Инновационная деятельность на транспорте:состояние и перспективы развития

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Января 2012 в 13:40, курсовая работа

Описание работы

Добраться из одного места в другое никогда не было так легко и в то же время так сложно. Да, сегодня люди и товары могут перемещаться дальше, быстрее и зачастую дешевле, чем когда-либо раньше. Однако наши быстрые легковые автомобили, грузовики и автобусы застревают в дорожных пробках. Корабли ожидают причаливания, а самолеты — посадки и прохождения таможенного контроля. И это еще не все. Развитие области перевозок всегда сопряжено с возникновением самых значительных мировых проблем — от загрязнения окружающей среды и глобального потепления до вирусов и рисков, связанных с недостаточным уровнем безопасности.

Содержание

Введение 3
1.Развитие инновационного менеджмента в сфере транспорта 5 2.Перспективы развития транспорта в России 8
3.Инновационная стратегия США и России 12
4.Инвестиционная привлекательность автомобильного транспорта 18
Заключение 20
Список использованной литературы

Работа содержит 1 файл

инновационный менеджмент.docx

— 47.40 Кб (Скачать)

              Наша страна этого уровня пока не достигли. Поэтому необходимо стимулировать повышение качества услуг, интеграцию технологий транспортного обслуживания, рост конкурентоспособности перевозчиков и операторов транспортных узлов. Только после этого можно будет ожидать ценовой оптимизации транспортных услуг.  
Новая стратегия декларирует активную позицию государства в снижении совокупных транспортных издержек общества. При этом миссия государства в сфере развития транспорта определяется как создание условий для экономического роста, повышения конкурентоспособности национальной экономики и качества жизни населения через доступ к безопасным и качественным транспортным услугам, а также для превращения географических особенностей России в ее конкурентные преимущества. 

          Для создания конкурентоспособной и эффективной транспортной системы, безусловно, необходимы высокопроизводительная транспортная инфраструктура и условия, при которой предложение будет превалировать над спросом. Важно и создание конкурентного рынка, а для этого требуются дальнейшее развитие нормативно-правовой базы, формирование высокопроизводительной товаро-транспортной инфраструктуры, достижение передового уровня технологий и техники, развитие методов государственного регулирования, а также эффективного контроля и надзора. Огромное значение имеют и обеспечение отрасли трудовыми ресурсами, эффективное управление развитием транспорта. В соответствии с этими направлениями сформулированы ключевые приоритеты транспортной стратегии, цели и индикаторы задач и механизмов реализации. 
Главные цели, которые сформулированы в Транспортной стратегии России до 2030 года, это формирование единого транспортного пространства на базе сбалансированного развития транспортной инфраструктуры, обеспечение доступности и конкурентоспособности транспортных услуг по критериям качества. При этом предусмотрены разработка и внедрение модели конкурентного рынка транспортных услуг с целью увеличения коммерческой скорости и ряда других важнейших показателей, а также повышения доступности услуг для населения в соответствии с социальными стандартами, которые должны быть разработаны. Помимо того в качестве целей упомянуты интеграция в мировое транспортное пространство и реализация транзитного потенциала России, повышение уровня безопасности транспортной системы и снижение вредного воздействия на окружающую среду.

          Вся стратегия разбита на два этапа: первый - до 2015 года и второй - до 2030 года. Реализация ее в разных регионах имеет свою специфику. Например, в Северо-Западном федеральном округе приоритетами являются развитие скоростных и высокоскоростных перевозок, морских портов и подходов к ним. Основные проекты - это строительство высокоскоростной железнодорожной магистрали и скоростной автомобильной дороги, связывающих Москву с Санкт-Петербургом, комплексное развитие Санкт-Петербургского транспортного узла и ряд других .

        В Центральном округе приоритет отдан развитию скоростных пассажирских и грузовых перевозок, комплексному развитию Московского транспортного узла и созданию системы транспортно-логистических терминалов. А в Черноземье акцент сделан на создании транспортно-логистической системы обслуживания сельского хозяйства.  
В Южном федеральном округе - на формировании скоростного направления Центр - Юг, строительстве транспортной олимпийской инфраструктуры, развитии морских портов и реконструкции гидроузлов Волго-Донского судоходного канала.  
        В Уральском федеральном округе главным является мега-проект "Урал промышленный - Урал Полярный". В Сибири ставка сделана на дальнейшее развитие евро-азиатских коммуникаций, строительство меридиональных дорог и возрождение Северного морского пути. А на Дальнем Востоке предполагается завершить формирование опорной железнодорожной сети, в частности, достроить железную дорогу Беркакит - Томмот - Якутск и продолжить ее на Север, а также завершить БАМ с ответвлениями его к месторождениям полезных ископаемых. 

