Инновационная активность предприятий строительного комплекса

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2013 в 12:27, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы: проанализировать факторы оказывающие влияние на инновационную активность предприятий.
В соответствии с поставленной целью необходимо решить следующие задачи:
рассмотреть теоретические основы категории "инновационная активность";
выявить факторы, влияющие на инновационную активность предприятий;
определить значение инновационной активности в хозяйственной деятельности хозяйствующих субъектов и пути активизации инновационной деятельности.

Содержание

Введение
Теоретические основы инновационной активности
Понятие и сущность категории «инновационная активность»………………………………………………………….
Оценка инновационной активности предприятий………………………………………………………….
Факторы, влияющие на инновационную активность предприятий
Характеристика инновационного процесса в строительной деятельности…………………………………………………………
Классификация факторов, влияющих на инновационную активность предприятий………………………………………
Инновационная активность как конкурентное преимущество предприятия………………………………………………………….
Способы повышения инновационной активности
Способы повышения инновационной активности строительных организаций……………………………………………………….
Взаимосвязь показателя «инновационная активность» с другими инновационными показателями…………………………………
Заключение
Список литературы.

Работа содержит 1 файл

курсовая.docx

— 79.15 Кб (Скачать)

-поведение потребителей, от которого во многом зависит наличие спроса на появляющиеся в результате развития инновационных отношений новшества. Учет этого фактора для предприятия, осуществляющего инновационную деятельность, предполагает дополнительные усилия по формированию будущего потребительского спроса на новый продукт, услугу, технологию и т.д.

При этом объективные и  субъективные факторы координируются между собой, взаимопроникают и  образуют систему мотивации для  формирования инновационной стратегии.

Факторы инновационной активности можно подразделить также на глобальные, определяемые макроэкономикой и обществом в целом и локальные, определяемые на микроуровне предприятий.

К глобальным факторам можно  отнести политическую ситуацию внутри страны и на международном уровне, конкуренцию на внешнем рынке, взаимоотношения  с властями, налоговую политику.

В условиях среды, благоприятной  для реализации нововведений, центр  тяжести в инновационных отношениях смещается в сторону инновационного потенциала фирм-инноваторов - внутренних факторов, влияющих на инновационную стратегию. Когда внешняя среда экономической системы благоприятна для нововведений, они целиком зависят от внутренних факторов инновационной активности.

Инновационный потенциал предприятия  представляется как совокупность материальных, финансовых, трудовых, инфраструктурных, интеллектуальных информационно-коммуникационных ресурсов. Можно выделить две группы факторов, определяющих инновационную  активность: внутренние, направленные на налаживание и управление инновационной  деятельностью на предприятии и  внешние, способствующие расширению границ инновационной деятельности.

К внешним относятся факторы, обуславливающие взаимодействие предприятия с экономической и социальной средами:

  • использование внешних источников для поддержки всех фаз инновационного процесса: от открытия и разработки до коммерциализации;
  • коммуникации с заказчиками, деловыми партнерами, инвесторами, конкурентами, исследовательскими организациями и ВУЗами;
  • лоббирование интересов в государственных институциональных структурах.

Внутренние факторы - это существенные особенности предприятия, отличающие его от конкурентов и определяющие его инновационную состоятельность:

  • мотивированное руководство;
  • интеграция технологических и организационно-управленческих инноваций;
  • высокая производительность;
  • эффективные отношения с персоналом, широкое вовлечение его в инновационный процесс;
  • непрерывное организационное обучение;
  • эффективная система маркетинга, осуществляющая коммуникации с конечными потребителями;
  • управление качеством, инфраструктурой, организационным развитием .

Внутренние факторы в  свою очередь также можно подразделить на две группы. В первую группу входят факторы, формирующие систему внутренних экономических отношений и способы  взаимодействия с факторами внешней  среды. Вторую группу образуют факторы, характеризующие "внутренние ресурсы" организации.

Первая группа факторов - это:

- форма собственности на средства производства, определяющая характер экономических интересов хозяйствующих субъектов, в целом внутрифирменных экономических отношений, в том числе отношения управления;

- организационная структура, обусловливающая мобильность экономической системы в процессе принятия управленческих решений и степень соответствия этих решений воздействию внешней среды;

- "размер организаций", определяющий ее принадлежность к категории: "малые", "средние", "крупные" компании;

- отраслевая принадлежность, характеризующая специализацию компании, основную цель ее деятельности, долю на рынке и конкурентоспособность на рынке.

