Фазы инновационного процесса

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Марта 2012 в 21:06, контрольная работа

Описание работы

Инновация – это по сути комплекс действий и его практический результат по использованию достижений научной и научно-технической деятельности в конкретной области науки, техники, технологии, организации в целях совершенствования характеристик объекта управления. Таким образом, инновации отражают процессы получения, накопления и использования новых знаний и новой информации.

Содержание

Введение……………………………….
1. Понятие "инновация" и ее признаки……………………………
2.Инновационный менеджмент…………………………………………..
3.Рамочные условия, стимулирующие инновации
4.Фазы инновационного процесса
Заключение………………………………………………………………………………..

Работа содержит 1 файл

инновац менеджмент контрольная.docx

— 31.32 Кб (Скачать)

 

Фазы, как правило, следуют  одна за другой, однако не исключены  случаи некоторого параллелизма (и  тем самым пересечения) отдельных  фаз. Так, оценки и расчеты экономической  эффективности необходимо проводить  не только в фазе поиска идей, но и  в последующих фазах. Между процессом  исследований и разработок и освоением  в производстве новых решений, с  одной стороны, и внедрением продукта на рынок, с другой, происходит неоднократное  временное, а также и содержательное дублирование определенных задач.

 

1-я фаза: стратегия предприятия

и инновации

 

Стратегические решения  по инновационной деятельности могут  и должны приниматься только в  связи с решениями в области  общей стратегии предприятия  и стратегической программы производства. В то же время они предопределяют исходные условия решений относительно последующего процесса. Стратегия позволяет  заранее установить планку в инновационных  устремлениях предприятия. Определяющими  для инновационного процесса служат следующие стратегические решения:

выбор рынка или рыночного  сегмента;

утверждение применяемой  технологии;

выбор товаров и услуг, которые должны производиться на предприятии;

решение относительно кооперации в разработках, производстве и сбыте;

установление объема и  скорости процесса обновления товаров  и услуг.

 

В данном случае речь идет об идеальном (теоретическом) процессе. В  практике предпринимательства возможно и прямо противоположное, т.е. инновации  могут оказать решающее влияние  на стратегическую направленность политики предприятия. На малых и средних предприятиях часто случается так, что единственная инновация надолго предопределяет развитие всего предприятия.

 

2-я фаза: поиски идей  и их оценка

 

В этой фазе осуществляются поиски творческих идей для проблемных решений. При этом можно выделить три пути поиска:

разработка новых идей (генерирование идей);

критический пересмотр и  модификация известных проблемных решений или определенных вариантов  решений;

поиск уже работающих общих  или частных решений (использование  известного научно-технического опыта  и знания, приобретение лицензий).

 

При поиске новых идей малым  и средним предприятиям особенно рекомендуется чаще обращаться к  внешним источникам информации, например банкам данных, лицензионным посредникам, материалам ярмарок и исследовательских  центров.

 

Для внутрифирменного генерирования  идей можно использовать ряд методов.

 

При применении интуитивных  методов центральным пунктом  является спонтанное творческое генерирование  идей людьми, обладающими интеллектом  выше среднего уровня, а также специальными знаниями. В качестве примера поиска новых идей можно назвать методы "мозговой атаки", конкурсы, экспертные опросы.

 

Главное место в аналитических  методах занимают логически структурированные  процедуры. Сюда относятся метод  дерева решений, морфологические методы, методы аналогий, сценариев, синектика, а также эвристические методы.

 

Найденные идеи подвергаются оценкам: сначала отбрасываются  неподходящие, затем проверяются  самые перспективные с одновременным  выявлением их потенциальных рыночных шансов. Результатом отбора лучших идей является предложение о производстве нового продукта, где излагаются основы дальнейших мероприятий.

 

3-я фаза: продуктовое решение

 

В этой фазе предприятие должно убедиться, что благодаря продуктовой  идее будет разработан реальный продукт, который может быть включен в  стратегическую программу предприятия  и продвинут на рынок. Все это  требует всестороннего планирования, которое охватывает:

постановку целей и  задач по данному продукту;

составление временного графика  использования ресурсов, необходимых  в рамках данной фазы;

планирование производства для предприятия в целом;

планирование сбыта с  расчетом экономической эффективности.

 

Подобное планирование содержит в себе все важные задачи, которые  необходимы для дальнейшей аналитической  работы в рамках процесса исследований и разработок вплоть до успешного  внедрения продукта на рынок. Здесь  намечаются точки пересечения маркетинга и производства; устанавливаются  области соприкосновения инновации, программного планирования и маркетинга.

 

4-я фаза: научные исследования  и разработки, технологический трансфер

 

В сфере научных исследований и разработок проводятся следующие  различия: фундаментальные исследования не имеют прямого отношения к  продукту, прикладные нацелены на будущее  применение полученных результатов, а  в ходе разработок главный интерес  представляет конкретный рыночный результат. Что касается данной сферы в условиях малых и средних предприятий, то у них дело ограничивается, как  правило, разработками; исследования в  собственном смысле отходят здесь  на задний план.

