Государственное регулирование инновационной деятельности

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Октября 2011 в 02:26, доклад

Описание работы

Инновация - это производственный фактор, влияющий на формирование продуктивности общественного производства и объема валового национального продукта в длительной перспективе.
Все страны стремятся к разработке и реализации государственной инновационной политики. Влияние государства должно быть направлено на максимальную поддержку собственного инновационного потенциала, ведущих научных и конструкторских центров, а также на обеспечение реализации научно-технической политики, отвечающей мировому уровню.

Работа содержит 1 файл

Инновционный.docx

— 33.41 Кб (Скачать)
  1. Влияние государственных  структур на инновационную деятельность

Инновация - это  производственный фактор, влияющий на формирование продуктивности общественного  производства и объема валового национального  продукта в длительной перспективе. 
Все страны стремятся к разработке и реализации государственной инновационной политики. Влияние государства должно быть направлено на максимальную поддержку собственного инновационного потенциала, ведущих научных и конструкторских центров, а также на обеспечение реализации научно-технической политики, отвечающей мировому уровню. 
Это означает, что Украина должна избрать следующие направления разработки "высоких" технологий, для реализации которых в государстве уже созданы реальные предпосылки и имеющийся соответствующий научно-технический потенциал выхода на передовые позиции мировой науки и техники. Механизм создания и распространения нововведений имеет три общие составляющие, характерные почти для всех стран: 
• систему государственной поддержки фундаментальных и поисковых исследований; 
• различные формы и источники финансирования и косвенного стимулирования исследований; 
• поддержку малого инновационного предпринимательства. 
Меры государственного регулирования инновационной деятельности должны быть направлены на всестороннее поощрение предпринимательства и частной инициативы.

Как показывает опыт развитых стран, основными направлениями  влияния правительственных органов  на процессы в инновационной сфере  является планирование, финансово-кредитное  регулирование, стимулирование, правовой порядок и организация производственной деятельности. 
Формирование финансовых и законодательных стимулов для поддержки инновационных технологий и предпринимательства в сфере науки и научно-технической деятельности является важнейшим направлением государственного регулирования в инновационной сфере. К стимулам государственного регулирования в научной и научно-технической деятельности относятся: 
• кредиты, налоговые и амортизационные льготы; 
• корректировка антимонопольного законодательства; 
• внешнеэкономические преференции; 
• информационно-консультационная поддержка; 
• другие финансовые льготы. 
К системе стимулов инновационного процесса входят комплексно-правовые нормы, а именно: промышленное охранное право частной и интеллектуальной собственности; законодательное закрепление интеллектуальной собственности и правовое регулирование ее использования.

Эффективной формой государственного вмешательства в  инновационную и научную деятельность является создание при участии государства  вузовской-промышленных исследовательских центров. Задача состоит в стимулировании объединения финансовых ресурсов и материально-технической базы промышленности с квалифицированными кадрами вузов. Средствами такого стимулирования могут быть финансирование начальных затрат вузовской-промышленных центров из средств государственного бюджета; выдача предприятиям-участникам бесплатных лицензий на использование разработанных изобретений и открытий. 
Согласно Закону Украины "Об основах государственной политики в сфере науки и научно-технической деятельности" (действует с 24 марта 1992) основными средствами государственного влияния в этой сфере должны быть: 
• национальные государственные и межгосударственные научно-технические программы; 
• государственный заказ в научно-технической сфере; 
• государственная научно-техническая экспертиза; 
• бюджетное финансирование научно-технической деятельности; 
• патентно-лицензионная деятельность; 
• метрология, стандартизация и сертификация продукции в научно-технической сфере; 
• формирование научно-технических кадров; 
• создание системы научно-технической информации. 
Украина должна решить неотложные задачи в сфере развития инновационной и научно-технической деятельности. их реализация положительно влиять как на достижение экономической стабилизации, так и на обеспечение экономического развития на новой технологической и технической основе.

