Государственное регулирования в инновационной сфере

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Сентября 2011 в 15:30, контрольная работа

Описание работы

Государственное регулирование играет серьезную роль в стимулировании инновационной активности фирм. Существует несколько причин, по которым государство обязано и заинтересовано участвовать в инновационных процессах компаний. Это:

особый характер знаний, генерируемых в ходе инноваций;
высокая степень неопределенности и риска при реализации инновационных проектов;
потребность в дополнительных активах;
экологический и социальный аспект.

Содержание

Введение 3

1. . Методы государственного регулирования в инновационной сфере 6

2. Формы государственного воздействия на инновационную активность товаропроизводителей. 8

Заключение 15

Список литературы. 16

Работа содержит 1 файл

Регулирование инноваций.docx

— 35.97 Кб (Скачать)

     В этой связи трудно согласиться с  подходом, предусматривающим классифицировать инновационные организации в  России в соответствии с рекомендациями «Руководства Фраскати» (документ принят в 1993 г. в итальянском городе Фраскати). По этим рекомендациям к секторам науки относятся государственный, предпринимательский, высшее образование, частный и бесприбыльный. Официальное признание и законодательное закрепление такой классификации, во-первых, может привести к значительному изменению нормативно-правовых актов, статистики инноваций; во-вторых, положения «Руководства Фраскати» противоречат многим российским юридическим документам (законам, указам), относящимся к инновационной деятельности и принятым после перехода к рыночным отношениям. Поэтому данные рекомендации не могут быть приняты за организационную основу инновационного механизма в России, где имеются проверенные временем, устоявшиеся формы его организации, статус которых подтвержден нормативно-правовыми актами последних лет. Вместе с тем они могут быть использованы для выполнения отдельных конкретных задач, например для сравнения инновационных данных различных стран, оценки доли прибыльных или бесприбыльных организаций и т. д.

     Правовые  аспекты организационных основ  инновационного механизма дополнены  после перехода к рыночным отношениям новыми законами, указами и постановлениями, которые в основном подтверждают необходимость функционирования сложившихся  организационных форм. Основополагающим юридическим документом при этом является Федеральный закон «О науке  и государственной научно-технической политике» от 23 августа 1996 г. В этом законе выделяются академический, отраслевой и вузовский сектора науки и определяются области их деятельности, особенности функционирования и финансирования3. Кроме того, немало дополняющих и раскрывающих отдельные положения этого закона юридических документов принято в последние годы. Кроме этого основополагающего закона приняты и действуют другие нормативно-правовые акты, регулирующие (наряду с другими аспектами) организацию инновационной деятельности.

     Что касается других элементов инновационного механизма, таких, как финансово-экономическая, управленческая и информационная составляющие, то в последние годы в плане их правового обеспечения также принят пакет специальных законов и нормативных актов. В инновационной деятельности возникает такое юридическое понятие, как защита интеллектуальной собственности. В России законодательная охрана интеллектуальной собственности гарантирована Конституцией РФ (ст. 44). За последние 10 лет для правового регулирования инновационной деятельности, в том числе для защиты авторских прав на интеллектуальную собственность, принят ряд законодательных и нормативных актов. Информационное обеспечение инновационной деятельности в правовом аспекте регулируется на основе постановления Правительства РФ «Положение о государственной системе научно-технической информации» от 24 июля 1997 г. (ред.  от. 22. 04 . 2010 г.)4

     Для правового обеспечения финансово-экономической составляющей инновационного механизма также принят комплекс документов. Это указы Президента РФ «О частных инвестициях в Российской Федерации» от 17 сентября 1994 г. (в редакции указов Президента РФ от 20 сентября 1996 г. и от 16 апреля 1996 г.), постановления Правительства РФ «О Федеральном фонде производственных инноваций» от 26 августа 1995 г., «О фонде содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере» от 3 февраля 1994 г. (в ред. от 27. 01. 2011 г.),  «Об утверждении порядка предоставления государственных гарантий на конкурсной основе за счет средств бюджета развития Российской Федерации и положения об оценке эффективности инвестиционных проектов при размещении на конкурсной основе централизованных инвестиционных ресурсов бюджета развития Российской Федерации» от 22 октября 1997 г.

