Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Октября 2011 в 02:26, доклад
Инновация - это производственный фактор, влияющий на формирование продуктивности общественного производства и объема валового национального продукта в длительной перспективе.
Все страны стремятся к разработке и реализации государственной инновационной политики. Влияние государства должно быть направлено на максимальную поддержку собственного инновационного потенциала, ведущих научных и конструкторских центров, а также на обеспечение реализации научно-технической политики, отвечающей мировому уровню.
• улучшение инновационной среды путем усиления инновационной составляющей всех направлений национальных политик и их интеграции;
• стимулирование рыночного спроса на инновации и использование концепции «лидирующих» рынков, предполагающей поддержку рынков, наиболее восприимчивых к нововведениям;
• стимулирование инноваций в госсекторе, преодоление бюрократического консерватизма государственной администрации;
• усиление региональной инновационной политики.
В 90-е годы произошло объединение научной, промышленной, частично экономической и региональной политики в инновационную, которая приобрела системный характер. Ее главной целью стало поддержание среды, благоприятствующей созданию нововведений.
Во второй половине
90-х годов правительства
n Образование новых административных структур, основанных на системном характере инноваций. Ряд стран (Великобритания, Германия) изменили функции министерств или создали новые министерства, занимающиеся вопросами инновационной политики. В Финляндии возглавляемый премьер-министром Совет по научной и технологической политике несет ответственность за стратегическое развитие и координацию этой политики, а также инновационной системы в целом. В Испании правительство сформировало в рамках национальной инновационной программы (PROINOV – the Integrated Programme for Innovation) координационную структуру в области инновационной политики под руководством премьер-министра.
Внесены также изменения в механизм координации – созданы новые координирующие органы (инновационные советы) или в компетенцию уже существующих научных советов включены вопросы инновационной деятельности.
n Признание на правительственном уровне инноваций жизненно важным фактором экономического развития, проведение широкой правительственной кампании по проблемам нововведений, активизация диалога между научным сообществом, промышленностью и общественностью.
Практика проведения информационных кампаний распространена в Великобритании и Германии. В Испании создан Форум информационного общества, одной из главных задач которого является стимулирование координации деятельности правительства и различных промышленных и общественных организаций при разработке Национального плана действий по созданию информационного общества.
n Использование нового механизма прогнозирования и выработки приоритетов «Предвидение» (“Foresight”) для формирования национальной инновационной стратегии. Его цель – определить стратегические направления исследований и инноваций, необходимые для повышения конкурентоспособности страны4.
Мероприятия по
координации проведены также
на уровне ЕС. В Европейском совете
в 2002 г. произошло объединение советов
по внутреннему рынку и
Большое значение для координации национальных инновационных политик имеют мероприятия ЕС по сбору, анализу, оценке и распространению информации о состоянии инновационной деятельности в странах-членах и наиболее успешных примерах инновационной политики. В их числе:
• тренды инноваций в Европе (the Trend Chart on Innovation in Europe) – распространение успешных примеров инновационной политики;
• Европейский инновационный таблоид (the European Innovation Scoreboad) – ежегодные данные о состоянии науки, техники, инновационного поведения компаний и инновационной среды;
• специальные обследования конкретных аспектов инновационной политики, включая отношение компаний к нововведениям Иннобарометр (the Innonarometer);
• деятельность электронной службы информации ЕС по НИОКР и инновационной политике – CORDIS, в рамках которой предоставляются также сведения о возможностях использования результатов работ по проектам ЕС (Technology Marketplace).
Все эти информационные
мероприятия выходят за рамки
программ НИОКР, финансируемых из фондов
ЕС, и охватывают всю инновационную
деятельность стран Западной и Центральной
Европы.
Ключевую роль в инновационной деятельности играет Министерство внешней торговли и промышленности (МВТП). Имеется долговременная программа инновационного развития страны, осуществляется стимулирование прикладных исследований закупок лицензий за рубежом.
На смену вытеснению иностранных конкурентов с существующих рынков за счет дешевизны и высокого качества товаров приходит еще более сложная задача – самим формировать новые рынки, сохраняя низкие цены и высокое качество новых товаров.
Долгосрочная цель государственной политики Японии – превращение страны из «имитатора» и «рационализатора» в творца технологий. Приоритетное направление – информационные системы, механотроника, биотехнологии, новые материалы.
Государство не только определяет стратегию общего и отраслевого развития промышленности и внешней торговли, но и имеет в своем распоряжении достаточно большой арсенал средств и методов, позволяющих конкретизировать эту стратегию. Помимо традиционных экономических и административных способов воздействия на развитие экспортного производства и экспорта, таких как льготное кредитование и страхование от уплаты налогов, прямое субсидирование, государственная комплексная помощь экспортерам, содействие их сбытовой деятельности и т. п., японские государственные органы широко используют и косвенные методы:
а) целевое распределение финансовых ресурсов, предоставляемых частными банками, и сосредоточение их в приоритетных отраслях;
б) содействие предприятиям в приобретении передовой иностранной технологии;
в) контроль за научно-техническим обменом с зарубежными странами.