 

Исходя из своих целеустановок  эти предприятия могут осуществить  техническую реализацию продукта посредством  собственных разработок (возможно, исследований) или прибегнуть к кооперации с другими компаниями. В принципе эта задача должна решаться с учетом следующих моментов:

окончательное уточнение  задачи и разработка принципиального  решения по новому товару или новой  услуге;

конструктивная разработка изделия вплоть до создания прототипа;

проектирование и подготовка производства для нового продукта с  изготовлением и испытанием опытного образца, производственного оборудования и нулевой серии.

 

И в этой фазе настоятельно рекомендуется прибегать к внешним  источникам знания, например в таких  формах:

обмен научно-технической  информацией путем участия в  конференциях, ярмарках, публикации статей;

трансфер знания благодаря  принятию на работу сотрудников со специальной подготовкой, выпускников  университетов;

совместные исследования с другими предприятиями;

приобретение патентов и  лицензий для использования в  специальном проекте;

кооперация в разработках.

 

Постоянно растущее влияние  современных технологий на конкурентоспособность  малых и средних предприятий  требует целенаправленного использования  всех предоставляющихся возможностей технологического трансфера. Даже высокоэффективные  в своей области технологические  лидеры сегодня редко в состоянии  уследить за всеми направлениями  технологического прогресса и соответствующим  образом воплотить в жизнь  новейшие практические и теоретические  достижения.

 

5-я фаза: освоение производства

 

Разработка продукта считается  законченной, когда можно начать производство и все внимание сосредоточить  на продукте в фазе изготовления. Значение этой переходной фазы в рамках инновационного процесса чаще всего недооценивается, в результате чего возникают значительные потери времени и убытки для предприятия. В этой фазе важно следующее:

адаптация прототипа к  производственно-техническим требованиям;

ознакомление задействованного персонала с технологическими процессами, методами и новыми областями задач;

запуск машин и оборудования до установленных пределов мощности;

поиски новых каналов  снабжения.

 

Для инновационного менеджмента  в данной фазе важно обеспечить максимально  короткие сроки развертывания производства, в частности с помощью соответствующей  подготовки и планирования, а также  гибкой реализации целей. Сокращение времени  подготовки производства часто обеспечивает получение рыночных преимуществ  перед конкурентами, а также позволяет  быстро снизить издержки и увеличить  прибыль предприятия.

 

6-я фаза: внедрение на  рынок

 

Инновационный процесс завершается  внедрением новинки на рынок. Как  показывают эмпирические исследования, неудачей заканчивается введение примерно 1/3 новых продуктов, а среди введенных  лишь  около 1/3 дает прибыль выше среднего уровня, остальные позволяют  только покрыть издержки.

 

Под внедрением на рынок товаров  или услуг понимается проверка с  помощью рыночных тестов конкурентоспособности  продукции, а также целевое использование  маркетингового инструментария. Фаза внедрения заканчивается успешным закреплением продукта на рынке. В качестве решающей предпосылки успешного  внедрения следует рассматривать  длительную подготовку рынка сбыта  для новой продукции. Этого можно  достичь с помощью соответствующей  работы с общественностью, рекламы, консультирования клиентов, а также  путем использования дополнительных маркетинговых инструментов (например, ценовой политики). При этом важен  правильный расчет сроков, т.е. верный выбор момента вступления предприятия  на рынок с новой продукцией.

 

На крупных предприятиях перед окончательным введением  новинки проводится тестирование изделия  и рынка по возможности в максимально  ранней фазе инновационного проекта. С  помощью подобных тестов можно снизить  риски, но это связано с высокими издержками. Поэтому и продуктовое, и рыночное тестирование проводится малыми и средними предприятиями  лишь в редких случаях. Чаще всего  они полагаются здесь на "теоретические" суждения, а также на опыт и интуицию участников инновационного процесса.

 

Каждая фаза инновационного процесса наряду со временем требует  довольно крупных денежных средств. В задачи инновационного менеджмента  входит управление процессом таким  образом, чтобы оптимально использовать необходимые ресурсы. В таблице  приводится примерное распределение  общих издержек по инновационным  проектам на малых и средних предприятиях. Исследования показывают, что на этих предприятиях сильно недооцениваются  затраты, приходящиеся на последнюю  фазу - внедрение на рынок.

 

 

 

 

 

 

 

Распределение издержек инновационного процесса.

 

Фаза инновационного процесса

Содержание работ

Доля в общих издержках инновационного проекта, %

Фазы 1 - 4

От поиска продуктовой идеи до создания прототипа

53

Фаза 5

Освоение в производстве

26

Фаза 6

Внедрение на рынок

21


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение.

В заключение следует отметить, что инновационный процесс нельзя рассматривать как следствие  более или менее случайных  технических изобретений или  других предпринимательских идей. Скорее он требует стратегического планирования и ориентированного на рынок управления. Связанные с этим задачи являются объектом инновационного менеджмента.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы.


Информация о работе Фазы инновационного процесса