Информационно-коммуникационная система

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Октября 2011 в 10:14, реферат

Описание работы

Инновации в ИКТ появляются с периодичностью в 1-2 года. Их эффективное использование – важнейшее условие конкурентоспособности комплекса ИКТ. Коммерциализация эффективных технических решений, грамотная информатизация всех отраслей хозяйства – вопросы первостепенной важности, требующие постоянной поддержки научных исследований.

Работа содержит 1 файл

реферат.doc

— 138.00 Кб (Скачать)

Введение 

    Информатизация  общества является, может быть, самой  яркой современной иллюстрацией комплексной инновации, как в свое время – автомобилизация. По ряду признаков информационно-телекоммуникационный комплекс может быть отнесен к разряду «прорывных» отраслей, позволяющих системно решать актуальные задачи социально-экономического развития нашей страны. Но, кроме того, соединение новейших технических средств доставки информации (телекоммуникации) с новейшими технологическими средствами ее генерации, обработки и хранения является предпосылкой организационно-структурных изменений в общественной деятельности, которые могут быть разделены на интеграционные процессы и организационно-институциональное их представление.

    Освобождение  работника от выполнения рутинных и типовых операций, включая рутинные «интеллектуальные», оставляет ему творческие и контрольные функции трудовой деятельности. Но что еще более важно, современные средства прикладной информатики создают новую основу творчества. Экранно-динамическое интерактивное моделирование раскрывает информационную картину объектов или процессов во всей их взаимосвязи и глубине и реально усиливает творческие возможности человека. Пассивные формы восприятия информации уступают место интерактивным, развивающим возможности человека, причем не только как работника, но и как потребителя (образовательных, культурных, медицинских услуг).

    Развитие  информационно - телекоммуникационного  комплекса открывает новые возможности  для оказания социальных услуг населению посредством создания условий индивидуализации их потребления, с одной стороны, и обеспечения их равнодоступности, с другой.

    В настоящее время ИТК создает  и широко реализует возможности  для усиления демократических процессов: реализации права на свободу слова, получения информации, обмена идеями, рассредоточению власти в обществе путем ее децентрализации, сокращению пропасти, разделяющей правительства и граждан за счет организации непосредственного общения.

    Инновации в ИКТ появляются с периодичностью в 1-2 года. Их эффективное использование – важнейшее  условие   конкурентоспособности  комплекса  ИКТ.  Коммерциализация  эффективных  технических  решений,   грамотная информатизация  всех  отраслей  хозяйства – вопросы  первостепенной  важности, требующие  постоянной  поддержки   научных  исследований. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1 Информационно-телекоммуникационная инфраструктура

    Для России как страны с переходной экономикой чрезвычайно важным фактором завершения рыночных преобразований и обеспечения  устойчивого развития является укрепление всех типов инфраструктур общественного производства. Особое место здесь занимает национальная информационно-телекоммуникационная инфраструктура (ИТИ), призванная обеспечить создание единого информационного пространства и как следствие эффективного единого социально-экономического пространства России как целостного федеративного государства, углубление процессов информационной и экономической интеграции стран СНГ, последовательное вхождение России в Европейскую и глобальную информационную инфраструктуру.

    Россия  сегодня не имеет достаточных  средств и производственных возможностей для самостоятельного создания и  развития национальной ИТИ и вынуждена  привлекать для этого капиталы, технику  и технологии развитых стран. Такая  ситуация требует разработки ответственной государственной информационной политики, ориентированной на приоритетное развитие и защиту ИТИ страны в условиях широкого внедрения новых информационных и телекоммуникационных технологий.

    Особого внимания заслуживает в этой связи  развитие сектора информационной инфраструктуры, который должен обеспечивать предоставление различных информационных услуг потребителям, в первую очередь населению.

