Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Ноября 2011 в 14:52, реферат
Возможные пути создания благоприятного инновационного климата в Казахстанской экономике начали активно проявляться в начале 80-х годов, еще до распада Советского Союза. Уже тогда стало очевидным, что действующие механизмы “внедрения” результатов исследований и разработок неэффективны, инновационная активность предприятий низкая, а средний возраст производственного оборудования постоянно увеличивался.
- продуктивные
- производство нового изделия,
продукции и услуги, что связано
с созданием новых видов
- рыночные
- открывающиеся новые сферы
- процессорные
- применение новых технологии, структур
управления и организация
- потребительские - направленные на удовлетворение текущих запросов потребителя и формирование новых в перспективе.
По инновационному потенциалу, в зависимости от предметного содержания и темпа реализации новшества, различают следующие виды нововведений: радикальные (базовые), когда применяют принципиально новые изобретения; технологические, характеризующиеся разработкой и внедрением новых высокоэффективных технологических процессов, нового технологического оборудования, которые позволяют резко повысить производительность труда, качество выпускаемой продукции; модифицирующие (рядовые), имеющие направленность на совершенствование, обновление конструкций и форм новшеств (небольшие изобретения, рационализаторские предложения).
В
официальной статистике под технологическими
инновациями понимаются конечные результаты
инновационной деятельности, получившие
воплощение в виде нового или усовершенствованного
продукта (услуги), внедренные на рынке,
нового или усовершенствованного технологического
процесса или способа производства
(передачи) услуг, используемых в практической
деятельности. От того, какое определение
инноваций используется, зависят
все формализуемые
Инновационным является такое предприятие, которое внедряет продуктовые или процессные инновации, независимо от того, кто был автором инновации - работники данной организации или внешние агенты (внешние собственники, банки, представители республиканских и местных органов власти, научно-исследовательские организации и провайдеры технологий, другие предприятия).
Инновационная деятельность - это практическое использование инновационно-научного и интеллектуального потенциала в массовом производстве с целью получения нового продукта, удовлетворяющего потребительский спрос в конкурентоспособных товарах и услугах. Важной характеристикой этой деятельности является инновационная активность - целенаправленная поддержка высокой восприимчивости персонала предприятия к нововведениям посредством целенаправленных структур и методов управления. Сама инновационная деятельность характеризуется ускорением темпов создания новшеств, их диффузии, что способствует углублению и расширению структурных сдвигов в экономике, увеличению размеров рынка и удовлетворению существующих и возникающих потребностей.
Насколько
важно для обычной компании стимулировать
инновационную деятельность? Рассмотрим
рынок сравнительно однородных товаров.
Это означает, что производственная
себестоимость такого товара в каждой
фирме на данном рынке примерно одинакова.
Стоимость материалов и комплектующих,
транспортные издержки для всех примерно
одинаковы. Зарплата в регионе также
установилась на определённом уровне.
Внедрить какие-либо существенные технологические
инновации не представляется возможным
- скорее всего, фирмы уже придерживаются
сходной технологии. Единственный путь
повышения
Этого можно добиться за счёт:
- доработки
маркетинговой стратегии (
- снижения
издержек (оптимизация финансовых
потоков, прозрачная
- оптимизации информационных потоков;
- создания и поддержания корпоративной культуры;
- корректировки бизнес-процессов;
- корректировки организационной структуры.
Итак, можно сделать определение, что инновационная деятельность предприятия есть система мероприятий по использованию научного, научно-технического и интеллектуального потенциала с целью получения нового или улучшенного продукта либо услуги, нового способа их производства для удовлетворения, как индивидуального спроса, так и потребностей общества в новшествах в целом.
Целесообразность выбора способа и варианта технико-технологического обновления зависит от конкретной ситуации, характера нововведения, его соответствия профилю, ресурсному и научно-техническому потенциалу предприятия, требованиям рынка, стадиям жизненного цикла техники и технологии, особенностям отраслевой принадлежности.
