Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2013 в 12:27, курсовая работа
Цель курсовой работы: проанализировать факторы оказывающие влияние на инновационную активность предприятий.
В соответствии с поставленной целью необходимо решить следующие задачи:
рассмотреть теоретические основы категории "инновационная активность";
выявить факторы, влияющие на инновационную активность предприятий;
определить значение инновационной активности в хозяйственной деятельности хозяйствующих субъектов и пути активизации инновационной деятельности.
Введение
Теоретические основы инновационной активности
Понятие и сущность категории «инновационная активность»………………………………………………………….
Оценка инновационной активности предприятий………………………………………………………….
Факторы, влияющие на инновационную активность предприятий
Характеристика инновационного процесса в строительной деятельности…………………………………………………………
Классификация факторов, влияющих на инновационную активность предприятий………………………………………
Инновационная активность как конкурентное преимущество предприятия………………………………………………………….
Способы повышения инновационной активности
Способы повышения инновационной активности строительных организаций……………………………………………………….
Взаимосвязь показателя «инновационная активность» с другими инновационными показателями…………………………………
Заключение
Список литературы.
-поведение потребителей, от которого во многом зависит наличие спроса на появляющиеся в результате развития инновационных отношений новшества. Учет этого фактора для предприятия, осуществляющего инновационную деятельность, предполагает дополнительные усилия по формированию будущего потребительского спроса на новый продукт, услугу, технологию и т.д.
При этом объективные и субъективные факторы координируются между собой, взаимопроникают и образуют систему мотивации для формирования инновационной стратегии.
Факторы инновационной активности можно подразделить также на глобальные, определяемые макроэкономикой и обществом в целом и локальные, определяемые на микроуровне предприятий.
К глобальным факторам можно отнести политическую ситуацию внутри страны и на международном уровне, конкуренцию на внешнем рынке, взаимоотношения с властями, налоговую политику.
В условиях среды, благоприятной
для реализации нововведений, центр
тяжести в инновационных
Инновационный потенциал предприятия представляется как совокупность материальных, финансовых, трудовых, инфраструктурных, интеллектуальных информационно-коммуникационных ресурсов. Можно выделить две группы факторов, определяющих инновационную активность: внутренние, направленные на налаживание и управление инновационной деятельностью на предприятии и внешние, способствующие расширению границ инновационной деятельности.
К внешним относятся факторы, обуславливающие взаимодействие предприятия с экономической и социальной средами:
Внутренние факторы - это существенные
особенности предприятия, отличающие
его от конкурентов и определяющие
его инновационную
Внутренние факторы в
свою очередь также можно
Первая группа факторов - это:
- форма собственности на средства производства, определяющая характер экономических интересов хозяйствующих субъектов, в целом внутрифирменных экономических отношений, в том числе отношения управления;
- организационная структура, обусловливающая мобильность экономической системы в процессе принятия управленческих решений и степень соответствия этих решений воздействию внешней среды;
- "размер организаций", определяющий ее принадлежность к категории: "малые", "средние", "крупные" компании;
- отраслевая принадлежность, характеризующая специализацию компании, основную цель ее деятельности, долю на рынке и конкурентоспособность на рынке.
Размер фирмы влияет на
ее способность концентрировать
не только финансовые, но и человеческие
ресурсы для осуществления
Вторая группа факторов включает:
- финансовое положение компании, дающее представление о ее финансовой устойчивости, степени ее зависимости от внешних источников финансирования инноваций, ее платежеспособность и, как следствие, возможность получения кредита для реализации инновационных проектов;
- научно-технический потенциал, характеризующий возможности организации в области НИОКР;
- производственный потенциал, характеризующий производственную базу компании, возможность производить ту или иную продукцию, производственную мощность;
- кадровый потенциал, определяющий уровень профессиональной квалификации персонала организации, необходимый для осуществления инноваций.
В качестве средства, формирующего
систему внутренних экономических
отношений и способы
Продуктовые инновации являются
самым распространенным типом активности
российских предприятий в ходе их
реструктуризации. Существенное различие
между инновациями вообще и продуктовыми
инновациями в частности
Конкурентный фактор обеспечивает
отбор инноваций на рынке товаров.
Вместе с тем, конкуренция - это и
экономическая среда
Между конкуренцией и инновационными отношениями существует самая тесная связь. В определенном смысле инновационные отношения являются порождением конкуренции, а результаты таких отношений являются орудием в конкурентной борьбе.
