Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Октября 2011 в 02:26, доклад
Инновация - это производственный фактор, влияющий на формирование продуктивности общественного производства и объема валового национального продукта в длительной перспективе.
Все страны стремятся к разработке и реализации государственной инновационной политики. Влияние государства должно быть направлено на максимальную поддержку собственного инновационного потенциала, ведущих научных и конструкторских центров, а также на обеспечение реализации научно-технической политики, отвечающей мировому уровню.
Инновация - это
производственный фактор, влияющий на
формирование продуктивности общественного
производства и объема валового национального
продукта в длительной перспективе.
Все страны стремятся к разработке и реализации
государственной инновационной политики.
Влияние государства должно быть направлено
на максимальную поддержку собственного
инновационного потенциала, ведущих научных
и конструкторских центров, а также на
обеспечение реализации научно-технической
политики, отвечающей мировому уровню.
Это означает, что Украина должна избрать
следующие направления разработки "высоких"
технологий, для реализации которых в
государстве уже созданы реальные предпосылки
и имеющийся соответствующий научно-технический
потенциал выхода на передовые позиции
мировой науки и техники. Механизм создания
и распространения нововведений имеет
три общие составляющие, характерные почти
для всех стран:
• систему государственной поддержки
фундаментальных и поисковых исследований;
• различные формы и источники финансирования
и косвенного стимулирования исследований;
• поддержку малого инновационного предпринимательства.
Меры государственного регулирования
инновационной деятельности должны быть
направлены на всестороннее поощрение
предпринимательства и частной инициативы.
Как показывает
опыт развитых стран, основными направлениями
влияния правительственных
Формирование финансовых и законодательных
стимулов для поддержки инновационных
технологий и предпринимательства в сфере
науки и научно-технической деятельности
является важнейшим направлением государственного
регулирования в инновационной сфере.
К стимулам государственного регулирования
в научной и научно-технической деятельности
относятся:
• кредиты, налоговые и амортизационные
льготы;
• корректировка антимонопольного законодательства;
• внешнеэкономические преференции;
• информационно-консультационная поддержка;
• другие финансовые льготы.
К системе стимулов инновационного процесса
входят комплексно-правовые нормы, а именно:
промышленное охранное право частной
и интеллектуальной собственности; законодательное
закрепление интеллектуальной собственности
и правовое регулирование ее использования.
Эффективной формой
государственного вмешательства в
инновационную и научную
Согласно Закону Украины "Об основах
государственной политики в сфере науки
и научно-технической деятельности"
(действует с 24 марта 1992) основными средствами
государственного влияния в этой сфере
должны быть:
• национальные государственные и межгосударственные
научно-технические программы;
• государственный заказ в научно-технической
сфере;
• государственная научно-техническая
экспертиза;
• бюджетное финансирование научно-технической
деятельности;
• патентно-лицензионная деятельность;
• метрология, стандартизация и сертификация
продукции в научно-технической сфере;
• формирование научно-технических кадров;
• создание системы научно-технической
информации.
Украина должна решить неотложные задачи
в сфере развития инновационной и научно-технической
деятельности. их реализация положительно
влиять как на достижение экономической
стабилизации, так и на обеспечение экономического
развития на новой технологической и технической
основе.
Органами государственного регулирования инновационной деятельности в США являются:
§ Американский научный фонд (курирует фундаментальные исследования);
§ Американский научный совет (курирует промышленность и университеты);
§ НАСА (Национальное космическое агентство);
§ Национальное бюро стандартов;
§ Национальный институт здравоохранения;
§ Министерство обороны;
§ Национальный центр промышленных исследований;
§ Национальная академия наук;
§ Национальная техническая академия;
§ Американская ассоциация содействия развитию науки.
Большинство структур финансируется из федерального бюджета. Государство стимулирует создание венчурных фирм и исследовательских центров. По предоставлению Национального научного фонда США наиболее эффективные венчурные фирмы могут в первые 5 лет полностью или частично финансироваться из федерального бюджета. Наиболее наукоемкие и эффективные исследования государство финансирует полностью из-за их сложности, высоких издержек, риска, сильной международной конкуренции.
По
данным Национального научного фонда
США, на современном этапе НТП
возросла в НИР доля малого бизнеса.
Мелкие и средние фирмы (с численностью
до 500 человек) за последние два десятилетия
выдали примерно в 2,5 раза больше нововведений
на одного занятого или доллар затрат,
чем крупные корпорации (с численностью
занятых более
10 тысяч человек).
Как и в других странах технологического ядра, в США действуют венчурные фирмы (фирмы «рискованного» капитала) и фирмы «спин-офф» (фирмы – «отпрыски», отделяющиеся от вузов, независимых институтов, государственных исследовательских центров и специальных лабораторий крупных промышленных корпораций), инвестиционные фонды. Государство активно ведет субсидирование фирм «спин-офф» через крупные некоммерческие научные центры и университеты, вокруг которых сосредоточены и от которых постоянно отделяются эти фирмы.
