Инновации в промышленности

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2012 в 17:10, контрольная работа

Описание работы

Цель работы – изучить формы сотрудничества в области научных исследований организации.
Задачи работы состоят в рассмотрении основных организационных форм сотрудничества в сфере разработки инноваций и осуществления научных исследований, описании процесса разработки инновации.

Содержание

Введение 3
1 Совершенствование форм сотрудничества в области научных исследований организации 5
1.1 Основные организационные формы сотрудничества 5
1.2 Сообщества практики 14
2 Описание инновации и характеристика этапов её разработки 19
2.1 Описание нововведения 19
2.2 Восприимчивость инновации 20
2.3 Выбор источника финансирования и этапы инновационного процесса 23
2.4 Управление рисками инновационного проекта 25
Заключение 27
Список использованных источников 28

Работа содержит 1 файл

Инновации-v8.doc

— 185.50 Кб (Скачать)

 

ОГЛАВЛЕНИЕ 
 

 

    Введение

 

     Стремительное развитие процессов глобализации неизбежно  приводит к обострению конкуренции  в социально-экономической сфере. Экономика становится инновационной, поэтому все более востребованы новые знания, новые технологии обучения и обмена знаниями. Парадоксальным образом, обострение конкуренции ведет к появлению новых разнообразных форм сотрудничества между людьми и организациями. В ответ на указанные вызовы современной цивилизации стали активно развиваться новые организационные формы – сети, сообщества, альянсы, виртуальные фирмы и другие виды координации деятельности агентов, занимающие промежуточное положение между рынком и предприятиями.

     Новые организационные формы сотрудничества базируются на современных компьютерных технологиях, интернете и современных средствах связи (ИКТ). Однако, успешное функционирование новых организационных форм сотрудничества требует не только умелого использования ИКТ, еще важнее правильное решение широкого спектра социальных, экономических, правовых и психологических проблем, возникающих в процессе совместной деятельности.

     Кардинальная  переоценка роли знаний в современной  инновационной экономике требует  новых походов к процессам  обучения, обмена знаниями, созданию новых знаний. Происходят заметные сдвиги в философии бизнеса и культуре менеджмента. Появляются новые предпринимательские стратегии и механизмы координации. Заметно меняется мотивация сотрудников.

     В данной работе рассматриваются два  взаимосвязанных феномена – межфирменной кооперации и сотрудничества между специалистами, работающими в одной или нескольких фирмах. Исследуемые механизмы сотрудничества и кооперации имеют как общие черты, так и особенности, зависящие от величины предприятий, отраслевой специфики, региональных и культурных характеристик.

     Актуальность  проблематики сотрудничества вызывает большой интерес у теоретиков и практиков. Специалисты по экономике, менеджменту, социологии и психологии опубликовали в последние годы много  работ, посвященных исследованиям классической социальной дилеммы: сотрудничество-конкуренция. К сожалению, ученые, специализирующиеся в разных областях знаний, часто пользуются различной терминологией. Еще более запутывает картину наличие различных парадигм и конкурирующих подходов к изучению быстро меняющейся реальности. Теория нередко не успевает за потребностями практики, вынуждая управленцев вводить новые понятия, не всегда увязанные с современными теоретическими концепциями.

     Цель  работы – изучить формы сотрудничества в области научных исследований организации.

     Задачи  работы состоят в рассмотрении основных организационных форм сотрудничества в сфере разработки инноваций  и осуществления научных исследований, описании процесса разработки инновации.

 

    1 Совершенствование форм сотрудничества в области научных исследований организации

     1.1 Основные организационные  формы сотрудничества

 

     Для того чтобы разобраться в основных тенденциях и движущих силах протекающих  сегодня процессов, рассмотрим базовые  организационные формы и основные концепции кооперации и сотрудничества.

     Стратегические  альянсы

     Стратегические  альянсы (СА) — это соглашения об относительно продолжительной кооперации двух или более партнеров для достижения коммерческих целей, идущие дальше обычных торговых операций, но не доводящие дело до слияния [1, стр. 51].

     Количество  стратегических альянсов между крупными фирмами быстро растет. За последние  несколько лет создано более 20 000 СА. В среднем, каждая из 500 крупнейших корпораций участвует в 60 крупных  стратегических альянсах.

