Государственная инновационная стратегия России

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2011 в 15:16, реферат

Описание работы

Актуальность темы исследования обусловлена возрастанием роли инноваций как фактора роста благосостояния и устойчивости социально-экономического развития. Реалии современной экономики таковы: сегодня лучше живет та страна, которая обладает более высокими технологиями. В XXI веке, по прогнозам, значимость современных технологий и других инноваций в социально-экономическом развитии еще более усилится.

Содержание

Введение ……………………………………………………………3
1. Инновационная деятельность как объект
государственного управления……………………………………..6
2. Поддержка инновационной деятельности…………………….11
3. Стратегия государственной поддержки
инновационной деятельности в РФ ……………..……………….13
4. Инновационная политика Оренбургской области ..………….15
5. Основные определения…………………………………………16
Список литературы………………………………………………..

Работа содержит 1 файл

реферат распечатать.doc

— 105.50 Кб (Скачать)

     Исключение  социальных инноваций из состава нововведений, подлежащих государственному регулированию, означает официальное закрепление узко-технократического подхода к инновационной политике государства. При этом выпадают из поля зрения вопросы обеспечения необходимого социально-экономического и психологического сопровождения производственно-технологических инновационных процессов, что, в свою очередь, ведет к нарушению принципа комплексности при управлении инновационной деятельностью, и к снижению жизнеспособности проводимой инновационной политики. Кроме того, социальные инновации имеют самостоятельное значение для обеспечения стабильности общества как важный элемент механизма его адаптации к изменяющимся условиям существования. Поэтому в переходные периоды, что характерно для современной России, заинтересованность государства в этом классе инноваций объективно возрастает.

     С другой стороны, при использовании  «широкого» подхода возникает реальная опасность смешения понятий инновации  и новшества (любого нового явления  в жизни человеческого общества, безотносительно к его способности стимулировать процессы технологического развития).

     Атрибутивными свойствами инновации являются научная (научно-техническая новизна) и полезность. Ряд авторов, желая подчеркнуть  прикладной характер инновации, ее направленность на получение коммерческого эффекта, выделяют в качестве самостоятельных свойств практическую применимость и коммерческую реализуемость, хотя, строго говоря, это - производные полезности.

      Научно-техническая новизна бывает абсолютной (продукт или услуга, созданные впервые в мире) и  относительной (новое для данной страны, региона, предприятия). Из имеющихся  на сегодня вариантов классификаций инноваций ( их насчитывается более 30 по разным типологическим признакам, и этот список можно продолжить) наибольший интерес применительно к теме исследования представляют классификации по уровню новизны и масштабам ее распространения.

     А. Клайкнехтом впервые было предложено разделять инновации по уровню новизны на базисные (радикальные) и дополняющие. К первым он относил нововведения, которые конституируют новые направления, в то время как вторые возникают в рамках существующего направления. Дополняющие инновации в свою очередь обычно подразделяются на: улучшающие, направленные на дифференциацию и распространение базисных инноваций с более полным учетом специфических требований различных сфер применения и микроинновации, которые вносят частичные улучшения в используемые продукты. Новшества, направленные на продление жизни устаревших, отживших свое товарных продуктов и технологий, являются псевдоинновациями.

     Взаимосвязь между базисными и дополняющими инновациями обуславливает действие так называемого «инновационного  мультипликатора», который связывает  инвестиции в нововведения с ростом совокупного спроса; инвестиции в базисные инновации обуславливают рост производства, инициирующий появление вторичных нововведений, замещающих устаревшие технологии, а внедрение вторичных нововведений сопровождается новыми инвестициями, стимулирующими дальнейший рост производства.

      С потоком базисных инноваций связано  начало больших циклов конъюнктуры, а максимальный всплеск псевдоинноваций  наблюдается обычно в фазе затухания  цикла, когда парадигма, заложенная в основу данного этапа технологического развития страны, общества в целом, уже изживает себя.

     Понимание этих особенностей жизненного цикла  инноваций позволяет более правильно  выстраивать стратегию управления инновационными процессами.

     В зависимости от границ распространения  новшества М. Хучек различает инновации мирового масштаба (уникальные нововведения, не имеющие аналогов в мире), на уровне страны (то, что уже есть в других странах, но ново для этой) и на уровне предприятия. Инновации первого типа обеспечивают наилучшие возможности для технологического прорыва и захвата лидирующих позиций на мировом рынке. Последние два важны при решении проблем импортозамещения и модернизации отечественных производств, в том числе на основе заимствованных технологий. Применительно к России, с учетом действующей в ней системы политико-административного устройства и потребностей управления региональным развитием, в данную классификацию имеет смысл дополнительно ввести группу инноваций на уровне субъекта Федерации (то есть инновации, которые есть в стране, но новы для региона).

     Время, в течение которого какой-либо продукт  может претендовать на название инновации, достаточно индивидуально для различных  групп новшеств. Скорость рутинизации  зависит от степени новизны продукта, быстроты и масштабов его распространения, значимости данного направления для решения стратегических задач развития и т.д. 

