Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Октября 2011 в 16:01, реферат
Доля Германии на мировом рынке высокотехнологичных товаров в 1997г. составляла 14,4%, она занимала по этому показателю 3-е место, уступая лишь США (18,8%) и Японии (15,8%). По объему продаж товаров, являющихся техникой "высокого качества", Германия лидирует на мировом рынке (ее доля составляет 16,8%), прежде всего за счет таких отраслей как машиностроение, электротехника, автомобильная и химическая промышленность. В области "технологии высшего качества" Германия занимает 3-е место после Японии и США.
* поощрение малого наукоемкого бизнеса;
* прямое финансирование
предприятий, осуществляющих
* кооперация
университетской науки и
Академический
сектор в ФРГ представлен, в основном,
университетами, где ведутся как
прикладные, так и фундаментальные
исследования. По сравнению с США
и Японией, университеты в ФРГ
играют большую роль в проведении
НИОКР: на них приходится около 20% всех
выполняемых научно-
Научные общества
в Германии выполняют функции
технологических посредников
Ведущая организационная роль принадлежит Фраунгоферовскому обществу, в которое входят 45 исследовательских институтов. Их деятельность финансируется за счет субсидий федерального правительства и доходов от выполнения контрактных исследований. Главной задачей общества является содействие внедрению в промышленность новых технологий и выполнение исследований общенационального значения (например, в области охраны окружающей среды и энергосбережения). Чтобы облегчить малым фирмам доступ к его услугам правительство предоставляет им субсидии в размере до 40% полной стоимости заказываемых НИОКР.
Общество им.
Макса Планка занимается свободными
фундаментальными исследованиями в
более чем 70 НИИ и 27 рабочих группах
при университетах Германии. Оно
оказывает университетам
Учреждения "Голубого списка" занимаются прикладными и фундаментальными исследованиями в области естествознания, экономики, общественных и гуманитарных наук, а также проводят исследования по вопросам образования. Тесное взаимодействие научных обществ не допускает дублирования научных исследований. Координационными центрами, согласующими их деятельность, являются Комиссия федерации и земель по планированию образования и содействия научно-исследовательской деятельности, а также Научный Совет.
Механизм взаимодействия регионального руководства с различными субъектами инновационного процесса наилучшим образом представлен в федеральной земле Саарланд. Ввиду компактности местной научно-технической инфраструктуры (два высших учебных заведения - классический и технический университеты) вопросами научно-технической и инновационной политики ведает лично Министр финансов и экономики Саара.
Система поддержки
со стороны правительства и
- прямая финансовая поддержка инновационных
проектов малых и средних предприятий
как часть Технологической программы
Саара;
- создание благоприятных условий для
деятельности учреждений в области консалтинга
и трансфера технологии;
- создание и укрепление организаций, на
базе которых ведутся работы, направленные
на коммерческую реализацию результатов,
укрепление университетских подразделений
технологического профиля в целях формирования
среды, благоприятной для размещения в
Сааре высокотехнологичных предприятий.
В большой степени
меры правительственной помощи направлены
в Германии на реструктурирование мощного
научно-технического потенциала земель
бывшей ГДР, чтобы адаптировать его
к новым для этих земель условиям
рыночной экономики, и на создание условий
для инновационной
Кроме того, на территории бывшей ГДР действует программа поддержки создания предприятий технологической направленности FUTOUR. Создание и развитие на начальном этапе новых наукоемких предприятий субсидируется Министерством образования, науки, исследований и технологии.
Другая федеральная программа INNOREGIO также ставит задачу повысить инновационный потенциал земель бывшей ГДР. Она стимулирует инновационную активность, интегрируя деятельность, связанную с НИОКР, профессиональной подготовкой и освоением новых технологий на региональной основе. Программа основана на конкуренции различных проектов. Причем, последние должны быть выдвинуты совместно промышленными предприятиями, образовательными и исследовательскими центрами с участием местной администрации. Государственная поддержка сотрудничества инновационных акторов из различных областей деятельности - новый подход в инновационной политике Германии. В результате конкурса, проходившего в 2000 г., права на использование федеральных средств для проведения программы добились 19 регионов. Средства, выделенные на ее реализацию, составили 212 млн. евро. Положительный опыт INNOREGIO побудил выдвинуть в марте 2001 г. схожую программу "Инновационные региональные полюсы роста".
