Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Марта 2012 в 21:06, контрольная работа
Инновация – это по сути комплекс действий и его практический результат по использованию достижений научной и научно-технической деятельности в конкретной области науки, техники, технологии, организации в целях совершенствования характеристик объекта управления. Таким образом, инновации отражают процессы получения, накопления и использования новых знаний и новой информации.
Введение……………………………….
1. Понятие "инновация" и ее признаки……………………………
2.Инновационный менеджмент…………………………………………..
3.Рамочные условия, стимулирующие инновации
4.Фазы инновационного процесса
Заключение………………………………………………………………………………..
Фазы, как правило, следуют одна за другой, однако не исключены случаи некоторого параллелизма (и тем самым пересечения) отдельных фаз. Так, оценки и расчеты экономической эффективности необходимо проводить не только в фазе поиска идей, но и в последующих фазах. Между процессом исследований и разработок и освоением в производстве новых решений, с одной стороны, и внедрением продукта на рынок, с другой, происходит неоднократное временное, а также и содержательное дублирование определенных задач.
1-я фаза: стратегия предприятия
и инновации
Стратегические решения по инновационной деятельности могут и должны приниматься только в связи с решениями в области общей стратегии предприятия и стратегической программы производства. В то же время они предопределяют исходные условия решений относительно последующего процесса. Стратегия позволяет заранее установить планку в инновационных устремлениях предприятия. Определяющими для инновационного процесса служат следующие стратегические решения:
выбор рынка или рыночного сегмента;
утверждение применяемой технологии;
выбор товаров и услуг, которые должны производиться на предприятии;
решение относительно кооперации в разработках, производстве и сбыте;
установление объема и скорости процесса обновления товаров и услуг.
В данном случае речь идет об идеальном (теоретическом) процессе. В практике предпринимательства возможно и прямо противоположное, т.е. инновации могут оказать решающее влияние на стратегическую направленность политики предприятия. На малых и средних предприятиях часто случается так, что единственная инновация надолго предопределяет развитие всего предприятия.
2-я фаза: поиски идей и их оценка
В этой фазе осуществляются поиски творческих идей для проблемных решений. При этом можно выделить три пути поиска:
разработка новых идей (генерирование идей);
критический пересмотр и
модификация известных
поиск уже работающих общих или частных решений (использование известного научно-технического опыта и знания, приобретение лицензий).
При поиске новых идей малым и средним предприятиям особенно рекомендуется чаще обращаться к внешним источникам информации, например банкам данных, лицензионным посредникам, материалам ярмарок и исследовательских центров.
Для внутрифирменного генерирования идей можно использовать ряд методов.
При применении интуитивных методов центральным пунктом является спонтанное творческое генерирование идей людьми, обладающими интеллектом выше среднего уровня, а также специальными знаниями. В качестве примера поиска новых идей можно назвать методы "мозговой атаки", конкурсы, экспертные опросы.
Главное место в аналитических методах занимают логически структурированные процедуры. Сюда относятся метод дерева решений, морфологические методы, методы аналогий, сценариев, синектика, а также эвристические методы.
Найденные идеи подвергаются
оценкам: сначала отбрасываются
неподходящие, затем проверяются
самые перспективные с
3-я фаза: продуктовое решение
В этой фазе предприятие должно
убедиться, что благодаря продуктовой
идее будет разработан реальный продукт,
который может быть включен в
стратегическую программу предприятия
и продвинут на рынок. Все это
требует всестороннего
постановку целей и задач по данному продукту;
составление временного графика использования ресурсов, необходимых в рамках данной фазы;
планирование производства для предприятия в целом;
планирование сбыта с расчетом экономической эффективности.
Подобное планирование содержит
в себе все важные задачи, которые
необходимы для дальнейшей аналитической
работы в рамках процесса исследований
и разработок вплоть до успешного
внедрения продукта на рынок. Здесь
намечаются точки пересечения маркетинга
и производства; устанавливаются
области соприкосновения
4-я фаза: научные исследования и разработки, технологический трансфер
В сфере научных исследований и разработок проводятся следующие различия: фундаментальные исследования не имеют прямого отношения к продукту, прикладные нацелены на будущее применение полученных результатов, а в ходе разработок главный интерес представляет конкретный рыночный результат. Что касается данной сферы в условиях малых и средних предприятий, то у них дело ограничивается, как правило, разработками; исследования в собственном смысле отходят здесь на задний план.
Исходя из своих целеустановок
эти предприятия могут
окончательное уточнение задачи и разработка принципиального решения по новому товару или новой услуге;
конструктивная разработка изделия вплоть до создания прототипа;
проектирование и подготовка производства для нового продукта с изготовлением и испытанием опытного образца, производственного оборудования и нулевой серии.
И в этой фазе настоятельно
рекомендуется прибегать к
обмен научно-технической информацией путем участия в конференциях, ярмарках, публикации статей;
трансфер знания благодаря принятию на работу сотрудников со специальной подготовкой, выпускников университетов;
совместные исследования с другими предприятиями;
приобретение патентов и лицензий для использования в специальном проекте;
кооперация в разработках.
Постоянно растущее влияние
современных технологий на конкурентоспособность
малых и средних предприятий
требует целенаправленного
5-я фаза: освоение производства
Разработка продукта считается законченной, когда можно начать производство и все внимание сосредоточить на продукте в фазе изготовления. Значение этой переходной фазы в рамках инновационного процесса чаще всего недооценивается, в результате чего возникают значительные потери времени и убытки для предприятия. В этой фазе важно следующее:
адаптация прототипа к
производственно-техническим
ознакомление задействованного персонала с технологическими процессами, методами и новыми областями задач;
запуск машин и оборудования до установленных пределов мощности;
поиски новых каналов снабжения.
Для инновационного менеджмента
в данной фазе важно обеспечить максимально
короткие сроки развертывания
6-я фаза: внедрение на рынок
Инновационный процесс завершается внедрением новинки на рынок. Как показывают эмпирические исследования, неудачей заканчивается введение примерно 1/3 новых продуктов, а среди введенных лишь около 1/3 дает прибыль выше среднего уровня, остальные позволяют только покрыть издержки.
Под внедрением на рынок товаров
или услуг понимается проверка с
помощью рыночных тестов конкурентоспособности
продукции, а также целевое использование
маркетингового инструментария. Фаза
внедрения заканчивается
На крупных предприятиях перед окончательным введением новинки проводится тестирование изделия и рынка по возможности в максимально ранней фазе инновационного проекта. С помощью подобных тестов можно снизить риски, но это связано с высокими издержками. Поэтому и продуктовое, и рыночное тестирование проводится малыми и средними предприятиями лишь в редких случаях. Чаще всего они полагаются здесь на "теоретические" суждения, а также на опыт и интуицию участников инновационного процесса.
Каждая фаза инновационного процесса наряду со временем требует довольно крупных денежных средств. В задачи инновационного менеджмента входит управление процессом таким образом, чтобы оптимально использовать необходимые ресурсы. В таблице приводится примерное распределение общих издержек по инновационным проектам на малых и средних предприятиях. Исследования показывают, что на этих предприятиях сильно недооцениваются затраты, приходящиеся на последнюю фазу - внедрение на рынок.
Распределение издержек инновационного процесса.
Фаза инновационного процесса |
Содержание работ |
Доля в общих издержках |
Фазы 1 - 4 |
От поиска продуктовой идеи до создания прототипа |
53 |
Фаза 5 |
Освоение в производстве |
26 |
Фаза 6 |
Внедрение на рынок |
21 |
Заключение.
В заключение следует отметить,
что инновационный процесс
Список литературы.