Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2013 в 16:10, курсовая работа
Сегодня США стремятся к обеспечению лидерства на всех направлениях научных знаний, укреплению связей между фундаментальными науками и национальными целями, развитию эффективного партнерства между государством, промышленностью и академическими кругами, подготовке ученых и инженеров особо высокого класса для Америки XXI века. Все это предпринимается на фоне повышения уровня научно-технических знаний населения страны.
По мере усиления международной конкуренции стратегия научно-технологической политики США подвергается радикальной перестройке.
Введение 3
Глава 1. История развития государственной инновационной политики США 4
Глава 2. Структура инновационной системы США 9
Глава 3. Система инструментов инновационной политики США 13
Заключение 25
Список использованной литературы 26
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
НАЦИОНАЛЬНЫЙ
ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ТОМСКИЙ
Кафедра менеджмента
КУРСОВАЯ РАБОТА НА ТЕМУ
«Государственная
поддержка инновационной
ТОМСК 2011
Содержание
Сегодня США стремятся к обеспечению
лидерства на всех направлениях научных
знаний, укреплению связей между фундаментальными
науками и национальными
По мере усиления международной
конкуренции стратегия научно-
В современной мировой экономике США, наряду с Великобританией и Японией относящиеся к категории стран – лидеров в области инноваций, продолжают доминировать по основным направлениям исследований и разработок. За последние 50 лет там возникло около 60% всех технических инноваций. Преимущества этой страны в создании и коммерциализации информационных, военно-космических, биотехнологических и природоохранных технологий общепризнанны.
Отличительными чертами
С 1998 г. Соединенные Штаты вступили
в эпоху положительного бюджетного сальдо
— профицита. Впервые за несколько десятилетий
доходы федерального правительства начали
превышать расходы. При администрации
Клинтона наблюдался беспрецедентно длительный
6-летний период экономического роста
с минимальным уровнем инфляции, безработицы.
Производительность труда в США сегодня
на 15-35% выше, чем в других развитых странах.
В стране сложилась наиболее динамичная
модель экономического развития. Экономический
бум 90-х гг. объясняется технологическими
изменениями в обществе — инновациями,
приведшими к появлению новых и улучшенных
производственно-
Чтобы разобраться
в текущем состоянии и
В то время основным источником финансовой помощи университетам и колледжам являлись именно частные инвестиции, федеральное правительство финансировало лишь весьма ограниченный спектр исследований, в основном сельскохозяйственных.
Весь путь развития инновационной политики США в XX веке можно разделить на четыре этапа. Период между Первой и Второй мировыми войнами (1914-1945 гг.) можно определить как время формирования национальной инновационной системы и важных изменений в подходах к финансированию науки. Начальный период холодной войны (1945-1957 гг.) характеризовался ростом государственного финансирования НИОКР и формированием государственной политики в сфере научных исследований. Поворотным моментом, означавшим начало нового этапа (1957-1989 гг.), стал запуск СССР первого искусственного спутника Земли в 1957 г. Зародившаяся в результате мер, предпринятых для возвращения США технологического превосходства, новая политика в области науки, образования, технологий и инноваций позволила стране закрепить свои лидирующие позиции и заложить основу для достижений следующего, современного этапа развития (1989-по настоящее время).
Этап 1. Зарождение инновационной системы (1914-1945). Период между Первой и Второй мировыми войнами. Первая мировая война оказала существенное влияние на организацию американской науки на всех уровнях и ее роль в экономике страны. Основной движущей силой этих изменений стало массовое внедрение результатов научных исследований в реальное производство. Эффект был настолько силен, что именно к этому времени относят зарождение промышленных НИОКР как значимого фактора экономического развития, а по мнению многих экспертов, и всей инновационной системы США.
Период между Первой и Второй мировыми войнами характеризовался некоторым спадом интереса федерального правительства к исследованиям и разработкам. Тем не менее, именно в это время происходят важные организационные изменения в финансировании науки. Так, в 1930 г. создаются Национальные институты здравоохранения (National Institutes of Health, NIH) – федеральное медицинское исследовательское агентство с большим исследовательским бюджетом, входящее в структуру Министерства здравоохранения и социальных услуг США.
Во время Второй
мировой войны правительство
увеличило инвестиции как в науку
в целом, так и в фундаментальные
исследования в частности. Растущие
потребности оборонной
Если в начале ХХ века американские ученые для повышения уровня знаний ездили в Европу, то входе Второй Мировой войны и после ее окончания уже американская наука усиливалась за счет притока ученых из Европы.
