Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Октября 2011 в 10:14, реферат
Инновации в ИКТ появляются с периодичностью в 1-2 года. Их эффективное использование – важнейшее условие конкурентоспособности комплекса ИКТ. Коммерциализация эффективных технических решений, грамотная информатизация всех отраслей хозяйства – вопросы первостепенной важности, требующие постоянной поддержки научных исследований.
Введение
Информатизация
общества является, может быть, самой
яркой современной иллюстрацией
комплексной инновации, как в свое время
– автомобилизация. По ряду признаков
информационно-
Освобождение работника от выполнения рутинных и типовых операций, включая рутинные «интеллектуальные», оставляет ему творческие и контрольные функции трудовой деятельности. Но что еще более важно, современные средства прикладной информатики создают новую основу творчества. Экранно-динамическое интерактивное моделирование раскрывает информационную картину объектов или процессов во всей их взаимосвязи и глубине и реально усиливает творческие возможности человека. Пассивные формы восприятия информации уступают место интерактивным, развивающим возможности человека, причем не только как работника, но и как потребителя (образовательных, культурных, медицинских услуг).
Развитие
информационно - телекоммуникационного
комплекса открывает новые
В настоящее время ИТК создает и широко реализует возможности для усиления демократических процессов: реализации права на свободу слова, получения информации, обмена идеями, рассредоточению власти в обществе путем ее децентрализации, сокращению пропасти, разделяющей правительства и граждан за счет организации непосредственного общения.
Инновации
в ИКТ появляются с периодичностью
в 1-2 года. Их эффективное использование
– важнейшее условие конкурентоспособности
комплекса ИКТ. Коммерциализация
эффективных технических решений,
грамотная информатизация всех
отраслей хозяйства – вопросы первостепенной
важности, требующие постоянной
поддержки научных исследований.
Для
России как страны с переходной экономикой
чрезвычайно важным фактором завершения
рыночных преобразований и обеспечения
устойчивого развития является укрепление
всех типов инфраструктур общественного
производства. Особое место здесь занимает
национальная информационно-
Россия сегодня не имеет достаточных средств и производственных возможностей для самостоятельного создания и развития национальной ИТИ и вынуждена привлекать для этого капиталы, технику и технологии развитых стран. Такая ситуация требует разработки ответственной государственной информационной политики, ориентированной на приоритетное развитие и защиту ИТИ страны в условиях широкого внедрения новых информационных и телекоммуникационных технологий.
Особого внимания заслуживает в этой связи развитие сектора информационной инфраструктуры, который должен обеспечивать предоставление различных информационных услуг потребителям, в первую очередь населению.
Государственное регулирование развития ИТИ должно осуществляться по следующим основным направлениям:
Формирование
информационного пространства предполагает
широкомасштабную компьютеризацию процессов
переработки информации во всех сферах
деятельности и активное использование
телекоммуникационных систем информационного
обмена. Основными инструментами этого
процесса являются информационные и телекоммуникационные
технологии, технологии связи, системы
и средства их обеспечения.
2
Инновационный характер
процессов информатизации
Информационно - телекоммуникационный комплекс можно трактовать как систему, позволяющую производить, обобщать, хранить, передавать, распространять и использовать информацию различными субъектами для обеспечения их нормального функционирования.
Информатизация
общества, основанная на научно-технических
достижениях последних
А. Пригожин, известный специалист в области инноватики, пишет об этом так: «не бывает чисто технических или экономических нововведений, ибо каждое из них имеет свои социальные и иные аспекты и следствия». При этом А. Пригожин выделяет два вида комплексных инноваций. Первый вид – «комплексные по новшеству» инновации, т.е. состоящие из равнозначных компонентов разной природы, когда инновация состоит из, а можно сказать, в комбинации усовершенствований различного вида. Примером здесь может служить бригадный хозрасчет.
Второй вид комплексных инноваций – «комплексные по реализации», которые базируются на однородном новшестве, но вызывают шлейф последствий иной природы. Такое деление носит скорее научно-исследовательский, чем прикладной характер и не должно затушевывать главного – системности инновационных процессов (ведь и «комплексные по новшеству» инновации одновременно являются «комплексными по реализации»).
Если проанализировать публикации ученых и практиков, касающиеся проблем инновационного развития, то явной становится тенденция сужения, фактически, отождествления его с научно-техническим прогрессом, использованием достижений последнего в производстве, а в его рамках – прежде всего, материальных благ. Характерным является следующее определение инновационной политики. Она должна включать «комплекс принципов и мероприятий по стимулированию, сопровождению, управлению, планированию и контролю процессов инновационной деятельности в сфере науки, техники и производства».
Это объясняется, как нам представляется, крайней остротой проблемы экономического роста в России, требующей интенсификации производства на основе формирования прогрессивного технологического уклада, и на этой основе обеспечения экономической независимости страны, с одной стороны, и включения ее в мировые экономические интеграционные процессы на равноправной основе, с другой. При этом априори исходят из того, что технико-технологические изменения в производстве создают экономический базис роста благосостояния населения и улучшения качества жизни.
В
условиях не только сохраняющегося, но
и увеличивающегося разрыва в
социально-экономическом
Современные информационные технологии открывают совершенно новые перспективы в методике обучения, которая начинает всесторонне использовать достоинства интерактивных форм обучения, многократно усиливающих восприятие и усвоение полученных знаний. Кроме того, они, расширяют возможность индивидуальной работы преподавателей с учениками без ущерба для «качества» первых и численности последних. Более того, в качестве преподавателей, таким образом, могут привлекаться специалисты высшей квалификации.
Социальная полезность и экономическая выгода телекоммуникационного (дистанционного) обучения подтверждена практикой в развитых странах: сроки обучения сокращаются, качество возрастает. Так, при увеличении объема обучения на 30% затраты на обучение сокращаются на 30%, а время обучения - на 40%. В результате суммарные затраты на подготовку к обучению и процесс обучения, приобретение новых навыков существенно снижаются (от 0,7 до 0,2 от традиционного уровня).
Специалисты уже отмечают стремление ухода из реального мира в виртуальный у пользователей Интернета. Во всяком случае, именно о такой тенденции говорят результаты исследования четырех с лишним тысяч пользователей Интернета, обнародованные Institute for the Quantitative Study of Society при Стэндфордском университете. Четверть всех опрошенных в ходе исследований, использующих Интернет более пяти часов в неделю, заявили, что стали проводить меньше времени с семьей или друзьями, причем как в личных контактах, так и по телефону. А 10% респондентов стали даже реже выходить из дома. Четверть опрошенных заявили, что стали больше работать дома, в то время как продолжительность их работы в офисе осталась прежней.
Продолжение
аналогии с образованием позволяет
также констатировать, что ИТК
создает технические
Развитие
информационно-
Специалисты
отмечают и негативное воздействие
использования ряда средств информационно
телекоммуникационного