Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Октября 2012 в 11:20, реферат
Эффективность осуществления инновационного процесса определяется эффективностью его инструмента - трансферта технологий, а именно передачей научно-технических знаний и опыта для оказания научно-технических услуг, применения технологических процессов, выпуска продукции.
Тема данной работы актуальна и ее актуальность определяется тем, что перед Россией стоит задача скорейшего формирования экономики инновационного типа и интеграции в мировой хозяйство на новых принципах, что возможно лишь при условии формирования эффективной национальной инновационной системы, интенсивном использовании и воспроизводстве научно-технического потенциала, в направлении повышения конкурентоспособности с точки зрения долгосрочного технико-экономического развития.
К особенностям коммерческого трансферта технологий относятся:
Соглашения «под ключ» и соглашения «под готовую продукцию»
Во многих странах широко распространены соглашения «под ключ». Они предполагают поручение фирме-исполнителю (подрядчику) научно-технических разработок, поставок необходимого оборудования и строительства промышленного или иного объекта от стадии проектирования до поставок и монтажа оборудования. Позволяя заинтересованным сторонам приступить к выпуску высокотехнологичной продукции, не имея для этого соответствующего научно-технического задела, соглашения «под ключ» не только обеспечивают возможность приобретения определенных технических и управленческих знаний, но и обходятся заказчику дешевле, чем самостоятельное выполнение всего комплекса работ. Однако строительство заводов «под ключ», закупка комплектного оборудования, отдельных объектов техники и другие торговые операции, по которым «ноу-хау» не передается, позволяют только временно, в пределах морального старения, эксплуатировать закупленную новую технику, но не дают возможности ее воспроизвести, создать более совершенную, а следовательно, ликвидировать наметившееся или сложившееся отставание.
Соглашения «под готовую продукцию» являются более совершенной формой соглашений и отличаются тем, что покупатель получает предприятие в свое распоряжение только производства продукции.
Лицензионные соглашения
Лицензионные соглашения предусматривают передачу на определенный срок прав, вытекающих из интеллектуальной деятельности в области науки и техники. Их можно классифицировать следующим признакам.
По степени автономности — лицензии самостоятельные и зависимые (сублицензии). Сублицензию предоставляет лицензиат, являющийся владельцем полной или исключительной лицензии, на основании прав, предоставленных ему в соответствии с лицензионным договором.
По виду объектов промышленной собственности, права на которые передаются, - изобретения и полезные модели, промышленные образцы, «ноу-хау», товарные знаки или фирменные наименования (франчайзинг).
По способам охраны объектов промышленной собственности:
Основными отличиями передачи «ноу-хау» являются:
По объему прав на использование технологии:
По праву лицензиара использовать усовершенствования объекта лицензии, осуществленные лицензиатом. Некоторые лицензии предоставляют лицензиару право использовать усовершенствования объекта лицензии, осуществленные лицензиатом (возвратные лицензии), другие лицензии такого права лицензиару не дают.
Передача лицензий является наиболее распространенным способом коммерческого трансферта технологий и осуществляется в тех случаях, когда доход от продажи лицензии превышает издержки по контролю использования лицензии и упущенную выгоду при отказе от монополии на передаваемую технологию на данном рынке. При этом часто по лицензиям передаются не самые новые технологии, а так называемые технологии промежуточного поколения.
Главное, что лицензируемая технология является товаром лишь в том случае, когда она надлежащим образом оформлена комплектом технологической документации, воспроизводима с заданным уровнем выхода годных изделий и сертифицирована.
Промышленная кооперация
Стороны, объединившиеся
для организации
К кооперационным соглашениям относятся соглашения, предметом которых являются:
Совместные предприятия
Совместные предприятия позволяют объединить усилия, знания и опыт в производстве новой для данного рынка продукции, разделить совместный риск заинтересованных партнеров из разных стран. Ни одна из других форм сотрудничества не создает у участников такую степень заинтересованности в конечном успехе проекта.
