Инновационная деятельность на малых и средних предприятиях

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2012 в 06:47, доклад

Описание работы

Увеличение оборота и рост производства на малых и средних предприятиях решающим образом зависят от инноваций. Предпосылкой для выживания этих компаний на рынке служат новые и улучшенные товары и услуги. Убыстряющиеся изменения запросов клиентов, меняющиеся требования к качеству, короткие жизненные циклы продукции и возрастающие темпы ее обновления приводят к тому, что производственные программы малых и средних предприятий должны быстро перестраиваться.

Работа содержит 1 файл

Инновационная деятельность на малых и средних предприятиях.docx

— 32.96 Кб (Скачать)
  • выбор рынка или рыночного сегмента;
  • утверждение применяемой технологии;
  • выбор товаров и услуг, которые должны производиться на предприятии;
  • решение относительно кооперации в разработках, производстве и сбыте;
  • установление объема и скорости процесса обновления товаров и услуг.

В данном случае речь идет об идеальном (теоретическом) процессе. В практике предпринимательства  возможно и прямо противоположное, т.е. инновации могут оказать решающее влияние на стратегическую направленность политики предприятия. На малых и  средних предприятиях часто случается  так, что единственная инновация  надолго предопределяет развитие всего  предприятия.

2-я фаза: поиски идей и их оценка

В этой фазе осуществляются поиски творческих идей для проблемных решений. При этом можно выделить три пути поиска:

  • разработка новых идей (генерирование идей);
  • критический пересмотр и модификация известных проблемных решений или определенных вариантов решений;
  • поиск уже работающих общих или частных решений (использование известного научно-технического опыта и знания, приобретение лицензий).

При поиске новых  идей малым и средним предприятиям особенно рекомендуется чаще обращаться к внешним источникам информации, например банкам данных, лицензионным посредникам, материалам ярмарок и  исследовательских центров.

Для внутрифирменного генерирования идей можно использовать ряд методов.

При применении интуитивных  методов центральным пунктом  является спонтанное творческое генерирование  идей людьми, обладающими интеллектом  выше среднего уровня, а также специальными знаниями. В качестве примера поиска новых идей можно назвать методы "мозговой атаки", конкурсы, экспертные опросы.

Главное место в  аналитических методах занимают логически структурированные процедуры. Сюда относятся метод дерева решений, морфологические методы, методы аналогий, сценариев, синектика, а также эвристические методы.

Найденные идеи подвергаются оценкам: сначала отбрасываются  неподходящие, затем проверяются  самые перспективные с одновременным  выявлением их потенциальных рыночных шансов. Результатом отбора лучших идей является предложение о производстве нового продукта, где излагаются основы дальнейших мероприятий.

3-я фаза: продуктовое решение

В этой фазе предприятие  должно убедиться, что благодаря  продуктовой идее будет разработан реальный продукт, который может  быть включен в стратегическую программу  предприятия и продвинут на рынок. Все это требует всестороннего  планирования, которое охватывает:

  • постановку целей и задач по данному продукту;
  • составление временного графика использования ресурсов, необходимых в рамках данной фазы;
  • планирование производства для предприятия в целом;
  • планирование сбыта с расчетом экономической эффективности.

Подобное планирование содержит в себе все важные задачи, которые необходимы для дальнейшей аналитической работы в рамках процесса исследований и разработок вплоть до успешного внедрения продукта на рынок. Здесь намечаются точки пересечения  маркетинга и производства; устанавливаются  области соприкосновения инновации, программного планирования и маркетинга.

4-я фаза: научные исследования и разработки, технологический трансфер

В сфере научных  исследований и разработок проводятся следующие различия: фундаментальные  исследования не имеют прямого отношения  к продукту, прикладные нацелены на будущее применение полученных результатов, а в ходе разработок главный интерес  представляет конкретный рыночный результат. Что касается данной сферы в условиях малых и средних предприятий, то у них дело ограничивается, как  правило, разработками; исследования в  собственном смысле отходят здесь  на задний план.

Исходя из своих  целеустановок эти предприятия могут осуществить техническую реализацию продукта посредством собственных разработок (возможно, исследований) или прибегнуть к кооперации с другими компаниями. В принципе эта задача должна решаться с учетом следующих моментов:

  • окончательное уточнение задачи и разработка принципиального решения по новому товару или новой услуге;
  • конструктивная разработка изделия вплоть до создания прототипа;
  • проектирование и подготовка производства для нового продукта с изготовлением и испытанием опытного образца, производственного оборудования и нулевой серии.

