Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2011 в 15:16, реферат
Актуальность темы исследования обусловлена возрастанием роли инноваций как фактора роста благосостояния и устойчивости социально-экономического развития. Реалии современной экономики таковы: сегодня лучше живет та страна, которая обладает более высокими технологиями. В XXI веке, по прогнозам, значимость современных технологий и других инноваций в социально-экономическом развитии еще более усилится.
Введение ……………………………………………………………3
1. Инновационная деятельность как объект
государственного управления……………………………………..6
2. Поддержка инновационной деятельности…………………….11
3. Стратегия государственной поддержки
инновационной деятельности в РФ ……………..……………….13
4. Инновационная политика Оренбургской области ..………….15
5. Основные определения…………………………………………16
Список литературы………………………………………………..
Содержание
Введение ……………………………………………………………3
1. Инновационная деятельность как объект
государственного управления……………………………………..6
2. Поддержка инновационной деятельности…………………….11
3. Стратегия государственной поддержки
инновационной деятельности в РФ ……………..……………….13
4. Инновационная политика Оренбургской области ..………….15
5. Основные определения…………………………………………16
Список
литературы………………………………………………..
Введение
Актуальность темы исследования обусловлена возрастанием роли инноваций как фактора роста благосостояния и устойчивости социально-экономического развития. Реалии современной экономики таковы: сегодня лучше живет та страна, которая обладает более высокими технологиями. В XXI веке, по прогнозам, значимость современных технологий и других инноваций в социально-экономическом развитии еще более усилится.
Накопленный в России научно-технический потенциал оценивается примерно в 400 млрд. долл., но сегодня он практически не находит применения в реальном секторе экономики. Результаты НИОКР частью устаревают, продаются за рубеж за бесценок. Так, если положительное сальдо США по операциям с интеллектуальной собственностью составляет более 20 млрд. долл. (что существенно больше, чем объем российского нефтяного экспорта), то объем продаж ноу-хау на российских рынках - не более 6 млн. долл. в год.
Между тем экономика России испытывает настоятельную потребность в технологическом обновлении: сегодня она уже отстает от развитых стран на целое поколение техники, и этот разрыв все более увеличивается. Идет трансформация производственного сектора страны в сторону первичных, менее сложных в технологическом отношении производств.
В то же время становление
В результате, если в развитых странах сегодня до 80% ВВП произво- дится на основе освоения научных разработок, то в России с 1992 г. доля инновационно-активных предприятий упала с 16,3% до 5% в настоящее время, при этом выпуск инновационной продукции по этим предприятиям составляет всего около 2,2% от всей массы промышленных изделий.
Основная причина создавшегося положения - отсутствие в России государственной инновационной стратегии, которая составляет фундамент технологического развития всех развитых стран мира, общая антиинноваци-онная направленность социально-экономической политики. Предпринимаемые меры поддержки носят бессистемный, случайный характер, не учитывают особенностей инновационной деятельности как объекта государственного управления, недостаточны по своим размерам, в силу чего не способны изменить ситуацию в позитивную сторону.
Сегодня, в переломный для России период, определяется стратегия ее развития на многие десятилетия вперед. И от того, сумеют ли Российская Федерация и ее регионы обеспечить условия для мобилизации накопленного научно-технического потенциала в целях скорейшего инновационного преобразования экономики, зависит, займет ли страна достойное место в системе мировых экономических связей или будет отброшена в разряд государств третьего мира.
Перечисленные факторы, а также новизна для России самой проблемы становления механизмов государственного управления инновационными процессами предопределяют актуальность разработки проблем формирования государственной инновационной стратегии и механизмов активизации инновационных процессов на основе углубленного изучения мирового опыта и его адаптации к российским условиям.
Учитывая сложность задачи «инновационной подстройки» экономики России и общую инертность социально-экономических систем, особенную важность приобретают вопросы формирования инновационной политики наиболее развитых в научно-техническом и производственном отношении степень разработанности исследуемой проблемы.