Инновационная деятельность предприятия складывается из инновационной деятельности различных элементов и уровней и включает инновационную деятельность группы и инновационную деятельность каждого работника. Под термином «работник» в современных условиях хозяйствования мы понимаем инновационную личность, которая, реализуя свой инновационный потенциал, осуществляет инновационную деятельность. Инновационная деятельность зависит не только от инновационного потенциала личности, но и от ее инновационной восприимчивости и активности. Чем больше инновационных личностей работает в компании, тем будет выше ее инновационный потенциал. Об инновационной активности можно судить по таким параметрам, как: активность сотрудников на совещаниях, собраниях, тренингах, в процессе работы; количество рационализаторских предложений; инновационных идей; творческая инициатива и др.
Деятельность предприятия по разработке, внедрению, освоению и коммерциализации новшеств включает:
- проведение
научно - исследовательских и
- подбор необходимых видов сырья и материалов для изготовления новых видов продукции;
- разработку
технологического процесса
- проектирование,
изготовление, испытание и освоение
образцов новой техники,
- разработку
и внедрение новых
- исследование,
разработку или приобретение
необходимых информационных
- подготовку,
обучение, переквалификацию и
- проведение
работ или приобретение
- организацию
и проведение маркетинговых
Процесс
нововведений неотделим от стратегии
предприятия и конкурентной борьбы.
Одним из основополагающих моментов
в нововведениях является развитие
управленческих подходов и технологий
на основе современных достижений.
Проблема совершенствования управления
научно-техническим развитием
Инновационная
деятельность - одна из функций компании,
и для нее также определяется
миссия цели и стратегия, как и
для сферы НИОКР, которая, как
правило, оформлена в организационную
структуру. Особенностью сферы НИОКР
является то, что не все исследования
и разработки, осуществляемые научными
подразделениями предприятия, отвечают
целям корпоративной, деловой и
инновационной стратегии
Для формулирования
инновационной стратегии
Инновационный
менеджер должен отслеживать тенденции
развития науки и техники в
отрасли, учитывать усиление информационных
обменов и трансфертов
В
условиях независимости и реформирования
казахстанской экономики одной
из ключевых задач является улучшение
инновационной деятельности и практического
использования научно-
- Стратегия индустриально - инновационного развития Республики Казахстан на 2003-2015 годы;
- Программа
по формированию и развитию
национальной инновационной
- О государственной
поддержке инновационной
- Правила
формирования и аккредитации
специализированных субъектов
- О создании
специальной экономической
- Отдельные
вопросы специальной
В
Казахстане разворачивается стратегия
инновационного прорыва. Конкретные шаги
по реализации и активизации инновационной
программы сделаны с принятием
Стратегии индустриально - инновационного
развития Республики Казахстан до 2015
г., законов «Об инновационной
деятельности», «О науке». Начальный
ее этап связан с решением проблемы
преодоления технологической
Инновации
реализуются в рамках сложной
динамической системы, эффективность
которой зависит как от использования
внутренних механизмов, так и от
взаимодействия с внешней средой.
В настоящее время в республике
изучены три направления
Для реализации
инновационных решений
Инновационная деятельность в Казахстане пока не получила того теоретического и практического уровня, который способствовал бы преодолению технологического отставания, изменению характера и объемов производства во всех сферах экономики.
Между тем, в промышленно развитых странах на реализацию продуктов инновационной деятельности приходится свыше 20% прироста национального дохода.
Чтобы Казахстану войти на условиях равноправного партнера в мировое сообщество, необходимо определить круг макротехнологий, по которым он может стать конкурентоспособным на международном рынке наукоемкой продукции.
Приоритетными
для республики в этом плане следует
считать следующие направления:
космос, энергетика, биотехнологии, специальная
химия, телекоммуникации и связь - те
сферы, где она обладает собственными
научными школами. В связи с этим,
необходимо разработать целевые
программы развития, которые помогут
отечественной экономике
Информация о работе Инновационная деятельность предприятий в Республике Казахстан