Этап 2. Рост государственного финансирования НИОКР (1945-1957). Начальный период холодной войны. С началом холодной войны роль государства в сфере научных исследований стала быстро расти – национальная оборона нуждалась в серьезных инвестициях. В результате доля государственного финансирования НИОКР за пять лет возросла до 75 % с менее чем 20 %. При этом всё больший и больший процент федеральных средств распределялся по контрактам между вузами и компаниями, в то время как до войны практически все средства доставались федеральным исследовательским институтам.
Именно на этом
этапе возникла полноценная государственная
политика в области научных
Этап 3. Всплеск активности в инновационной политике (1957-1989). Период холодной войны после запуска советского спутника и до исчезновения «социалистического лагеря». Запуск спутника Советским Союзом в 1957 году оказал огромное влияние на дальнейшее развитие американской инновационной системы. Уже в 1958 году было создано Национальное аэрокосмическое агентство (National Aeronautics and Space Administration, NASA). Кроме того, была восстановлена должность Советника по Науке при Президенте США и создано Агентство передовых оборонных исследовательских проектов (Defense Advanced Research Projects Agency, DARPA).
К 1960 году доля федеральных инвестиций в финансировании академических исследований достигла 60 %. Значительно выросло и финансирование исследований гражданского сектора, в частности, медицинских. С 1950 по 1960 гг. военные затраты в США выросли с 12,9 до 39,2 млрд долл. Однако, в 1960–70-х гг. в обществе стало всё больше распространяться мнение о чрезмерной милитаризации американской науки. В результате, к середине 1960-х гг. доля финансирования оборонных исследований уменьшилась до половины от общих федеральных затрат на НИОКР. Снизилась и роль Министерства обороны в академических исследованиях –с 44 % федеральных затрат на НИОКР в 1958 году до 21 % в 1965 году и лишь 9 % в 1980 году.
После избрания в 1980 году Рональда Рейгана президентом и начала очередного витка гонки вооружений оборонные затраты вновь резко возросли до 75% от общего федерального бюджета на НИОКР. Существенную роль в этом сыграло принятие в 1984 году программы Стратегической Оборонной Инициативы (Strategic Defense Initiative). Повысилась и активность федерального правительства в сфере инновационной политики. В частности, именно в 1980-х гг. правительством был реализован целый ряд ключевых законодательных мер, оказавших большое влияние на облик НИС США.
Так, принятый в 1980 году Закон Бай-Доула предоставил университетам, некоммерческим организациям и малым предприятиям права собственности на изобретения, созданные при финансовой поддержке правительства. Организации, получившие финансирование за счет средств федерального бюджета, обрели возможность выбора в отношении патентообладания. В свою очередь, и получатель финансовой помощи был обязан брать на себя определенные обязательства, позволяющие государству эффективно оказывать влияние на процесс коммерциализации изобретений. Закон Бай-Доула фундаментальным образом изменил взаимодействие между правительством, университетами и частным сектором в сфере передачи прав собственности и поощрения лицензирования федеральных изобретений частному сектору. В целом Закон Бай-Доула является одним из важнейших инструментов государственной политики в области коммерциализации инноваций.
Также принятый в 1980 году Закон о технологических инновациях Стивенсона-Уайдлера предоставил широкие полномочия Министерству торговли США и поставил перед ним задачи активизации процессов внедрения инноваций в государственном и частном секторах, а также оказания всесторонней поддержки трансферту технологий на общенациональном уровне. Учитывая то, что федеральные лаборатории имеют значительное количество «коммерчески ценных технологий», которые могли бы содействовать повышению конкурентоспособности фирм США, закон требовал от каждой федеральной лаборатории создания офиса по выявлению коммерчески ценных технологий и их последующему трансферту частному сектору (Office of Technology Licensing или Office of Technology Transfer).
Заложенная в основе Закона Стивенсона-Уайдлера
политика «передачи технологий»
концептуально совпадала с
Этап 4. Смена ориентиров
и совершенствование
В конце 1980-х гг. Всеобъемлющий акт по торговле и конкуренции (Omnibus Trade and Competitiveness Act of 1988) законодательно укрепил процесс создания центров трансфера промышленных технологий и промышленных услуг. Центры, формируемые на основе тесного сотрудничества государственного и частного секторов, были нацелены на обеспечение как можно более полного использования результатов НИОКР на практике.
Дальнейшее развитие
отношения федерального правительства
к проблемам инноваций можно
охарактеризовать как циклическое
– периоды высокой активности
сменялись периодами
Так, за периодом
высокой активности 1990-х гг., итогом
которого стала реорганизация
Информация о работе Государственная поддержка инновационной деятельности в США