  1. Особенности инновационного развития в США
 

   Органами  государственного регулирования инновационной  деятельности в США являются:

   § Американский научный фонд (курирует фундаментальные исследования);

   § Американский научный совет (курирует промышленность и университеты);

   § НАСА (Национальное космическое агентство);

   § Национальное бюро стандартов;

   § Национальный институт здравоохранения;

   § Министерство обороны;

   § Национальный центр промышленных исследований;

   § Национальная академия наук;

   § Национальная техническая академия;

   § Американская ассоциация содействия развитию науки.

   Большинство структур финансируется из федерального бюджета. Государство стимулирует  создание венчурных фирм и исследовательских центров. По предоставлению Национального научного фонда США наиболее эффективные венчурные фирмы могут в первые 5 лет полностью или частично финансироваться из федерального бюджета. Наиболее наукоемкие и эффективные исследования государство финансирует полностью из-за их сложности, высоких издержек, риска, сильной международной конкуренции.

   По  данным Национального научного фонда  США, на современном этапе НТП  возросла в НИР доля малого бизнеса. Мелкие и средние фирмы (с численностью до 500 человек) за последние два десятилетия  выдали примерно в 2,5 раза больше нововведений на одного занятого или доллар затрат, чем крупные корпорации (с численностью занятых более  
10 тысяч человек).

   Как и в других странах технологического ядра, в США действуют венчурные фирмы (фирмы «рискованного» капитала) и фирмы «спин-офф» (фирмы – «отпрыски», отделяющиеся от вузов, независимых институтов, государственных исследовательских центров и специальных лабораторий крупных промышленных корпораций), инвестиционные фонды. Государство активно ведет субсидирование фирм «спин-офф» через крупные некоммерческие научные центры и университеты, вокруг которых сосредоточены и от которых постоянно отделяются эти фирмы.

   Следует также отметить практику бесплатной выдачи лицензий на коммерческое использование изобретений, запатентованных в ходе бюджетных исследований и являющихся собственностью федерального правительства.

   Существенный  элемент прямой поддержки инновационных  процессов – формирование государственной инновационной инфраструктуры. Государство может создавать сети центров распространения нововведений и консультационных центров, оказывающих деловые услуги инноваторам. Государство способствует формированию рынка инноваций (информация в государственных изданиях, выставки, биржи, ярмарки и т. п.) и само выступает его агентом, например, при покупке и продаже лицензий.

   Государственные органы призваны осуществлять мониторинг и прогнозирование инновационных процессов в стране и за рубежом, а часто и поиск наиболее эффективных передовых технологий для широкого внедрения. Особое место занимает государственная экспертиза инновационных проектов, поскольку отдельным организациям, осуществляющим нововведения, трудно оценить все их возможные эффекты в общеэкономическом масштабе. Инновационным организациям могут предоставляться льготы по оплате государственных услуг – связи, тепла, электроэнергии и т. д.

   Не  менее популярны меры моральной поддержки: вручение выдающимся ученым и инноваторам государственных наград, присвоение почетных званий, пропаганда инновационных способов хозяйствования, потребления инновационных продуктов и услуг, имеющихся в стране научно-технических и нововведенческих традиций, посещение руководителями государства ведущих инновационных организаций, участие представителей научно-технической интеллигенции в важнейших государственных мероприятиях, поддержка самоорганизации научно-технического сообщества и т. д.

   Среди мер косвенного регулирования следует  отметить налоговые льготы. Льготное налогообложение прибыли реализуется как путем сокращения налогооблагаемой базы, так и путем уменьшения налоговых ставок, вычета из налоговых платежей.

   Особенностью  государственной инновационной  политики США является также низкая «ведомственная» концентрация решений по выработке и реализации инновационных проектов (в Японии, наоборот, высокая).

   В целях развития инновационной деятельности в США в 1984 г. был принят «Закон о кооперации в сфере НИОКР».

   В США большое внимание уделяется  прогнозированию и экспертизе инновационных  проектов, ведению государственной  статистики инноваций. Здесь отработан  механизм развития внутренней и международной  конкуренции, антитрестовское законодательство действует уже более  
100 лет. Неудивительно, что страна занимает первое место в мире по уровню конкурентоспособности.
 

