Инновационная деятельность: содержание, роль в экономике и проблемы мотивации

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2012 в 08:32, курсовая работа

Описание работы

Целью инновации является повышение конкурентности фирмы, товара и услуг и повышение за счет этого прибыли фирмы. Инновационная деятельность - деятельность, направленная на использование и коммерциализацию результатов научных исследований и разработок для расширения и обновления номенклатуры и улучшения качества выпускаемой продукции, совершенствование технологии их изготовления с последующим внедрением и эффективной реализацией на внутреннем и зарубежных рынках.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ ……………………………………………………………………………3 1. СУЩНОСТЬ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ………………………….7
2. РОЛЬ ИННОВАЦИЙ В РАЗВИТИИ ЭКОНОМИКИ…………………………….15
3. ПРОБЛЕМЫ МОТИВАЦИИ И СТИМУЛИРОВАНИЯ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ …………………………………………………………………….20
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………………..30
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………………………..32

Работа содержит 1 файл

Курсовая работа Чичиленко А. В..docx

— 57.29 Кб (Скачать)

Объективная действительность вызывает настоятельную необходимость  разработки механизма мотивации  инновационной деятельности, при  правильном построении которого, знании принципов и специфики функционирования в зависимости от конкретных условий, особенностей взаимосвязей составных  элементов, возможны сверхрешения в  области инноваций. При этом главная  идея мотивационного механизма должна заключаться не в принуждении  субъектов совершать какие-либо изменения, а в пробуждении интереса к самому содержанию инновационной  деятельности. Конечно, никто не может  сказать, с достаточной степенью уверенности, как детально действует  механизм мотивации, какой силы должно быть мотивационное воздействие, когда  сработает мотивообразующий фактор, тем более, почему он сработает в  каждом конкретном случае и к какому результату приведет. Но даже понимание  структуры и последовательности действия мотивационного механизма  инновационной деятельности уже  выступает немаловажным фактором для  повышения эффективности ее осуществления.

Механизмы государственного регулирования и стимулирования инновационных процессов могут  быть следующими[8]:

    1. Аккумуляция средств на научные исследования и инновации.
    2. Координация инновационной деятельности, т.е. определение общих стратегических ориентиров инновационных процессов.
    3. Стимулирование инноваций.
    4. Создание правовой базы инновационных процессов.
    5. Формирование научно-инновационной инфраструктуры.
    6. Институциональное обеспечение инновационных процессов.
    7. Регулирование социально-экологической направленности инноваций.
    8. Повышение общественного статуса инновационной деятельности.
    9. Региональное регулирование инновационных процессов.
    10. Регулирование международных аспектов инновационных процессов (научно-технической и инновационной кооперации, а также международного трансфера инноваций).

Сложность объекта и широта спектра аспектов регулирования  обуславливают необходимость разработки государственной инновационной  политики - комплекса целей, а также  методов воздействия государственных  структур на экономику и общество в целом, связанных с инициированием и повышением экономической и  социальной эффективности инновационных  процессов.

Стимулирование применения инноваций в производстве связано  с проблемой правильного их выбора. Сложность отбора для внедрения  в производство того или иного  предлагаемого наукой и техникой решения заключается прежде всего  в разнообразии возможного воздействия  каждого из этих решений на производство. Разнообразие определяется тем, что  различные внедряемые в производство технические или технологические  нововведения даже при условии, что  они приносят одинаковый производственный эффект, обладают неодинаковой экономической  эффективностью, так как по-разному  влияют на, изменения в производственном аппарате и используемых материалах, на организацию производства.

Для экономической ситуации, сложившейся в Российской Федерации в течение последних лет, характерны трудности, связанные с льготным режимом налогообложения инновационной деятельности, а именно отсутствие в действующих и обсуждаемых законодательных документах норм по налоговому стимулированию инновационной деятельности, и на сегодняшний день существуют лишь некоторые льготы, причем только для научной деятельности и научных учреждений.

Тем не менее, к сфере инновационной  деятельности можно отнести и  как собственно научные исследования, так и продвижение и внедрение  инноваций.

Поэтому следует законодательно обеспечить стимулирование инновационной  деятельности, в которой научные  исследования составляют лишь один из ее элементов. Эта задача представляется сложной, пока в федеральном законодательстве отсутствуют такие понятия как "инновационная деятельность" и "инновационная организация".

В законодательной практике понятие «инновационная деятельность»  варьирует между понятием «процесс» - направленный на использование научных  знаний для создания нового или улучшения  производимого продукта, и понятием «вид деятельности» - связанный с  трансформацией научно-технических  достижений в технологически новые  или усовершенствованные продукты.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Таким образом, разработка и  внедрение новых технологий –  сложная задача, требующая привлечения  не только ученых, но и предпринимателей и государства. Лишь на уровне использования, новая идея становится инновацией. Помимо этого, в современных условиях результаты фундаментальных исследований, важнейших прикладных исследований и разработок служат не только основой  экономического роста государства, но и  определяют уровень конкурентоспособности  государств в мировом сообществе, степень обеспечения их национальной безопасности и равноправной интеграции в мировую экономику и его  устойчивого развития.