     Вступление  в альянсы позволяет компаниям  агрегировать различные ресурсы, эффективно использовать разделение труда, получать доступ к новым знаниям и технологиям.

     Особенно  эффективны инновационные альянсы  в высокотехнологических и быстроразвивающихся отраслях, позволяя участникам резко сократить время проведения НИОКР, распределить риски, связанные возможными неудачами и непредвиденными изменениями. В высокотехнологических отраслях изменения становятся постоянными. Стремительные темпы разработки и внедрения инноваций меняют традиционные предпринимательские стратегии и обуславливают необходимость развития способностей к сотрудничеству как основной компетенции фирмы. Умение находить нужных партнеров и формировать альянсы становится краеугольным камнем конкурентоспособности компании. В условиях глобального рынка и неопределенности, присущей современной бизнес-среде, именно готовность к сотрудничеству является стратегическим императивом успешной компании.

     Значительную  угрозу для эффективности СА (как и других форм кооперации) представляет риск утечки важной деловой или технологической информации. Многие проекты создания СА терпят неудачу, так как участники опасаются потери ключевых ноу-хау и технологий (Карделл 2005).

     Альянсы лучше всего подходят для объединения «распределенных», знаний в условиях постоянно меняющейся внешней среды. При высокой нестабильности внешней среды альянсы эффективны для организационного обучения и уменьшения стратегической неопределенности [1, стр. 53].

     Особое  внимание при выборе рациональной формы развития альянса уделяется фактору «неопределенности поведения» или «поведенческим» издержкам. Недоверие к партнеру обуславливает значительные расходы на контроль и охрану конфиденциальной информации, осложняет совместное принятие решений.

     Концепция аутсорсинга

     Значительный  рост числа альянсов в современной  экономике во многом обусловлен развитием  и все более широким распространением концепции аутсорсинга. Аутсорсинг - это способ повышения эффективности деятельности компаний за счет передачи непрофильных функций внешним специализированным организациям, обладающим необходимым опытом, знаниями и ресурсами. Договор об аутсорсинге заключается на длительное время и содержит подробный перечень прав и обязанностей сторон, детальное описание выполняемых бизнес-процессов. Зародившись около 20 лет назад в сфере информационных технологий, сегодня аутсорсинг широко используется для выполнения таких функций, как бухучет, маркетинг, логистика, а также для осуществления отдельных производственных функций, не входящих в число основных компетенций заказчика. Аутсорсинг применяется также в научно-исследовательских проектах.

     Последние годы все чаще используется термин аут-таскинг (out-tasking). В этом случае заказчик поручает соисполнителю решение отдельных задач, и даже выполнение отдельных операций: обработку деталей, проведение расчетов или экспериментов. Применение аут-таскинга резко увеличивает гибкость и мобильность в использовании ресурсов, позволяет экономить затраты и сокращать время выполнения проектов.

     Кластеры  и конкуренция: современные подходы

     Промышленная  кооперация существовала всегда, однако классическая экономическая теория не уделяла ей достаточного внимания, подозревая кооператоров в стремлении нарушить совершенство конкуренции, используя картельные сговоры. Только в последние два десятилетия в экономической мысли начались фундаментальные сдвиги, связанные с созданием теории кластеров (М.Портер) и развитием концепции новой конкуренции (М.Бест), основанной на переосмыслении классической дилеммы сотрудничество-конкуренция.

     В теории кластеров, как и во всякой новой теории, существует много различных  трактовок основных понятий и  концепций. Для удобства изложения  мы будем опираться, в основном, на определения из фундаментального труда  М.Портера «Конкуренция» [2].

     Кластеры  – это сконцентрированные по географическому  признаку группы взаимосвязанных компаний, специализированных поставщиков, фирм в родственных отраслях, а также  связанных с их деятельностью  организаций (например, университетов, агентств по стандартизации, торговых объединений) в определенных областях конкурирующих между собой, но при этом ведущих совместную работу. [2, стр. 256].

     Кластеры  могут возникать стихийно там, где  сосредотачивается достаточное  количество материальных и трудовых ресурсов, объединение которых позволяет получить конкурентное преимущество над другими регионами. В последние годы все больше развитых и развивающихся государств широко используют кластерные подходы при формировании региональных экономических программ.

