Формы трансферта технологий

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Октября 2012 в 11:20, реферат

Описание работы

Эффективность осуществления инновационного процесса определяется эффективностью его инструмента - трансферта технологий, а именно передачей научно-технических знаний и опыта для оказания научно-технических услуг, применения технологических процессов, выпуска продукции.
Тема данной работы актуальна и ее актуальность определяется тем, что перед Россией стоит задача скорейшего формирования экономики инновационного типа и интеграции в мировой хозяйство на новых принципах, что возможно лишь при условии формирования эффективной национальной инновационной системы, интенсивном использовании и воспроизводстве научно-технического потенциала, в направлении повышения конкурентоспособности с точки зрения долгосрочного технико-экономического развития.

Работа содержит 1 файл

Формы трансферта технологий.doc

— 241.00 Кб (Скачать)

При решении задачи выхода на мировой рынок технологий необходимо, в первую очередь, учитывать интересы и поведение покупателей на этом рынке. Покупатель на рынке технологий принимает решение на основе подробного рассмотрения и оценки имеющихся  технологических альтернатив с целью выбора наиболее подходящего варианта для конкретного проекта или стратегии инвестиций с учетом социально-экономических и экологических условий.

Выбор подходящей разработки непосредственно связан с условиями  ее использования в конкретных ситуациях. Одним из наиболее важных факторов при выборе разработок, особенно для развивающихся стран, является возможность конкурентоспособного производства для целевых рынков.

Учет всех указанных  факторов приводит к тому, что реальным товаром на рынке технологии является не сама разработка, а целый технологический пакет, включающий помимо собственно разработки ряд дополнительных элементов.

В первую очередь, обращают внимание на степень развития так  называемых инжиниринговых услуг, предполагающих техническое содействие внедрению разработки и эксплуатации оборудования, помощь промышленным фирмам в снижении их расходов на техническое обслуживание и ремонт нового оборудования.

Важным элементом технологического пакета является возможность приспособления разработки к особенностям использования ее конкретным потребителем, адаптации к местным условиям.6

Высоким потенциалом  коммерциализуемости обладают конкретные разработки, технологии, а также  технические, организационные и  другие решения, особенно в случае переноса из одной отрасли и области применения в другие.

Коммерциализация научно-технических  разработок может осуществляться как  крупными предприятиями, имеющими в  своем штате необходимых специалистов (технологических менеджеров, патентоведов, юристов, работников информационных служб и др.), так и малыми научно-техническими предприятиями, не имеющими этих специалистов, а также и самими разработчиками в качестве индивидуальных предпринимателей или физических лиц. Основные трудности, с которыми сталкиваются большие и малые предприятия, а также частные лица при коммерциализации научно-технических разработок:

  1. превращение научно-технических разработок в товар на рынке технологий;
  2. выявление, оценка и охрана интеллектуальной собственности;
  3. разработка бизнес-плана и поиск партнеров и инвесторов;
  4. выбор путей продвижения разработок (товаров, услуг) на рынок;
  5. выбор формы коммерциализации (реализации) на рынке технологий.

Коммерциализация имеющегося научно-технического задела (научно-технических  разработок) на рынке технологий включает в себя как собственно процесс трансферта и коммерциализации научно-технических разработок во взаимодействии с потребностями и требованиями рынка, так и учет компонентов поддержки, способствующих этому процессу и получению коммерческого эффекта (рисунок 3)7.

 

Рисунок 3. Укрупненная  модель трансферта и коммерциализации научно-технических разработок

 

Собственно процесс  трансферта и коммерциализации разработок включает в себя пять шагов (этапов), начиная с анализа и оценки имеющегося научно-технического задела. При этом последовательно происходит трансформация научно-технических разработок (отчетов, макетов, образцов и т.д.) сначала в перспективные для коммерциализации разработки, затем в технологический пакет для продвижения на рынок технологий. В завершение после определения конкретных потенциальных покупателей технологии и выявления их специфических требований проводится, как правило, доработка (адаптация) исходного технологического пакета в соответствии с требованиями конкретного покупателя и получение, наконец, товара для реализации — технологического пакета, предназначенного этому покупателю. Только затем происходит собственно сам процесс "купли-продажи" (рисунок 4)8.

