Государственная инновационная политика

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2012 в 03:22, контрольная работа

Описание работы

Цель данной работы – раскрыть роль государственной поддержки инновационной деятельности.
Задачи работы – рассмотреть:
- сущность и принципы государственной инновационной политики;
- инновационную деятельность фирмы, проблемы развития;
- экономические и организационные условия освоения новых технологий.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………...3
1 ЦЕЛИ, ЗАДАЧИ И ПРИНЦИПЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ИННОВАЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ 4
2 ФОРМИРОВАНИЕ ГОСУДАОСТВЕННОЙ ИННОВАЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ…………………………………………………………………………7
3 Методы государственного воздействия на инновационную деятельность
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ……………………………………………………………..17
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 18

Работа содержит 1 файл

инновационный менеджмент.doc

— 134.00 Кб (Скачать)

Перед Российской Федерацией в ближайшие 5 - 10 лет стоят следующие задачи:

                   перестройка и восстановление способности экономики осуществлять инновации;

                   более эффективное использование научного потенциала;

                   диверсификация экономики в сторону более наукоемких отраслей промышленности.

Для реализации названных задач нужна четкая инновационная политика, способная объединить вместе в рамках инновационной системы разных участников и стейкхолдеров, определить их роли и обязанности и мотивировать для последовательных действий.

Инновационная политика не выступает в качестве надстройки или простого дополнения к существующей политике, но является политикой «перекрытия», объединяющей широкий спектр отдельных направлений, таких как научно-техническая политика, политика в области образования, промышленно - экономическая политика и региональная политика. Однако такая интеграция требует значительной координации между министерствами и ведомствами. Кроме того, инновационная политика может быть осуществлена только в тесном сотрудничестве с производительными секторами экономики, а также со всем обществом. Многое зависит от того, насколько эффективно и слаженно удастся заставить работать вместе разные части инновационной системы.

Российская инновационная политика находится в состоянии значительной неопределенности, поскольку она пытается приспособиться к новым условиям открытой рыночной экономики. На смену старым моделям функционирования должны прийти новые. Наиболее важным является предстоящий переход от инновационной системы, преимущественно управляемой предложением, к системе, управляемой спросом, потребностями. Далее приведены основные направления для разработки плана действий по развитию инновационной деятельности, в число которых входят восемь ключевых функций российской инновационной системы:

                   развитие более тесного сотрудничества и координации между всеми участниками и стейкхолдерами инновационной системы;

                   обеспечение благоприятной законодательной базы в сфере инновационной деятельности;

                   улучшение идентификации и отбора научных разработок и приоритетов инновационного развития;

                   мобилизация и распределение ресурсов в сфере инновационной деятельности;

                   коммерциализация научно-исследовательской и опытно-конструкторской деятельности;

                   создание человеческого капитала в области поддержки инновационной деятельности;

                   предоставление необходимых стимулов в сфере инноваций;

                   поддержка развития новых (высокотехнологичных) отраслей промышленности и сферы услуг.

Несмотря на выдающуюся репутацию российской научной общественности, сегодня ее экономическое влияние в целом считается слабым. В то время, когда в прошлом, в период директивной экономики, приоритеты научных исследований и разработок устанавливались сверху, в новой рыночной экономике НИИ вынуждены все больше ориентироваться на потребности конечных потребителей новых технологий, т.е. бизнеса и покупателей. Это требует вовлечение конечных потребителей не только на завершающих стадиях разработки нового продукта, но и на очень ранних стадиях, при определении исследовательских стратегий и при постановке исследовательских приоритетов.

Российские НИИ склонны проводить довольно четкую грань между государственными и частными исследованиями. Вторые могут проводиться исключительно на основе покрытия всех расходов и затрат. В настоящее время, за небольшим исключением (МЕГА - проекты), не существует механизмов, позволяющих осуществлять совместное государственно - частное финансирование исследований и разработок. Это означает, что многие потенциальные научно-исследовательские проекты «застревают между жерновами», т.к. они не соответствуют целиком и полностью только одной категории, т.е. они выгодны и государству, и частным заказчикам. Если проект предусматривает получение исключительно общественной или (часто рассеянной) частной выгоды, то ни правительство, ни бизнес - сектор не станут финансировать такой проект. Только путем объединения усилий и затрат подобные исследовательские проекты и разработки могут стать привлекательными. Это потребует тщательного анализа с целью определения, в каких секторах и в каких ситуациях имеет смысл осуществлять совместное финансирование исследований и разработок (т.е. анализируя ожидаемые экономические выгоды), а также способа определения применяемого коэффициента разделения затрат.

 

После изменения государственного строя в 1991 году и ускоренного перехода России к рынку состояние и изменения технологической структуры экономики страны практически не интересовали государственную власть. Неудивительно, что промышленно развитые государства, стали воспринимать нас как развивающуюся страну.