    Государственное регулирование развития ИТИ должно осуществляться по следующим основным направлениям:

  • бюджетное финансирование социально значимых информационных систем (здравоохранение, образование, трудоустройство, социальное обеспечение, беженцы, отдельные разделы законодательства), а также систем налоговой и таможенных служб, информационного обеспечения госорганов, выборов, правопорядка, системы предотвращения и борьбы с чрезвычайными ситуациями;
  • создание экономических условий для поддержки отечественного производителя в развитии сектора предоставления различных информационных услуг населению, в том числе по формированию системы электронной торговли, информатизации быта и досуга;
  • стимулирование (финансовое, налоговое и др.) создания и развития национальных корпоративных сетей и коммерческих систем, в том числе провайдеров, обеспечивающих доступ в Интернет и предоставляющих льготы пользователям из малообеспеченных групп населения, учащимся и студентам, детям;
  • защита прав граждан на личную жизнь и на доступ к информации;
  • реализация на основе положений ГИП концепций, программ и проектов развития информационных и телекоммуникационных систем и сетей, а также разработка стандартов (согласованных с международными стандартами), обеспечивающих их создание и эксплуатацию.

    Формирование  информационного пространства предполагает широкомасштабную компьютеризацию процессов переработки информации во всех сферах деятельности и активное использование телекоммуникационных систем информационного обмена. Основными инструментами этого процесса являются информационные и телекоммуникационные технологии, технологии связи, системы и средства их обеспечения. 

    2 Инновационный характер процессов информатизации 
 

    Информационно - телекоммуникационный комплекс можно  трактовать как систему, позволяющую  производить, обобщать, хранить, передавать, распространять и использовать информацию различными субъектами для обеспечения их нормального функционирования.

    Информатизация  общества, основанная на научно-технических  достижениях последних десятилетий, приводящих к технологической интеграции телекоммуникаций, вычислительной техники  и информатики, и на этой базе к внедрению и распространению информационных технологий в управленческой, экономической и потребительской деятельности, вызвала целый «шлейф» инновационных изменений в общественной практике на макро- и микроуровнях. Информатизация, ведущая к информационной насыщенности рабочих мест, к увеличению полноты и упрощению получения информации, сконцентрированной в информационно-телекоммуникационных сетях, обеспечивает беспрецедентные возможности генерации и использования последующих инноваций. Таким образом, информатизация общества усиливает инновационность развития. 

    А. Пригожин, известный специалист в  области инноватики, пишет об этом так: «не бывает чисто технических или экономических нововведений, ибо каждое из них имеет свои социальные и иные аспекты и следствия». При этом А. Пригожин выделяет два вида комплексных инноваций. Первый вид – «комплексные по новшеству» инновации, т.е. состоящие из равнозначных компонентов разной природы, когда инновация состоит из, а можно сказать, в комбинации усовершенствований различного вида. Примером здесь может служить бригадный хозрасчет.

    Второй вид комплексных инноваций – «комплексные по реализации», которые базируются на однородном новшестве, но вызывают шлейф последствий иной природы. Такое деление носит скорее научно-исследовательский, чем прикладной характер и не должно затушевывать главного – системности инновационных процессов (ведь и «комплексные по новшеству» инновации одновременно являются «комплексными по реализации»).

    Если  проанализировать публикации ученых и практиков, касающиеся проблем инновационного развития, то явной становится тенденция сужения, фактически, отождествления его с научно-техническим прогрессом, использованием достижений последнего в производстве, а в его рамках – прежде всего, материальных благ. Характерным является следующее определение инновационной политики. Она должна включать «комплекс принципов и мероприятий по стимулированию, сопровождению, управлению, планированию и контролю процессов инновационной деятельности в сфере науки, техники и производства».

    Это объясняется, как нам представляется, крайней остротой проблемы экономического роста в России, требующей интенсификации производства на основе формирования прогрессивного технологического уклада, и на этой основе обеспечения экономической независимости страны, с одной стороны, и включения ее в мировые экономические интеграционные процессы на равноправной основе, с другой. При этом априори исходят из того, что технико-технологические изменения в производстве создают экономический базис роста благосостояния населения и улучшения качества жизни. 