Теоретико-
Общие вопросы управления экономикой и проблемы разработки современной стратегии экономического развития России освещены в трудах Л.И. Абалкина, П.Г. Бунина, Х.Н. Гизатуллина, А.Я. Лившица, Д.С. Львова, Л. Э. Миндели, Г.Х. Попова и др.
Немало
исследований посвящено обобщению
отечественного и зарубежного опыта
активизации инновационных
Особое внимание в ряде работ уделяется проблемам сохранения научно-технического и инновационного потенциала (О.И. Боткин, И. Липсиц. О.Н. Нестеренко, Ю.В. Перевалов, О.А. Романова, Р.И. Чененова, С.Г. Чен-чевич и др.).
Анализу
специфики инновационной
Специальные проблемы финансово-экономического стимулирования инновационного предпринимательства и иных субъектов инновационной деятельности отражены в исследованиях М.В. Алфимова, А.Г. Ваганова, Е.В. Джамай, Р. Кожевниковой, Й. Курнышевой, Е.В. Мартынюка, И. Осокиной и др.
Вместе
с тем недостаточно исследованными
в современной научной
1.
Инновационная деятельность как объект
государственного управления
Необходимость рассмотрения теоретико-методологических проблем изучения инновационной деятельности обусловлена следующими причинами:
1).
В 80 - 90-ые годы XX в. шла довольно
интенсивная разработка
2).
В самом понятии инноваций
есть ряд неточностей и
3).
Требуется дальнейшая
Термин инновация (нововведение) введен в научный обиход сравнительно недавно, в 30-х годах XX в. Й. Шумпетером, который непосредственно увязал циклы экономической конъюнктуры с периодически происходящей концентрацией нововведений и их дальнейшим распространением.
В научной литературе в настоящее время сформировались три основных подхода к пониманию термина инновация:
а)
предметно-технологический, при котором
инновация рассматривается как
конечный результат научной или
научно-технической
б) деятелъностно-функционаяъный, когда инновация представляется как процесс создания, внедрения и распространения новшества. Типичным представителем этого направления является Б. Санто, который говорит, что «инновация - это такой общественный - технический - экономический процесс, который через практическое использование идей и изобретений приводит к созданию лучших по свойствам изделий, технологий...». Аналогичные определения находим у Б. Твисса и некоторых отечественных авторов, например, у Л.А. Жоленц, Н.И. Лапина и А.И. Пригожина.
в) универсально-процессуальный; в этом случае инновация понимается как «изменения в экономической, социальной, экологической, других сферах и средах благодаря применению новшества», то есть как совокупность самих новшеств, а также последствий их внедрения в жизнь общества.
Для использования в практике государственного управления наиболее предпочтительным представляется предметно-технологический подход. Он привлекает конкретикой, нацеленностью на результат. В отличие от дея-тельностно-функционального — предупреждает возможность смешения терминов инновации и инновационной деятельности, а в отличие от универсально-процессуального - четко отделяет продукты инновационной деятельности от вызываемых ими социальных, экономических, экологических и иных эффектов. Кроме того, при предметно-технологическом подходе отпадает необходимость введения дополнительных терминов, определяющих собственно продукт инновационной деятельности, то есть понятийный аппарат в этом случае приобретает большую ясность.
Следует отметить, что как в международных, так и в российских нормативно-правовых документах предпочтение по большей части отдается именно предметно-технологическому подходу. Так, он использован в Международных стандартах в статистике науки, техники и инноваций, разработанных экспертами Организации экономического развития и сотрудничества (ОЭСР), где инновация определяется как «конечный результат инновационной деятельности, получивший воплощение в виде нового или усовершенствованного продукта, внедренного на рынке, нового или усовершенствованного технологического процесса, используемого в практической деятельности, либо в новом подходе к социальным услугам», в нормативных документах Минобороны США, в «Концепции инновационной политики Российской Федерации на 1998-2000 годы», «Инструкции по заполнению унифицированных форм...» Госкомстата РФ и др. Что касается последней редакции проекта закона РФ об инновационной деятельности и о государственной инновационной политике», то в ней определение инновации необоснованно опущено.
У сторонников предметно-
Информация о работе Государственная инновационная стратегия России