Инновационная деятельность: содержание, роль в экономике и проблемы мотивации

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2012 в 08:32, курсовая работа

Описание работы

Целью инновации является повышение конкурентности фирмы, товара и услуг и повышение за счет этого прибыли фирмы. Инновационная деятельность - деятельность, направленная на использование и коммерциализацию результатов научных исследований и разработок для расширения и обновления номенклатуры и улучшения качества выпускаемой продукции, совершенствование технологии их изготовления с последующим внедрением и эффективной реализацией на внутреннем и зарубежных рынках.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ ……………………………………………………………………………3 1. СУЩНОСТЬ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ………………………….7
2. РОЛЬ ИННОВАЦИЙ В РАЗВИТИИ ЭКОНОМИКИ…………………………….15
3. ПРОБЛЕМЫ МОТИВАЦИИ И СТИМУЛИРОВАНИЯ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ …………………………………………………………………….20
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………………..30
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………………………..32

Работа содержит 1 файл

Курсовая работа Чичиленко А. В..docx

— 57.29 Кб (Скачать)

Оценивая роль образования  в инновационном развитии экономики, следует отметить, что, с одной  стороны, образование действительно  предоставляет технические знания и навыки предпринимателям и другим заинтересованным лицам, связанным  с процессом инноваций и экономическим  ростом. С другой стороны, образование  может стимулировать креативность с воображением и таким образом  упростить процесс приспособления инноваций к требованиям реальной жизни. Вместе с тем здесь кроется  опасность – образование может  одновременно лишать креативности, загоняя  индивидуума в определенные рамки  мышления, лишая его нестандартно мыслить.

Анализируя рост числа  наукоемких производств за последние  десятилетия, можно сформулировать вывод, что наука с каждым веком  приобретает все более важную роль в экономике и уже не только уровень развития государства влияет на науку, а именно степень развитости науки задает скорость прогресса  страны. В современном производстве инновация, как результат научной  деятельности, начинает играть особую роль. И здесь важно взаимодействие науки, государства и бизнеса, когда  государство поддерживает бизнес всеми законными путями, при этом четко осознавая различия в инновациях.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 3.  Проблема мотивации и стимулирования инновационной  деятельности

В силу сложности, многогранности и специфичности экономических, психологических и этических  отношений, складывающихся между субъектами инноваций, инновационный процесс  осуществляется в соответствии с  присущими ему стохастическими  закономерностями, но это не отрицает того факта, что он не поддается управлению. Управление же какими бы то ни было процессами требует глубокого осмысления их сущности, понимания движущих сил. Поэтому, зная, что стоит у истоков возникновения  инноваций как таковых, что вызывает к жизни какую-либо идею, что побуждает  различных субъектов хозяйствования быть активными участниками инновационной  деятельности, какие мотивы лежат  в основе их поведения, можно сформировать адекватную систему управления инновационными процессами, как на уровне отдельного предприятия, так и в масштабах  всей страны. Основу подобной системы  должен составлять механизм мотивации  как источник активности различных  участников инновационной деятельности в направлении постоянной разработки, внедрения и эффективного использования  инновационных продуктов, но для  построения модели такого механизма  необходимо четкое определение понятийного  аппарата и знание характера явлений  и процессов, скрывающихся за тем  или иным понятием.

Первым шагом на пути решения  данной проблемы является определение  сущности категория "мотивация", а также осмысление основных понятий, неразрывно связанных с нею и  необходимых для понимания сути самой категории. Следует отметить существование множества точек  зрения относительно трактовки понятия "мотивация", что объясняется  многоаспектностью и междисциплинарным  характером данной категории и отношений, которые ею описываются. Различные исследователи, как зарубежные, так и отечественные, в зависимости от взглядов, убеждений, методологических подходов по-разному описывают сущность мотивации.

Мотивация - состояние личности, определяющее степень активности и  направленности действий человека в  конкретной ситуации[1].

Мотивация - совокупность побуждающих  факторов, которые вызывают активность личности и определяют направленность ее деятельности[11].

Как видим, упомянутые исследователи  едины во мнении, что мотивация - это "нечто", что вызывает активность субъекта в определенном направлении для достижения конкретных целей. Это "нечто" можно охарактеризовать как совокупность мотивообразующих факторов, которые могут быть заданы извне или формироваться субъективно личностью в соответствии с ее ценностными ориентациями, стремлениями, интересами, ожиданиями. Но чаще всего влияние внешних факторов воспринимается субъектом только сквозь призму внутреннего "я", приводя к видоизменениям системы мотивообразующих факторов, которая уже не является идентичной ни внутренней, ни внешней совокупности факторов, порождающих определенные мотивы. Однако мотивацию нельзя просто рассматривать как совокупность каких-либо побуждающих сил, факторов, определенное состояние личности, это скорее процесс формирования мотивационной структуры личности, как совокупности мотивов, под воздействием комплекса мотивообразующих факторов, побуждающих субъекта к целенаправленному поведению и получению определенного результата.

