Инновационная деятельность в Германии

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Октября 2011 в 16:01, реферат

Описание работы

Доля Германии на мировом рынке высокотехнологичных товаров в 1997г. составляла 14,4%, она занимала по этому показателю 3-е место, уступая лишь США (18,8%) и Японии (15,8%). По объему продаж товаров, являющихся техникой "высокого качества", Германия лидирует на мировом рынке (ее доля составляет 16,8%), прежде всего за счет таких отраслей как машиностроение, электротехника, автомобильная и химическая промышленность. В области "технологии высшего качества" Германия занимает 3-е место после Японии и США.

Работа содержит 1 файл

Германия.инновации.docx

— 80.54 Кб (Скачать)

* поощрение малого  наукоемкого бизнеса;

* прямое финансирование  предприятий, осуществляющих инновационные  проекты в области новейших  технологий;

* кооперация  университетской науки и предприятий,  производящих наукоемкую продукцию.

Академический сектор в ФРГ представлен, в основном, университетами, где ведутся как  прикладные, так и фундаментальные  исследования. По сравнению с США  и Японией, университеты в ФРГ  играют большую роль в проведении НИОКР: на них приходится около 20% всех выполняемых научно-исследовательских  работ и около 30% занятого в НИОКР  персонала. Кроме того, университеты Германии имеют высокую степень  автономии и свободы в принятии решений по финансированию и проведению тех или иных научно-исследовательских  программ, самостоятельном выборе приоритетных направлений научного поиска, что  практически невозможно в университетах  США и Японии, где финансирование университетов происходит по строго отбираемым исследовательским программам.

Научные общества в Германии выполняют функции  технологических посредников между  лабораториями и промышленными  компаниями. В Германии насчитывается  четыре научных общества: Объединение  немецких исследовательских центров  им. Гельмгольца; Научное общество им. Фраунгофера; Общество им. Макса Планка и научно-исследовательские учреждения "Голубого списка".

Ведущая организационная  роль принадлежит Фраунгоферовскому  обществу, в которое входят 45 исследовательских  институтов. Их деятельность финансируется  за счет субсидий федерального правительства  и доходов от выполнения контрактных  исследований. Главной задачей общества является содействие внедрению в  промышленность новых технологий и  выполнение исследований общенационального  значения (например, в области охраны окружающей среды и энергосбережения). Чтобы облегчить малым фирмам доступ к его услугам правительство предоставляет им субсидии в размере до 40% полной стоимости заказываемых НИОКР.

Общество им. Макса Планка занимается свободными фундаментальными исследованиями в  более чем 70 НИИ и 27 рабочих группах  при университетах Германии. Оно  оказывает университетам поддержку  в проведении сложных и дорогостоящих  экспериментов, требующих специального оборудования. Обеспечение высокого уровня подготовки специалистов в ключевых областях науки также претворяется в жизнь через деятельность Общества Макса Планка. В практике его деятельности широко реализуется провозглашенный  правительством страны принцип открытости. Примерно 1800 самостоятельных (не взаимосвязанных) проектов выполняются в сотрудничестве с учеными из 50 стран мира. Ежегодно в институтах Общества работают (по шесть месяцев) более 2400 иностранных  ученых и около 3000 ученых совершают  заграничные поездки. Значительную часть директоров институтов и руководителей  отделений (45 из 240), а также более 20% членов научно-консультативных советов  институтов Общества составляют иностранные  ученые.

Учреждения "Голубого списка" занимаются прикладными  и фундаментальными исследованиями в области естествознания, экономики, общественных и гуманитарных наук, а также проводят исследования по вопросам образования. Тесное взаимодействие научных обществ не допускает  дублирования научных исследований. Координационными центрами, согласующими их деятельность, являются Комиссия федерации  и земель по планированию образования  и содействия научно-исследовательской  деятельности, а также Научный  Совет.

Механизм взаимодействия регионального руководства с  различными субъектами инновационного процесса наилучшим образом представлен  в федеральной земле Саарланд. Ввиду компактности местной научно-технической  инфраструктуры (два высших учебных  заведения - классический и технический  университеты) вопросами научно-технической  и инновационной политики ведает лично Министр финансов и экономики  Саара.