 

Рисунок 4. Этапы трансферта и коммерциализации научно-технических разработок

 

Предпринимательская деятельность в научно-технической сфере —  коммерциализация научно-технических  разработок — является специфической, несвойственной исследователям и разработчикам  сферой деятельности, которая требует определенных знаний о рыночной экономике, маркетинге и др.

Поэтому самый первый подготовительный шаг необходимо сделать, получив хотя бы минимум знаний в  области рыночной экономики, — попытаться самостоятельно сформулировать бизнес-идею на основе своей научно-технической разработки и оценить степень ее готовности, уровень собственных знаний и возможности ее реализации.

На первом этапе на основе исходной самой общей бизнес-идеи определяются перспективные направления  коммерциализации имеющегося научно-технического задела, определяются конкретные разработки (технологии, продукция, услуги), которые могут быть предложены на рынке, дается предварительная оценка потребностей.

Именно на этом этапе  закладывается фундамент, на котором возможны самые различные построения схем коммерциализации. Именно на этом этапе рождаются первые инициативные инновационные предложения клиентам — покупателям новых технологий (продукции, услуг), а также при необходимости — партнерам по их коммерциализации.

Второй этап - превращение  научно-технической разработки в  товар для рынка технологий. Этот этап предусматривает создание технологического пакета, который выступает в качестве товара на рынке технологий. Как  правило, на нем требуется привлечение  партнеров и средств инвесторов и учет их требований на последующих этапах.

На этом этапе требуется  поддержка и привлечение самых  различных специалистов для помощи в выявлении, оценке и охране интеллектуальной собственности, для проведения маркетингового исследования и разработки бизнес-плана, а также необходимых испытаний и получения сертификатов. На этом этапе происходит уточнение инновационных предложений и формирование на их основе коммерческих предложений.

Продвижение разработок на рынок составляет третий этап — поиск конкретных покупателей новых разработок. Для этого используются самые различные пути, в том числе прямые обращения и переговоры, участие в выставках и ярмарках, конференциях и семинарах, различных конкурсах и тендерах, проведение презентаций. При этом используются как традиционные подходы, так и возможности новых информационных технологий (Интернет, электронная почта), средства массовой информации (радио, телевидение, пресса).

Для разработок наиболее эффективно проведение направленного  поиска по различным каналам конкретных потенциальных покупателей и подготовка для них конкретных адресных инновационных предложений.

Решающим является четвертый  этап — адаптация (доработка) исходного  технологического пакета к требованиям  конкретного потенциального покупателя.

Специфика рынка технологий заключается в том, что на нем  отсутствует массовый покупатель, поэтому  продавец обязан вести индивидуальную работу с каждым потенциальным покупателем, в том числе это требует  выяснения специфических требований покупателей и соответствующей адаптации исходного технологического пакета (это могут быть дополнительные испытания, улучшение каких-то конкретных технических, эксплуатационных, дизайнерских или других показателей).9

Завершающим является этап реализации разработки на рынке — этап коммерциализации научно-технической разработки, связанный с непосредственным получением коммерческого эффекта. Это может быть продажа патента или лицензии, создание совместного предприятия, совместное продолжение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, вхождение в действующее предприятие с интеллектуальной собственностью и др.

Необходимо обратить особое внимание на то, что при коммерциализации разработок большое, если не решающее, значение имеет ориентация на потребности  и требования рынка (разнообразная маркетинговая информация, в том числе о приоритетах развития науки и техники в России и других странах, о развитии отраслей народного хозяйства, сферы потребления, экспорте и импорте товаров), требования инвесторов (инвестиционные приоритеты, требования и условия предоставления инвестиций потенциальными инвесторами, в т.ч. государственными и негосударственными коммерческими, зарубежными и международными фондами и программами), требования конкретных покупателей новых разработок, технологий, товаров и услуг.

Можно выделить виды трансферта технологий, важные для формирования региональной инновационной политики:

  1. региональный;
  2. межрегиональный;
  3. межгосударственный;
  4. транснациональный.