Когда заходит речь о мотивах, лежащих в основе поведения участников инновационной деятельности, то зачастую они сводятся только лишь к прагматическим интересам материального характера  и, в частности, к максимизации прибыли, рассматриваемой в качестве основной цели этой деятельности. С этим утверждением трудно не согласиться, поскольку в  современном пространстве российской экономики лейтмотивом мотивации преобладающей части предпринимательства как такового является "нажива" любой ценой, получение максимум прибыли с целью достижения сверхприбыли в будущем, ради чего и осуществляются различного рода инновации, как производственные, так и организационные, направленные на недопущение потери преимущества перед конкурентами и снижение размера прибылей. В этой аномальной системе приоритетов мотивации предпринимательства упускается из виду вторичность роли прибыли. Выдвигаясь на передний план, материализм сводит к нулю значение и влияние нематериальных факторов на мотивацию деятельности таких, как потребность в самореализации, самоутверждении, любовь к своему "делу", стремление к общественному признанию и другие, которые могут быть и должны быть мощным мотиватором любой, тем более инновационной деятельности.

Если подвергнуть анализу  мотивы инновационной деятельности на различных этапах инновационного процесса и с точки зрения различных  его участников, то нельзя стремление к получению максимального экономического эффекта возводить в ранг ведущего мотива в иерархической системе  мотивов субъектов-участников инноваций  на каждом конкретном этапе. Каждая стадия инновационного процесса характеризуется  своей структурой мотивов, находящейся  под воздействием многочисленных факторов, способствующих созданию благоприятных  условий для творческой деятельности или же препятствующих ее реализации. В результате конструктивного или  деструктивного влияния этих факторов происходят изменения в совокупности мотивов, как в процессе реализации конкретного этапа, так и при  переходе к следующей стадии инновационного процесса[10]. Этот переход предполагает определенные трансформации в приоритетности мотивов, ликвидацию одних и возникновение других мотивов, связанные с изменением условий протекания инновационного процесса, со сменой его участников, их потребностей, интересов, целевых установок и т.д.

Например, на этапе зарождения идеи, рассматриваемого как этап поиска, открытия чего-то нового, не существующего  в объективной (субъективной) реальности или же изменение и дальнейшее совершенствование уже имеющихся предметов и явлений, в основе творческой активности субъектов (а именно инициаторов новых идей, разработчиков инновационной продукции) могут находиться самые разнообразные мотивы такие, как стремление решить определенную проблему технического, технологического, организационного характера; познавательный интерес; потребность самовыражения, самоутверждения, постоянного творческого поиска; идентификация с кумиром; материальные мотивы, общественное признание и другие. При этом, если на стадии возникновения идеи доминирующим мотивом в системе мотивации субъекта к проведению исследований было стремление решить проблему определенного характера, то, скажем, на этапе экономического обоснования на первый план выдвигается стремление получить максимальный эффект от внедрения наиболее рационального варианта решения данной проблемы.

Если говорить о приоритетности в рассмотрении проблем мотивации  на каждой из стадий инновационного процесса и формировании действенного мотивационного механизма, то надо отметить, что основное внимание в современных условиях должно уделяться именно этапу зарождения идеи, так как это источник генерации  инноваций, основанный на возможностях кадровой составляющей инновационного потенциала государства вцелом или  отдельного предприятия, научно-исследовательской  организации и т.п. Именно человеческий ресурс с его неисчерпаемым интеллектуальным потенциалом является главной движущей силой инновационных трансформаций, поэтому разработка вопросов мотивации  творчества (инициирования инноваций) выступает ключевым фактором преодоления  существующей сегодня инертности субъектов  инновационной деятельности.

Мотивация инновационной  деятельности, безусловно, должна рассматриваться  как постоянно осуществляемый процесс, который может быть представлен  в виде совокупности взаимосвязанных  элементов, взаимно обуславливающих друг друга и в целом характеризующих мотивационный механизм инновационной деятельности. В соответствии с классическим определением механизм (от греческого mechane - машина) - система тел, предназначенная для преобразования движения одного или нескольких тел в требуемые движения других тел[3]. Исходя из сути данного определения, можно утверждать, что любой механизм предполагает наличие составных частей (элементов, звеньев), определенным образом связанных между собой и влияющих друг на друга, при этом всегда можно различить силу (составляющий элемент), оказывающую воздействие и объект, который его испытывает, с помощью чего реализуется данное воздействие (рычаги), а также для чего оно осуществляется, то есть конкретный результат от действия механизма.