     Вместе  с тем в инновационном законодательстве России имеются существенные пробелы, многие нормативно-правовые акты требуют дополнений, доработки и уточнений. Имеющиеся недостатки в известной мере снижают действенность инновационного законодательства и как следствие – эффективность инновационного механизма в целом. Для устранения этих недостатков необходимы прежде всего разработка и принятие ряда специальных законодательных и нормативных актов:

     • об инновационной деятельности;

     • о заводском секторе науки, его статусе;

     • об интеллектуальной собственности;

     • о морально-психологических формах и методах воздействия на инновационную деятельность.

     Необходимо  принять специальный закон об интеллектуальной собственности и  нормативно-правовой акт (закон, указ, постановление) о морально-психологических методах воздействия на инноваторов. Первый важен из-за необходимости разделения прав на интеллектуальную собственность между автором разработки, научной организацией и государством (например, в связи с изменением форм собственности), второй – из-за особенностей и характера труда научных работников, специфики содержания инновационной деятельности.

     Указанные пути устранения недостатков инновационного законодательства затрагивают вопросы  методического, организационно-статусного и социально-психологического характера и обусловлены содержанием действующих нормативно-правовых актов. Это составляет одно из направлений совершенствования правового регулирования для стимулирования инновационного процесса. Второе направление – это совершенствование правового регулирования мер поощрения работников научных, конструкторских и производственных коллективов за достижения в инновационной сфере, освоение перспективных разработок. Это касается прежде всего нормативно-правовых актов, определяющих систему заработной платы и премирования. Третье направление – разработка и закрепление в правовых формах постоянных связей между организациями (секторами науки), осуществляющими инновационные работы, и производством, а также совершенствование договорно-обязательственных отношений между ними. Четвертое направление – создание благоприятных условий для пересмотра сложившихся различных нормативов, ассортиментных сдвигов, стандартов, цен на инновационную продукцию, сертификатов и др. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Заключение

 

     Государственная инновационная политика в основном направлена на создание благоприятных  экономических, организационных, правовых, информационных и социально-психологических условий для осуществления инновационных процессов. Эти условия и многообразие методов формирования инновационной политики определяют основные направления государственной поддержки инноваций. Основные направления государственной поддержки инноваций включают:

     1) содействие развитию научных исследований (фундаментальных, поисковых, прикладных), прежде всего в перспективных направлениях;

     2) кадровое обеспечение инновационной деятельности;

     3) содействие разработке разнообразных программ, направленных на повышение инновационной активности;

     4) формирование государственных заказов в виде контрактов на проведение инновационных разработок, обеспечивающих начальный спрос на многие новшества, которые затем находят широкое распространение на рынке (внутреннем и внешнем);

     5) применение фискальных и прочих инструментов государственного регулирования, формирующих стимулирующие воздействия внешней среды, которые обусловливают необходимость и эффективность инновационных решений отдельных фирм (предприятий);

     6) участие государства в роли посредника в организации эффективного взаимодействия различных секторов науки (академического, отраслевого, вузовского и заводского) и стимулировании кооперации в области инновационных разработок между промышленными фирмами (предприятиями, акционерными обществами) и высшими учебными заведениями (университетами, академиями, институтами);

     7) координацию инновационной деятельности в регионах;

     8) создание правовой базы инновационной деятельности.

Список  литературы.

 

1. Нормативные акты и официальные документы. 

     1.1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ)// Российская газета. – 2009. – 21 янв. - № 7.

     1.2. Федеральный закон от 23.08.1996 N 127-ФЗ (ред. от 21.07.2011) "О науке и государственной научно-технической политике"// Российская газета. – 1996. – 3 сент. - № 167. 

     1.3. Постановление Правительства РФ  от 24.07.1997 N 950 (ред. от 22.04.2010) "Об  утверждении Положения о государственной  системе научно-технической информации" // Российская газета. – 1997. – 9 авг. - № 153.  

Книги и  статьи 

     2.1. Инновационный менеджмент: Концепции,  многоуровневые стратегии и механизмы  инновационного развития / Под ред.  В.М. Аньшина, А.А. Дагаева. –  М.: Дело, 2009.

     2.2. Инновационный менеджмент / Под ред.  В.А. Швандра, В.Я. Горфинкеля. –  М.: Вузовский учебник, 2010.

     2.3. Мухамедьяров А.В. Инновационный  менеджмент.  – М.: Инфра – М, 2008.

     2.4. Хотяшева О.М. Инновационный менеджмент. – СПб.: Питер, 2010. 
 
 
 

Информация о работе Государственное регулирования в инновационной сфере