Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Сентября 2011 в 15:30, контрольная работа
Государственное регулирование играет серьезную роль в стимулировании инновационной активности фирм. Существует несколько причин, по которым государство обязано и заинтересовано участвовать в инновационных процессах компаний. Это:
особый характер знаний, генерируемых в ходе инноваций;
высокая степень неопределенности и риска при реализации инновационных проектов;
потребность в дополнительных активах;
экологический и социальный аспект.
Введение 3
1. . Методы государственного регулирования в инновационной сфере 6
2. Формы государственного воздействия на инновационную активность товаропроизводителей. 8
Заключение 15
Список литературы. 16
Введение 3
1. . Методы государственного регулирования в инновационной сфере 6
2.
Формы государственного
воздействия на
инновационную
активность
Заключение 15
Список
литературы. 16
Государственное регулирование играет серьезную роль в стимулировании инновационной активности фирм. Существует несколько причин, по которым государство обязано и заинтересовано участвовать в инновационных процессах компаний. Это:
Результаты научных исследований и разработок в момент их коммерциализации становятся достоянием общества, что осложняет максимизацию прибыли фирмы - новатора.
Кроме того, трансфер научно-технических (инновационных) знаний происходит без смены собственника в отличие от продажи товаров и услуг. Если одна компания продает другой определенное ноу- хау, то первая остается при этом собственником идеи, а вторая тоже им становится. Таким образом, знания циркулируют между фирмами длительное время и их ценность не снижается. Данный фактор также может снизить активность генераторов идей.
И наконец, первичная коммерциализация новой идеи приводит к ее копированию конкурентами, что снижает возможность получения сверхприбылей для фирмы-новатора. Чем более сложным и комплексным является ноу-хау, тем продолжительнее период монополии на него.
Для решения вышеизложенных проблем необходимо вмешательство государства в инновационную деятельность частного сектора. В качестве основных инструментов здесь используется установление прав на интеллектуальную собственность (патентное и лицензионное право), а также прямое и косвенное стимулирование инновационной активности фирм.
Нестабильность изменений, происходящих во внешней среде компании, часто приводит к сложности в оценке потенциала инновационных проектов, прогнозировании будущих прибылей и рыночных преимуществ. Высокая степень неопределенности оказывает влияние как на желание компаний инвестировать в исследования, так и на последующую их коммерциализацию. Для снижения риска инвестирования в инновационный проект компания может воспользоваться услугами страховых компаний, инвестиционных фондов или частных инвесторов. Однако это также означает передачу части прав (в той или иной форме) на результаты инновационной деятельности.
Роль государства в решении проблемы риска сводится либо к частичному финансированию НИОКР, либо к помощи в создании и частичному финансированию межфирменных альянсов и научно-исследовательских центров, либо к продлению сроков действия патентов на продукцию такого рода межфирменных венчурных предприятий.
Дополнительные активы. Реализация инновационных проектов часто связана с необходимостью приобретения дополнительных активов, которые находятся под особым контролем государства. Это дороги, электричество, газ, связь и т. д. Очевидно, что стоимость услуг и товара на рынке естественных монополий во многом определяет эффективность инновационной деятельности, связанной с их использованием. В качестве меры стимулирования государство может само предоставлять данные услуги или регулировать деятельность монополиста в данной сфере.
Как показывает практика, компании очень неохотно идут на замещение используемых эффективных технологий производства на новые, более экологически чистые. Во-первых, это связано с дополнительными финансовыми вложениями на переоснащение производства и адаптацию к новой технологии. Во-вторых, даже новейшие экологически чистые технологии не всегда являются экономически более выгодными в краткосрочной перспективе.
Государство
способно решить данную проблему предоставлением
субсидий и льгот разработчикам
и пользователям новых
К
стимулированию инновационной активности
ведет и законодательная деятельность
государства в сфере установления стандартов
качества продукции.
Методы
воздействия государства в
Прямые методы государственного регулирования инновационного процесса осуществляются преимущественно в двух формах: административно-ведомственной и программно-целевой.