Здесь вопросы передачи технологии решаются двумя путями.
Однако неправильная оценка этого вклада может нанести совместному предприятию ощутимый ущерб. Если завышается стоимость, например технологии, искажается общая структура капитала совместного предприятия, и владелец технологии будет получать завышенные доходы и высокую долю капитала в случае прекращения его деятельности. Даже если вложенная технология устареет или «ноу-хау» утратит свой секретный характер, она все равно сохранит свою ценность, поскольку технология капитализирована. Более того, ее стоимость может расти по мере увеличения активов совместного предприятия.
Однако получение технологии
в начале деятельности совместного
предприятия может сыграть
Техническая помощь
Соглашения и контракты о предоставлении технических услуг и помощи оформляются двумя способами:
Объект контракта о предоставлении технической помощи — «неосязаемый» товар, т. е. технические услуги, выполнение исследований, обучение и подготовка кадров, но в нем имеются элементы инжиниринговых услуг, подрядных работ, контрактов на аренду приборов и инструментов.
В контракт вносятся:
Формы вознаграждения за различные виды обучения оговариваются в контракте или включаются в лицензионное соглашение о передаче технологии. Отдельные виды обучения осуществляются безвозмездно (например, командированный лицензиаром или поставщиком технологии специалист по монтажу и наладке оборудования обучает местных рабочих и мастеров).
Лизинг (финансовая аренда)
Из всех видов аренды, используемых в международной коммерческой практике, позволяющей с минимумом затрат модернизировать производство, наиболее распространена долгосрочная аренда — лизинг. В лизинговых операциях, участвуют три стороны: арендодатель, арендатор и поставщик (производитель). Арендодателем выступает специализированная лизинговая компания, опериующая финансами и контролируемая банками или крупными промышленными компаниями. Арендатором является производственное или торговое предприятие, арендующее средства производства, доставки, распределения. Поставщик - производственное или торговое предприятие, производящее или поставляющее оборудование и технологию через арендодателя арендатору
Лизинговая компания выкупает у поставщика оборудование и технологию и сдает его в аренду на определенный оговоренный срок. По истечении срока аренды арендатор обязан вернуть оборудование лизинговой компании или выкупить его в свою собственность по остаточной стоимости.
Арендатор заключает арендный договор с лизинговой компанией. Лизинговый контракт предусматривает срок аренды, условия и сумму выплат арендной платы, валюту платежей, обязательства и гарантии по содержанию в исправности полученного оборудования и его возвращения или выкупа по истечении срока аренды.
Специфика лизинга применительно к передаче технологии состоит в:
Франчайзинг
Франчайзинг, коммерческая концессия — передача или переуступка на коммерческих условиях разрешения продавать чьи-либо товары или оказывать услуги в некоторых областях.
Франшиза как разрешение или право продажи некоторых товаров или оказания определенных услуг является одной из коммерческих форм технологического обмена, взрывной рост популярности, которой обусловлен происходящей во всем мире перестройкой структур управления производством и значительным увеличением числа малых предприятий.
Являясь особой, сложной программой лицензирования товарного знака или фирменного наименования, франшиза означает практику передачи фирме-франчайзи права использования созданных фирмой франчайзером особых приемов и методов ведения бизнеса под товарным знаком франчайзера. Это могут быть методы управления, планирования финансов, особенности производства товаров или услуг, подготовки персонала, приемы рекламирования товаров или услуг и другие элементы деловых отношений фирмы-франчайзера. Отмечается, что в зависимости от вида бизнеса лицензионное соглашение такого типа может требовать от фирмы-франчайзи использования всех элементов корпоративного имиджа франчайзера, включая особую форму одежды персонала, внешний и внутренний дизайн здания предприятия, стандарт качества товаров и услуг. При этом соглашение дает право франчайзи пользоваться всей интеллектуальной собственностью франчайзера, в том числе инструкциями, руководствами для персонала, деловыми советами, «ноу-хау» товарными знаками и другими материалами, относящимися к методам управления делами фирмы.