Конкуренция со стороны других компаний выступает в качестве существенного фактора стимулирования инновационной активности на предприятии. Так, Ю. Симачев отмечает перевернутую зависимость инновационной активности предприятий от уровня конкуренции на рынке. В начале, с ростом числа конкурентов на рынке инновационная активность возрастает, а затем стабилизируется или даже падает. Умеренная конкуренция способствует ускорению процесса внедрения новшеств. Но с усилением конкурентной борьбы денежные ресурсы истощаются, инновационный процесс или замедляется или прекращается совсем.
Факторы, стимулирующие инновационную активность предприятия, связаны с возникновением новых потребностей и предпочтений у потребителей, сокращением жизненного цикла товаров, повышением наукоемкости продукции.
К горизонтальным продуктовым инновациям относятся такие формы инновационной активности как расширение ассортимента товаров, ранее производимых предприятием; создание нового внешнего вида и упаковки товаров.
К вертикальным продуктовым
инновациям следует отнести такие
формы инновационной
При горизонтальной конкуренции рост инновационной активности является способом занятия новых рыночных ниш или закрепления на уже имеющихся нишах. При вертикальных связях инновации являются ответом на повышение требований к поставщикам со стороны покупателей сырья и полуфабрикатов, либо желанием поставщиков обеспечить соответствующий уровень продвижения товара на рынке.
Под процессными инновациями следует понимать усовершенствование используемой или внедрение совершенно новой технологии, модернизацию оборудования.
Управленческие инновации
ставят своей целью преобразование
управленческой структуры компании,
совершенствование системы
Если конкуренция является
стимулом для инновационной активности,
то трансферт технологий становится
средством проникновения в
Следует отметить, что инновационно активное предприятие в России существенно отличается от западного, т.к. западное предприятие работает в условиях высококонкурентного рынка, насыщенного качественной продукцией. Россия же заметно отстает от стандартов качества международного рынка. Значительная часть новой продукции является новой лишь на российском рынке и не является конкурентоспособной, а ее доведение до мировых стандартов требует таких затрат и усилий, которые многие предприятия позволить себе не могут.
Фактором, способным активизировать
инновационную активность является
международная конкуренция на внутреннем
рынке. В условиях открытости внутреннего
рынка экономика отдельной
Многоотраслевой характер доперестроечной экономики СССР, высокий удельный вес в экспорте страны продукции с высокой степенью переработки, в том числе наукоемкой продукции, диктовал спрос на высокообразованных людей по широкому кругу специальностей и поддерживал высокий статус науки, образования и культуры. В результате проведенных экономических реформ структура российской экономики в определенной степени "примитивизировалась", т.к. в ходе реформирования и развившегося экономического кризиса, многие предприятия, да и отрасли в целом оказались на грани разрушения. Стала отпадать необходимость в целых отраслях научных исследований, в поддержании высокого статуса образования и культуры.
В этой связи следует обратить
внимание на одно из важнейших условий
развития конкурентоспособности
Важным фактором развития инновационной активности является качество рабочей силы. Более высокое качество рабочей силы, характеризующееся более высоким уровнем образования, квалификации работников, приводит к более эффективному использованию производственных ресурсов. Именно образовательный уровень отражает креативную способность работников воспринимать новые идеи, появившиеся на рынке. Качество рабочей силы определяет способность фирмы осуществлять собственные НИОКР или копировать новые продукты у других фирм.
Компания, использующая принципы
обучающейся организации, становится
привлекательным местом работы для
высококвалифицированных
Конкурентное
преимущество - это те характеристики,
свойства товара (объекта), выходящего
во внешний мир и влияющего
на внешнюю среду, а также те внутренние
характеристики, которые создают
для нее определенное превосходство
над ее прямыми конкурентами. Указанное
превосходство является относительным,
определяемым по сравнению с конкурентом,
занимающим лучшую позицию на рынке
товара или в сегменте рынка. Этот
самый опасный конкурент
Конкурентное преимущество называется "внешним", если оно основано на тех свойствах фирмы в целом или свойствах ее компонентов, которые тем или иным образом влияют на внешнюю среду. Прежде всего, таким компонентом является продукция с ее свойствами: отличительными качествами товара, создающими "ценность для покупателя" за счет либо сокращения его издержек, либо повышения эффективности его деятельности, либо соответствия моде и первенства в предложении. Внешнее конкурентное преимущество определяется конкурентоспособностью факторов внешней среды. Стратегия, вытекающая из внешнего конкурентного преимущества, - это стратегия дифференциации.
Информация о работе Инновационная активность предприятий строительного комплекса