Размер фирмы влияет на ее способность концентрировать  не только финансовые, но и человеческие ресурсы для осуществления инноваций. При прочих равных условиях, чем  более крупный размер имеет фирма, тем у нее больше возможностей для отвлечения части производственных ресурсов в инновационную сферу.

Вторая группа факторов включает:

- финансовое положение компании, дающее представление о ее финансовой устойчивости, степени ее зависимости от внешних источников финансирования инноваций, ее платежеспособность и, как следствие, возможность получения кредита для реализации инновационных проектов;

- научно-технический потенциал, характеризующий возможности организации в области НИОКР;

- производственный потенциал, характеризующий производственную базу компании, возможность производить ту или иную продукцию, производственную мощность;

- кадровый потенциал, определяющий уровень профессиональной квалификации персонала организации, необходимый для осуществления инноваций.

В качестве средства, формирующего систему внутренних экономических  отношений и способы взаимодействия с факторами внешней среды, выступает  реструктуризация предприятий. Процессы реструктуризации могут носить пассивный характер, выражающийся в закрытии убыточных подразделений, сокращении персонала, уменьшении расходов на объекты социальной сферы, реструктуризации задолженности и др., а также активный характер, заключающийся во внедрении новых производственных и управленческих технологий, инвестициях в обучение, продвижении на новые территориальные рынки традиционной продукции, разработке новой продукции и ее продвижение на рынок и др. В научной литературе к числу направлений реструктуризации относят продуктовые (горизонтальные и вертикальные), технико-технологические и организационно-управленческие инновации.

Продуктовые инновации являются самым распространенным типом активности российских предприятий в ходе их реструктуризации. Существенное различие между инновациями вообще и продуктовыми инновациями в частности касается источника инновационной активности: осуществляются ли они посредством  имитации, заимствования существующих технологий или продуктов от других компаний, либо с помощью собственных  исследований и разработок. В одном  случае речь идет об имитации, во втором - непосредственно об инновации.

Конкурентный фактор обеспечивает отбор инноваций на рынке товаров. Вместе с тем, конкуренция - это и  экономическая среда конкретного  рынка, на котором взаимодействуют  и другие экономические факторы.

Между конкуренцией и инновационными отношениями существует самая тесная связь. В определенном смысле инновационные  отношения являются порождением  конкуренции, а результаты таких  отношений являются орудием в  конкурентной борьбе.

Конкуренция со стороны других компаний выступает в качестве существенного  фактора стимулирования инновационной  активности на предприятии. Так, Ю. Симачев отмечает перевернутую зависимость инновационной активности предприятий от уровня конкуренции на рынке. В начале, с ростом числа конкурентов на рынке инновационная активность возрастает, а затем стабилизируется или даже падает. Умеренная конкуренция способствует ускорению процесса внедрения новшеств. Но с усилением конкурентной борьбы денежные ресурсы истощаются, инновационный процесс или замедляется или прекращается совсем.

Факторы, стимулирующие инновационную  активность предприятия, связаны с  возникновением новых потребностей и предпочтений у потребителей, сокращением  жизненного цикла товаров, повышением наукоемкости продукции.

К горизонтальным продуктовым  инновациям относятся такие формы  инновационной активности как расширение ассортимента товаров, ранее производимых предприятием; создание нового внешнего вида и упаковки товаров.

К вертикальным продуктовым  инновациям следует отнести такие  формы инновационной активности, как: создание качественно нового товара; замена снятой с производства устаревшей продукции; улучшение качества производимой продукции; внедрение новой системы  послепродажного сервиса.

При горизонтальной конкуренции  рост инновационной активности является способом занятия новых рыночных ниш или закрепления на уже  имеющихся нишах. При вертикальных связях инновации являются ответом  на повышение требований к поставщикам  со стороны покупателей сырья  и полуфабрикатов, либо желанием поставщиков  обеспечить соответствующий уровень  продвижения товара на рынке.

Под процессными инновациями  следует понимать усовершенствование используемой или внедрение совершенно новой технологии, модернизацию оборудования.

Управленческие инновации  ставят своей целью преобразование управленческой структуры компании, совершенствование системы корпоративных  финансов, а также управление персоналом.

Если конкуренция является стимулом для инновационной активности, то трансферт технологий становится средством проникновения в компанию новых идей в ситуации, когда процесс  инноваций происходит посредством  копирования и имитации. Трансферт  более современных технологий чаще всего реализуется посредством  горизонтальных связей между предприятиями. Речь идет о простом копировании  нового продукта, нового технологического процесса, а также новых управленческих решений у компаний, действующих на одном и том же рынке, т.е. у компаний-конкурентов.