Система поддержки  со стороны правительства и промышленности (через Торгово-промышленную палату) инновационного развития Саара включает три элемента:  
- прямая финансовая поддержка инновационных проектов малых и средних предприятий как часть Технологической программы Саара; 
- создание благоприятных условий для деятельности учреждений в области консалтинга и трансфера технологии;  
- создание и укрепление организаций, на базе которых ведутся работы, направленные на коммерческую реализацию результатов, укрепление университетских подразделений технологического профиля в целях формирования среды, благоприятной для размещения в Сааре высокотехнологичных предприятий.

В большой степени  меры правительственной помощи направлены в Германии на реструктурирование мощного  научно-технического потенциала земель бывшей ГДР, чтобы адаптировать его  к новым для этих земель условиям рыночной экономики, и на создание условий  для инновационной деятельности. Для этой территории действует отдельная  программа финансовой поддержки  совместных (наука-производство) проектов OstFUEGO. Преимуществом пользуются сопряженные с повышенным риском или обладающие особой новизной совместные проекты, выполняемые одним из предприятий на территории бывшей ГДР и одним или несколькими научно-исследовательскими учреждениями вне зависимости от формы их собственности. Результаты совместной разработки должны быть рассчитаны на рыночную реализацию указываемым в договоре предприятии в землях бывшей ГДР.

Кроме того, на территории бывшей ГДР действует программа  поддержки создания предприятий  технологической направленности FUTOUR. Создание и развитие на начальном этапе новых наукоемких предприятий субсидируется Министерством образования, науки, исследований и технологии.

Другая федеральная  программа INNOREGIO также ставит задачу повысить инновационный потенциал земель бывшей ГДР. Она стимулирует инновационную активность, интегрируя деятельность, связанную с НИОКР, профессиональной подготовкой и освоением новых технологий на региональной основе. Программа основана на конкуренции различных проектов. Причем, последние должны быть выдвинуты совместно промышленными предприятиями, образовательными и исследовательскими центрами с участием местной администрации. Государственная поддержка сотрудничества инновационных акторов из различных областей деятельности - новый подход в инновационной политике Германии. В результате конкурса, проходившего в 2000 г., права на использование федеральных средств для проведения программы добились 19 регионов. Средства, выделенные на ее реализацию, составили 212 млн. евро. Положительный опыт INNOREGIO побудил выдвинуть в марте 2001 г. схожую программу "Инновационные региональные полюсы роста".

Новые целевые  программы и проекты. По инициативе правительства в 2007-2008 гг. Были утверждены следующие основные федеральные исследовательские программы и планы действий:

- исследовательская программа в сфере ИКТ – 2020;

- исследовательская программа BioEnergie 2021 (изучение проблем использования био-массы);

- программа исследований в сфере энерго-эффетивности и энергосбережения;

- национальная инновационная программа в сфере водородных технологий и топливных элементов;

- план действий «Услуги 2020».

Как следует из утвержденной в августе 2008 г. Национальной программы реформ, в рамках Стратегии инновационного и технологического развития 2006 г. правительство Германии разрабатывает ряд новых долгосрочных исследовательских программ: в сфере здравоохранения, природоохранных технологий и биотехнологий.

Государственное регулирование использует формы  и методы, соответствующие потенциальными возможностям, которые предоставляют  существующие рыночные отношения. В Германии, где традиционно придают особо важную роль государственному воздействию на функционирование рыночной экономики, используют меры протекционизма, направленные на сдерживание стихийной конкуренции, с выгодой для хозяйствующих субъектов.

Методы воздействия  государства в области инновационной  деятельности можно подразделить на административные и экономические ( прямые и косвенные). Соотношение  их определяется экономической ситуацией  в стране и концепцией государственного регулирования – с упором на рынок  или на централизованное воздействие.

Административные  методы осуществления инновационной  политики, в отличие от директивных  методов управления в централизованной системе хозяйствования, в условиях рыночных отношений базируются на законодательной  основе. «Административное вмешательство  государства в инновационную  деятельность посредством правового  нормирования патентной политики государства  и политики стандартизации позволяет  хозяйствующим субъектам сохранять  монополию на новизну и достигать  унификации продукции товаропроизводителей.»9

Наиболее действенными методами инновационного регулирования  являются экономические, основанные на учете мотивационных факторов товарного  производства. Они отличаются от административных недирективным характером и использованием экономических рычагов и регуляторов.

