Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2012 в 06:47, доклад
Увеличение оборота и рост производства на малых и средних предприятиях решающим образом зависят от инноваций. Предпосылкой для выживания этих компаний на рынке служат новые и улучшенные товары и услуги. Убыстряющиеся изменения запросов клиентов, меняющиеся требования к качеству, короткие жизненные циклы продукции и возрастающие темпы ее обновления приводят к тому, что производственные программы малых и средних предприятий должны быстро перестраиваться.
Инновационная деятельность на малых и средних предприятиях
ХЕРБЕРТ НОЙБАУЭР
Институт экономики малых и средних предприятий
Экономического университета Вены (Австрия)
Из материалов журнала "Проблемы
теории и практики управления"Предлагаем вниманию
читателей сокращенный перевод двух глав
из книги "Менеджмент на малых и средних
предприятиях" под редакцией профессоров
Й. Ханса Пихлера, Ханса Йобста Плайтнера
и Карл-Хайнца Шмидта, выпущенной швейцарским
издательством "Пауль Хаупт"1. (На русском языке
книга выпускается российским издательством
"Международные отношения".)
Увеличение оборота и рост производства на малых и средних предприятиях решающим образом зависят от инноваций. Предпосылкой для выживания этих компаний на рынке служат новые и улучшенные товары и услуги. Убыстряющиеся изменения запросов клиентов, меняющиеся требования к качеству, короткие жизненные циклы продукции и возрастающие темпы ее обновления приводят к тому, что производственные программы малых и средних предприятий должны быстро перестраиваться. Инновации становятся ключевым стратегическим параметром развития любого предприятия и экономики в целом.
Понятие "инновация" и ее признаки
К инновациям относятся все изменения (новшества), которые впервые нашли применение на предприятии и приносят ему конкретную экономическую и/или социальную пользу. Поэтому под инновацией понимается не только внедрение нового продукта на рынок, но и целый ряд других нововведений:
· новые или улучшенные виды продукции (продуктовые инновации);
· новые или улучшенные услуги (инновации услуг);
· новые или улучшенные производственные процессы и технологии (процессные и технологические инновации);
· измененные социальные отношения на предприятии (социальные или кадровые инновации);
· новые или улучшенные производственные системы.
Эти виды инноваций в практике предприятия переплетаются между собой. В условиях современных технологий технические, хозяйственные, организационные и социальные изменения в производственных процессах вообще неотделимы друг от друга.
Определяющими для инноваций являются следующие признаки:
· они всегда связаны с хозяйственным (практическим) использованием оригинальных решений. В этом заключается их отличие от технических изобретений;
· дают конкретную хозяйственную и/или социальную выгоду для пользователя. Эта выгода предопределяет проникновение и распространение инновации на рынке;
· означают первое использование новшества на предприятии независимо от того, применялось ли оно где-либо ранее. Иначе говоря, с точки зрения отдельной компании даже имитация может иметь характер инновации;
· нуждаются в творческом подходе и связаны с рисками. Инновации не могут создаваться и внедряться в ходе рутинных процессов, а требуют от всех участников (руководителей и сотрудников) ясного понимания необходимости в них и творческих способностей.
Инновационный менеджмент
Когда владелец малого или среднего предприятия начинает знакомиться с еще неизвестными ему товарами, услугами, производственными методами и т.п., то он не всегда осознает, сможет ли стать инновацией в дальнейшем то, что кажется ему новым сейчас. Инновационность чего-либо часто можно установить лишь задним числом. Именно в этом скрываются шансы и таятся опасности. Если бы предприниматель сразу воспринимал идею как инновационную, то поступал бы совсем по-иному, чем в случае отсутствия у него подобного инновационного чутья. В истоке сознательного инновационного менеджмента стоит, таким образом, умение распознавать инновации, ибо только при таком условии ресурсы могут использоваться для стимулирования инновационного процесса.
Инновационный менеджмент охватывает все стратегические и оперативные задачи управления, планирования, организации и контроля инновационных процессов на предприятии. В широком смысле он должен пониматься как менеджмент, ориентированный на изменения. Такой менеджмент отличается по своей сути от процессов принятия решений в других производственных областях, поскольку инновационные решения не являются рутинными, а предполагают наличие широкого понимания проблем предприятия и творческих способностей работников.