Следует отметить, что инновационно активное предприятие в России существенно отличается от западного, т.к. западное предприятие работает в условиях высококонкурентного рынка, насыщенного качественной продукцией. Россия же заметно отстает от стандартов качества международного рынка. Значительная часть новой продукции является новой лишь на российском рынке и не является конкурентоспособной, а ее доведение до мировых стандартов требует таких затрат и усилий, которые многие предприятия позволить себе не могут.

Фактором, способным активизировать инновационную активность является международная конкуренция на внутреннем рынке. В условиях открытости внутреннего  рынка экономика отдельной страны становится открытой системой, что  существенно изменяет характер конкуренции  на всех сегментах рынка. Осуществлять инновационную деятельность, ориентируясь одновременно на “пассивный” внутренний рынок и “активный" внешний  рынок, достаточно сложно. Для развития инновационных отношений необходимо знать потребности, стимулы и  требования единого рынка. Открытость внутреннего рынка создает условия  для цепной реакции распространения  нововведений, их мультипликации, эластичности спроса по параметрам цены и качества. При этом инновационные издержки рассматриваются предпринимателями  как неизбежные вложения для обеспечения  “выживания” в условиях конкуренции.

Многоотраслевой характер доперестроечной экономики СССР, высокий удельный вес в экспорте страны продукции с высокой степенью переработки, в том числе наукоемкой продукции, диктовал спрос на высокообразованных людей по широкому кругу специальностей и поддерживал высокий статус науки, образования и культуры. В результате проведенных экономических реформ структура российской экономики в определенной степени "примитивизировалась", т.к. в ходе реформирования и развившегося экономического кризиса, многие предприятия, да и отрасли в целом оказались на грани разрушения. Стала отпадать необходимость в целых отраслях научных исследований, в поддержании высокого статуса образования и культуры.

В этой связи следует обратить внимание на одно из важнейших условий  развития конкурентоспособности отечественных  товаропроизводителей - повышение общеобразовательного и профессионального уровня рабочей  силы страны. Перед нашей страной  стоит опасность утраты этого  важного конкурентного преимущества, накопленного за десятилетия продуманной  образовательной политики, в том  числе и в области подготовки высококвалифицированных рабочих  кадров. Отмеченные обстоятельства дополняются  также тенденцией занижения стоимости  рабочей силы, особенно высшей квалификации, сопровождаемой деградацией и дезориентацией отечественного научного потенциала.

Важным фактором развития инновационной активности является качество рабочей силы. Более высокое  качество рабочей силы, характеризующееся  более высоким уровнем образования, квалификации работников, приводит к более эффективному использованию производственных ресурсов. Именно образовательный уровень отражает креативную способность работников воспринимать новые идеи, появившиеся на рынке. Качество рабочей силы определяет способность фирмы осуществлять собственные НИОКР или копировать новые продукты у других фирм.

Компания, использующая принципы обучающейся организации, становится привлекательным местом работы для  высококвалифицированных творческих работников, улучшает отношения с  заказчиками и партнерами. Особая роль в этом принадлежит науке. Поэтому  она должна быть тесно интегрированной  в производство, стать участником инновационного цикла разработки, распространения  и использования инноваций.

 

    1.   Инновационная активность предприятия как конкурентное преимущество.

 

Конкурентное  преимущество - это те характеристики, свойства товара (объекта), выходящего во внешний мир и влияющего  на внешнюю среду, а также те внутренние характеристики, которые создают  для нее определенное превосходство  над ее прямыми конкурентами. Указанное  превосходство является относительным, определяемым по сравнению с конкурентом, занимающим лучшую позицию на рынке  товара или в сегменте рынка. Этот самый опасный конкурент называется приоритетным. Относительное превосходство  конкурента может быть обусловлено  различными факторами внешнего и  внутреннего характера.

Конкурентное  преимущество называется "внешним", если оно основано на тех свойствах  фирмы в целом или свойствах  ее компонентов, которые тем или  иным образом влияют на внешнюю среду. Прежде всего, таким компонентом является продукция с ее свойствами: отличительными качествами товара, создающими "ценность для покупателя" за счет либо сокращения его издержек, либо повышения эффективности его деятельности, либо соответствия моде и первенства в предложении. Внешнее конкурентное преимущество определяется конкурентоспособностью факторов внешней среды. Стратегия, вытекающая из внешнего конкурентного преимущества, - это стратегия дифференциации.

Информация о работе Инновационная активность предприятий строительного комплекса