Следует также отметить практику бесплатной выдачи лицензий на коммерческое использование изобретений, запатентованных в ходе бюджетных исследований и являющихся собственностью федерального правительства.
Существенный элемент прямой поддержки инновационных процессов – формирование государственной инновационной инфраструктуры. Государство может создавать сети центров распространения нововведений и консультационных центров, оказывающих деловые услуги инноваторам. Государство способствует формированию рынка инноваций (информация в государственных изданиях, выставки, биржи, ярмарки и т. п.) и само выступает его агентом, например, при покупке и продаже лицензий.
Государственные органы призваны осуществлять мониторинг и прогнозирование инновационных процессов в стране и за рубежом, а часто и поиск наиболее эффективных передовых технологий для широкого внедрения. Особое место занимает государственная экспертиза инновационных проектов, поскольку отдельным организациям, осуществляющим нововведения, трудно оценить все их возможные эффекты в общеэкономическом масштабе. Инновационным организациям могут предоставляться льготы по оплате государственных услуг – связи, тепла, электроэнергии и т. д.
Не менее популярны меры моральной поддержки: вручение выдающимся ученым и инноваторам государственных наград, присвоение почетных званий, пропаганда инновационных способов хозяйствования, потребления инновационных продуктов и услуг, имеющихся в стране научно-технических и нововведенческих традиций, посещение руководителями государства ведущих инновационных организаций, участие представителей научно-технической интеллигенции в важнейших государственных мероприятиях, поддержка самоорганизации научно-технического сообщества и т. д.
Среди мер косвенного регулирования следует отметить налоговые льготы. Льготное налогообложение прибыли реализуется как путем сокращения налогооблагаемой базы, так и путем уменьшения налоговых ставок, вычета из налоговых платежей.
Особенностью государственной инновационной политики США является также низкая «ведомственная» концентрация решений по выработке и реализации инновационных проектов (в Японии, наоборот, высокая).
В целях развития инновационной деятельности в США в 1984 г. был принят «Закон о кооперации в сфере НИОКР».
В
США большое внимание уделяется
прогнозированию и экспертизе инновационных
проектов, ведению государственной
статистики инноваций. Здесь отработан
механизм развития внутренней и международной
конкуренции, антитрестовское
100 лет. Неудивительно, что страна занимает
первое место в мире по уровню конкурентоспособности.
Перед лицом реалий ХХI в. страны Западной Европы взяли курс на ускоренное развитие инновационной экономики. Изменение характера и значения нововведений в экономике, основанной на знаниях, отставание Западной Европы от США и Японии в сфере перспективных технологий, расширение ЕС на восток – все эти факторы лежат в основе разработки новых направлений инновационной стратегии Западной Европы.
В инновационной
экономике все большее значение
наряду с технологическими нововведениями
приобретают организационные и
маркетинговые, а сфера НИОКР
перестает быть единственным источником
инноваций, хотя и остается основным.
В результате одно из главных мест
в инновационной политике занимают
институциональные
Курс на создание
конкурентоспособной
В настоящее время ЕС в среднем направляет на НИОКР 1,9% ВВП, в то время как США – 2,64, Япония – 3,04% (в ряде европейских стран этот показатель выше – в Швеции 3,6%, Финляндии 3,1%). В 2000 г. ЕС затратил на НИОКР в области медицинских технологий, авиации, фармацевтики и других наукоемких сфер 164 млрд евро (166,6 млрд долл.), а США – 288 млрд евро (285,6 млрд долл.). Если в США доля частного сектора в общих расходах на НИОКР составляет 68,2%, то в ЕС – 56,3% 1. Серьезно отстает ЕС и по показателям инновационной активности, в частности по доле в ВВП венчурного капитала, капитализации новых компаний, рынка информационных технологий, а также по удельному весу новых продуктов на национальных рынках. В 90-е годы ослабли позиции стран Западной Европы на мировых рынках новейших технологий.
Отставание Западной
Европы от конкурентов во многом вызвано
специфическими чертами этого региона,
в частности высокой долей
госсектора, недостаточными стимулами
к предпринимательству, различиями
в национальных инновационных системах,
характере и степени
Так, английское
правительство поставило цель увеличить
в 2003 г. за счет частного бизнеса национальные
расходы на НИОКР с 1,9 до 2,8% ВВП. Этому
должны способствовать такие меры,
как введенный в апреле 2002 г. налоговый
кредит для осуществляющих НИОКР
малых и средних фирм; расширение
и уточнение работ, квалифицируемых
как НИОКР; отмена около 40 норм, регулирующих
деятельность компаний. По расчетам министерства
финансов, в результате налогового
кредита сумма экономии для малых
и средних предприятий
Отсутствие серьезного
прогресса в инновационном
Информация о работе Государственное регулирование инновационной деятельности