Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2012 в 03:22, контрольная работа
Цель данной работы – раскрыть роль государственной поддержки инновационной деятельности.
Задачи работы – рассмотреть:
- сущность и принципы государственной инновационной политики;
- инновационную деятельность фирмы, проблемы развития;
- экономические и организационные условия освоения новых технологий.
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………...3
1 ЦЕЛИ, ЗАДАЧИ И ПРИНЦИПЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ИННОВАЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ 4
2 ФОРМИРОВАНИЕ ГОСУДАОСТВЕННОЙ ИННОВАЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ…………………………………………………………………………7
3 Методы государственного воздействия на инновационную деятельность
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ……………………………………………………………..17
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 18
Важнейший элемент – это финансовая инфраструктура. В первую очередь, это бюджетные и внебюджетные фонды, такие как: фонд содействия развитию малых форм предприятий в научно – технической сфере; российский фонд технологического развития (РФТР).
РФТР - внебюджетный фонд, который формируется из тех отчислений, которые предприятия, освобождая эти отчисления от налогов, направляют в отраслевые фонды, внебюджетные фонды НИОКР и головные организации, координирующие их деятельность. Он формируются за счёт 25% отчислений от тех средств, которые собирают отраслевые фонды. Направляются средства на поддержку серьёзных научно – технических, инновационных проектов.
Государство осуществляет поддержку и стимулирование инновационной деятельности путем:
совершенствования законодательной и нормативной базы регулирования инновационной деятельности;
участия в финансировании за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и государственных внебюджетных фондов инновационных программ и проектов, а также создания объектов инновационной инфраструктуры, в том числе для развития малого и среднего инновационного предпринимательства;
организации закупок для государственных нужд наукоемкой продукции и передовой техники с целью обеспечения гарантированного их распространения;
создание в установленном законодательством Российской Федерации и законодательствами субъектов Российской Федерации порядке льготных условий осуществления инновационной деятельности и стимулирования российских и зарубежных инвесторов, вкладывающих средства в реализацию инновационных программ и проектов.
Рабочей группой, образованной распоряжением Администрации Президента Российской Федерации от 2 июня 2005г. № 694, разработана часть четвертая Гражданского кодекса, принят Государственной Думой Российской Федерации и вступает в действие с 1 января 2008 г. Кодекс состоит из 9 глав:
Глава 69. Общие положения.
Глава 70. Авторское право.
Глава 71. Права, смежные с авторскими.
Глава 72. Патентное право.
Глава 73. Право на селекционные достижения.
Глава 74. Право на топологии интегральных микросистем.
Глава 75. Право на секреты производства (ноу-хау).
Глава 76. Права на средства индивидуализации юридического лица, товаров, работ, услуг, предприятий и информационных ресурсов.
Глава 77. Право использования результатов интеллектуальной деятельности в составе единой технологии1.
Концептуальные положения кодекса в необходимой степени обеспечивают решение следующих задач:
- введение в законодательство об интеллектуальной собственности норм, регулирующих обращение (отчуждение, предоставление в пользование, залог) объектов интеллектуальной собственности;
- расширение и усиление защиты авторов и других обладателей исключительных прав (на содержание баз данных информационных систем, на доменные имена и некоторые другие);
- усиление гражданско-правовой ответственности за нарушения прав, в том числе путем введения новых видов такой ответственности;
- отражения в российском законодательстве положений, вытекающих из международных обязательств Российской Федерации в сфере интеллектуальной собственности.
По инициативе Минобрнауки России, в кодекс включена глава 77 “Право использования результатов интеллектуальной деятельности в составе единой технологии”, направленная на нормативное регулирование передачи технологий, созданных с привлечением бюджетных средств. Основным принципом разработанной модели является соблюдение баланса интересов государства, т.е. источника финансирования, непосредственных создателей объекта исключительных прав, т.е. научно-исследовательских организаций и ученых, а также хозяйствующих субъектов.
В качестве инструментов государственного регулирования инновационной деятельности могут выступать: социально-экономические и научно-технические прогнозы государственной политики в области финансов, цен, денежного обращения, воспроизводственной, структурной политики и др.; государственно-
К основным функциям государственных органов в инновационной сфере относят следующие:
аккумулирование средств на научные исследования и инновации;
координация инновационной деятельности;
стимулирование инноваций, конкуренции в данной сфере, страхование инновационных рисков, введение государственных санкций за выпуск устаревшей продукции;
создание правовой базы инновационных процессов, особенно системы защиты авторских прав инноваторов и охраны интеллектуальной собственности;
кадровое обеспечение инновационной деятельности;
формирование научно-инновационной инфраструктуры;
институциональное обеспечение инновационных процессов в отраслях государственного сектора;
обеспечение социальной и экологической направленности инноваций;
повышение общественного статуса инновационной деятельности;
региональное регулирование инновационных процессов;
регулирование международных аспектов инновационных процессов.
К формам государственной поддержки научной и инновационной деятельности относят:
прямое финансирование;
предоставление индивидуальным изобретателям и малым внедренческим предприятиям беспроцентных банковских ссуд;
создание венчурных инновационных фондов, пользующихся значительными налоговыми льготами;
снижение государственных патентных пошлин для индивидуальных изобретателей;
отсрочка уплаты патентных пошлин по ресурсосберегающим изобретениям;
реализация права на ускоренную амортизацию оборудования;
создание сети технополисов, технопарков и т. п. [1].
