Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2011 в 01:12, курсовая работа
Актуальность проблемы исследования. В настоящее время сформировалось понимание, что только страны с новой (инновационной) экономикой, основным ресурсом которых является знание, а ключевым фактором экономического роста — инновации, смогут занять достойное место в глобализирующемся мире.
Выбор страной модели инновационного развития делает необходимым проведение государством активной инновационной политики, основной задачей которой будет создание национальной инновационной системы (НИС), обеспечивающей функционирование цепочки «наука-технология-производство-рынок».
Введение………………………………………………………………………………2
Глава 1. Теоретико-методологические вопросы формирования и функционирования инновационного рынка………………………………………..4
1.1. Инновационный рынок. Сущность и содержание…………………………….4
1.2. Принципы, методы и особенности формирования и функционирования инновационного рынка……………………………………………………………....6
Глава 2. Анализ и оценка механизма формирования и функционирования инновационного рынка в России и за рубежом…………………………………..14
2.1. Анализ и оценка механизма формирования и функционирования инновационного рынка в России и за рубежом…………………………………14
2.2. Проблемы развития рынка инноваций в России……………………………22
Глава 3. Направления совершенствования формирования и функционирования инновационного рынка РФ…………………………………………………………27
3.1. Концепция совершенствования механизма формирования и функционирования инновационного рынка в России……………………………27
3.2. Перспективы развития инновационного рынка России..……………………29
Заключение………………………………………………………………………….34
Приложения…………………………………………………………………………36
Список литературы…………………………………………………………………39
Осознание этой объективной реальности приводит к более четкой структуризации инновационного процесса, применению дифференцированных критериев оценки эффективности инвестиций в инновации в зависимости от их характера, принадлежности тем или иным составляющим производительных сил и сфер труда.
В этих условиях особое значение приобретает рынок инноваций, который, как и любой другой, подчиняется в целом законам спроса и предложения. Рынок инноваций – это обязательный компонент товарного производства инноваций, его обратная сторона, основа рыночного хозяйства в сфере научно-технического прогресса: без товарного производства инноваций нет рынка, без рынка инноваций нет товарного производства. Объективная необходимость рынка инноваций вызвана теми же причинами, которые вызывают необходимость существования товарного производства. Развитое общественное разделение труда, экономическая обособленность рыночных субъектов, обусловленная наличием разных форм собственности, тесная связь с мировой экономикой посредством внешней торговли, потребность выхода национальной экономики в мировое экономическое пространство для ее дальнейшего экономического роста – эти принципы являются важнейшими историческими условиями возникновения рынка инноваций.
1.
Общественное разделение труда
и специализация в
2.
Экономическая обособленность
Эти два принципа выражают глубинное противоречие рыночной экономики инновационной сферы, которое проявляется в объективной необходимости, с одной стороны, всеобщей взаимосвязи производителей, внедренцев и распространителей новшеств из-за общественного разделения труда, а с другой – всеобщего обособления участников инновационной деятельности. Данное противоречие разрешается через развитие системы товарных, рыночных отношений в инновационной сфере.
3.
Разрешение проблемы издержек
в сфере обмена новшествами,
связанных с передачей прав
интеллектуальной
4.
Свобода инновационного
У этого рынка есть и свои особенности. Они во многом обусловлены особенностями процесса производства данных услуг, а также спецификой объекта купли-продажи.
Особенностью процесса производства инновационных услуг является то, что его условно можно разделить на два этапа. Первый этап можно назвать «интеллектуальное производство», а второй – «материальное производство».
Любому нововведению, прежде чем оно будет создано, предшествует возникновение новой идеи. «Производство» идеи можно представить в виде системы, на входе которой находятся интеллектуальные ресурсы в виде накопленных знаний и опыта, а также трудовые – научно-технический потенциал. Взаимодействие этих ресурсов на выходе из системы дает результат в виде новой идеи. Конкретное воплощение идеи происходит на этапе «материального производства», в котором результат «интеллектуального производства» предстает уже как интеллектуальный ресурс материального производства, и, взаимодействуя с другими факторами производства, создает инновацию в виде конкретного оригинального продукта. В материальном производстве фактор труд предстает уже как трудовой потенциал, т.е. способность, в большей степени, к физическому труду.
Инновационная услуга как объект купли-продажи есть продукт научных исследований, который воплощается, прежде всего, в определенных научно-технических знаниях, и только затем полученные знания претворяются в конкретный продукт через материальное производство.
Другими словами, знание получает свое выражение через специфическую форму – научную информацию, но как товар эта информация может выступать на рынке не сама по себе, а будучи воплощенной в конкретную форму – инновационную услугу (оригинальный материальный предмет или услугу), которая придает знанию-товару различные качества.
На рынке инновационных услуг товарно-денежные отношения не могут нормально развиваться без существования определенных правовых условий и регламентаций, опирающихся на право собственности. Признание интеллектуальной собственности вносит еще одну принципиально важную отличительную черту инновационной услуги как товара, специфика которого заключается в том, что на рынке результат научной деятельности – исследований и разработок – передается, а не отдается. Иными словами, в результате рыночной операции предоставляется право на пользование знанием, то есть оказывается своеобразная «инновационная услуга», право же собственности данного знания остается за продавцом.