     К хрестоматийным примерам кластеров  относятся Силиконовая долина в  США (компьютерные технологии), Бангалор в Индии (аутсорсинг программного обеспечения, оборонная промышленность и электроника).

     Динамичность  и конкурентоспособность кластера, как правило, обеспечивается большим количеством инновационных малых и средних предприятий, действующих в данном регионе. Казалось бы объединение небольших фирм в одну корпорацию позволит уменьшить дублирование функций, сократить расходы на координацию и управленческий аппарат, получить значительную экономию, за счет увеличения масштаба производства. По мнению М.Портера такое решение является ошибочным, потому что внутренняя конкуренция между фирмами создает необходимое давление, стимулирующее инновационную активность участников кластера. Конечно, не все участники кластера являются прямыми конкурентами, часть из них просто обслуживают разные сегменты рынка.

     Согласно  Портеру взаимодействие фирм внутри кластера представляет собой комбинацию конкуренции и кооперации. В зарубежной литературе все чаще встречается новый термин – coopetition - сочетание кооперации (cooperation) и конкуренции (competition). Конкуренция и кооперирование могут сосуществовать благодаря тому, что происходят в разных сферах деятельности и в различных регионах.

     В качестве примера эффективного сочетания  кооперации и конкуренции рассмотрим кластер, специализирующийся на изготовлении одежды в провинции Модена (промышленный центр итальянской области Эмилии-Романии ). В регионе функционирует большое  число малых фирм по пошиву одежды (ателье). Внутри региона эти фирмы конкурируют между собой в борьбе за потребителя. Но их главными конкурентами на региональном рынке являются мировые бренды, охватывающие львиную долю потребителей. В этих условиях местные предприятия вынуждены предлагать свою продукцию на внешних рынках, где конкуренция между этими фирмами бессмысленна (их доля на мировом рынке ничтожно мала). Наоборот, фирмы на внешнем рынке должны кооперироваться, создавая общий бренд (одно дизайнерское бюро, единое логистическое окно для взаимодействия с внешней средой).

     В условиях глобализации наиболее эффективной  формой достижения необходимого уровня конкурентоспособности национальной экономики становятся инновационные  кластеры, объединяющие усилия вузов, научно-исследовательских центров, крупных промышленных компаний и большого количества малых и средних предприятий. Именно кластеры обеспечивают наиболее благоприятную среду для создания и распространения новых знаний, коммерциализации знаний, развития новых технологий, создания новых продуктов и услуг.

      В конце 1980-х гг. в СССР уже формировались  два типа кластеров, в частности, в сфере высоких технологий. Например, в электронной промышленности кластеры появлялись по географическому образцу: рядом с Москвой (Зеленоград, Калуга) и такими городами, как Воронеж, Новосибирск, Ленинград, Саратов и другие.

      Второй  тип кластеров образовался в  основном в сфере военно-промышленного  комплекса. Это объединения не по географическому, а по проектному принципу, которые создавались по указу, а потом превратились в естественную кооперацию сетевого типа. Так атомная промышленность СССР была «государством в государстве», и ее можно рассматривать как особый кластер, рассеянный в пространстве [3].

     Эффективная кластерная политика требует активной поддержки государства и местных органов власти, причем основной целью должно быть не финансирование отдельных фирм или проектов, а стимулирование и поддержка кооперативных действий.

     Профессиональные  и производственные ассоциации

     Производственные ассоциации — договорные объединения предприятий и организаций, создаваемые для совместного выполнения однородных функций и координации общей деятельности.

     Ассоциации  существуют десятки (иногда сотни) лет  и относятся к одной из самых  мягких форм объединений. Действия членов ассоциации, как правило, ограничены в минимальной степени, участники обладают правом входить в любые другие ассоциации и объединения. Основными функциями ассоциаций являются:

  • лоббирование интересов отрасли;
  • определение правил конкурентного поведения предприятий отрасли на рынке;
  • разработка отраслевых стандартов;
  • лицензирование отдельных видов деятельности.

     Однако  сегодня, по мнению М.Портера, традиционные цели профессиональных и производственных ассоциаций должны быть существенно изменены. В современных условиях они должны уделять значительное внимание поддержке и развитию кластеров, стимулировать кооперационные взаимодействия предприятий.

Информация о работе Инновации в промышленности