В результате замедлилось обновление производственных мощностей, нарушились кооперационные связи. Если принять во внимание, что переход к рынку сопровождался практически насильственной приватизацией, то становится ясно, почему в России в два раза сократился ВВП, резко снизились объемы промышленного производства. Целесообразно оценить деятельность хозяйствующих субъектов, направленную на выполнение задач, сформулированных президентом России в Послании Федеральному Собранию, с учетом их научно-технического потенциала. Показатели в основном неутешительные: численность специалистов, занятых научно-техническими исследованиями и разработками составляет 895 тысяч человек, по данным на 2003 год. Из них исследователей - 428 300 человек. В сравнении с советскими временами число исследователей сократилось более чем на 400 000 человек, то есть в 1,9 раза. Важно Численность КБ уменьшилась в 2,9 раза, а проектных и проектно-конструкторских организаций - в 6,2 раза.

Основные виды технологической инновационной деятельности организаций составляют (по данным на 2007 год):

                  25,8% - приобретение и освоение машин и оборудования, имеющих отношение к технологическим инновациям;

                  15,3% - производственное проектирование, другие виды подготовки производства для выпуска новых продуктов, внедрения услуг или методов их производства (передачи);

                  13,5% - исследование и разработка новых продуктов, услуг и методов их производства, новых производственных процессов;

                  11,2% - приобретение программных средств;

                  9,9% - обучение и подготовка персонала, связанная с технологическими инновациями;

                  7,8% - маркетинговые исследования в области технологических инноваций;

                  6,5% - приобретение технологических инноваций;

                  10,0% - прочие технологические инновации.

Статистические данные позволяют выявить распределение затрат на исследования и разработки в общем объеме отгруженной продукции (по данным на 2007 год), а именно:

                  64,4% организаций расходуют на исследования и разработки до 1% от общего объема отгруженной продукции;

                  14,7% организаций - 4% и более;

                  11,7% организаций - 1-2%;

                  9,3% организаций - 2-4%.

Налицо значительное отставание производства по комплексу высоких технологий и снижение средней квалификации научно-технического и производственного персонала.

В результате проведенных, рядом специалистов, исследований были выявлены основные факторы, препятствующие инновациям в России (по данным на 2007 год) и доли их влияния на данный процесс:

                  Недостаточность денежных средств – 40%;

                  Низкий уровень научно-технического потенциала – 27%;

                  Недостаток финансовой поддержки государства – 17%;

                  Высокая стоимость технологических инноваций – 16%


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

В передовых странах разработка и внедрение технологических инноваций является решающим фактором социального и экономического развития, залогом экономической и национальной безопасности.

Производственный потенциал многих развивающихся стран сосредоточен на начальных стадиях цикла: в ресурсодобывающей и перерабатывающей промышленности. Если развитые страны имеют избыточные мощности в обрабатывающей промышленности и производстве конечной продукции, значительная доля которых экспортируется, то развивающиеся страны экспортируют первичные ресурсы, энергоносители и продукты их переработки, импортируя конечную продукцию перерабатывающей и обрабатывающей промышленности. Вместе с тем некоторые промышленно развитые страны имеют достаточно развитую добывающую промышленность, а ряд развивающихся стран обладает вполне современными технологиями в обрабатывающей промышленности и производстве конечной продукции.

В настоящее время скорость, объём и глубина инновационного процесса во многом определяют экономический и политический вес страны на мировой арене.

 

Необходимо отметить, что для стабильного функционирования инновационной системы, прежде всего, необходимо сформировать законодательную базу. Потому что любой рядовой исследователь или инноватор, вкладывающий свои деньги и ресурсы в инновационные разработки, должен быть уверен в защищённости своих прав на изобретение и на получение соответствующего дохода от его использования 3 лицами. Многое делается и в направлении переориентации национальной экономики с сырьевой на производственную. Правительство, ясно понимает, что «сырьевое благополучие» играет большую роль в финансовом благополучии, однако его роль нельзя переоценивать. Поэтому уже сейчас из средств внебюджетных фондов начинается создание инфраструктуры будущей инновационной системы, которая послужит базой для переориентации экономики.

В заключение следует сказать, что поддержка инновационного предпринимательства является одним из приоритетных направлений государственной научно-технической и экономической политики во всех странах с развитой рыночной экономикой.

 


СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

 

1.                  Инновационный менеджмент: Учебник для вузов / под ред. С.Д. Ильенковой. – М.: Банки и биржи, ЮНИТИ,2007.

2.                  Инновационный менеджмент: Справ. пособие / под ред. Л.Э. Миндели. – СПб.: Наука, 2006.

3.                  Медынский В.Г. Инновационное предпринимательство: учебное пособие / В.Г. Медынский, Л.Г. Шаршукова. – М.: ИНФРА-М, 2008.

4.                  Морозов Ю.П. Инновационный менеджмент: Учебное пособие для вузов / Ю.П. Морозов. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2007.

5.                  Фатхутдинов Р.А. Инновационный менеджмент. Учебник / Р.А. Фатхутдинов. – М.: ЗАО Бизнес-школа Интел-Синтез, 2005.

 

12

 



Информация о работе Государственная инновационная политика