Частно-научные методы исследования систем управления

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2011 в 18:53, контрольная работа

Описание работы

В естественном языке вопрос выступает чаще всего в виде вопросительного предложения, хотя не всякое вопросительное предложение является вопросом. Так, не являются вопросами риторические вопросительные предложения. Обладая некоторыми признаками вопросов, они не содержат при этом побуждения к ответу и по своей сути являются суждениями. Например, в риторическом вопросительном предложении «Какой он юрист?» содержится утверждение, что он не юрист или плохой юрист, а вовсе не вопрос. Кроме риторических, есть и другие вопросительные предложения, которые также, не требуя ответа, вместе с тем не содержат и открытого сообщения. Они могут выражать, например, просьбу или предложение - «Не х

Содержание

1. Вопрос как логическая реальность 3
2. Частно-научные методы исследования СУ 4
3. Понятие исследования. Условия проведения исследований 6
4. Содержание и задачи экономической и управленческой диагностики 9
УПРАЖНЕНИЯ 13
Список литературы 19

Работа содержит 1 файл

к.р.ИСУ.doc

— 114.50 Кб (Скачать)

     Таким образом, при осуществлении работ  по диагностике в первую очередь необходимо определить «болезнь» системы, выявить ее причины и следствия и наметить основные меры по устранению причин «болезни» системы, а также обосновать направления более детальных исследований. Именно на это направлены диагностические работы. Без этого невозможно провести исследования в нужном русле и достичь их необходимой резуль-тативности.

     В ходе экономических реформ произошли  существенные изменения в условиях хозяйствования, формах и содержании управления.

     Для исследования функционирования систем управления необходимо помимо экономического анализа, интегральных оценок, факторного анали-за использовать и диагностику, рассматриваемую как начальный этап про-цесса совершенствования управления, в результате которого определяются и формулируются задачи, подлежащие выполнению в ходе разработки и реализации комплекса конкретных мероприятий. На современном этапе развития общества есть необходимость рассматривать диагностику в двух аспектах: экономическом и управленческом – и в соответствии с этим выделять экономическую и управленческую диагностику.

     Экономическая диагностика направлена на оценку состояния  эконо-мического объекта в условиях неполной информации с целью выявления  проблем развития и перспективных  путей их решения, а также на изучение режимов функционирования самих систем.

     Управленческая  диагностика – это исследовательская  деятельность, направленная на установление, анализ и оценку проблем развития системы менеджмента организации  и повышения ее эффективности  и выявление главных направлений их решений.

     Управленческая  диагностика подразделяется:

  • на организационную диагностику, которая включает в себя диагностику организационной структуры управления, выявление стратегических и проблемных зон менеджмента;
  • функциональную диагностику, которая исследует систему функциональных и управленческих связей;
  • кадровую диагностику, изучающую квалификацию, личностные особенности и мотивацию сотрудников организации.
 

     Диагностика как отрасль знаний включает в  себя теорию и методы организации процессов диагноза, а также принципы построения средств диагноза, классификацию возможных отклонений характеристик объекта. Выделяют три формы организации процесса установления диагноза – ана-литическую, экспертную и диагностику по модели, т.е. имитационную.

     Например, при диагностике конкурентной среды  сущность перечис-ленных форм состоит  в следующем.

     Аналитическая диагностика представляет собой  процесс установления диагноза бесконтактными методами с помощью маркетинговой, статистиче-ской информации и с использованием методов конкурентного анализа, ти-пологий, анализа конкурентных карт (ретроспективных и перспективных).

     Экспертная  диагностика базируется на информации для целей диагноза, полученной контактными  методами, посредством проведения специальных экспертных и социоэкономических опросов в ходе полевых исследований [2].

     Имитационная (модельная) диагностика позволяет  получить инфор-мацию об объекте  диагноза путем имитационного моделирования. В усло-виях активной информатизации маркетинговых решений на базе Интернета имитационное моделирование может получить более широкие возможности, хотя моделирование конкурентной ситуации – достаточно сложная задача.

     Диагностика действующих систем управления состоит:

     в определении рациональности внутренних взаимосвязей между организационной, производственной, финансовой и управленческой структурами компании;

     оценке  существующей системы реализации бизнес-процессов  и управления ими, а также соответствующей  им информационно-техноло-гической модели функционирования компании;

     выявлении основных проблем компании по вопросам соответствия методов и условий  ее функционирования внешним условиям рынка и выработанной стратегии  развития;

     обосновании мероприятий по изменению структуры  управления.

     Довольно  часто происходит смешение понятий «анализ» и «диагно-стика». Но разница между этими категориями существует, и эта разница существенна. Своеобразие диагностики состоит в том, что, с одной стороны, уже в начале исследования она позволяет обнаружить проблемы и выбрать основные направления целесообразных углубленных обследований. С другой стороны, по завершении всего комплекса исследований можно проверить выдвинутую на начальном этапе диагностическую гипотезу, сформировать окончательное мнение об имеющихся проблемах в области менеджмента.

     В процессе проведения диагностики подвергается анализу состояние различных  подсистем предприятия на предмет  соответствия поставленным целям и  задачам, а также определяется наличие  необходимых ресурсов и способность  решать поставленные задачи. Это позволяет определить текущее состояние и тенденции развития коммерческой, производственной, финан-совой составляющих деятельности предприятия, определить слабые места в управлении, оценить перспективы развития, выработать предварительные рекомендации по разработке стратегии предприятия нa среднесрочную или долгосрочную перспективу.