    В условиях не только сохраняющегося, но и увеличивающегося разрыва в  социально-экономическом развитии России и экономически развитых стран  Запада, мы не можем повторить путь этих стран. Эти страны, сначала успешно реализовав задачу обеспечения стабильных темпов экономического роста, повышения глобальной конкурентоспособности ключевых отраслей экономики на основе широчайшего внедрения достижений научно-технического прогресса, перешли на следующем этапе к решению социальных задач, поставленных научно-технической политикой. Россия вынуждена решать эти задачи параллельно, чтобы не отстать «навсегда». Значит, в условиях крайне ограниченных временных и финансовых ресурсов чрезвычайно актуальной становится задача обеспечения синхронизации научно-технического и социального прогресса за счет использования мультипликативного эффекта комплексных инноваций.

    Современные информационные технологии открывают  совершенно новые перспективы в  методике обучения, которая начинает всесторонне использовать достоинства интерактивных форм обучения, многократно усиливающих восприятие и усвоение полученных знаний. Кроме того, они, расширяют возможность индивидуальной работы преподавателей с учениками без ущерба для «качества» первых и численности последних. Более того, в качестве преподавателей, таким образом, могут привлекаться специалисты высшей квалификации.

    Социальная  полезность и экономическая выгода телекоммуникационного (дистанционного) обучения подтверждена практикой в развитых странах: сроки обучения сокращаются, качество возрастает. Так, при увеличении объема обучения на 30% затраты на обучение сокращаются на 30%, а время обучения - на 40%. В результате суммарные затраты на подготовку к обучению и процесс обучения, приобретение новых навыков существенно снижаются (от 0,7 до 0,2 от традиционного уровня).

    Специалисты уже отмечают стремление ухода из реального мира в виртуальный  у пользователей Интернета. Во всяком случае, именно о такой тенденции  говорят результаты исследования четырех с лишним тысяч пользователей Интернета, обнародованные Institute for the Quantitative Study of Society при Стэндфордском университете. Четверть всех опрошенных в ходе исследований, использующих Интернет более пяти часов в неделю, заявили, что стали проводить меньше времени с семьей или друзьями, причем как в личных контактах, так и по телефону. А 10% респондентов стали даже реже выходить из дома. Четверть опрошенных заявили, что стали больше работать дома, в то время как продолжительность их работы в офисе осталась прежней.

    Продолжение аналогии с образованием позволяет  также констатировать, что ИТК  создает технические предпосылки  для обеспечения равнодоступности культурных и медицинских услуг, подчас весьма уникальных, в социально-групповом, поселенческом и территориальном аспектах.

    Развитие  информационно-телекоммуникационного комплекса ставит и новые вопросы по обеспечению безопасности различных субъектов. Одна из наиболее остро стоящих задач сегодня – сохранение конфиденциальности частной информации, которая при все более масштабном использовании ИТК с целью общения, работы, развлечения, учебы, заказа товаров и услуг сохраняются в электронном виде в сетях. Аналогичные проблемы стоят и перед корпоративными и властными структурами, и государством в целом. Так, с перемещением финансовых сделок в информационно - телекоммуникационные сети, остро встает проблема защиты пользователей от мошенничества и электронной контрафакции. По некоторым данным малый и средний банк живет 1 - 2 дня после того, как злоумышленники овладеют его информацией.

    Специалисты отмечают и негативное воздействие  использования ряда средств информационно  телекоммуникационного комплекса  на физическое здоровье людей. В частности, длительное воздействие экрана монитора (телевизионного, компьютерного) на биохимическом уроне ведет к преждевременному старению организма, например, к неестественной акселерации «телевизионных» и «компьютерных» детей.

Информация о работе Информационно-коммуникационная система