Таким образом, в процессе последовательной смены стадий инновационного производства происходит переход инновационной услуги из
нерыночной формы в рыночную, поскольку произведенное знание, представленное в виде научной информации нельзя в полной мере назвать рыночной формой товара. Как мы уже отметили, товарной реализации знаний на рынке инновационных услуг не происходит в той мере, как это предполагает рынок, т.е. передача в процессе продажи товара прав собственности на него покупателю. Покупатель приобретает лишь право извлекать полезные свойства из предлагаемых на данном рынке знаний. И тем самым можно охарактеризовать общественную форму инновационной услуги на этапе ее «интеллектуального» производства как «квазитоварную». Однако, материальное воплощение знания в конкретный продукт, превращает интеллектуальную услугу в рыночную форму товара, поскольку, в данном случае, покупатель приобретает право собственности на него. Вот почему, понятие «инновационная услуга» более приемлемо для обозначения товара на рынке инновационных услуг, чем понятие «инновация», поскольку оно наиболее точно характеризует особенность присвоения товара на данном рынке.
Спрос на инновационные услуги формируют те экономические субъекты, у которых есть потребность в инновационном продукте. Ими могут быть как фирмы, домохозяйства, так и государство. Понятно, что каждый из перечисленных субъектов экономических отношений в большей степени тяготеет к определенному типу инновационных услуг. Так, например, фирмы заинтересованы в инновационных технологиях и продуктах, способных укрепить их позиции на рынках сбыта и дать дополнительные преимущества перед конкурентами. Домохозяйства определяют спрос на качественно новые потребительские товары, способные повлиять на их рациональный выбор и удовлетворить их потребности.
Государство заинтересовано в инновациях, являющихся общественным товаром, т.е. в тех, которые способны удовлетворить общественные потребности. Но, несмотря на эти различия, имеется одно общее требование, предъявляемое данными субъектами хозяйствования к инновационным услугам - они должны удовлетворять не только качественно новые потребности, но и давать дополнительные преимущества потребителям инновационных услуг.
Однако, общеизвестно, что спрос на товар определяется не просто потребностью в этом товаре, а такой потребностью, которая может быть оплачена.
В этой связи, следует отметить, что инновационные услуги, как правило, дорогостоящий товар, в большей степени это касается производственных инноваций, носящих радикальный характер. Однако и предлагаемые на рынке инновационные услуги широкого потребления также отличаются более высокой ценой, чем аналогичные им старые товары. Поэтому и в этом секторе рынка круг потребителей инновационных услуг ограничен. Такое ограничение обусловлено, прежде всего, общим состоянием экономики, которое определяет уровень доходов в обществе и, следовательно, совокупный платежеспособный спрос. Вследствие этого, основополагающим фактором формирования спроса на данные услуги выступает цена инновационной услуги. Не все перечисленные хозяйствующие субъекты, имея потребности в тех или иных инновационных услугах, могут позволить себе их оплатить по причине несовпадения своих потребностей и возможностей. Таким образом, все экономические субъекты являются потенциальными потребителями инновационных услуг, среди которых существует ограниченный круг реальных потребителей товаров инновационного производства, имеющих возможности реализовать свои потребности в нововведениях. Следовательно, налицо олигопольное состояние спроса на инновационные услуги.
Предложение инновационных услуг также зависит от ситуации, которая складывается в экономике в целом, а также от удельного веса наукоемких отраслей в структуре общественного производства, который на современных условиях является одним из важных показателей, характеризующих распространение прогрессивной техники и технологии.
Следовательно, предложение инноваций определяется, прежде всего, научными организациями, экспериментальными заводами, цехами и лабораториями, т.е. теми структурами, которые составляют материально-техническую базу науки, и результаты деятельности которых воплощаются наукоемкими отраслями. Однако следует учитывать и тот факт, что разработку и реализацию инноваций в современных условиях осуществляют не только наукоемкие отрасли, но и фирмы, занимающиеся «традиционным» производством с целью обеспечения дополнительных преимуществ перед конкурентами. Это дает нам основание говорить о значительном конкурентном предложении инновационных услуг на данном рынке.
Таким образом, транзитивной спецификой рынка инновационных услуг является деформация элементов данного рынка, выраженная конкурентным предложением инновационных услуг и олигопольным состоянием спроса на данные услуги.
Уровень и динамика процессов монополизации и конкуренции, то есть взаимодействие центробежных и центростремительных сил, являются одной из важнейших характеристик любого рынка. Исходя из этого, можно отметить еще одну специфическую особенность рынка инноваций - своеобразие механизма рыночных отношений между экономическими субъектами данного рынка, который проявляется, прежде всего, в высокой роли монополистической обусловленности в процессе рыночного товарообмена, а также в определяющем воздействии олигопольных структур на процесс ценообразования на рынке инновационных услуг.
В отраслевых, корпоративных научно-исследовательских разработках степень господства крупных исследовательских центров, место мелких наукоемких компаний определяются в основном сложившейся структурой рынка – высокомонополизированной, олигополистической или дисперсной высококонкурентной.
В этой связи, на стадии «интеллектуального» производства инновационного продукта рынок инноваций имеет некоторые черты олигопольного рынка. Так, «командные» высоты на данном рынке принадлежат экономическим субъектам с высоким уровнем развития сферы НИОКР и научно-технического потенциала (в том числе и государству) и, как правило, это крупные производственные структуры из сферы наукоемких отраслей, имеющие материальные возможности создавать научные знания.
Информация о работе Формирование и функционирование инновационного рынка РФ