Для выяснения сущности и  принципов действия мотивационного механизма инноваций необходимо иметь четкое представление о  следующем:

    • Кто из субъектов инновационного процесса осуществляет мотивирование, то есть побуждает к определенному поведению, а кто испытывает побуждающее воздействие.
    • На что направлено мотивационное воздействие - объект мотивации.
    • Чего конкретно желают достичь посредством мотивации, то есть цель ее осуществления.
    • Чем побуждают к активности, что рассматривается в качестве вознаграждения за результаты реализованных действий.

В результате воздействия  внешних и внутренних, порождаемых  самим субъектом, мотивообразующих факторов, формируется определенная мотивационная структура, выступающая  побудительной причиной постановки субъектом тех или иных целей, так как для того чтобы поставить  перед собой цель необходимо иметь  соответствующий мотив или их совокупность. Цель - это осознанный, запланированный результат деятельности, субъективный образ, модель будущего продукта деятельности, иными словами цель - это то, чего мы стремимся достичь[4]. Цели тесно связаны с мотивами и также побуждают к деятельности, побуждают прилагать соответствующие усилия для их достижения, при этом, чем конкретнее общая цель, промежуточные этапы ее достижения, чем четче обозначены средства достижения цели, тем больше сила побуждающего воздействия и вероятность реализации цели.

Следующий элемент мотивационного механизма инновационной деятельности связан с непосредственным осуществлением определенных действий мотивируемым субъектом  для достижения намеченных целей, при  этом, чем выше уровень общей мотивации, тем больше усилий он склонен прилагать. Реализовав конкретную линию поведения, субъект инноваций получает определенный результат, наделенный качественными  и количественными характеристиками и который приносит вознаграждение за проделанную работу (оно может  быть материальным и нематериальным). Полученный результат соотносится  с изначальными потребностями, интересами, ожиданиями как субъекта, осуществлявшего  мотивационное воздействие, так  и субъекта, испытывавшего это  воздействие, и в зависимости  от того, в какой степени ожидаемый  эффект соответствует полученному  в действительности, выбирается линия  дальнейшего поведения субъектов.

Конечный результат является важным фактором, влияющим на мотивацию  субъектов-участников инновационной  деятельности: положительный результат, соответствующий ожиданиям или  превосходящий их способен значительно  усилить мотивацию к осуществлению  инноваций в дальнейшем, что не требует заново формировать мотивационную  структуру субъекта и дает возможность  посредством различных стимулов поддерживать, закреплять, развивать, усиливать действие тех или иных мотивов; и, наоборот, отрицательный  результат, не принесший удовлетворения от инновационной деятельности, нередко имеющий место, что связано с условиями риска и неопределенности, сопряженных с инновационными процессами и являющихся их неотъемлемой характеристикой, способен разрушить мотивацию, прекратить действие данного мотивационного механизма. Однако этот факт не означает, что исчезнет потребность в инновационной деятельности, желание ее осуществления у различных субъектов, это указывает лишь на необходимость формирования иной мотивации, посредством изменения комплекса мотивообразующих факторов, а, следовательно, и мотивов, побуждающих к активной деятельности в сфере инноваций.

Таково в общих чертах действие мотивационного механизма  инновационной деятельности и характер взаимосвязей между его составными элементами. Однако следует указать  на некоторые факторы, усложняющие, делающие неясным процесс практического  развертывания мотивации. В первую очередь, это неочевидность возникающих  мотивов, поскольку можно только догадываться какие мотивы движут субъектом, но в явном виде "вычленить" их невозможно [2]. Необходимы длительные наблюдения за поведением субъекта, чтобы с достаточной степенью уверенности утверждать, какие мотивы являются доминирующими в его мотивационной структуре в каждой конкретной ситуации. Следующим фактором выступает присутствие некоторой непредсказуемости в поведении субъекта инноваций, с одной стороны связанной с влиянием неопределенности, присущей инновационной деятельности как таковой, с другой - с непредвиденной реакцией субъекта на мотивирующее воздействие, порождаемой изменениями в потребностях, интересах, ценностных ориентациях, их сложной динамикой взаимосвязей. Немаловажным фактором является также уникальный характер мотивационных структур различных субъектов, разная степень влияния одинаковых мотивов на совершаемые ими поступки. Все указанные факторы делают невозможным создание универсального механизма мотивации инновационной деятельности, адекватного каждому конкретному случаю, но, несмотря на это, уже само знание логики мотивационного механизма дает существенные преимущества в управлении инновационными процессами.

Информация о работе Инновационная деятельность: содержание, роль в экономике и проблемы мотивации