Японская модель интеграции науки и производства, научно-технического прогресса предполагает строительство совершенно новых городов-технополисов, сосредотачивающих НИОКР и наукоемкое промышленное производство.
По
мнению американского специалиста
по японским технополисам
Ш. Тацуно, стратегия технополисов – это
стратегия прорыва в новые сферы деятельности
высшего технологического уровня, а тем
самым – это стратегия интеллектуализации
всего японского хозяйства.
Государственное
регулирование инновационными процессами
в Японии также характеризуется
индикативным планированием НИОКР,
высокими импортными таможенными тарифами,
предоставлением налоговых и
кредитных льгот в
Японское правительство принимает меры по развитию международной интеграции и кооперирования. Например, существует соглашение об американо-японском сотрудничестве в области науки и техники.
В
результате активной инновационной
деятельности Япония занимает первое
место в мире по уровню ВВП на
душу населения, эффективности использования
ресурсов, темпам экономического роста
среди промышленно развитых стран,
продолжительности жизни
В Китае с 1980-х
годов значительную роль в развитии
инновационного бизнеса играют различные
виды льготных административно-
Активно вовлекается
в инновационную деятельность и
квалифицированная рабочая
В Южной Корее изначально модернизация была построена на заимствовании зарубежных технологий, которое происходило в разных формах: контракты «под ключ», лицензирование, консультативные услуги. Изучение иностранного опыта происходило, главным образом, путем создания совместных венчурных фирм с японскими партнерами. В настоящее время, несмотря на то, что Корея по многим высокотехнологичным позициям лидирует в мировом экспорте, страна по-прежнему во многом зависит от импортной техники по причине недостаточного развития собственных базовых технологий.
В 1998 году правительство
провело реструктуризацию государственных
исследовательских центров, создавая
конкурентную среду. С этого момента
исследовательские институты
Корейская патентная
система считается одной из самых
результативных в мире. Корейское
ведомство по интеллектуальной собственности
(KIPO) с 1997 года переориентировалось
на заимствование принципов
В Таиланде большое внимание уделяется развитию нанотехнологий. Национальное агентство по нанотехнологиям Таиланда (NANOTEC) разработало концепцию по превращению страны к 2013 году в один из региональных центров юго-восточной Азии по развитию нанотехнологий. Начато создание сети высокотехнологичных парков, включающих в себя местные университеты, государственные и частные НИИ, в том числе с привлечением зарубежных ученых, деятельность которых будет сфокусирована на трех основных областях – создании новых наноматериалов, развитии нанобиотехнологий и наноэлектроники. Развитие биотехнологий связано с созданием в стране Национального центра генной инженерии и биотехнологий (BIOTEC).
Республика Индонезия
стремится к выходу на качественно
более высокий уровень научно-
В Индонезии исследованиями в сфере нанотехнологий занимаются находящиеся в системе Министерства исследований и технологий Институт естественных наук (LIPI), Национальное агентство по атомной энергии (BATAN), Национальное аэрокосмическое агентство (LAPAN), Агентство по исследованию и внедрению технологий (BPPT), Исследовательский центр при Министерстве промышленности, а также ряд государственных и частных исследовательских институтов - в общей сложности, более 120 организаций. Сферы исследований касаются, прежде всего, наноматериалов, далее идут нанофармацевтика, энергетика, нанобиотехнологии и наноэлектроника. Среди проблем, с которыми сталкивается Индонезия, на первом месте стоит нехватка информации, на втором – конкретных прикладных технологий, на третьем – дефицит специалистов, далее – недостаточное финансирование.
В экономике Индии сформированы сектора инновационной системы мирового (или сопоставимого с мировым) уровня, – автомобильная промышленность, информационные технологии, коммуникации, фармацевтика, а также атомная энергетика, космическая отрасль. В стране действуют 45 технопарков, которые в совокупности производят 80% экспортируемой продукции ИТ-сферы. Кроме того, благодаря принятым мерам государственной поддержки индийских информационных технологий, на Индию приходится 65% мирового рынка аутсорсинга – так, более 300 транснациональных корпораций перевели в нее свои подразделения по разработке компьютерных программ. Такая привлекательность для иностранного бизнеса связана с высокой квалификацией индийских ИТ-специалистов с одновременной дешевизной их труда – зарплаты аналогичных работников в США оказываются в среднем в 6 раз выше.
Информация о работе Государственное регулирование инновационной деятельности