Новые целевые программы и проекты. По инициативе правительства в 2007-2008 гг. Были утверждены следующие основные федеральные исследовательские программы и планы действий:
- исследовательская программа в сфере ИКТ – 2020;
- исследовательская программа BioEnergie 2021 (изучение проблем использования био-массы);
- программа исследований в сфере энерго-эффетивности и энергосбережения;
- национальная инновационная программа в сфере водородных технологий и топливных элементов;
- план действий «Услуги 2020».
Как следует из утвержденной в августе 2008 г. Национальной программы реформ, в рамках Стратегии инновационного и технологического развития 2006 г. правительство Германии разрабатывает ряд новых долгосрочных исследовательских программ: в сфере здравоохранения, природоохранных технологий и биотехнологий.
Государственное регулирование использует формы и методы, соответствующие потенциальными возможностям, которые предоставляют существующие рыночные отношения. В Германии, где традиционно придают особо важную роль государственному воздействию на функционирование рыночной экономики, используют меры протекционизма, направленные на сдерживание стихийной конкуренции, с выгодой для хозяйствующих субъектов.
Методы воздействия
государства в области
Административные
методы осуществления инновационной
политики, в отличие от директивных
методов управления в централизованной
системе хозяйствования, в условиях
рыночных отношений базируются на законодательной
основе. «Административное
Наиболее действенными
методами инновационного регулирования
являются экономические, основанные на
учете мотивационных факторов товарного
производства. Они отличаются от административных
недирективным характером и использованием
экономических рычагов и
К прямым методам
экономического воздействия относятся
инвестирование в виде финансирования
(целевого, предметно-ориентированного,
проблемно-направленного), кредитования,
лизинга, фондовых операций, планирование
и программирование, а также государственное
предпринимательство и
Задачей косвенных
экономических методов является
формирование общественных, а не индивидуальных
условий инновационной
* налоговое и амортизационное регулирование;
* кредитная и фондовая политика;
* ценовое регулирование;
* политика протекционизма.
Наиболее значительными косвенными методами являются кредитная и налоговая политика Кредитная политика регулирует объем финансовых ресурсов, доступных для финансирования нововведений., а также осуществляет управление уровнем ссудного процента.
Налоговой политикой
могут быть предусмотрены налоговые
субсидии на определенные виды деятельности,
в частности, исключение из суммы
облагаемой налогом части доход,
связанных с созданием и
К методам косвенного
воздействия на инновационную деятельность
относится регулирование
Специфической
формой воздействия государства
на инновационную деятельность является
сбор и обработка данных, необходимых
для долгосрочного
Поддержка малого и среднего бизнеса.
Большинство инновационных
разработок в Германии ведется на
предприятиях малого и среднего бизнеса.
В 2004г Европейская комиссия рекомендовала
немецкому правительству
Предприятия малого и среднего бизнеса составляют в Германии 99,6% всех зарегестрированнх компаний-налогоплатильщиков. Они производят 49% ВВП страны, их влад в государственный бюджет от налоговых поступлений составляет 41,2%. Предприятия малого и среднего бизнеса играют ведущую роль с системе профессионального образования в Германии, которая считается образцовой для всех стран европейского сообщества.
Именно поэтому
страна инвестирует преимущественно
в предприятия малого и среднего
бизнеса. Помимо кредитов, в Германии
одновременно реализуется более 40 федеральных,
а так же земельных и отраслевых
программ поддержки малого и среднего
бизнеса. В федеральную инфраструктуру
поддержки рассматриваемых
В условиях глобализации
рынков общей целью германской экономической
политики является обеспечение высокой
конкурентноспособности страны на внеших
рынках, сочитающейся с устойчивых
социально-экономическим
В последние годы в Германии, в связи с переходом страны к инновационной экономике, происходит перестройка системы налоговых льгот, направленных на стимулирование инвестиционной активности частного сектора, и смена приоритетов налоговой поддержки. Если в 50-х -80-х гг. XX в. основное внимание уделялось налоговому поощрению инвестиций в расширение действующего производства, то с конца 90-х гг. XX в. акцент переносится на стимулирование проведения фундаментальных исследований и в целом НИОКР, развития венчурной индустрии, повышения эффективности функционирования малого и среднего наукоемкого бизнеса. Налоговые льготы на инвестиции в действующее производство, наоборот, имеют тенденцию к сокращению (за исключением новых земель, где пока сохраняется специальная налоговая поддержка инвестиционных проектов по расширению, модернизации или диверсификации уже существующих производств (Investitionszulagen)).