     2. Поддержка инновационной деятельности 

     Государственная поддержка инновационной деятельности осуществляется в следующих формах:

      а)финансирование научно-исследовательских, опытно-конструкторских и (или) технологических работ по созданию новой или усовершенствованной продукции, нового или усовершенствованного технологического процесса, предназначенных для практического применения;

     б) финансирование программ и мероприятий, обеспечивающих реализацию государственной инновационной политики;

     в) нормативное правовое обеспечение  развития инновационной деятельности;

     г) размещение государственного заказа на закупку продукции, созданной в  результате инновационной деятельности;

     д) предоставление субсидий на реализацию мероприятий, обеспечивающих реализацию государственной инновационной  политики;

     е) поручительство перед российскими  и иностранными кредиторами и инвесторами по обязательствам субъектов инновационной деятельности;

     ж) установление механизмов поддержки  конкурентоспособности высокотехнологичной продукции, созданной российскими производителями, по сравнению с аналогичной продукцией иностранных производителей, субсидируемой соответствующими государствами;

     з) предоставление в установленном  порядке права использования  принадлежащего государству имущества для осуществления инновационной деятельности;

     к) подготовка, переподготовка и повышение квалификации кадров для осуществления инновационной деятельности.

     Инновационные фонды - финансовые организации любой формы собственности, создаваемые по инициативе субъектов инновационной деятельности и обеспечивающие накопление и эффективное управление финансовыми средствами из государственных и частных источников, включая средства иностранных инвесторов, в целях инвестиционного кредитования инновационных программ и проектов и иных форм поддержки инновационной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

      Основные цели государственной инновационной политики: содействие активизации инновационной деятельности, развитию рыночных отношений и предпринимательства в инновационной сфере; повышение эффективности производства и конкурентоспособности продукции отечественных товаропроизводителей на основе создания и распространения базисных и улучшающих инноваций; привлечение финансового капитала банков, иных финансовых структур и частных инвесторов к расширению инноваций; расширение государственной поддержки инновационной деятельности, повышение эффективности использования государственных ресурсов, направляемых на развитие инновационной деятельности; развитие внешнеэкономических связей в инновационной сфере, в первую очередь, со странами ближнего зарубежья.

     3. Стратегия государственной поддержки инновационной деятельности в РФ 

     Механизм  государственной поддержки научно-технической  и инновационной деятельности в  России находится в стадии формирования.

     Основными принципами государственной поддержки  инновационной деятельности являются:

     - свобода научного и научно-технического творчества;

     - правовая охрана интеллектуальной собственности;

     - интеграция научной и научно-технической  деятельности и образования;

     - поддержка конкуренции в сфере  науки и техники; 

     - концентрация ресурсов на приоритетных  направлениях промышленного и научно-технического развития;

     - стимулирование деловой активности  в инновационной деятельности;

     - развитие международного сотрудничества  и обмена.

     Одной из форм государственной поддержки  инновационной деятельности является прямое финансирование научно-технических  программ и проектов.

     Предусмотрено ежегодное выделение 0,5% от ВВП на финансирование высокоэффективных инновационных проектов.

     Итак, на сегодняшний день в России сложился вполне определенный механизм государственной  поддержки научной и инновационной деятельности.

      Различают следующие формы государственной  поддержки научной и инновационной деятельности:

       прямое бюджетное финансирование;

       льготное налогообложение прибыли, направляемой на инновационную деятельность;

     освобождение  от уплаты налога на собственность  и землю организаций, занимающихся инновационной деятельностью;

     освобождение  от импортных таможенных пошлин и льготные тарифы на ввозимое имущество организациями, занимающимися инновационной деятельностью;

     прямое целевое инвестирование отдельных инновационных проектов;

     кредитование  индивидуальных изобретателей и  малых внедренческих предприятий, консалтинговых фирм беспроцентными банковскими ссудами;

     создание  венчурных инновационных фирм, пользующихся значительными налоговыми льготами;

     снижение  государственных патентных пошлин для индивидуальных изобретателей;

     отсрочка  уплаты патентных пошлин по ресурсосберегающим и природоохранным технологиям;

     право на ускоренную амортизацию оборудования;

     создание  сети технополисов и технопарков.

      Стратегия государственной поддержки  инновационной деятельности направлена на разработку и совершенствование нормативно-правового обеспечения инновационной деятельности, механизмов ее стимулирования, системы институциональных преобразований, защиты интеллектуальной собственности в инновационной сфере и введение ее в хозяйственный оборот; создание системы комплексной поддержки инновационной деятельности, развития производства, повышения конкурентоспособности и экспорта наукоемкой продукции.

     В условиях дефицита собственных денежных средств, а также ограниченности государственной поддержки отечественные  организации вынуждены значительную часть ресурсов использовать на финансирование текущих нужд действующего производства и в редких случаях - на освоение новых технологий и наукоемкой конкурентоспособной продукции.

     Значительного улучшения финансовой ситуации в  науке можно добиться путем перераспределения и концентрации бюджетных средств на приоритетных направлениях, селективной поддержки ведущих отраслевых научных организаций, а также привлечения средств внебюджетных источников и частного капитала. 
 

     4. Инновационная политика Оренбургской области 

      Государственная инновационная политика Оренбургской области разрабатывается и осуществляется на основе: инновационных прогнозов - предвидения основных направлений производственного освоения научно-технических достижений Оренбургской области на краткосрочную и долгосрочную перспективу; инновационной стратегии - определения приоритетных направлений создания и распространения базисных и улучшающих инноваций в Оренбургской области на среднесрочную и долгосрочную перспективу; инновационных программ, формируемых и реализуемых уполномоченными органами государственной власти и органов местного самоуправления Оренбургской области; инновационных проектов, прошедших экспертизу и конкурсный отбор на оказание государственной поддержки в формах, предусмотренных законодательными и нормативными правовыми актами РФ и Оренбургской области.

Информация о работе Государственная инновационная стратегия России