Административно-
В системе прямых методов воздействия государства на инновационный процесс важное место занимают мероприятия, стимулирующие кооперацию промышленных предприятий (фирм, корпораций) в области нововведений и кооперацию университетов с промышленностью. Вторая из этих форм кооперации вызвана необходимостью, с одной стороны, доведения передовых научных идей до стадии их коммерческой реализации, с другой – создания условий для заинтересованности промышленности в финансировании фундаментальных и поисковых исследований. В этом направлении государственной инновационной политики проявляется ее ориентация на научную новизну промышленных инноваций, что нередко является вторичным при реализации интересов промышленных фирм и предприятий, решающих в первую очередь производственные и коммерческие задачи.
В
государственном регулировании
инновационных процессов важную
роль играют и косвенные методы.
Косвенные методы, используемые в
реализации государственной инновационной
политики, нацелены, с одной стороны,
на стимулирование инновационных процессов,
а с другой – на создание благоприятного
(социального, экономического, психологического)
климата для новаторской
К
косвенным методам следует
Ускоренная амортизация также является косвенным методом государственного финансового воздействия на инновационную деятельность товаропроизводителей. Обычная практика состоит в вычитании издержек на амортизацию изношенного и устаревшего оборудования из налогооблагаемой прибыли.
Предоставляя фирме, инвестирующей в новые технологии и продукты, право на ускоренную амортизацию, государство значительно завышает нормы амортизационных отчислений и соответственно снижает размеры налогооблагаемой прибыли. В различных странах в законодательстве специально оговорены нормы и сроки списания амортизационных расходов для компаний, внедряющих новые технологии, вводящих в эксплуатацию новое оборудование и разрабатывающих новую продукцию.
Важнейшим
элементом воздействия
Отметим, что нередко правовое обеспечение инновационного процесса сужается до нормативно-правовых документов (законов, указов, постановлений, инструкций), относящихся лишь к финансированию и стимулированию инноваций. Инновационное законодательство должно рассматриваться в более широком смысле, охватывающем не только финансово-экономическую составляющую инновационного механизма, но и его организационную, информационную, управленческую и другие составляющие. Сюда же следует отнести правовое обеспечение морально-психологических методов воздействия на инновационную деятельность.
По характеру и содержанию в инновационном законодательстве можно выделить три группы нормативно-правовых актов:
1) устанавливающие правовое положение и определяющие формирование системы органов управления инновациями;
2) регулирующие функционирование этой системы;
3) определяющие и регулирующие непосредственно инновационный механизм и протекающие в нем процессы2.
По первым двум группам регулятивная функция права ограничивается преимущественно решением структурных вопросов – построением системы органов управления, определением их компетенции, прав и обязанностей отдельных ее подразделений. В третьей группе в проблеме правового регулирования инновационного процесса большая роль отводится правовому режиму процессов организации, финансирования, стимулирования и планирования инновационного процесса и внедрения его результатов в производство, а также продвижения новшеств на внутренний и внешний рынок. Важнейшими являются нормативно-правовые акты, относящиеся к третьей группе.
Кратко рассмотрим некоторые элементы инновационного механизма с точки зрения нормативно-правового обеспечения их функционирования. Наиболее устойчивым, консервативным элементом инновационного механизма является организационная составляющая, т. е. типы организации и их внутренняя структура, сектора науки, методы выполнения инновационных работ. Инновационный механизм существовал до перехода к рыночным отношениям, и организационный его механизм практически сохранился. Организационный механизм инноваций формировался в течение десятилетий на основе нормативно-правовых актов того времени (законов, постановлений, положений и др.) и в целом себя оправдал. Поэтому нет необходимости в кардинальном изменении юридической основы организационного механизма инноваций. Ведь такое изменение приведет к значительным изменениям статуса многих типов организаций и как следствие – к нарушению их пропорций, связей и режима функционирования.
Информация о работе Государственное регулирования в инновационной сфере