Инновационная деятельность на транспорте:состояние и перспективы развития

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Января 2012 в 13:40, курсовая работа

Описание работы

Добраться из одного места в другое никогда не было так легко и в то же время так сложно. Да, сегодня люди и товары могут перемещаться дальше, быстрее и зачастую дешевле, чем когда-либо раньше. Однако наши быстрые легковые автомобили, грузовики и автобусы застревают в дорожных пробках. Корабли ожидают причаливания, а самолеты — посадки и прохождения таможенного контроля. И это еще не все. Развитие области перевозок всегда сопряжено с возникновением самых значительных мировых проблем — от загрязнения окружающей среды и глобального потепления до вирусов и рисков, связанных с недостаточным уровнем безопасности.

Содержание

Введение 3
1.Развитие инновационного менеджмента в сфере транспорта 5 2.Перспективы развития транспорта в России 8
3.Инновационная стратегия США и России 12
4.Инвестиционная привлекательность автомобильного транспорта 18
Заключение 20
Список использованной литературы

Работа содержит 1 файл

инновационный менеджмент.docx

— 47.40 Кб (Скачать)

  Существенным  фактором является то, что большинство  стран, продающих инновации, не будут  сознательно способствовать развитию конкурентных преимуществ экономики  других стран. В силу чего при продаже  инноваций выполняется оценка получаемого  от их внедрения эффекта, которой  необходимо придавать серьезное  значение. Анализируя механизм и эффективность  «передачи» инновационных технологий, Министерство обороны США определило особенно эффективными несколько форм сотрудничества между Востоком и  Западом.

  Очень эффективными признаны формы передачи технологий в виде поставок комплексных  объектов под ключ, закупки лицензий вместе с интенсивной подготовкой  персонала, создание совместных предприятий, постоянный обмен специалистами  и опытом в научно-технической  области. К эффективным формам отнесены закупки «ноу-хау», предоставление технической документации и данных по отдельным проектам, консультации. Самыми неэффективными названы:

  деловые визиты, закупки обрабатывающего  оборудования без ноу-хау;

  передача  полного комплекта документации по проектам;

  товарные  поставки;

  публикации  и выставки.

  Инновационная стратегия - важное направление государственного регулирования экономики и внешней  политики США, где реализуются технологические  концепции в следующих основных направлениях:

  использование научно-технического потенциала в области  техники и поддержание абсолютного  американского превосходства в  военных исследованиях;

  использование достижений научно-технического прогресса (НТП) в интересах внешнеторговой экспансии;

  создание  новых, косвенных форм технологической  зависимости экономически слаборазвитых  стран;

  «привязка»  других стран к американскому  научно-технологическому потенциалу;

  использование новейших достижений научно-технического развития в формировании внешней  политики страны.

  Наиболее  важная установка инновационной  стратегии США сохранение или  даже увеличение технологического превосходства  по наиболее прогрессивным направлениям НТП. Именно такая продуманная и  четко ограниченная стратегия инноваций  позволяет США удерживать технологическое  лидерство в различных стратегических отраслях, причем основана эта стратегия  на государственном регулировании  и стимулировании наиболее перспективных  направлений.

  Научно-технический  прогресс (НТП) воздействует на важнейшие  характеристики и методы планирования. Ассоциации рыночной экономики в  России в начале экономических реформ способствовали разрушению существовавшей социалистической системы планирования. Действительно, социалистическое планирование было слишком централизованным и  ограниченным, не позволяло учитывать  особенности процессов рыночной самоорганизации. Однако по оценкам  специалистов, планирование в СССР создало развитый аппарат методов, которые позволяли учесть в том  числе и особенности инновационной  динамики экономики и ее отдельных  отраслей. Этот аппарат необходимо и возможно использовать и в настоящее  время при определенных условиях адаптации.

  Инновационное развитие транспорта требует совершенствования  методов планирования. Во все более  широком масштабе применяют методы оперативного исследования, эконометрические модели, системный анализ. Планирование охватывает исследования и разработки, материально-техническое снабжение, производство, сбыт, подготовку кадров и т.д. Существенно удлиняются охватываемые планом периоды деятельности транспортных отраслей и предприятий. Лишь долгосрочный план способен «идти в ногу» с имеющими, как правило, долгосрочный характер инновационными программами, определять стратегические цели.

