Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Октября 2011 в 16:01, реферат
Доля Германии на мировом рынке высокотехнологичных товаров в 1997г. составляла 14,4%, она занимала по этому показателю 3-е место, уступая лишь США (18,8%) и Японии (15,8%). По объему продаж товаров, являющихся техникой "высокого качества", Германия лидирует на мировом рынке (ее доля составляет 16,8%), прежде всего за счет таких отраслей как машиностроение, электротехника, автомобильная и химическая промышленность. В области "технологии высшего качества" Германия занимает 3-е место после Японии и США.
Федеральное агентство по образованию
Государственное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Санкт-Петербургский государственный
инженерно-экономический
университет»
Кафедра
экономики и менеджмента в
машиностроении
Доклад
по дисциплине:
«Инновационная
деятельность на предприятии»
Исполнитель
Студентка 5-го
курса группы 4/161
форма обучения
вечерняя
Консультант преподаватель
выпускающей кафедры
Оценка защиты
отчета______________
Санкт-Петербург
2011
Доля
Германии на мировом рынке
Традиционно сила германской экономики основывалась на быстром распространении новых технологий. Однако по мере того, как инновационные циклы становятся все короче, это преимущество Германии ставится под вопрос. Кроме того, многочисленные конкуренты из развивающихся стран, главным образом Юго-восточной Азии, представляют угрозу позициям немецких предприятий. Их технологический уровень уже позволяет успешно вести борьбу за германские рынки сбыта.
Средства, выделяемые на НИОКР составляют примерно 2,4% от ВВП. Тем не менее, разрыв между ФРГ и другими развитыми странами увеличивается и по этому показателю. По доле расходов на НИОКР она занимает седьмое место после Швеции, Финляндии, Кореи, США, Японии и Швейцарии. Специалистами прогнозируется дальнейшее увеличение финансовых вливаний в НИОКР в сфере автомобилестроения и сопутствующих ему отраслях, однако, например, в фармацевтической промышленности будет проходить обратный процесс.
В ФРГ организация
НИОКР имеет свою особенность: в
ней нет центрального механизма,
координирующего проведение научных
исследований и определяющего приоритетные
направления. Университеты и научно-исследовательские
учреждения финансируются как за
счет государственного бюджета, так
и за счет регионального. Законы ФРГ
ограничивают влияние федерального
правительства на выбор приоритетов
и целей в научных
Большое участие в организации обмена технологий принимают местные органы власти, в первую очередь, правительства земель. В частности, они вносят большой вклад в создание научных парков и инновационных центров, рассматривая эту деятельность как одно из важнейших направлений в решении проблем регионального развития.
В Германии инновационные
меры государства ориентированы
преимущественно на малые и средние
предприятия. Наряду с организационной
и технологической подвижностью
этих предприятий, позволяющей более
оперативно реагировать на изменения
рыночной обстановки, повышенное внимание
к ним со стороны правительства
объясняется соображениями
Инновационная политика на федеральном уровне основывается на следующих принципах:
1. Содействие инновационной активности фирм путем создания благоприятных условий для этого (налоговые льготы, обязательные для исполнения инструкции и т.д.) и прямой поддержки (финансирование исследований и инноваций).
2. Усиление позиций Германии в области новых информационных и коммуникационных технологий, включая инициативы по реформированию профессионального образования и приглашению высококвалифицированных иностранных специалистов.
3. Увеличение сотрудничества и технологического обмена между исследовательскими центрами и промышленностью.
4. Оптимизация средне-специального и высшего образования в направлении большей осведомленности о новых технологиях, модернизация университетской системы обучения и профессионального образования.
5. Стимулирование развития "технологий будущего", таких как биотехнология и мультимедиа.
6. Развитие рынка венчурных капиталов.
Есть несколько
особенностей инновационной системы
ФРГ, которые необходимо учитывать.
В Германии существует четкое разделение
полномочий между федеральным
Внутри федерального
правительства полномочия по проведению
инновационной политики распределены
главным образом между
Финансирование инновационной деятельности.
Экономическая
политика Германии направлена на улучшение
финансовых условий для инноваций,
особенно в малом и среднем
бизнесе. Поддержку получают исследования
и разработки повышенной значимости
для страны в целом, имеющие целью
поднять до мирового уровеня отечественную
науку и технику в избранных
областях. Преимущество отдается НИОКР
долгосрочного характера, сопряженным
со значительным риском, требующим
серьезных затрат, в финансировании
которых участвует также и
частный капитал. Сюда относятся, в
частности, межотраслевые разработки
в области критических
Другой, не менее важной среди приоритетных направлений научно-технической политики федерального правительства Германии является поддержка исследований, направленных на обеспечение устойчивого развития государства в условиях ограничений по энергетике, по воздействию на окружающую среду и рациональное использование на территории страны. Это - наиболее типичный для западноевропейской страны блок приоритетов.
Базовые принципы
программно-целевого финансирования НИОКР
следующие:
- содержание программы должно быть точно
определено;
- финансовая поддержка оказывается однократно;
- результаты должны носить открытый характер.
В последние
годы были проведены мероприятия, связанные
со стимулированием рынка
В настоящее время Фонд стартового финансирования высокотехнологичных предприятий (High-Tech Gruenderfonds) является одним из немногих доступных источников средств для начинающих предпринимателей (его учредители – государственный банк KfW и группа крупных немецких концернов). Услугами фонда могут воспользоваться, однако, только те предприятия, которые имеют в своем активе перспективные разработки или апробированные результаты исследований. На первом этапе финансирования инвестиции фонда могут составить до 500 тыс. евро, максимальный объем в расчете на одну фирму – 1млн евро.
Финансирование инноваций в Германии основывается на следующих подходах:
1. Министерство образования, науки, исследований и технологии обычно выделяет свои гранты на совместные проекты малых, средних и крупных предприятий и общественных исследовательских организаций. В целом министерство берет на себя около 50% расходов на их осуществление. Средства выделяются предприятиям исходя из результатов тематических тендеров. Фундаментальные исследования проводятся по отдельной схеме Германским исследовательским обществом.
2. Что касается непосредственно инновационного финансирования малого и среднего бизнеса, то здесь тендеры не используются. Каждое предприятие может обратиться за помощью в любое время и добиться получения низкопроцентной ссуды, рефинансирования долгов частным банкам или венчурного финансирования. Этим занимаются два государственных банка (KfW и DtA), которые официально объединились в 2000 г. Ссуды и венчурный капитал распределяются среди предприятий через их местные филиалы.
3. BMBF и BMWi расходуют средства почти всегда под конкретные проекты, а управление ими берет на себя так называемый "Projekttrager", неправительственная организация (обычно частные или полугосударственные институты, исследовательские организации, предприятия). Служащие министерств, как правило, не задействованы в реализации какого-либо проекта.
4. Местные органы власти применяют различные методы инновационного финансирования, однако принцип выделения денег под конкретный проект соблюдается всегда.
Академический сектор инновационной системы Германии.
Вопрос о сохранении
страной ведущего положения в
мире технологий рассматривается в
Германии значительно шире, нежели
простая поддержка
К основным направлениям инновационной политики, осуществляемой странами, входящими в Евросоюз, относятся:
* единое антимонопольное законодательство;
* система ускоренной амортизации оборудования;
* льготное налогообложение НИОКР;