОКР – ПП – Р
где ФИ - фундаментальные исследования,
ПИ - прикладные исследования,
ОКР - опытно-конструкторские работы,
ПП - промышленное производство новых изделий,
Р - реализация новой продукции.
Дальнейшее исследование сущности инноваций предполагает осуществление их классификации. Под классификацией инноваций следует понимать их распределение на отдельные группы по определенным признакам для определения места каждой инновации в их общей системе.
Необходимо различать:
-
инновации и несущественные
-
расширение номенклатуры
Новизна инноваций оценивается по технологическим параметрам, а также с рыночных позиций. С учетом этого строится классификация инноваций.
В зависимости от технологических параметров инновации подразделяются на продуктовые и процессные.
Продуктовые инновации включают:
- применение новых материалов;
-
новых полуфабрикатов и
- получение принципиально новых продуктов.
Процессные инновации означают новые методы организации производства (новые технологии). Процессные инновации могут быть связаны с созданием новых организационных структур в составе предприятия (фирмы).
По типу новизны для рынка инновации делятся на:
- новые для отрасли в мире;
- новые для отрасли в стране;
- новые для данного предприятия (группы предприятий).
Если рассматривать предприятие (фирму) как систему, можно выделить:
1.
Инновации на входе в
2.
Инновации на выходе с
3. Инновации системной структуры предприятия:
- управленческой;
- производственной;
- технологической.
В зависимости от глубины вносимых изменений выделяют инновации:
- радикальные (базовые);
- улучшающие;
- модификационные (частные).
Перечисленные виды инноваций отличаются друг от друга по степени охвата стадий жизненного цикла.
Классификация инноваций с учетом сфер деятельности предприятия, в которой выделены инновации:
- технологические;
- производственные;
- экономические;
- торговые;
- социальные;
- в области управления.
Два
последних направления
2
Динамика, состояние
и результативность
инновационной деятельности
в Республике беларусь
Научно-технический потенциал, т.е. ресурсы и условия осуществления исследований, разработок и инноваций, в Беларуси представлен практически во всех сферах экономической деятельности – от производства до управления. Исследования и разработки (ИР) осуществляют свыше 300 научных организаций, вузов, крупных производственных предприятий. В них занято 30,7 тыс. человек, в том числе 18,5 тыс. исследователей и 12,2 тыс. техников и вспомогательного прочего персонала.
Наибольшая доля ИР приходится на естественные (математика, физика, химия, биология) и технические науки; значителен потенциал медицинских и сельскохозяйственных наук. Инновационно-активны в стране 13,9% промышленных предприятий, доля инновационной продукции в общем объеме отгруженной составляет 9,3%, доля высокотехнологичной продукции в товарном экспорте – 3,7%.
В
течение последних лет
По экспертным оценкам, доля выпускаемой в Беларуси продукции, которую можно отнести к новой, составляет не более 5-7%, а производственной на основе V технологического уклада и того меньше – 3%.
В то же время в развитых странах ассортимент ежегодно обновляется на 15-45%. Продукция белорусских производителей зачастую неконкурентоспособная на мировых рынках и поставляется, как правило, в страны третьего мира.
В
Программе социально-
Однако многие из них используют изношенное оборудование и устаревшие технологии. Только около 5% внедренных белорусскими предприятиями технологий относятся к высоким и принципиально новым.
В
Беларуси в настоящее время
Все эти факторы в совокупности привели к тому, что в экономике, несмотря на рост инвестиционной составляющей ( 2001 год – 19,81%, 2003-й – 19,5%, 2005-й – 23,71%, 2008 – 28,88%), падает отдача от нее, то есть каждый процент прироста ВВП требует все больше инвестиций. Динамика здесь, согласно статистическим данным, такова: 2001 год – 6,6 рубля прироста ВВП на 1 рубль прироста инвестиций, 2002-й – 6,2 рубля, 2004-й – 3,7 рубля, 2006-й – 3,8 рубля, 2008-й год – 2,8 рубля.
При этом структура инвестиций также складывается не особо благоприятно, так как большая часть в ней приходится строительно-монтажные работы, а не на оборудование. Эта доля колеблется от 38% (в 2000 году) до 44% (в 2008 году). Даже в лучшие для белорусской экономики годы (2004-2007) она не превысила 47%. А ведь чем меньше расходы на эту компоненту, тем ниже экономического роста в будущем. Если к тому же на эти средства закупаются, мягко говоря, не совсем новое оборудование и технологии, то и продукция будет не конкурентоспособной на мировом рынке, и темпы роста будут падать, отдача от инвестиций – снижаться, а экспорт – сокращаться.
Затраты на научные разработки и исследования в странах с развитой экономикой составляют 2,5-3% ВВП. В Беларуси наукоемкость ВВП находится на критическом уровне: в 2006 году – 0,66%; 2007 году – 0,97%; 2008 году – 0,75%. При этом в соответствии с решением III Всебелорусского народного собрания и поручениями государства в 2010 году этот показатель должен составить 2,5 – 3%. Сегодня уже очевидно, что показатель не будет выполнен, а значит, не будет переломлена сложившая тенденция финансирования науки, что может привести к утрате экономической безопасности страны.
В настоящее время основным источником финансирования инноваций в республике служат бюджетные средства, которые крайне ограниченны, так как распыляются на огромное количество разного рода программ, а также инновационные фонды, которые формируются за счет предприятий и собственных средств организаций. Доля бюджетной составляющей не превышает 1% расходной части. При этом малые научно-инновационные предприятия, в первую очередь частные, не спешат использовать государственный источник, так как это влечет за собой достаточно непростую административную процедуру, различного рода проверки и громоздкую отчетность.
При
ограниченных возможностях бюджета
определенную роль должно сыграть соединение
интересов государства, в том
числе финансовых, и частного бизнеса.
[10 с.70]
3
направления повышения
уровня инновационности
национальной экономики
В результате формирования крупных производственных комплексов в реальном секторе экономики, развития науки и инновационной деятельности в вузах и мощного исследовательского комплекса НАН Беларуси, расширения международных экономических и научно-технических связей, государственной инновационной стратегии развития созданы необходимые условия обеспечения технологического прогресса. Вместе с тем сложное экономическое положение реального сектора экономики, острый недостаток финансовых ресурсов у предприятий, неразвитость рыночных механизмов препятствуют развитию спроса на исследования и разработки, взаимодействию между участниками инновационных процессов, а также инновационной инфраструктуры (организационная, финансовая, консультационная, информационная и другая поддержка трансфера технологий). В результате медленно осваиваются как отечественные, так и передовые зарубежные разработки. Реализация задачи устойчивого социально-экономического развития Беларуси может быть достигнута только при активизации инновационной деятельности, что требует соответствующего усиления государственной научно-технической политики.