Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2011 в 15:16, реферат
Актуальность темы исследования обусловлена возрастанием роли инноваций как фактора роста благосостояния и устойчивости социально-экономического развития. Реалии современной экономики таковы: сегодня лучше живет та страна, которая обладает более высокими технологиями. В XXI веке, по прогнозам, значимость современных технологий и других инноваций в социально-экономическом развитии еще более усилится.
Введение ……………………………………………………………3
1. Инновационная деятельность как объект
государственного управления……………………………………..6
2. Поддержка инновационной деятельности…………………….11
3. Стратегия государственной поддержки
инновационной деятельности в РФ ……………..……………….13
4. Инновационная политика Оренбургской области ..………….15
5. Основные определения…………………………………………16
Список литературы………………………………………………..
Исключение
социальных инноваций из состава нововведений,
подлежащих государственному регулированию,
означает официальное закрепление узко-технократического
подхода к инновационной политике государства.
При этом выпадают из поля зрения вопросы
обеспечения необходимого социально-экономического
и психологического сопровождения производственно-
С
другой стороны, при использовании
«широкого» подхода возникает реальная
опасность смешения понятий инновации
и новшества (любого нового явления
в жизни человеческого
Атрибутивными свойствами инновации являются научная (научно-техническая новизна) и полезность. Ряд авторов, желая подчеркнуть прикладной характер инновации, ее направленность на получение коммерческого эффекта, выделяют в качестве самостоятельных свойств практическую применимость и коммерческую реализуемость, хотя, строго говоря, это - производные полезности.
Научно-техническая новизна
А. Клайкнехтом впервые было предложено разделять инновации по уровню новизны на базисные (радикальные) и дополняющие. К первым он относил нововведения, которые конституируют новые направления, в то время как вторые возникают в рамках существующего направления. Дополняющие инновации в свою очередь обычно подразделяются на: улучшающие, направленные на дифференциацию и распространение базисных инноваций с более полным учетом специфических требований различных сфер применения и микроинновации, которые вносят частичные улучшения в используемые продукты. Новшества, направленные на продление жизни устаревших, отживших свое товарных продуктов и технологий, являются псевдоинновациями.
Взаимосвязь
между базисными и дополняющими
инновациями обуславливает
С потоком базисных инноваций связано начало больших циклов конъюнктуры, а максимальный всплеск псевдоинноваций наблюдается обычно в фазе затухания цикла, когда парадигма, заложенная в основу данного этапа технологического развития страны, общества в целом, уже изживает себя.
Понимание
этих особенностей жизненного цикла
инноваций позволяет более
В зависимости от границ распространения новшества М. Хучек различает инновации мирового масштаба (уникальные нововведения, не имеющие аналогов в мире), на уровне страны (то, что уже есть в других странах, но ново для этой) и на уровне предприятия. Инновации первого типа обеспечивают наилучшие возможности для технологического прорыва и захвата лидирующих позиций на мировом рынке. Последние два важны при решении проблем импортозамещения и модернизации отечественных производств, в том числе на основе заимствованных технологий. Применительно к России, с учетом действующей в ней системы политико-административного устройства и потребностей управления региональным развитием, в данную классификацию имеет смысл дополнительно ввести группу инноваций на уровне субъекта Федерации (то есть инновации, которые есть в стране, но новы для региона).
Время,
в течение которого какой-либо продукт
может претендовать на название инновации,
достаточно индивидуально для различных
групп новшеств. Скорость рутинизации
зависит от степени новизны продукта,
быстроты и масштабов его распространения,
значимости данного направления для решения
стратегических задач развития и т.д.
2.
Поддержка инновационной
деятельности
Государственная
поддержка инновационной
а)финансирование научно-исследовательских, опытно-конструкторских и (или) технологических работ по созданию новой или усовершенствованной продукции, нового или усовершенствованного технологического процесса, предназначенных для практического применения;
б) финансирование программ и мероприятий, обеспечивающих реализацию государственной инновационной политики;
в) нормативное правовое обеспечение развития инновационной деятельности;
г) размещение государственного заказа на закупку продукции, созданной в результате инновационной деятельности;
д) предоставление субсидий на реализацию мероприятий, обеспечивающих реализацию государственной инновационной политики;
е) поручительство перед российскими и иностранными кредиторами и инвесторами по обязательствам субъектов инновационной деятельности;
ж)
установление механизмов поддержки
конкурентоспособности
з) предоставление в установленном порядке права использования принадлежащего государству имущества для осуществления инновационной деятельности;
к) подготовка, переподготовка и повышение квалификации кадров для осуществления инновационной деятельности.