Существует целый ряд  условий, при которых возможен рост экономики на основе инноваций. Анализируя многочисленные точки зрения экономистов, можно выделить следующие условия  инновационного роста экономики:

    1. Избыток квалифицированных кадров.
    2. Постоянные расходы на образование.
    3. Наличие частного капитал, готового инвестировать в инновации (венчур).
    4. Внутренний спрос.
    5. Международные связи.
    6. Открытость экономики.
    7. Развитость кластеров (по определению Портера) и создание конкурентных преимуществ.

Несмотря на то, что Шумпетер И. признавал все возрастающую роль крупных компаний в инновационном  развитии экономики в силу обладания  ими крупного капитала и научного потенциала, как видно из исследований экономистов, основная роль ТНК –  это улучшающие инновации. Риск вывода на рынок абсолютно нового продукта – прерогатива малого предпринимательства, которое, по сути, является основным источником инновационного роста экономики в силу готовности малого бизнеса к жесткой борьбе за потребителя. Важную роль в поддержке частного инноватора, помимо государства, которое должно обеспечивать равные условия при выходе на рынок, начинает играть венчурный капитал, поддерживающий предпринимателя не только финансово, но зачастую и при помощи консалтинга.

Таким образом, основываясь  на разработанной теории инновационного развития, становится ясно, что в  нынешний век, основой прогресса  экономики становятся не просто нововведения, но фундаментальная наука как  одна из стратегических составляющих развития всего общества на всех уровнях  и способность коммерциализировать  результаты научных разработок.

Мотивацию в сфере инновационной  деятельности следует рассматривать  как необходимый элемент системы  управления прогрессивными изменениями  на макро- и микро-уровне, как источник интенсификации инновационной активности различных субъектов, как действенное средство преодоления инертности их мышления.

Познание сущности явления, скрывающегося за термином "мотивация", позволит понять, что побуждает участников инновационных процессов принимать  те или иные решения, какие мотивы лежат в основе их поведения, каким  образом можно активизировать желательные  для инновационной деятельности мотивы и ослабить те из них, которые  сдерживают движение по инновационному пути развития.

 

 

 

 

 

 

Список литературы

  1. Виханский О.С., Наумов А.И. Менеджмент: Учеб. для вузов. 3-е изд. - М.: Гардарики, 2001. - 528с.
  2. Дафт, Ричард Л. Менеджмент/ Пер. с англ. В.Вольского и др.; Под общ. ред. Ю.Н. Каптуревского. 2-е изд. - СПб.: Питер, 2001. - 832с.
  3. Ермасов С.В. Финансовое стимулирование инновационной деятельности – СПЭА, 2005г.
  4. Занюк С.С.  Эльга К. Н. Психология мотивации: Теория и практика мотивирования. Мотивационный тренинг.  Ника-Центр, 2001 г. - 352с.
  5. Кокурин Д.И. Инновационная деятельность. – М.: Экзамен, 200г.
  6. Кузнец С. Современный экономический рост: результаты исследований и размышлений. Нобелевская лекция // Нобелевские лауреаты по экономике: взгляд из России; под ред. Ю.В. Яковца. СПб.: Гуманистка, 2003г.
  7. Кузык Б.Н., Яковец Ю.В. Россия – 2050: стратегия инновационного прорыва. – М.: ЗАО «Издательство Экономика», 2004г. – 632с.
  8. Постановление Правительства РФ от 24июля 1998г.№ 832 «О концепции инновационной политики Российской Федерации на 2001-2003 годы»
  9. Русинов Ф., Минаев Н. Система отбора и оценки инновационных проектов. Консультант директора. — 2009 г.  № 23.
  10. Смирнов С. Поддержка российского предпринимательства// Вопросы Экономики. – М., 2001 г. - №2
  11. Уткин Э.А. Мотивационный менеджмент. - М.: ЭКМОС, 1999. - 256с.
  12. Ховард К., Коротков Э. Принципы менеджмента: управление  в системе цивилизованного предпринимательства, уч. пособие. – М.2007 г.
  13. Чайковская Н.В. Дисциплина инновационного рынка: формирование и эффективность. – М. Луч, 2006г.
  14. Шумпетер И. Теория экономического развития (Исследование предельной прибыли, капитала, кредита, процента и цикла конъюнктуры). — М.: Прогресс. — 1982 г.
  15. Экономика предприятия. / Под ред. В.Я. Горфинкеля, Е.М. Купрякова М.; Бизнес и Банки, ЮНИТИ.— 2008 г.
  16. Яковец Ю.В. Эпохальные инновации 21 века, Изд. «Экономика». М – 2004.
  17. Янчевский В.Г. Менеджмент, маркетинг, бизнес. -2005 г.

 

 

 

 


Информация о работе Инновационная деятельность: содержание, роль в экономике и проблемы мотивации