  В связи с необходимостью разработки и реализации инновационной стратегии  для российского транспорта возникает  масса проблем, требующих безотлагательного  решения: проблема размещения ресурсов и уровня их цен, которая определяет уровень цен на транспортные услуги; использование идей и маркетинга, обеспечивающих исследование спроса и  формирование будущих потребностей в транспортных услугах и их качестве; повышение конкурентоспособности  отечественных транспортных услуг  в международном масштабе и на национальном рынке; проникновение  и распространение инноваций (развивающейся  вширь технико-технологической модернизации производства услуг).

  Зарубежная  практика транспортной деятельности показывает, что для быстрого распространения  инноваций необходима развитая инфраструктура отрасли, создание и модернизацию которой  в большинстве развитых стран  государство оставляет под своим  контролем и использует как инструмент регулирования транспортной отрасли, обеспечения высоких темпов развития национальной экономики.

  На  сферу использования инноваций  влияют масштабы бизнеса. Глубокие инновации  может позволить себе в основном крупный бизнес, так как инновации  дорогостоящи и реализуемы в течение  довольно длительного периода.

  Крупному  транспортному бизнесу такие  проекты выгодны и способствуют развитию. Маленькие транспортные предприятия  вынуждены искать более дешевые  формы развития бизнеса, не всегда соответствующие  требованиям технологического прогресса  и законам.

  Инновации определяют необходимость правовой защиты производства и сферы разработки и внедрения технологий.

  Все перечисленные моменты указывают  на необходимость усиления роли государства  в области инноваций: с одной  стороны, необходимо централизованно  воздействовать на НТП в отрасли, повышать роль национальной политики в области науки и промышленного  развития, с другой стороны, к этому  же подталкивает усиление международного разделения труда и рыночной конкуренции. В результате государство превращается в один из важнейших факторов роста  современной национальной экономики и экономики транспортной отрасли, что ведет к усилению позиций государственных монополий в отдельных подотраслях.

  Эффективная национальная инновационная стратегия  сегодня уже не сможет обойтись без  централизованной разработки ее направлений (по видам деятельности и видам  транспорта) и без помощи, посредством  которой государство «выручает» предприятия отрасли в «переломных» для них ситуациях. Высвобождение  новых ресурсов, создание фондов компенсации  рисков и предоставление займов, содействие информационному обмену и решению  многих других задач требует адекватного  государственного регулирования в  этой сфере.

  Во  многих странах испытывают новые  методы стимулирования инноваций, такие, например, как организация специальных  целевых фондов поддержки малого бизнеса и предпринимательства; организация содействия инновациям (государственные гарантии, кредитование и финансирование на льготных условиях, премирование разработок, ускоренная амортизация и специальное налогообложение  прибыли), которые в России есть, но влияют на инновации пока слабо.

4. ИНВЕСТИЦИОННАЯ ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОСТЬ АВТОМОБИЛЬНОГО ТРАНСПОРТА.

 

  Привлекательность АТ для инвестиций в инновации  очень высока в силу высокой эффективности  и скорости окупаемости даже низких капитальных вложений. В автомобильной  отрасли естественным образом сформированы предпосылки для быстрой реализации инноваций: срок службы основных фондов, обеспечивающих наибольший доход, - автомобилей - в среднем составляет 5-12 лет, в  то время как в отраслях промышленности в среднем 15-35 лет; средняя норма  прибыли 5...18%, в то время как в  промышленности около 20%; средний период окупаемости автомобилей при  интенсивной эксплуатации и современных  технологиях перевозки – 2 – 5 лет, в то время как промышленного  оборудования - более 25 лет. Есть и другие факторы инвестиционной привлекательности  отрасли: высокая конкурентоспособность, мобильность в изменении сфер и направлений деятельности, организационная  гибкость, низкий уровень постоянных затрат в общих затратах на производство услуг и др.