Инновационные фонды - финансовые организации любой формы собственности, создаваемые по инициативе субъектов инновационной деятельности и обеспечивающие накопление и эффективное управление финансовыми средствами из государственных и частных источников, включая средства иностранных инвесторов, в целях инвестиционного кредитования инновационных программ и проектов и иных форм поддержки инновационной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Основные цели государственной инновационной политики: содействие активизации инновационной деятельности, развитию рыночных отношений и предпринимательства в инновационной сфере; повышение эффективности производства и конкурентоспособности продукции отечественных товаропроизводителей на основе создания и распространения базисных и улучшающих инноваций; привлечение финансового капитала банков, иных финансовых структур и частных инвесторов к расширению инноваций; расширение государственной поддержки инновационной деятельности, повышение эффективности использования государственных ресурсов, направляемых на развитие инновационной деятельности; развитие внешнеэкономических связей в инновационной сфере, в первую очередь, со странами ближнего зарубежья.
3.
Стратегия государственной
поддержки инновационной
деятельности в РФ
Механизм
государственной поддержки
Основными принципами государственной поддержки инновационной деятельности являются:
-
свобода научного и научно-
- правовая охрана интеллектуальной собственности;
-
интеграция научной и научно-
- поддержка конкуренции в сфере науки и техники;
-
концентрация ресурсов на
-
стимулирование деловой
-
развитие международного
Одной из форм государственной поддержки инновационной деятельности является прямое финансирование научно-технических программ и проектов.
Предусмотрено ежегодное выделение 0,5% от ВВП на финансирование высокоэффективных инновационных проектов.
Итак,
на сегодняшний день в России сложился
вполне определенный механизм государственной
поддержки научной и
Различают следующие формы
прямое бюджетное финансирование;
льготное налогообложение
освобождение от уплаты налога на собственность и землю организаций, занимающихся инновационной деятельностью;
освобождение от импортных таможенных пошлин и льготные тарифы на ввозимое имущество организациями, занимающимися инновационной деятельностью;
прямое целевое инвестирование отдельных инновационных проектов;
кредитование
индивидуальных изобретателей и
малых внедренческих
создание венчурных инновационных фирм, пользующихся значительными налоговыми льготами;
снижение
государственных патентных
отсрочка уплаты патентных пошлин по ресурсосберегающим и природоохранным технологиям;
право на ускоренную амортизацию оборудования;
создание сети технополисов и технопарков.
Стратегия государственной поддержки инновационной деятельности направлена на разработку и совершенствование нормативно-правового обеспечения инновационной деятельности, механизмов ее стимулирования, системы институциональных преобразований, защиты интеллектуальной собственности в инновационной сфере и введение ее в хозяйственный оборот; создание системы комплексной поддержки инновационной деятельности, развития производства, повышения конкурентоспособности и экспорта наукоемкой продукции.
В
условиях дефицита собственных денежных
средств, а также ограниченности
государственной поддержки
Значительного
улучшения финансовой ситуации в
науке можно добиться путем перераспределения
и концентрации бюджетных средств на приоритетных
направлениях, селективной поддержки
ведущих отраслевых научных организаций,
а также привлечения средств внебюджетных
источников и частного капитала.
4.
Инновационная политика
Оренбургской области
Государственная инновационная политика Оренбургской области разрабатывается и осуществляется на основе: инновационных прогнозов - предвидения основных направлений производственного освоения научно-технических достижений Оренбургской области на краткосрочную и долгосрочную перспективу; инновационной стратегии - определения приоритетных направлений создания и распространения базисных и улучшающих инноваций в Оренбургской области на среднесрочную и долгосрочную перспективу; инновационных программ, формируемых и реализуемых уполномоченными органами государственной власти и органов местного самоуправления Оренбургской области; инновационных проектов, прошедших экспертизу и конкурсный отбор на оказание государственной поддержки в формах, предусмотренных законодательными и нормативными правовыми актами РФ и Оренбургской области.
Информация о работе Государственная инновационная стратегия России