         Финансирование Транспортной стратегии предполагается осуществлять за счет средств федерального бюджета и внебюджетных источников. Доля суммарных капиталовложений при этом достигнет 4,2% ВВП. А в суммарных государственных капитальных вложениях доля транспорта составит от 35 до 49%. При этом средства федерального бюджета пойдут на создание транспортной инфраструктуры федерального значения, а региональных - на развитие региональных автодорог, пригородного железнодорожного транспорта и регионального авиасообщения. Будут использованы и внебюджетные источники - ряд проектов предполагается реализовать на основе государственно-частного партнерства.

       Стратегия предусматривает и финансирование научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ - причем в гораздо больших, чем ранее, масштабах. Общий объем планируемых средств - свыше 2 триллионов рублей. 

          Реализация Транспортной стратегии России до 2030 года должна обеспечить доступность транспортных услуг для всех слоев населения в соответствии с социальными стандартами. При этом подвижность населения вырастет до 13,5 тысяч км на человека, или в 2,2 раза - тем самым будет достигнут и превышен уровень развитых стран (сегодня 10 тысяч км). Почти все населенные пункты будут иметь круглогодичную связь с общей сетью автодорог. Доля населенных пунктов, не имеющих доступа к этой сети, к 2030 году составит менее 2% (сегодня она составляет 10%). 

            Гибкая государственная политика должна обеспечить ценовую доступность транспортных услуг, в том числе и на воздушном транспорте. Сегодня его услугами пользуются всего 3 млн. человек в год, или менее 2% населения России. Существенно уменьшатся аварийность, риски транспортных происшествий. Уровень загрязнения окружающей среды на транспорте снизится в два-три раза. Коммерческая скорость доставки грузов вырастет до 1400 км в сутки. А ритмичность доставки товаров позволит уменьшить складские запасы до 3 - 6 дней . 

         Результатом будет снижение транспортных издержек в конечной цене продукции с 20 до 13%. Экспорт транспортных услуг возрастет почти в семь раз. А объем перевозки транзитных грузов увеличится с 28 млн. до 100 млн. тонн в год. В итоге на рубеже 2030 года транспорт станет системообразующей отраслью экономики страны. 
Важно и то, что в стратегию заложено стремление развивать транспорт на инновационной основе. Речь идет не только о механическом расширении транспортной системы и развитии инфраструктуры (это тоже необходимо), речь идет о переходе на интенсивные инновационные товаро-транспортные логистические технологии.

         Наши конкуренты за рубежом уже создали такие центры, которые способны принять, переработать и распределить товар в течение нескольких часов. А мы все еще строим склады, тормозящие товарный поток на пути к потребителю. Более того, Россия теряет миллиарды долларов из-за слабого использования транзитных транспортных коридоров, и прежде всего потому, что там нет товаропроводящих логистических технологий и инфраструктуры. Сегодня намечено решение этих проблем. 
Помимо того в стратегии, наконец, появилось понятие "транспортная услуга". И это очень важно: потребителю нужен не вагон или автомобиль, а услуга по доставке товара от двери до двери в нужную точку, с гарантией сохранности, по понятной цене и четкому графику. 
Таким образом, транспортная стратегия России это инновационное развитие транспортной сферы не как отдельных субъектов но как единого организма в целом.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

3. ИННОВАЦИОННАЯ СТРАТЕГИЯ  США И РОССИИ. 

  Инновационному  развитию транспорта в последнее  время уделяется серьезное внимание, более того, государство отмечает необходимость инноваций на транспорте. Инновацию (от англ. innovation) в научной  трактовке понимают чаще всего как  общественный технический экономический  процесс, который благодаря практическому  использованию идей и изобретений  в определенной области приводит к созданию лучших по своим свойствам  изделий, технологий, услуг, и в случае если инновация ориентируется на экономическую выгоду (прибыль), появление  инновации на рынке может принести добавочный доход.

  По  характеру достигаемых общественных целей инновации можно разделить  на следующие виды:

  экономические, ориентированные на прибыль (производство экспортируемых услуг);

  экономические, не ориентированные на прибыль (экономия топлива, запасных частей и др.);

  специальные (технические и технологические  или в разных сферах экономики - военные, образовательные и т.д.).