И в этой фазе настоятельно рекомендуется прибегать к внешним  источникам знания, например в таких  формах:

  • обмен научно-технической информацией путем участия в конференциях, ярмарках, публикации статей;
  • трансфер знания благодаря принятию на работу сотрудников со специальной подготовкой, выпускников университетов;
  • совместные исследования с другими предприятиями;
  • приобретение патентов и лицензий для использования в специальном проекте;
  • кооперация в разработках.

Постоянно растущее влияние современных технологий на конкурентоспособность малых  и средних предприятий требует  целенаправленного использования  всех предоставляющихся возможностей технологического трансфера. Даже высокоэффективные в своей области технологические лидеры сегодня редко в состоянии уследить за всеми направлениями технологического прогресса и соответствующим образом воплотить в жизнь новейшие практические и теоретические достижения.

5-я фаза: освоение производства

Разработка продукта считается законченной, когда можно  начать производство и все внимание сосредоточить на продукте в фазе изготовления. Значение этой переходной фазы в рамках инновационного процесса чаще всего недооценивается, в результате чего возникают значительные потери времени и убытки для предприятия. В этой фазе важно следующее:

  • адаптация прототипа к производственно-техническим требованиям;
  • ознакомление задействованного персонала с технологическими процессами, методами и новыми областями задач;
  • запуск машин и оборудования до установленных пределов мощности;
  • поиски новых каналов снабжения.

Для инновационного менеджмента в данной фазе важно  обеспечить максимально короткие сроки  развертывания производства, в частности  с помощью соответствующей подготовки и планирования, а также гибкой реализации целей. Сокращение времени  подготовки производства часто обеспечивает получение рыночных преимуществ  перед конкурентами, а также позволяет  быстро снизить издержки и увеличить  прибыль предприятия.

6-я фаза: внедрение на рынок

Инновационный процесс  завершается внедрением новинки  на рынок. Как показывают эмпирические исследования, неудачей заканчивается введение примерно 1/3 новых продуктов, а среди введенных лишь  около 1/3 дает прибыль выше среднего уровня, остальные позволяют только покрыть издержки.

Под внедрением на рынок  товаров или услуг понимается проверка с помощью рыночных тестов конкурентоспособности продукции, а также целевое использование  маркетингового инструментария. Фаза внедрения заканчивается успешным закреплением продукта на рынке. В качестве решающей предпосылки успешного  внедрения следует рассматривать  длительную подготовку рынка сбыта  для новой продукции. Этого можно  достичь с помощью соответствующей  работы с общественностью, рекламы, консультирования клиентов, а также  путем использования дополнительных маркетинговых инструментов (например, ценовой политики). При этом важен  правильный расчет сроков, т.е. верный выбор момента вступления предприятия  на рынок с новой продукцией.

На крупных предприятиях перед окончательным введением  новинки проводится тестирование изделия  и рынка по возможности в максимально  ранней фазе инновационного проекта. С  помощью подобных тестов можно снизить  риски, но это связано с высокими издержками. Поэтому и продуктовое, и рыночное тестирование проводится малыми и средними предприятиями  лишь в редких случаях. Чаще всего  они полагаются здесь на "теоретические" суждения, а также на опыт и интуицию участников инновационного процесса.

Каждая фаза инновационного процесса наряду со временем требует  довольно крупных денежных средств. В задачи инновационного менеджмента  входит управление процессом таким  образом, чтобы оптимально использовать необходимые ресурсы. В таблице  приводится примерное распределение  общих издержек по инновационным  проектам на малых и средних предприятиях. Исследования показывают, что на этих предприятиях сильно недооцениваются  затраты, приходящиеся на последнюю  фазу - внедрение на рынок.

Распределение издержек инновационного процесса

Фаза инновационного процесса

Содержание работ

Доля в общих  издержках инновационного проекта, %

Фазы 1 - 4

От поиска продуктовой  идеи до создания прототипа

53

Фаза 5

Освоение в производстве

26

Фаза 6

Внедрение на рынок

21


В заключение следует  отметить, что инновационный процесс  нельзя рассматривать как следствие  более или менее случайных  технических изобретений или  других предпринимательских идей. Скорее он требует стратегического планирования и ориентированного на рынок управления. Связанные с этим задачи являются объектом инновационного менеджмента


Информация о работе Инновационная деятельность на малых и средних предприятиях