  1. Особенности инновационного развития в странах  Западной Европы

Перед лицом  реалий ХХI в. страны Западной Европы взяли курс на ускоренное развитие инновационной экономики. Изменение характера и значения нововведений в экономике, основанной на знаниях, отставание Западной Европы от США и Японии в сфере перспективных технологий, расширение ЕС на восток – все эти факторы лежат в основе разработки новых направлений инновационной стратегии Западной Европы.

В инновационной  экономике все большее значение наряду с технологическими нововведениями приобретают организационные и  маркетинговые, а сфера НИОКР  перестает быть единственным источником инноваций, хотя и остается основным. В результате одно из главных мест в инновационной политике занимают институциональные преобразования.

Курс на создание конкурентоспособной инновационной  экономики был взят на саммите  ЕС, состоявшемся в марте 2000 г. в Лиссабоне, а в начале 2002 г. в г. Барселоне  Совет Европы сформулировал ряд  конкретных задач в области стимулирования инновационного развития. Среди них  – увеличение к 2010 г. доли затрат на НИОКР в странах ЕС с 1,9 до 3% ВВП, прежде всего за счет роста ассигнований частного сектора; дальнейшая вертикальная и горизонтальная координация инновационной  политики; создание единого Европейского исследовательского пространства с  учетом расширения Евросоюза.

В настоящее  время ЕС в среднем направляет на НИОКР 1,9% ВВП, в то время как  США – 2,64, Япония – 3,04% (в ряде европейских  стран этот показатель выше – в  Швеции 3,6%, Финляндии 3,1%). В 2000 г. ЕС затратил на НИОКР в области медицинских  технологий, авиации, фармацевтики и  других наукоемких сфер 164 млрд евро (166,6 млрд долл.), а США – 288 млрд евро (285,6 млрд долл.). Если в США доля частного сектора в общих расходах на НИОКР составляет 68,2%, то в ЕС – 56,3% 1. Серьезно отстает ЕС и по показателям инновационной активности, в частности по доле в ВВП венчурного капитала, капитализации новых компаний, рынка информационных технологий, а также по удельному весу новых продуктов на национальных рынках. В 90-е годы ослабли позиции стран Западной Европы на мировых рынках новейших технологий.

Отставание Западной Европы от конкурентов во многом вызвано  специфическими чертами этого региона, в частности высокой долей  госсектора, недостаточными стимулами  к предпринимательству, различиями в национальных инновационных системах, характере и степени инновационного развития государств – членов Евросоюза. В результате расширения ЕС новые  члены2 привнесут и собственные негативные особенности научно-технического развития, оставшиеся от планово-государственной экономики. В последнее время ЕС смог добиться некоторых сдвигов в реализации стратегии инновационного развития. Ряд стран (в частности Великобритания) увеличили расходы на НИОКР или отказались от их запланированного сокращения (например, Франция), начали использовать новые механизмы стимулирования инновационной деятельности в предпринимательском секторе.

Так, английское правительство поставило цель увеличить  в 2003 г. за счет частного бизнеса национальные расходы на НИОКР с 1,9 до 2,8% ВВП. Этому  должны способствовать такие меры, как введенный в апреле 2002 г. налоговый  кредит для осуществляющих НИОКР  малых и средних фирм; расширение и уточнение работ, квалифицируемых  как НИОКР; отмена около 40 норм, регулирующих деятельность компаний. По расчетам министерства финансов, в результате налогового кредита сумма экономии для малых  и средних предприятий достигнет 150 млн ф. ст. в год, что составляет 1/3 расходов на НИОКР в этом секторе. Данная налоговая льгота распространится на 4 500 фирм с занятостью не более 250 человек, годовым оборотом, не превышающим 25 млн ф. ст. (40 млн евро), и ежегодными расходами на НИОКР в размере не менее 25 тыс. ф. ст. На их долю приходится около 10% затрат на НИОКР в частном секторе.

Отсутствие серьезного прогресса в инновационном развитии, проблемы в связи с расширением  Евросоюза, старение населения –  все эти факторы легли в  основу предложений Еврокомиссии по новым направлениям инновационной  политики. Эти предложения сформулированы в документе «Инновационная политика: современные подходы в контексте  Лиссабонской стратегии»3, где выделены следующие приоритеты:

Информация о работе Государственное регулирование инновационной деятельности