  Однако  экономическая точка зрения на инновации  специфична - любой новый подход к конструированию, производству и  сбыту товара или услуг, в результате чего инвестор и его компания, изобретающие и внедряющие инновацию в свое производство, получают преимущества перед конкурентами, означает прежде всего получение дополнительной прибыли. Инновация - длительный и дорогостоящий  процесс, ускоряющий экономический  рост отдельного предприятия, часто  в значительной степени влияющий на ход экономического развития отрасли  или даже экономики страны.

  Инновация охватывает весь спектр видов деятельности предприятия - от исследований и разработок до маркетинга, ориентируя производство на создание продукта, индивидуального, качественного, отличного от создаваемых  другими производителями.

  В транспортной отрасли в равной степени  разрабатывают, используют, внедряют инновации-продукты (как новые виды услуг) и инновации-технологии (как новые формы организации  процесса производства с использованием новых или усовершенствованных  технических элементов производства, машин и механизмов).

  В условиях рынка отдельные транспортные предприятия и виды транспорта, борясь с тенденцией снижения нормы прибыли, вынуждены расширять объемы производства, продаж и прибыли, увеличивать производительность труда, снижая фондоемкость продукции, ускорять оборачиваемость капитала. На постепенно насыщаемом услугами, а затем и перенасыщенном рынке это возможно, с одной стороны, сознательно формируя новые потребности покупателей в особой с индивидуальными свойствами услуге, а затем или одновременно создавая и выбрасывая на рынок качественно новую, индивидуализированную услугу или комплекс услуг, а с другой стороны, модернизируя и революционизируя технологию их производства.

  Инновационные изменения - это насущная потребность  ускорения развития АТ. Долгое время  отставание в техническом плане, в основном связанное с производством  не самых современных и слабо  отвечающих требованиям потребителей автомобилей, а также формирование нового технологического уклада отрасли, связанного с развитием рынка  и интеграционных, глобализационных процессов, определило необходимость  инновационных изменений как  главного по влиянию фактора перспективного развития автомобильной отрасли.

  Участие в обслуживании современных производств  различных отраслей экономики и  динамичное включение АТ в обслуживание сферы обращения требуют продуманной  инновационной стратегии. Понимание  транспортными предприятиями необходимости  инноваций важно в целом для  развития отрасли. Однако управление инновациями  только на предприятиях не позволяет  координировать их действия в отношении  будущего согласованного развития, цели предприятий могут существенно  различаться. Со временем это приведет к возникновению кризисной ситуации.

  Поэтому инновационная стратегия должна стать одним из разделов транспортной стратегии и политики на федеральном  и местных уровнях.

  В настоящее время в различных  отраслях экономики наука, техника  и производство слились (при ведущей  роли последнего) в единую порождающую  и использующую инновации машину. Этот процесс пока слаб на транспорте. Теоретически необходимость постоянных радикальных нововведений (инновационного предпринимательства) как средства преодоления экономических кризисов была обоснована И. Шумпетером еще в  начале ХХ в. В современной экономике  это выглядит как производство стремительно обновляемой продукции, невиданный ранее рост ее разнообразия, поразительно короткие сроки выполнения сложных  заказов и т.п. Для предприятий  инновация означает отказ от жестких  и инерционных организационных  и технологических структур, создание рисковых сфер деятельности и капиталов, необходимость диверсификации производства, дифференциацию производителей на одноименных рынках в виде крупных и малых фирм, постоянное переобучение кадров, переход на наукоемкие производства и т.д.

  Существовавшая  долгое время технологическая блокада  социалистических стран и России предопределила отставание уровня развития экономики транспортной отрасли, технической  и технологической баз этой отрасли. Способность к технологическому развитию зависит от уровня технологий и накопленных знаний в отрасли, осуществляющей исследования и разработки. На транспорте практически всегда не хватало средств на исследования в этой области, хотя исследовательские  структуры формально существуют и сейчас, например разнообразные  НИИ автомобильного транспорта, институты  по проблемам транспорта РАН. Однако они решают либо конкретные технические  задачи испытание автомобилей, оборудования и т.д., либо координационные задачи и задачи управления вообще, оставляя вне сферы своего внимания необходимость  технологических инноваций на разных видах транспорта и отдельных  предприятиях. Такое положение, связанное  с недостатком системно мыслящих специалистов, финансирования, закладывает  технологическое отставание отрасли  от уровня развития многих стран мира. Транспорт России вынужден применять  иностранные инновации, которые  не дают уже такого эффекта, как при  первичной реализации и, следовательно, предопределяют отставание от мировой  технологической динамики.

Информация о работе Инновационная деятельность на транспорте:состояние и перспективы развития