К прямым методам  экономического воздействия относятся  инвестирование в виде финансирования (целевого, предметно-ориентированного, проблемно-направленного), кредитования, лизинга, фондовых операций, планирование и программирование, а также государственное  предпринимательство и государственные  заказы.

Задачей косвенных  экономических методов является формирование общественных, а не индивидуальных условий инновационной деятельности. Среди них традиционно используются:

* налоговое и  амортизационное регулирование;

* кредитная и  фондовая политика;

* ценовое регулирование;

* политика протекционизма.

Наиболее значительными  косвенными методами являются кредитная  и налоговая политика Кредитная  политика регулирует объем финансовых ресурсов, доступных для финансирования нововведений., а также осуществляет управление уровнем ссудного процента.

Налоговой политикой  могут быть предусмотрены налоговые  субсидии на определенные виды деятельности, в частности, исключение из суммы  облагаемой налогом части доход, связанных с созданием и внедрением новых машин и оборудования и  проч.

К методам косвенного воздействия на инновационную деятельность относится регулирование международного технологического обмена, т.е. режима экспортного  и импортного контроля за передачей  технологии.

Специфической формой воздействия государства  на инновационную деятельность является сбор и обработка данных, необходимых  для долгосрочного прогнозирования  и планирования технологического развития.

Поддержка малого и среднего бизнеса.

Большинство инновационных  разработок в Германии ведется на предприятиях малого и среднего бизнеса. В 2004г Европейская комиссия рекомендовала  немецкому правительству принять  общеевропейский стандарт размеров предприятий, согласно которому микрокомпании  могут иметь численность занятых  до 9 человек и годовой оборот не более $2 млн. На малых предприятиях могут работать до 49 человек и годовой оборот не должен превышать $10млн. Средние компании могут иметь до 249 работающих и оборот не более $50млн.

Предприятия малого и среднего бизнеса составляют в  Германии 99,6%  всех зарегестрированнх  компаний-налогоплатильщиков. Они производят 49% ВВП страны, их влад в государственный  бюджет от налоговых поступлений  составляет 41,2%. Предприятия малого и среднего бизнеса играют ведущую роль с системе профессионального образования в Германии, которая считается образцовой для всех стран европейского сообщества.

Именно поэтому  страна инвестирует преимущественно  в предприятия малого и среднего бизнеса. Помимо кредитов, в Германии одновременно реализуется более 40 федеральных, а так же земельных и отраслевых программ поддержки малого и среднего бизнеса. В федеральную инфраструктуру поддержки рассматриваемых компаний входят 374 центра  по распространению  новых технологий.  В стране действуют  более 180 бизнес-инкубаторов и технопарков, взаимодействующих с исследовательскими центрами, университетами и промышленными  компаниями.

В условиях глобализации рынков общей целью германской экономической  политики является обеспечение высокой  конкурентноспособности страны на внеших рынках, сочитающейся с устойчивых социально-экономическим развитием  государства при высокой занятости. Эти цели могут быть достигнуть только при значительной инвестиционной и  инновационной активности во всех отраслях национальной экономики.

В последние  годы в Германии, в связи с переходом  страны к инновационной экономике, происходит перестройка системы  налоговых льгот, направленных на стимулирование инвестиционной активности частного сектора, и смена приоритетов налоговой  поддержки. Если в 50-х -80-х гг. XX в. основное внимание уделялось налоговому поощрению инвестиций в расширение действующего производства, то с конца 90-х гг. XX в. акцент переносится на стимулирование проведения фундаментальных исследований и в целом НИОКР, развития венчурной индустрии, повышения эффективности функционирования малого и среднего наукоемкого бизнеса. Налоговые льготы на инвестиции в действующее производство, наоборот, имеют тенденцию к сокращению (за исключением новых земель, где пока сохраняется специальная налоговая поддержка инвестиционных проектов по расширению, модернизации или диверсификации уже существующих производств (Investitionszulagen)).

Информация о работе Инновационная деятельность в Германии