     В ходе диагностики систем управления выявляются слабые места (сим-птомы) существующей системы управления, анализируются  и выявляются причины их возникновения, что представлено на рис. 6 (позиции 1 и 2), т.е. определяется причинно-следственная связь симптомов (проблем) и при-чин. Это крайне ответственная работа, требующая от ее исполнителей высокой квалификации.

УПРАЖНЕНИЯ

1. Подберите и вставьте  фразу.

Место для ответа: 1 -  F ; 2 - J ;  3 - G ; 4 - H ; 5 - K ; 6 -  C ; 7 -   D; 8 - E  ; 9 - L ; 10 - B, 11 - M, 12 - N.

Колонка  А                                                                                                       Колонка  В

А  Системный подход 1 Совокупность  взаимосвязанных элементов преследующих общую для них цель.
В  Цель 2 Изменение выходов системы в зависимости от изменения ее входов.
С Внешняя среда 3 Простая часть системы,  которая на данном уровне исследования рассматривается как неделимое целое.
D Развитие системы 4 Совокупность элементов, объединенных по какому- либо признаку.
E Состояние 5 Отношение части к целому,  при котором существование части обеспечивает существование целого.
F Система 6 Множество элементов прямо или косвенно влияющих на рассматриваемую систему.
G Элемент 7 Переход системы в новое качество.
H Подсистема 8 Совокупность свойств, которыми обладает система в определенный промежуток времени.
J Поведение системы 9 Способ взаимодействия элементов в системе.
  K Функция 10 Ожидаемое,  желаемое состояние системы, предполагающее достижение определенного результата.
  L Структура 11 Расхождение между желаемым и действительным 
М  Проблема 12  Преобразование входов  системы в ее выходы.
N Процесс  
 

2. Подберите  и  вставьте фразу.

Место для ответа: 1 - E  ; 2 -  F;  3 - D ; 4 - G ; 5 - А; 6 -  H; 7 -  C ; 8 -  J .

Колонка  А                                                                                                Колонка  В

А  внешние … внутренние 1 __________ управляющей системы должно быть больше (или, по крайней мере, равно) разнообразию управляемого процесса или объекта.
В  целостности 2 __________ применительно к открытой системе это способность полностью  детерминированных начальными условиями систем  достигать не зависящего от времени состояния.
С иерархичность системы 3 Задача формулирования общей цели в сложных системах должна быть сведена к задаче _____________  или  декомпозиции цели.
D  структуризации 4 Он связал сложность структуры системы со сложностью ее поведения, предложил количественные выражения предельных законов надежности, помехоустойчивости, управляемости и других качеств системы и показал, что на их основе можно получить количественные оценки осуществимости систем с точки зрения того или иного качества — предельные оценки жизнеспособности и __________   _________ сложных систем.
E разнообразие 5 При анализе причин возникновения и формулирования целей нужно учитывать, как ___________ по отношению к системе факторы (потребности, мотивы, программы), так и _________ факторы.
F эквифинальность 6 В иерархической структуре целей, как и в любой иерархической структуре, закономерность ___________ проявляется на каждом уровне иерархии.
G потенциальной эффективности 7 При формулировке цели, нужно стремиться отразить ее активную роль в познании и в то же время сделать ее реалистичной, направить с ее помощью деятельность на получение определенного конечного результата. При этом формулировка цели и представление о цели зависят от стадии познания объекта, и в процессе развития представлений о нем цель может уточняться.
H зависимость  представления о цели и формулировки цели от стадии познания объекта   (процесса) 8 __________ состоит в том, что целостность системы проявляется на каждом уровне иерархии, т.е. на каждом уровне иерархии возникают новые свойства, которые не могут быть выведены как сумма свойств элементов.
J синергичность  
 

     3. Выберите  правильный  ответ 

     1 Система управления - это:

     а) Совокупность элементов, реализующих управленческие процессы;

     б) Совокупность взаимосвязанных элементов в пространстве;

     в) Субъект управления организацией, имеющей иерархическое строение.

     Ответ: б  

     
  1. Системное исследование систем управления предполагает:

     а) Использование принципов и методов системного подхода и системного анализа;

     б) Изучение механизма функционирования системы;

     в) Изучение схемы управления системы.

     Ответ: а 

     
  1. Глобальная  цель функционирования системы - это:

     а) Цель отдельного руководителя;

     б) Цель отдельного структурного подразделения;

     в) Цель всей организации.

     Ответ: в

     4 Цель исследования - это:

     а) Познание закономерностей развития

     б) Проблема функционирования

     в) Главная направленность исследования

     Ответ: в

     5 Почему исследования становятся функцией современного менеджмента?

     а) Обостряется конкуренция

     б) Повышается сложность решаемых проблем

     в) Компьютер расширяет возможности анализа.

     Ответ: б

     6 Какой из факторов является решающим в успехе исследования?

     а) Методология исследования

     б) Организация исследования

     в) Творческий потенциал менеджера

     Ответ: а

     7 Структурно-функциональный анализ предполагает:

Информация о работе Частно-научные методы исследования систем управления