Региональный трансферт технологий включает обмен технологиями между и внутри хозяйствующих субъектов. В любых вариантах этого трансферта технологий развивается, прежде всего, внутренний рынок региона: создаются новые производства товаров и услуг, в производственные и экономические отношения включается активное население, расширяется налогооблагаемая база, появляются новые возможности решения социально-экономических проблем региона.

Трансферт уникальной технологии в регион позволяет организовать производство новой продукции и оказывать услуги внутри региона, а при отсутствии такой продукции в других регионах реализовывать ее там с выгодой для себя.

Трансферт специальной технологии решает технические и технологические, а через них и социально-экономические проблемы отдельной отрасли, производства или конкретного хозяйствующего субъекта.

Комплиментарный (дополняющий) трансферт технологий предоставляет участникам возможность производить продукцию, товары, услуги как результат обмена принадлежащими каждому партнеру инновациями.10

Значительно большее  влияние на состояние дел в регионе оказывает трансферт универсальной технологии, которая может найти применение во многих отраслях производства и у хозяйствующих субъектов.

Трансфетр высоких технологий, или макротехнологий, в регион (из региона) может быть осуществлен только в рамках больших межрегиональных, федеральных или даже международных проектов, так как обладателем таких технологий выступают межрегиональные научно-производственные комплексы, отдельные страны или международные корпорации.

Корпоративный трансферт технологий внутри хозяйствующих субъектов выполняется за счет средств развития хозяйствующих субъектов, но может быть ускорен (и/или расширен) заинтересованным взаимодействием с региональными институтами путем координации деятельности хозяйствующих субъектов с направлениями региональной инновационной политики. Выявление, поддержка в различных формах, создание условий, благоприятных для развития хозяйствующих субъектов, обладающих перспективными, эффективными инновациями, должно стать одним из основных направлений региональной инновационной политики на современном этапе.

Межрегиональный трансферт технологий предполагает совместную заинтересованную деятельность правовых, управляющих, экономических структур, институтов и хозяйствующих субъектов нескольких регионов. Такой трансферт обеспечивается единым правовым полем и едиными основными нормами ведения экономической, хозяйственной и иной деятельности внутри страны.

Межгосударственный и  транснациональный трансферты технологий опираются на развитые политические, экономические, научно-технические и гуманитарные связи между странами. Создание политических, международно-правовых, экономических и других условий налаживания взаимовыгодной торговли и обменов технологиями лежит в ведении федеральных органов власти и институтов, но в сильной степени зависит и от самостоятельных усилий регионов.

Исходя из индивидуального  потенциала существующей структуры  экономики, местоположения, ситуации на предприятиях, для каждого региона  необходим свой, отличный от других, комплекс мероприятий. Необходимо превратить органы региональной власти в активно действующую реальную силу, способную осуществлять интегрированное управление всеми ресурсами.

 

Раздел 2.Формы трансферта технологий

 

Как известно, различают  следующие виды инноваций:

  • технологические;
  • создание нового рынка;
  • освоение нового источника поставки сырья или полуфабриката;
  • реорганизация системы управления.

Технологические инновации  подразделяются следующим образом (табл. 1).

Таблица1

Технологические инновации

Вид

Степень новизны

Внедрение

Радикальная

Инкрементальная

Результат

Место

Продуктовая

Существенно отличается от ранее выпускавшихся  продуктов по области применения характе-ристикам, комплек-тующим, материалам и полуфабрикатам за счет применения новых и/или сочетания существующих технологий в новом применении

Улучшает качественные или стоимостные  харак-теристики уже сущест-вующего  продукта за счет использования бо-лее  эффективных ком-плектующих, мате-риалов и полуфабри-катов, частичного изменения  одной или ряда технических под-систем (для сложного продукта)

Новая (усовершенствованная) инновационная  продукция

На рынке

Процессная

Освоение новых методов произвдства, изменения в оборудовании и/или  орга-низации производства, обеспечивающих создание новых или усовершенст-вованных продуктов, выпуск которых старыми методами или на старом оборудовании невоз-можен, существенное повышение эффектив-ности производства

Освоение усовершенст-вованных методов  производства, изменения в оборудовании и/или организации производства.

Прочая инновационная продукция

В производственном процессе

Информация о работе Формы трансферта технологий