В последнее время
разрабатываются
1. Предприятия сами
разрабатывают инновационно-
2. В рамках кооперационной
стратегии малые и средние
предприятия сотрудничают с
Рамочные
условия,
стимулирующие инновации
Успех инновационного
менеджмента решающим образом зависит
от того, удастся ли предприятию
наряду с осуществлением, управлением
и контролем инновационного замысла
создать стимулирующие
Внутренние рамочные условия:
Внешние рамочные условия:
Создание внутри фирмы климата, в котором могут зарождаться и осуществляться новые идеи, намного важнее пунктуального вмешательства в инновационный процесс. Благоприятная для инноваций организация должна поддерживать творческие процессы и обеспечивать возможности для реализации позитивно оцененных идей вплоть до успешного внедрения на рынок новой продукции. Именно поле напряженности "генерация - реализация идей" порождает разнобой в требованиях к организационной области. Общей для всех инновационных процессов организационной формы не существует. Той или иной фазе инновационного процесса должен соответствовать определенный подбор организационных условий. Самым благоприятным образом на развитие инновационных проектов сказываются отсутствие бюрократических барьеров в организации и низкая степень централизации, а также отсутствие слишком узкой специализации. И, наоборот, на этапе реализации идеи вплоть до рыночной стадии считается целесообразным более жесткое управление.
Наряду с организационными
мероприятиями как существенным
фактором внутрифирменных рамочных
условий, для инновационного процесса
необходимы подходящие люди. Подбор способных
и склонных к новаторской деятельности
людей является важной задачей инновационного
менеджмента. Помимо способностей этим
людям нужна также
Содействовать развитию
инновационных способностей предприятия
может фирменная культура, которая
поощряет инновационное поведение,
придавая большое значение таким
ценностям, как новаторство и
творчество или терпимое отношение
к неизбежным неудачам. Признаками
фирменной культуры, благоприятной
для инновационной
К внешним рамочным условиям относят главным образом использование внешнего потенциала знаний в форме технологического трансфера и консультаций. Это дает малым и средним предприятиям особые шансы более широко применять свои весьма ограниченные по объему исследования и разработки и дефицитные кадровые ресурсы. Существует несколько форм трансферных услуг:
Богатый выбор вариантов
поддержки инновационных
В рамках целенаправленного
инновационного менеджмента необходимо
оценивать различные программы
помощи и отбирать те, которые заслуживают
внимания и могут подойти для
условий конкретного
Больной вопрос для
малых и средних предприятий
в рамках реализации инновационных
проектов - слабость финансовой базы -
может быть разрешен благодаря целевому
планированию, которое находит отражение
в соответствующей концепции
финансирования. Такие предприятия
могут воспользоваться
Фазы инновационного процесса
Инновации являются результатом творческой предпринимательской деятельности, в которой обычно участвуют многие подразделения фирмы и на которую оказывают все большее воздействие и внешние факторы (государственное влияние, экологические требования, кооперация с другими институтами и пр.). Инновации имеют свой жизненный цикл, начинающийся с возникновения новой идеи и завершающийся внедрением и утверждением нового продукта на рынке. В этом цикле можно выделить шесть типичных фаз с характерными для каждой видами деятельности, ситуациями принятия решений и результатами.
Фазы, как правило, следуют одна за другой, однако не исключены случаи некоторого параллелизма (и тем самым пересечения) отдельных фаз. Так, оценки и расчеты экономической эффективности необходимо проводить не только в фазе поиска идей, но и в последующих фазах. Между процессом исследований и разработок и освоением в производстве новых решений, с одной стороны, и внедрением продукта на рынок, с другой, происходит неоднократное временное, а также и содержательное дублирование определенных задач.
1-я фаза:
стратегия предприятия
и инновации
Стратегические решения по инновационной деятельности могут и должны приниматься только в связи с решениями в области общей стратегии предприятия и стратегической программы производства. В то же время они предопределяют исходные условия решений относительно последующего процесса. Стратегия позволяет заранее установить планку в инновационных устремлениях предприятия. Определяющими для инновационного процесса служат следующие стратегические решения:
Информация о работе Инновационная деятельность на малых и средних предприятиях