Исключительной прерогативой государства является правовое регулирование инновационных процессов. Необходимо законодательное закрепление статуса научной и инновационной деятельности, прав научных работников и инноваторов, механизма выработки и реализации научно-технической и инновационной политики.
Общие вопросы инновационной политики находят отражение в указах Президента РФ.
Органы законодательной власти РФ – Государственная Дума и Совет Федерации имеют право инициирования законов в сфере научно-технической и инновационной деятельности. В обеих палатах функционируют соответствующие комитеты – Комитет Госдумы по образованию, культуре и науке и Комитет Совета Федерации по науке, культуре и образованию.
Министерство науки и технологий РФ является центральным органом исполнительной власти, обеспечивающим формирование и практическую реализацию государственной и научно-технической политики, осуществление мер по созданию и развитию научно-технического потенциала. К числу основных задач Миннауки РФ относятся: организация научно-технического прогнозирования; выбор и оценка приоритетных направлений развития науки и техники; разработка и применение организационно-экономических механизмов реализации выбранных приоритетов; разработка государственных научно-технических программ и проектов; методическое руководство подготовкой региональных и межрегиональных научно-технических программ; финансирование гражданских НИОКР общегосударственного значения; создание и развитие благоприятной среды для научной и инновационной деятельности; формирование соответствующих систем экономического стимулирования и организационных структур; создание условий для опережающего развития фундаментальных научных исследований; обеспечение формирования государственной политики в области международных связей в сфере науки и техники и др.
Министерство экономики РФ в рамках разработки форм и методов государственного воздействия на экономику непосредственно разрабатывает государственную инновационную политику, определяет приоритеты в развитии народного хозяйства страны и ее регионов, разрабатывает основные направления инвестиционной политики, в том числе меры по стимулированию инновационной активности, организует разработку федеральных целевых программ по развитию приоритетных отраслей и сфер экономики, решению первоочередных социально-экономических проблем.
Государственное регулирование международных связей в инновационной сфере должно базироваться на ряде общих принципов, таких как взаимная выгода, недопущение дискриминации, эквивалентная технологическая зависимость сторон, рациональное сочетание либерализации и протекционизма и т. п. Как и при воздействии на внутренние научно-инновационные процессы, здесь используются прямые и косвенные связи.
Государство может инициировать и непосредственно финансировать из бюджетных средств двусторонние и многосторонние международные инновационные программы, деятельность международных исследовательских организаций и технологических центров и т. д. Среди косвенных методов регулирования можно назвать как общеэкономические (например, налоговые и кредитные льготы участникам), так и специфические – таможенное регулирование, экспортные и импортные квоты, международные патентно-лицензионные механизмы и др.
В перечне инструментов государственного регулирования международного научно-технического сотрудничества отмечаются также:
выбор и рационализация приоритетных направлений сотрудничества;
финансирование кадровых обменов;
подключение к мировым системам научно-технической информации;
включение в мировое технологическое пространство путем введения в стране международных стандартов и норм;
оказание юридических, посреднических, консультационных и других услуг участникам сотрудничества;
поддержка международных контактов малого и среднего инновационного бизнеса;
государственное стимулирование зарубежных инвестиций в инновационную сферу и аналогичных вложений отечественных инвесторов за границей;
зарубежное патентование за государственный счет;
закупка зарубежной научно-технической литературы;
привлечение зарубежных экспертов к оценке масштабных программ и проектов и другие инструменты.
Правительством РФ принята Комплексная программа стимулирования отечественных и иностранных инвестиций в российскую экономику. Одна из ее целей – привлечение иностранных инвестиций, обеспечивающих освоение передовых научно-технических достижений.
В систему государственного регулирования входит также экспортный контроль, направленный на предотвращение утечки из страны инновационных разработок, в первую очередь технологий двойного назначения в страны, где их использование может нанести ущерб безопасности экспортера и мирового сообщества.
К основным внебюджетным формам поддержки инновационной деятельности относятся следующие:
государственная правовая защита и поддержка инноваторов, особенно малого предпринимательства;
создание государством налоговых, кредитных, таможенных, амортизационных, арендных (в т. ч. лизинговых) льгот инноваторам;
включение без финансирования внебюджетных инновационных проектов в комплексные федеральные инновационно-инвестиционные программы;
государственное научно-методическое обеспечение инновационного менеджмента государственными стандартами, методиками, инструкциями, положениями и другими документами по различным аспектам анализа, прогнозирования, оптимизации, экономического обоснования инновационного решения;
государственное обеспечение инновационной деятельности информацией;
проведение государственной протекционистской политики во внешнеэкономической деятельности инноваторов;
оказание государством помощи инноваторам в проведении сертификации, маркетинговых исследований, рекламы и сбыта новой продукции (услуг);
государственная поддержка инноваторам в осуществлении ремонтов сложной техники;
осуществление государственной поддержки в углублении внутренней и международной кооперации;
создание системы федеральных внебюджетных фондов, союзов, ассоциаций по поддержке различных аспектов инновационной деятельности;
осуществление государственного учета и контроля использования средств внебюджетных фондов и др.
Состояние инновационной базы РФ
В течение последних 15 лет российская экономика прошла такой важный этап трансформации как переход от закрытой, планируемой и управляемой из центра экономики, к открытой рыночной экономике. В ходе такой трансформации экономика потеряла большую часть своей инновационной способности (так же, как и конкурентоспособности), потому что старые, директивно - плановые модели управления инновациями исчезли или устаревали. Тем не менее, постепенно появляется и открывает большие возможности для экономического роста и процветания новая инновационная система, гораздо лучше приспособленная к рыночной экономике.