  Точная  оценка инвестиционной привлекательности  отрасли или производства имеет  значение как для предприятий  транспорта, так и для инвестора. В этом случае следует учитывать  специфические факторы отрасли:

  • отраслевые особенности структуры  инвестиций, которая характеризуется  значительной долей вложения капитала в основные средства, что определяет высокий производственный риск;

  • большая потребность в инвестициях  в связи с неблагоприятной  возрастной структурой подвижного состава  в сочетании с ограниченностью  собственных источников обновления основных фондов;

  • необходимость привлечения значительного  по размерам заемного капитала, что  определяет высокий финансовый риск;

  • организационное различие процессов  инвестирования в капитальное строительство  и в подвижной состав.

  В настоящее время тенденции сокращения и старения парка подвижного состава  не оставили резерва в уровне качества услуг транспортных предприятий, которым  можно было бы пожертвовать в процессе реорганизации транспортной системы.

  Длительные  сроки эксплуатации большинства  объектов транспортной отрасли подтверждают необходимость их реконструкции, а  для транспортных предприятий существенным является формирование новой материально-технической базы и внедрение современных технологий, что непосредственно связано с процессами инвестирования. 
 

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Заключение.

     В последние годы на транспорте, как  и в других отраслях экономики  нашей страны, возникли достаточно сложные проблемы, связанные с  переходом радикально изменяющейся отраслевой структуры к рынку, с  развитием методов управления и  организации функционирования предприятий, а также с острой необходимостью повысить экономическую эффективность  производственно-финансовой деятельности. Несомненно, решение этих проблем  должно выполняться на профессиональной основе.

     Этапы развития автотранспортной  отрасли качественным образом  связаны с событиями, кардинально  изменившими материально-техническую  базу, формы собственности и соответственно  формы экономических отношений  с социалистических на рыночные (капиталистические). В соответствии  с этими условиями изменяются  методы организации производства  и управления им, организационная  структура транспортной отрасли,  отношения управления, регулирования  и др.

     Исторический подход, который представляет  собой целостный взгляд на  отрасль и ее перспективы, не  только определяет таким образом  экономическую эффективность применения  новейших достижений науки, ориентации  на технический и технологический  прогресс, но и формирует основу  теории и методологии экономики  автомобильного транспорта.

    В рыночных условиях, когда ключевые  решения основаны на оценках  выгоды самостоятельно хозяйствующих  участников рынка, государственное  регулирование отраслевой экономики  имеет большое значение, поскольку  позволяет координировать и на  правлять развитие транспорта  и экономики России.

    Государственное регулирование  рынка транспортных услуг также  важно для исследования опыта  отдельных АТП и его распространения,  которое в условиях рынка ограничивается  конкуренцией. Приоритет АТП в  использовании опыта дает конкурентное  преимущество в качестве источника  дополнительной прибыли. Борьба  предприятий за конкурентное  преимущество, его создание и  удержание, с одной стороны,  инициирует прогресс отрасли,  с другой стороны, тормозит  его.

    Точная оценка возможных изменений  в технике и экономике связана  с необходимостью построения  прогнозов и планов развития  транспортной отрасли, выявления  основных факторов ее развития. Реальность предопределяет множественность  вариантов будущего (каждый из  которых требует правильной оценки  качества, существа и природы  исследуемых процессов и явлений)  для построения стратегии развития  и транспортной отрасли в целом, и ее отдельных элементов – видов транспорта, транспортно-дорожного комплекса, инфраструктуры, предприятий.

    Функция государства в транспортной  отрасли при рыночной форме  хозяйствования сводится к достижению  основной социальной цели - экономически  эффективному сочетанию разнонаправленных  коммерческих интересов производителей  транспортных услуг, транспортных  и других предприятий с общественными  интересами и потребностями в  перемещениях грузов и пассажиров. Только государство способно  в условиях рынка сбалансировать  развитие видов транспорта в  транспортной системе, определив  приоритеты, в полной мере приемлемые  и для экономики России в  целом, и для участников рынка  транспортных услуг.

Информация о работе Инновационная деятельность на транспорте:состояние и перспективы развития